Американская революция (1775 — 1783) была одной из немногих, добившихся целей. Отцы-основатели США действительно сделали мир свободнее. И, что самое любопытное, сделали это с помощью насилия — войны с Британской империей. Они не были чистоплюями и приняли военную помощь феодально-абсолютистской французской монархии, но целей своих добились. На фоне стольких революций, потерпевших провал, пример поистине уникальный.
Общество, которое создали отцы-основатели США, было суровым и не слишком привлекательным по сегодняшним меркам. И все же оно было одним из самых свободных обществ на планете. Американские фермеры, составлявшие большинство населения, а так же многие мелкие торговцы и ремесленники жили богаче своих коллег в Европе. Небольшие общины, в которых они жили, руководствовались собственными правилами, были зачастую совершенно независимы и имели развитое самоуправление. Жители США могли спокойно исповедовать разные религии, не опасаясь преследований. Да, в США вытесняли со своих земель индейцев, эксплуатировали рабов из черного меньшинства, а у женщин было мало прав, но в те времена мир за пределами США был не менее жесток по отношению к женщинам или людям с завоеванных территорий. Уникальны не те ограничения и жестокость, которые имели место в Америке (и которым, безусловно, нет оправданий), а американская свобода. Не случайно Ханна Арендт в работе «О революции» уделяет такое внимание этим событиям.
По мнению Арендт, одна из причин американского успеха в том, что в Америке с самого начала, еще до достижения независимости, был в далеко идущей мере реализован принцип федерализма — Ассоциации свободных общин. Местное самоуправление для североамериканских колоний – это не пустой звук, а реальная власть локальных коллективов. Американское общество того времени – это не абстрактная атомизированная «нация», состоявшая из миллионов конкурирующих индивидов (как в случае с революционной Францией), а союз коллективов, выдвигавших делегатов для совместного решения важнейших проблем, сохраняя внутреннюю автономию.
Французские революционные диктаторы, уничтожившие федерализм Жиронды, вещали от лица нации, волю которой, вероятно, пойманную неким мистическим способом, они якобы исполняли. В отличие от них, американцы с самого начала воспринимали нацию как союз совершенно определенных сообществ, вырабатывающих совместные решения ради общих интересов и практических целей.
На практике демократический принцип искажался в силу тысячи причин. Уродливая система представительной «демократии» нарушала или ослабляла связи между делегатом и общиной, ибо отсутствовали механизмы регулярных полновластных собраний и референдумов. Партийные машины с их пропагандой заслонили самостоятельно формулируемые интересы избирателей. И, тем не менее, федерализм работал, пусть и с громадными трудностями.
Я бы добавил к аргументам Арендт еще одно – это закрепленное в конституции право американцев на ношение оружия и создание хорошо организованных добровольческих ополчений — милиций. Из истории мы знаем, что свободен лишь вооруженный и организованный в милиции народ (будь то гражданские коллективы греческих полисов или английские йомены).
Современная Америка во главе с конгрессменами — лоббистами корпораций, с гигантскими ведомственными бюрократиями – это результат остановки процесса социальной революции. Не знаю, когда и где будет следующая успешная революция таких масштабов и будет ли. Если да, то она будет похожа (по своим принципам) скорее на американскую, чем на французскую или русскую, иначе она просто не сможет достичь успеха. Ее основой станут автономный муниципалитет, вольный распоряжаться результатами общего труда и устанавливать любые удобные ему законы, принцип горизонтальной добровольной ассоциации самоуправляющихся коллективов и добровольческие ополчения — милиции — ударная сила будущей конфедерации. Элементы этой будущей революции мы видим сегодня в автономных коммунах Мексики, Сирии, Рожавы.
Михаил Магид, востоковед