Выступая на традиционном праздновании годовщины Пасхального восстания (празднование провозглашения Ирландской Республики в 1916 году), Мишель О'Нил, заместитель первого министра в Ассамблее Северной Ирландии, отметила, что «окончание раздела и формирование новой и единой Ирландии, объединение оранжевых и зеленых, остается единственным политическим решением для всех на этом острове, заинтересованных в его будущем».
О'Нил подчеркнула, что «за последние два десятилетия Ирландия была преобразована в результате мирного процесса. И Соглашение Страстной Пятницы стало его краеугольным камнем».
Соглашение, по ее словам, «предусматривает мирный и демократический путь к прекращению раздела и объединению страны. Когда соглашение было подписано 20 лет назад, оно дало надежду на новое будущее. Соглашение признало, что конституционные и политические условия Северной Ирландии должны коренным образом измениться. Британское/юнионистское государство больше не может лишать националистов равных возможностей, паритета уважения, признания нашей ирландской национальной идентичности или политической власти».
Сегодня, двадцать лет спустя, Белфастское соглашение находится под ударом Демократической юнионистской партии (ДЮП) и Консервативной партии Великобритании (Тори). «Это потому, что», – сказала О'Нил, – «они не хотят ему следовать, не верят в его идеалы, паритет достоинства; равенство и взаимное уважение для всех в этом обществе».
Выборы в Ассамблею в прошлом марте отметились отсутствием уважения и высокомерием ДЮП по отношению к ирландскому националистическому/республиканскому народу. ДЮП стремилась отойти от принципов равенства и уважения. Они участвовали в финансовых скандалах, которые подрывают доверие общественности к общественным учреждениям. «Они оскорбляли», – О'Нил подчеркнула – «народный национализм, носителей ирландского языка, представителей этнических меньшинств, геев и лесбиянок, наших братьев и сестер».
Без сомнения, эта 20-ая годовщина дает возможность одновременно вспомнить достижения 1998 года и в то же время задать некоторые трудные вопросы о настоящем.
Великобритания покидает Европейский союз и будет необходимо придумать, как будет функционировать граница между Ирландией и Северной Ирландией. Но само отсутствие границы было неотъемлемым элементом жизни после Белфастского соглашения. Тот факт, что в течение года в результате реакционного и высокомерного отношения ДЮП не было автономного управления, вызывает еще больше вопросов о том, что ДЮП действительно планирует делать дальше.
Партия Шинн Фейн, в свою очередь, снова и снова повторяет, что «стоять на месте – это не решение». Поэтому, как подчеркнула Мишель О'Нил, «ответственность в настоящее время на двух правительствах, и необходимо действовать. Они должны вновь заявить о своей полной поддержке осуществления соглашений и, в отсутствие исполнительной власти, учредить англо-ирландскую межправительственную конференцию».
Впереди будут трудные времена, но партия Шинн Фейн вновь подтвердила свою приверженность делу достижения полного национального примирения.
Республиканцы и профсоюзы имеют противоречивые повестки, противоречивые истории и противоречивую лояльность. Это факт. «Часть пути к примирению заключается в признании того, что это так,» – сказала О'Нил. «Достаточно боли было нанесено всем сторонам общества. Лечение этих ран и совместное строительство нового общества, где мы будем уважать друг друга, требует времени. Весь смысл в том, чтобы добиться объединения глав правительств в исполнительной власти, так как ответственность преодолеть разрыв между нами и теми, кого мы представляем лежит на двух главных политических лидерах».
Еще больше этот процесс усложнит результат референдума о Брекзите, выигранный теми, кто хочет покинуть ЕС. В Северной Ирландии большинство людей проголосовали за то, чтобы остаться в ЕС, что не вызвало бы никаких проблем и не поставило бы под угрозу отношения между Севером Ирландии и Ирландской Республикой.
«Окончание раздела», – сказала О'Нил – «теперь приняло новую динамику из-за Брекзита. Нужно защитить политические институты Белфастского соглашения, гарантию прав человека, все ирландские органы, конституционное и законное право народа на осуществление своего права на самоопределение и единую Ирландию».
Без сомнения, Брекзит также отражает недемократичный характер раздела. Шинн Фейн считает, что в течение ближайших пяти лет должно быть проведено голосование по вопросу о ирландском единстве, поскольку, по его мнению, сейчас настало время планировать новую, единую Ирландию, в которой все культуры и традиции имеют место и возможность внести свой вклад в нашу общую нацию.
Ирландия действительно вступает в решающий период своей политической истории. Сейчас как никогда возможно добиться реальных изменений, как сказала Мишель О'Нил, потому что «старые непреложные истины ушли. Хватка старых партий ослабевает. Вечное большинство юнионистов закончилось. Европа находится в состоянии непрерывного изменения».
Как сказал бывший президент Шинн Фейн Джерри Адамс: «Это время больших идей. Настало время построить новую Ирландию. Сейчас настало время создать настоящую Республику».