«Дерсим побеждён, но курды и Курдистан будет жить, курдская молодёжь отомстит!»

«Дерсим побеждён, но курды и Курдистан будет жить, курдская молодёжь отомстит!»

В середине 1930-х годов Анкара приступила к полному подчинению полунезависимых племён Дерсима (вождь Сеид Реза). Турецкие «учёные» объявляли населяющих Дерсим курдов-«заза» «переселившимися в древности с равнин в горы турками», «страстно желающими воссоединиться со своей родиной».

 

На этой фотографии изображен лидер дерсимского восстания Сеид Риза и его сын, которых ведут на казнь. Сеида Ризу спросили о его последнем желании — он попросил чтобы его казнили раньше его сына. Но кемалисты не выполнили это его желание…

Турецкая Энциклопедия: «Большинство курдов Турецкой Республики говорит по-турецки и живут как турки. Мы, турки, не считаем их принадлежащими к другой нации».
М. Кемаль, 1 ноября 1936 года: «Самая важная проблема в наших внутренних делах это дерсимский вопрос. Необходимо во что бы то ни стало и с корнем вырвать этот нарыв, этот страшный фурункул… и правительству предоставлены широкие полномочия для принятия самых срочных мер по этому вопросу».

Была создана специальная комиссия во главе с генералом Альпдоганом (вилайеты Элязиз, Тунджели, Бингёль). После ряда турецких провокаций и зверского убийства сына Ризы, направленного на переговоры, в июне 1937 года началось восстание: 30 тысяч вооружённых курдов выступили против корпуса во главе с Иненю и министром ВД ТР Ш. Кая. Летом 1937 года боевые действия в Дерсиме принимают небывалый размах. Риза предложил Альпдогану «прекратить кровопролитие, признать национальные права курдов, выдать убийц сына».

Турки опять подкупили, следуя старой тактике, часть курдских племён, был подкуплен и племянник Резы, вследствие чего провалилась попытка самого Сеита Резы просить убежища для дерсимцев в Ираке. Турецкое командование подожгло леса вокруг Дерсима, и курды двинулись к Ираку, отчаянно сопротивляясь наседавшим со всех сторон турками. Восстание пошло на убыль.

«Тан» в июне 1937 писала: «Дерсим — центр движения,- будет полностью разрушен, а жители переселены в другие районы. Таким образом жители Дерсима, турки, чистые турки, которые, спасаясь бегством от Тимурленга, прибыли в Дерсим, сольются со всем турецким народом». «Виселецы Диарбакыра украсились мятежниками. Казни приводятся в исполнение немедленно после вынесения приговора».

«Temps», 18 августа 1937 года: «Было применено самое совершенное оружие и заняты главные стратегические пункты. Немалую роль сыграла также авиация… турецкой лётчице Сабиха Гёкчен [приёмная дочь Ататюрка] был выдан почётный диплом за героизм, проявленный ею в районе Дерсима, где она… разыскивала берлоги мятежников и обстреливала их из пулемётов».

«Таймс» 16 июня 1937 года напечатала статью «Курды против образования. Бунт, подавленный войсками». В статье говорилось, что восстание в Дерсиме было вызвано враждебностью курдов «к введению обязательного образования и других реформ.
Цинизм европейских сообщений вызвал ряд протестов, в т.ч. русского зарубежного курдолога В.Никитина и курдских патриотов в Лигу Наций, но всё это было, конечно, безрезультатно.

В июле 1937 г. был заключён Саадабадский Пакт Турции, Ирана и Ирака («Ближневосточная Антанта»), в котором они обязывались совместно бороться против курдского движения.

10 ноября 1937 года после предательского ареста в Эрзинджане 75-летний Сеит Риза и 11 его соратников было приговорены к смертной казни в Элязизе. 18.11. они были повешены. Сеит перед смертью произнёс: «Дерсим побеждён, но курды и Курдистан будет жить, курдская молодёжь отомстит!»

16 ноября 1937 года Ататюрк, выступая в Диарбакыре, сказал: всё население востока страны целиком состоит из турок, которые «являются примером для мировой цивилизации, для всего человечества».

28 мая 1938 года премьер Д.Баяр обратился к дерсимцам: «Эй, народ Дерсима, бросьте оружие и мы протянем вам свои руки. Великодушие наше велико, но гнев ещё больше: выбор в ваших руках!»

Продолжались «военные манёвры», направленные на окончательное подавление Дерсима. Зверства турецких карателей были настолько жестокими и чудовищными, что командир эрзерумского корпуса Тевфик-паша отказался от своего поста и был отозван в Анкару. В тот период было уничтожено тогда 70.000 курдов.
Курдский исследователь И.Ш. Ванлы полагает, что восстание «было вызвано политикой массового выселения, которое правительство Анкары пыталось осуществить по отношению к курдам. Население Дерсима отказалось повиноваться приказу Анкары о переселении в западные районы страны».

В 1935-40 годах население вилайетов Элязиз, Эрзерум, Муш, Ван уменьшилось на 280.338 человек, в то время как при норме прироста, характерного для курдов, оно должно было возрасти на 100.000 человек. Тогда же было переселено 370.000 курдов.
Устюнгель: «[Кемалисты] подвергли национальные меньшинства насильственной туркизации. Выселяли из родных мест лазов, организовали массовые убийства курдов, как это было сделано с армянами. Уже уничтожены сотни тысяч курдов. Тысячи курдских семей уничтожены, сотни деревень сожжены и разрушены. Чтобы скрыть следы своего преступления, анкарское правительство объявило «запретными» районы, где были сравнены с землёй эти деревни».

В ряде курдских документов после 1945 г. упоминается идея создания Великого Курдистана. Но положение оставалось трагичным.

Турецкий журналист-очевидец Осман Мете («Сан Поста», апрель 1948) пишет: «Я поехал в Тунджели. Это — бывший Дерсим. Объездил эти безлюдные опустошённые края. Беседовал с жителями, обитающими от Калана (бывшая деревня Мамикан) до Арарата. Они не видели других правительственных чиновников, кроме сборщиков налогов и жандармов… Здесь нет ни ремёсел, ни земледелия, ни торговли. Я увидел лишь несчастных жалких людей, вся жизнь которых связана с выращиванием коз. Тунджели живёт в XV веке и ничего не знает о благах XX века. Центр вилайета Тунджели находится в Калане, расположенном на берегу реки Мунзур и состоящем из 50-ти домов. «Почему эта деревня построена в таком неудачном месте?» — спросил я.

Мне ответили, что после дерсимских событий Абдул-паше [Альпдоган]… было предложено основать административный центр для вилайета, и несмотря на возражения специалистов он выбрал именно это ущелье… Никакой духовной жизни, ни школ, ни медресе. Цивилизация ни в какой форме не проникла сюда. Нет ни врачей, ни медикаментов. Между деревнями нет дорог. В этом районе живёт более 100 тысяч человек… Мы не должны допустить, чтобы такое положение продолжалось.
Примечательно, что турецкий журналист возлагал ответственность на правительство.
После 1945 года последовало оживление надежд курдов. Их представитель писал в Лигу Наций о народе в «9 миллионов. человек, живущих на территории 500.000 кв. км».
Журнал «Экономист», май 1946 г.: «Турецкие курды официально перестали существовать, о них упоминается иногда случайно, как о горных бандитах, либо как о горных турках».
Филлипс Прайс, 1956: «На острове озера Ван имеются руины древнего армянского монастыря. До последнего времени турецкие чиновники не позволяли иностранцам бывать там», однако затем пустили, но всё же «к курдам относятся по-прежнему».

«Курды — древняя раса, жившая в высокогорных областях, говорившая на своём языке и ничего общего не имеющая с турками. Курды… постепенно ассимилируются турками. Все они говорят на турецком языке, но и курдский язык можно услышать на улицах города Вана и в деревнях». (Запретными зонами были объявлены Агры, Сасун, Тунджели, Зейтун).
Айдемир: «На протяжении всего правления Исмета Иненю (в качестве премьер-министра или президента) вопрос о восточных вилайетах… не рассматривался как часть национальной проблемы… Страдания Востока всегда были более глубоки, чем они представлялись стороннему наблюдателю».

24 февраля 1955 года был подписан Багдадский Пакт (Ирак, Турция, Пакистан, Англия). По мнению Ванлы, «существование курдского вопроса послужило главной причиной заключения Багдадского Пакта… главной жертвой политического «статус-кво» на Ближнем Востоке является курдский народ». Автором делается вывод, что курды и тогда составляли компактную массу на своей территории.

По переписи 1927 г., нацменьшинства (по признаку родного языка), в т.ч. курды и черкесы, в вилайете Стамбул составляли 27,5%, немусульмане 31,14%. Только в вилайете Стамбул 21.250 нетурок было причислено к туркам.

С 1927 по 1965 гг. численность курдов возросла с 1184 до 2370 тысяч человек, к концу 1938 года только в Дерсиме проживало 500 тысяч курдов (официально значилось 270 тысяч человек). По данным Исмаила Бешикчи, в 1969 г. в Турции было 4,5 — 5 миллионов курдов. В 1920-х гг. в Ване было 77% курдов и т.д. (см. таблицу выше – Ред.). В восточных и юго-восточных районах страны меньшинства составляли 40 %, причём 37 % — были курды. Бешикчи свидетельствует, что 80 – 85 % кочевавших вокруг озера Ван курдских племён совершенно не знали турецкого языка. Таким образом курды проживали компактной массой на своих землях.

Новые репрессии последовали после переворота 1960 года 485 курдов было заключено в специальный лагерь в Сивасе.

Президент Турецкой Республики Дж. Гюрсель, выступая в Диарбакыре, заявил: «Нет курдов, все турки… Земля, вырастившая Зию Гёкальпа [отуреченный курд], не может принадлежать курдам. Не только здесь, но и на всём Востоке [Турции] живут только турки».

Начало 1961 г. — сфабриковано так называемое «мардинское дело», волнения в Мардине были подавлены с помощью авиации (мардинских курдов поддержали курды Вана, Битлтса, Диарбакыра, Сиверика, Урфы). Продолжались репрессии, высылки, аресты и иные подобные меры со стороны турецкого правительства.

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/Ll8x9

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях