К вопросу о курдской истории и ее древних верованиях

К вопросу о курдской истории и ее древних верованиях

Вопросы о древних религиях курдского народа никогда не перестанут иметь свою актуальность, как для самих курдов, так и для востоковедения. Тем более, учитывая постоянные споры на тему религии внутри самого курдского общества. Роль религии в курдской истории огромна, даже где-то трагична. Курдская культура и обычаи связаны с древними верованиями и религиями, возникавшими на территории Курдистана и Месопотамии.

Выдержки из работы Г. Б. Акопова «Еще о Сулеманийском пергаменте»

«….Как отмечалось, Сулейманийский пергамент дошел до нас в арамейской графике. Арамейский алфавит же в Иране был введен Дарием старшим и находился в обиходе в парфянское и сасанидское время. Это означает, что изучаемый памятник относится к эпохе до распространения в Иране арабской графики. Наряду с этим, Кейван обращает внимание на тот факт, что в нем нет арабизмов, – единственное арабское слово в нем – это «араб». На этой основе Ясеми полагает, что Сулейманийский пергамент относится к эпохе арабского нашествия на Иран. Данный вывод подтверждается описываемыми в нем историческими событиями.

Храмы (Хормоза) разрушены, огни погашены,

Отвернулся (от нас) владыка владык.

Насилие совершил (разрушил) араб Хабур,

Деревни (округа) Пале до Шахрезура,

Жены и домочадцы в плен уведены,

Воины лежат в крови.

Вера Зароастры осталась без рук,

Не заступился Хормоз ни за кого.

.Не меньшее значение Сулейманийский пергамент имеет и для изучения отдельных вопросов истории курдов, освещаемого им периода. Особенно велико его значение в плане проскальзывающих в литературе мнений о том, что-де как только арабы появились на территории Курдистана, курды перешли на их сторону и сыграли важную роль в арабских завоеваниях . Именно на этой основе Касемом, например, был сформулирован тезис о том, что, якобы, курды, породнившись с арабами в мусульманском братстве, как иракский народ, являются частью арабской нации, а авторы более откровенного баасистского направления даже объявляют их народностью арабского происхождения. Изучаемый памятник отвергает такого рода утверждения, и чтобы понять его значение для историка—небольшой экскурс в освещаемую им эпоху.

Несмотря на последующую их роль в арабских завоеваниях и вообще в истории халифата, курды, как пишет Ибн аль-Балхи, составляли основное ядро сасанидского войска. В записанной О. Манном в Мукринском Курдистане легенде рассказывается о набеге курдов на Медину ; очевидно, речь идет об известном походе персов в Хиджаз накануне возникновения халифата. Одна из основных битв арабов с иранцами произошла в районе Нахавенда в юго-восточном Курдистане. Основное сопротивление арабам в Парсиде оказали курды, и Ибн аль-Балхи пишет, что в отместку за это арабы начали истреблять курдов. Такое же сопротивление, рассказывает Белазари, они оказали и в районе Мосула. Шейх Ахмед ад-Дахлан отмечает, что за оказанное их войскам в Северной Месопотамии сопротивление «халифы истребили множество курдов». Как видно, все эти свидетельства источников касаются не просто курдов, а именно населения районов, о которых рассказывается в Сулейманийском пергаменте.

Таким образом выясняется, что изучаемый памятник—источник по истории курдов, тем более ценный, что в нем мы имеем отражение отношения «второй стороны» к арабскому нашествию, что в нем отразились не только события арабской эпохи. Наряду с ними в Сулейманийском пергаменте мы находим ценнейшие данные по истории и культуре курдов более ранней эпохи; они позволяют судить об отдельных вопросах курдоведения, актуальных и в наши дни.
Так, в курдоведческой литературе немало разговоров о номадийном кочевничестве курдов и их «природной склонности» к кочевому скотоводству. Но из данных Сулейманийского пергамента видно, что в рассматриваемую эпоху Курдистан имел не только села, но и города, а его население, занимаясь земледелием, вело в основном оседлый образ жизни.
В тесной связи с этим находится вопрос о верованиях курдов той эпохи. Давно известно, что зароастризм—это религия земледельческого общества. Данные изучаемого памятника позволяют не только говорить о зароастризме курдов, но и о том, что они строили храмы, что поклонение огню было основным их культом. Факт этот позволяет понять истоки различных «еретических», с точки зрения ортодоксального ислама, явлений в верованиях курдов; такие явления обычно оцениваются как пережитки зароастризма, особенно если речь идет об езидизме, или иллахизме. Важно при этом подчеркнуть, что если одни формы зароастрийской религии находят объяснение в восточно-иранистском плане, другие легче объяснить западно-иранскими материалами; если одни темы авестийской мифологии находятся в связи с темами древнеиндийского эпоса, тема Зохака, например, имеет западно-иранские истоки; что отдельные сюжеты авестийской мифологии отразились в датируемой II тысячелетием до н. э.,. луристанской бронзе. Конечно, от этих фактов еще далеко до доказательства того, что поскольку верблюда курды называют «уштра», а имя Заратуштры расшифровывается как «обладающий золотыми верблюдами», ясно, что оно имеет курдскую этимологию; далеко до правомерности сопоставления имени Зардошт с курдистанским топонимом Сердешт; до доказательства того, что он говорил на… мукринском диалекте. Взгляды западно-иранского происхождения Авесты еще ждут обоснования, и не о них речь. Речь идет об авестийской религии населения Курдистана той эпохи.

Источник: Г. Б. АКОПОВ. Еще о Сулейманийском пергаменте. — «Вестник обществ. наук», Ереван, 1968, №8, с. 94—108

Подготовил: Османов Рустам.

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/FW06x

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях