Ключевое значение для осознания мирового кризиса, углубляющегося на Ближнем и Среднем Востоке, —
это понимание преобразования, испытываемого центральной цивилизацией в Европе. Подобно тому, как без понимания эпохи Средневековья на Ближнем и Среднем Востоке невозможно понять, преобразования, через которые Европа прошла и стала гегемоном, так и не изучив европейский период истории цивилизации, нельзя будет достичь правильного понимания современного Ближневосточного региона. Между ними существует очень тесная диалектическая связь.
В предыдущих разделах я постарался раскрыть то, отчего и как центральная система цивилизации Ближнего и Среднего Востока была перенесена в Европу. Основной вопрос, требующий ответа и касающийся центральной цивилизации, перенесенной в Европу, это то, почему и как начался промышленный переворот. Поскольку в предыдущих разделах данной Защитной речи уже были даны как многосторонние, так и краткие ответы, я постараюсь по возможности избегать повторений и изложить ответы с самых различных ракурсов.
Для того, чтобы не повторить ошибки, допущенной К. Марксом, надо прежде всего осознать исторический и социологический смысл природы промышленного переворота и промышленного капитализма. К. Маркс был уверен в том, что исследует капитализм как экономическое явление. Ему казалось, что подобно тому, как новые науки, в первую очередь, физика и химия, основываются на явлениях, наиболее фундаментальным научным методом является восприятие общества как явления и его исследование с экономической точки зрения.
Немецкие философские течения идеализма, французский социализм-утопизм и английские школы политэкономии, существовавшие в его время, были столь же неспособны удовлетворить необходимость анализа, как и традиционные религиозные и философские. Хорошо известно, что К. Маркс вместе с Ф. Энгельсом постарались сделать важный шаг на базе той школы, которую называли «научным социализмом». Несомненно. нельзя отрицать ту «революцию в мышлении», которую они начали. На уровне чувств они были против объявившего о своей победе капитализма. Они также смогли продемонстрировать, подобно всем историческим выступлениям против капитализма, организованное отношение к этой системе.
Одним из важных результатов, достигнутых современной наукой, является установление исторического и социального характера истины (осознанная действительность). Несомненно, историчность и социальность не оторваны от глобального и единичного, поэтому они, в противовес этому, выражают концентрацию мышления и достижение результата в череде событий ради понимания действительности (у Гегеля выделяется понятие Всемирного Разума). Тем самым большее значение приобретает осознание положений К. Маркса и его школы по этому поводу.
Вместо того, чтобы считать научный социализм течением, потерпевшим поражение от капитализма, было бы гораздо правильнее считать его недостаточной школой, потому что все-таки у него были и успехи. Необходимо раскрыть ошибки и недостатки, а также иллюзии, помешавшие достичь успеха. В моей Защитной речи есть такого рода пояснения. Вместо повторения при необходимости лучше развернуть новый и более целостный критический анализ, и я стараюсь сделать именно это.
На мой взгляд, было бы правильно изначально рассматривать промышленный переворот не как экономическое, а как идеологическое и политическое событие. Более того, даже до тех пор, пока он не будет воспринят как переворот с преобладающей военной составляющей, невозможно в полной мере осмыслить ни становление европейской цивилизации, ни капитализм, взятый им за основу. То, что обычно говорят в конце, я скажу в начале: силы центральной цивилизации могут быть охарактеризованы тем, что, произведя промышленный переворот в Европе, осуществили самую крупную в историю идеологическую, политическую и военную мобилизацию, придав ей всемирный масштаб. Таково историческое определение европейской цивилизации.
Пока промышленный переворот, являющийся одним из инструментов идеологической, политической и военной гегемонии, не будет осознан в исторической и социальной цельности, нельзя будет верно понять всю нашу эпоху. Для осознания этой истины достаточно будет глубоко проанализировать войны, к которым промышленный переворот привел как внутри самих обществ, так и между ними, а также исследовать всю панораму войны, объявленную им окружающей среде.
Все исторические и социальные события не смогли достичь того уровня милитаризма, который был реализован на базе промышленного переворота. Но еще более ужасно то, что разрушение окружающей среды впервые реально поставило вопрос дальнейшего существования общества.
Это является истиной, которую отрицать попросту невозможно, она буквально сидит в сознании человечества. Сопротивляясь высказываниям и практическим делам, буквально ослепляющим общество, в которое он кто глубоко вошел при помощи чрезвычайных идеологических механизмов и возможностей власти, истина продолжает свое существование в виде мирового кризиса, выставляя как противодействие свою теорию и практику.
А. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ЕВРОПЕЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Некий аналог идеологической гегемонии (мифологической, религиозной, философской и научной), которую мы наблюдаем в социумах, испытавших исторические преобразования, можно заметить также на европейской стадии развития цивилизации. Мы видим материальные преобразования цивилизации не такими, какие они есть в реальности, а такими, какими они представлены духовно (в узком культурно-идеологическом смысле).
Эта истина, характерная для всех эпох, действительна и для европейской эпохи, и не только для нашего мышления, но и для сохранения жизненных сил, причем гораздо больше, чем это принято считать. Эпохи обладают свойственным им действием. Они не являются непреодолимыми, но без достижения действительной диалектической стадии невозможно никуда уйти от этих реалий. Это так, даже если считать, что мы выступаем против этого.
Абдулла Оджалан
Манифест демократической цивилизации. Кризис цивилизации на Ближнем и Среднем Востоке и решение на основе принципов демократической цивилизации
Продолжение следует