Под предлогом участия в борьбе с терроризмом Эрдоган провоцирует все новые вооруженные конфликты на севере Сирии. Причем этот новоявленный «султан» не скрывает, что к террористам он относит, прежде всего, режим Асада и курдских ополченцев. Арабо-суннитскую оппозицию во главе с «Братьями-мусульманами» и другими радикальными исламистскими группировками он считает своими союзниками и всячески поддерживает.
Вторжение турецких войск в начале 2018 года в провинцию Идлиб сопровождалось новыми поставками оружия сирийской оппозиции, в частности дронов и ПЗРК, и возведением фортификационных/наблюдательных сооружений, что практически «заморозило» наступление сирийской армии на этом участке фронта. Не исключено, что поставленный через Турцию ПЗРК использовался при атаке на российский СУ-25. Массированная атака боевиков на российские военные базы с применением дронов также не могла состояться без участия турецких спецслужб. Похоже, что Эрдоган чувствует себя хозяином в Идлибе, где установил контроль над большей частью этой провинции и уходить отсюда не собирается.
Одновременно Анкара продолжает военную карательную операцию «Оливковая ветвь», направленную на захват курдского кантона Африн в северо-западной части сирийской провинции Алеппо. Конечной целью этой операции должно было бы стать объединение ранее захваченного турецкими войсками плацдарма между приграничными пунктами Аазаз и Джараблус, провинций Африн и Идлиб. Широко разлекламированное Эрдоганом дальнейшее наступление в направлении стратегически важного г.Манбидж, скорее всего, является отвлекающим маневром и пропагандистским блефом. Вашингтон ясно дал понять своим турецким партнерам по НАТО, что дислоцированные в Манбидже и к востоку от него курдские отряды «Сирийских демократических сил» (СДС) находятся под патронажем США. Судя по массированной поддержке армейской авиации и артиллерии ополченцев SDF на восточном берегу Евфрата в бою под Дейр эз-Зором в ночь с 7 на 8 февраля т.г., американцы настроены решительно. Кроме того, отряды СДС оснащены современным американским противотанковым ракетным вооружением и безоткатными орудиями, могут вполне самостоятельно остановить продвижение турецких механизированных колонн и нанести им серьезный ущерб.
Почему Вашингтон не защитил курдов Африна? Во-первых, там до начала турецкой военной операции дислоцировались подразделения военной полиции России. Во-вторых, Африн — ярко выраженный эксклав, отделённый от Манбиджа 23,5-километровым «перешейком» севернее Эль-Баба, подконтрольным оппозиционной «Сирийской свободной армии». В итоге, будущее кантона Африн оказалось в руках Анкары и Дамаска. В результате ракетно-бомбовых ударов, артобстрелов и вторжения механизированных колонн там уже погибло около 2000 сирийских граждан только в приграничных районах.
Якобы, Дамаск все же пытается помочь защитникам Африна, но пока трудно сказать, чем завершится продвижение проправительственного сирийского ополчения в этом направлении. Судя по всему, нехватку военнослужащих своей регулярной армии Асад пытается компенсировать шиитскими милицейскими формированиями, в том числе и иностранцами (Иран, Ирак, Ливан, Йемен). Эти шиитские ополченцы попали под огонь турецкой артиллерии и в перспективе могут столкнуться с ожесточенным сопротивлением протурецкой суннитской оппозиции. Не исключено, что провинция Африн окажется разделенной на долгое время между протурецкими и проасадовскими силами. Курдские ополченцы ПДС, скорее всего, предпочтут взаимодействовать с проправительственными силами при отражении турецкой агрессии. Курды имеют большой опыт ведения партизанских действий, отличаются стойкостью в боях, хорошо мотивированы на защиту своих очагов и семей. В их распоряжении имеются бронетанковая техника, весьма современные противотанковые ракетные комплексы «Конкурс-М», «Метис-М» и «TOW-2B». ВС Турции уже потеряли в боях здесь вертолет, несколько единиц бронетехники.
Таким образом, «карательная прогулка» бандформирований Эрдогана в провинции Африн превращается в новый затяжной вооруженный конфликт, сопровождающийся гибелью мирных жителей и гуманитарной катастрофой. Почему-то на последнем заседании Совета Безопасности ООН упор был сделан на прекращении огня и спасении населения сирийского анклава Восточная Гута под Дамаском. В то время как трагедия Африна пока еще не нашла своего должного отражения ни в СБ ООН, ни в мировых СМИ, ни в заявлениях руководств, заинтересованных в урегулировании сирийского кризиса государств. Похоже, что Эрдогану пока удается умело балансировать между интересами Москвы и Вашингтона в Сирии и спекулировать на имеющихся между ними противоречиях для достижения своих преступных целей.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Иванов Станислав Михайлович