Манифест демократического общества

Манифест демократического общества

 

 

 

В тот период существовал храм не только в Мекке, но и в Иерусалиме (к концу  II  тысячелетия до н.э. сын Давида,  пророк Соломон,  заложил фундамент  первого храма),

и этот храм отличался  колоссальными масштабами  и древностью по  сравнению с аналогами во всем мире. Мое личное мнение таково, что  еще до начала эпохи Авраама этот регион, по меньшей мере, десять тысячелетий играл роль мирового центра.

Здесь очень важно понятие «центр». Представление  о пятисотвековой центральной цивилизации дает нам возможность осознать, что взаимоотношения между центром и периферией постоянно имели место в мировой истории. Без центра не может быть и истории. В истории цивилизации было очень много изменений  во взаимоотношениях между центром и периферией. Ни один регион не являлся  центром на протяжении тысячелетий.

С точки зрения позиций первого центра человечества и данного  срока Урфа является беспрецедентным случаем. Другой особенностью региона является аутентичность проживающих там людей. Возможно, были и те, кто поселился в этом регионе, прибыв извне, но народ, строивший эти храмы, был местным.

Этот регион был основным местом проживания хурритов – первого в истории родового сообщества людей, обретшего свой этноним.  Здесь же располагалась столица империи митанни, имевших хурритское происхождение (Waşukani-Serêkâni-Джайлапинар), что позволяет нам осознать идентичность проживающего там  народа. Более того, Урфа  — это центр региона Плодородного Полумесяца.

Ясно, что культурные экспансии, исходившие от  Плодородного Полумесяца, сыграли огромную роль во всех регионах, в частности, питая культуры Шумера и Египта. Египетский исход Авраама и его взаимоотношения с Вавилоном должны быть именно теми преданиями, которые подтверждают истину. Известно, что гиксосы (1800 гг. до н.э.), создавшие династию в Египте, также были выходцами из этого региона. Храмы еще больше доказывают  эту версию. Мы может утверждать, что традиция  одаривания и гостеприимство  входили в число  значительных функций храмов.

Эти реалии дают нам основания полагать о зарождении в них торговли. То, что храмы были первыми центрами обмена, известно также из истории шумера. Если принять во внимание коммерческий аспект исхода Авраама, то эта истина обретет  более конкретный характер. Не считаю целесообразным перечислять аргументы, имеющие отношение к периоду после Авраама, поскольку они хорошо известны.

Урфа 1600 гг. до н.э. располагалась в центре пересечения трех исторических сил: это Шумер, Вавилон и Ассирия, контролировавшие Нижнюю Месопотамию,  хетты, возвышавшиеся во Внутренней Анатолии, и усиление новой династии фараонов в Египте.  Урфа уже в те времена, являясь  наиболее плодотворным  центром геобиологии,  начала  превращаться  в наиболее значительный геополитический центр.

Заполнив этот геополитический вакуум, митанни встали на путь укрепления. Мы видим здесь начальный этап именно той истории, которую специалисты, глубоко ее изучающие, оценили как величественный период установления первых взаимоотношений и дипломатических связей между цивилизациями. Здесь развивалась  поистине торговая буря, на волне которой происходил активный культурный  обмен.

 Речь идет о том периоде, когда торговля, как и культура, стала обретать традиционный  и структурный характер. Между дворцами устанавливались  активные династические связи. Религии, идеологии  смешивались и преобразовывались. Хетты именовали свои владения  «территорией  тысячи богов». Этот регион стал центром коневодства, в котором тогда ощущалась серьезная потребность. Знаменитые конные состязания «кикули», о которых часто упоминается в эпосе, происходили  здесь —  именно здесь имел место пик родоплеменной системы.

Урфа  знаменита не только своей  религиозной святостью, но и мощной  исторически  культурой песнопении, сказаний, музыкальных инструментов — саза, барабана, зурны и т.д. Эти реалии тоже относятся к  авраамическому периоду. Один  ли  человек совершил  исход  или были тысячи таких, как Авраам,  в принципе,  и не столь важно. Гораздо важнее  наличие в тот период сильной  тенденции.

 Обстановка была очень динамичной и превратила торговлю в прибыльное ремесло. Авраам — всего лишь индивидуальность, представитель  торгового класса, достигшего структуризации. Значение имеет торговля как институт,  сформировавшийся  между цивилизациями. Очень оживленной была торговля скотом, поскольку регион был весьма  благоприятным в этом отношении. Вот и Авраам со своими стадами вышел в путь — ясно, что торговал  скотом.

Природа торговли побуждала тысячи таких людей идти в сторону Египта. Развивалась и работорговля. Очень значимым является тот факт, что Иосиф был продан в качестве раба.  Существовала  торговля наложницами. Очень интересен тот факт, что Авраам именно купил Агарь.

Более того,  Авраам  был не только представителем, но и  предводителем сильного  рода. Величественная храмовая культура четко дает понять, что  каждый  род  поклонялся  своему  божеству. Ясно и то, что божество, покровительствовавшее роду Авраама, сталкивалось с богами Вавилона, которые стремились взять под свой контроль весь регион.

 Столкновение материальных интересов отражается на конфликтах  между богами. С высокой долей вероятности можно предполагать, что слово «Ур», лежащее в основе этнонима Урфа, этимологически восходит к шумерскому существительному  «ур», то есть «холм». Слово «Урфа», вероятно, означает холмистый населенный пункт. Это верная  гипотеза. Другим предметом споров является этническое происхождение Авраама. Был ли он хурритом или семитом,  точно не известно. Как  и сегодня, тогда это  был регион  сильнейшего  этнического смешения. Казалось, в нем нет  родов и культур, изолированных  друг от  друга. Иврит — это язык, который полон примеров, ассоциирующихся с этимологическими смешениями.

Все мы наизусть помним повествование об Аврааме, ставшее достоянием Святого Писания. Это повествование включает в себя ряд  фактов — предания  о том,  как он сталкивался с нимродом, крушил идолов,  хотел броситься в огонь, чудом спасся, ушел в путь, переселился туда, где сейчас расположены Израиль и Палестина.  Существуют сказания о том, как в результате стремления к дворцу и интриг он поднялся до уровня визиря, как сын его Иосиф был продан в рабство египетскому фараону, что сыновья его Иаков и Исаак рождены от знатной Сары, как после рождения сына Измаила от наложницы Агари (предположительно она принадлежала к одному из  местных племен, близких  арабам) Авраам отправился в путь в Мекку, и многие другие факты.

Ясно, что культура, к которой принадлежал Авраам, не была ни шумерской, ни египетской цивилизацией.  Это родоплеменная культура Урфы, насчитывающая тысячелетия. Но это — культура смешанная, синтезированная эпохой, в которой имели место значительные преобразования.

Если изучить  повествования об Аврааме, то можно прийти к некоторым значительным выводам. Нимрод, как известно, — титул вавилонского местного правителя, аналогичный губернаторскому.  Он представлял в Урфе вавилонский пантеон, в котором была масса идолов.

 Отец Авраама состоял на службе у нимрода, но у него были с последним проблемы и стычки. Как бы то ни было, но он был местным родоплеменным аристократом. Вероятно, у него были собственные верования.  Авраам стал на защиту отца, следовательно, интересов своего рода. В итоге возникли   столкновение и конфликт. То, что Авраам  крушил идолов и пытался броситься в огонь, довольно ярко раскрывает эту истину.

В таком случае он возглавил борьбу за интересы не только своего рода, но и всех близких родов,  что явилось  местной  патриотической  борьбой  против вавилонского колониализма. Смысловым фронтом, идеологическим штабом этой борьбы стал вавилонский пантеон,  стремившийся  играть роль гегемона. Идеологическим фронтом Авраама стала духовная культура рода, то есть его вера в своего бога.

 Поскольку он возглавил эту борьбу,  божество его рода тоже стало предводителем богов других родов. Так и получилось. Но в результате борьбы двух смысловых фронтов  победителем оказался вавилонский нимрод, потому что он олицетворял государство. Выходом для Авраама становится вынужденное переселение. Годы и дороги  для него становятся тяжелыми, поскольку война, в которую он вступил, оказалась серьезной. Он восстал против традиции цивилизации, ведь крушение идолов означало игнорирование официальной  системы цивилизации (официальную современность того периода).

Несомненно, сотни родов и отдельных личностей боролись против  цивилизации. Вавилон и Ассирия «прославились» тем, что совершили своего рода геноцид той эпохи, уничтожая  роды  и племена. Итак, речь идет о периоде больших катаклизмов  и столкновений.  Прославленным властелином  того периода был знаменитый Хаммураби (1700-1600 гг. до н.э.).  Считается, что он ввел первые правовые нормы.

 Борьба, проводимая  Авраамом, в какой-то степени похожа на борьбу за освобождения от колониальной зависимости, которая развернута сегодня против капиталистической цивилизации. Если одной из причин его устремления в Египет была торговля скотом, то, вероятно, второй серьезной причиной был поиск союзников.

 Этот вывод можно однозначно сделать  из повествования об Иосифе,  потому что соперничество между различными цивилизациями в тот период предельно развилось и усилилось.

Столкновения между хеттами и египтянами, вавилоно-хурритские (хеттские) и вавилоно-египетские конфликты нашли  широкое  отражение в письменности.  Ясно, что Авраам поселился в окрестностях современного Иерусалима, который был за пределами контроля всех трех цивилизаций и своими климатическими особенностями напоминал Урфу.  

Авраам  жил здесь в качестве переселенца. С трудом купил себе место на кладбище. Его связи с Урфой сохранялись. Сына своего,  Иакова,  он женил на Рахели,  его близкой  родственнице. С точки зрения предмета нашего повествования важно преобразование, которое претерпела вера Авраама. Ясно, что Авараам впал в какое-то сомнение,  что подтверждается тем, что он крушил идолов  нимрода. Крушение  же идолов, пусть даже представляющих чужую религию, является открытым намеком на религиозные сомнения.
В традициях мышления того времени значительное место занимали «голоса свыше». Голоса свыше — это путь достижения вдохновения и экстаза во время концентрации мысли. Это язык вдохновения.  Голос  или вдохновение (голос свыше), которое, как говорят,  посетило его, Авраам  истолковал так: “Wa Hewe!” Есть вероятность, что это высказывание на хурритском языке. Смысл таков: «Это Он», коротко, «Он».  Это — Бог нового синтеза, которого он ждал, на которого он надеялся. Постижение Господа Моисеем и Мухаммедом тоже будет таким, стало быть, традиция очень древняя. Этимологи и по сей день исследуют выражение «Он». Свое личное мнение я высказал. Что касается того, что постепенно это высказывание стало звучать как «Yahweh», далее превратилось в «Yahudi», мнения общие. Очень краткая история знаменитого иудейского бога такова.

Я уже говорил о том, что слово « İbranî», ставшее производным от древнеегипетского «Apiru», означает «люди, пришедшие из пустыни и покрытые пылью». Род, заново созданный и возглавляемый Авраамом, можно назвать еврейским, а религию — именем Yahuda  Иегуда, которое он обогатил новым смыслом (напомним, что в слове «Yahudi»  заключено имя  Бога, как и в слове «Израиль»).

Я считаю, что предельно уместным является именно такое толкование новой религии в комплексе с его историческими корнями и кратким приключением. Речь идет о вновь созданной, ощущающей себя предельно одинокой  родоплеменной вере. Если родоплеменная религия и пережившее преобразование восприятие божества, —  это не революция, то значительная  реформа, как  ислам и протестантство.

 Самоотверженная защита видоизмененного, вновь созданного рода и бога (обстановка, в которой господствовали хананеи-семиты), вероятно, исходила от тяжелых условий и трудностей материальной жизни. Тот факт, что евреи придают столь серьезное значение деньгам и торговле и достаточно совершенствовались в этих делах, подтверждается  тем, что они еще на родоплеменной стадии уже приобщились к торговле. Выживание рода было связано с торговлей, следовательно, с деньгами.      

Значительным, завершающим элементом новой религии стало то, что в момент принесения Измаила в жертву голос свыше остановил Авраама. Традиция жертвоприношения очень древняя и распространенная. Часто жертвами ее становились  дети. Предположительно, эта традиция бытовала и  до  рассматриваемого  периода. Авраам и его божественный смысл уже понимают, что данная  традиция  устарела; именно это стало важным пунктом реформы.  Вместо человеческих жертвоприношений  стала утверждаться известная традиция принесения в жертву животных.
 
Выводы, которые  можно сделать из истории об Измаиле и Агари, — это то, что новая религия в семито-арабских родоплеменных структурах  воспринята без  особой симпатии.  Ее можно считать очень рано родившимся пробным «доисламским» опытом,  не получившим  широкого распространения.
Уже в те времена Мекка утверждала свою значимость в стремлении быть центром. Имел место совершенно другой пантеон родоплеменных богов. Все еще было сильно язычество,  поклонение богам рода и племени.
 Во времена Иакова и Исаака (сыновей, которые у него в преклонном  возрасте родились от Сары, принадлежавшей к знати) название «Израиль»  было очень интересным событием. Приставка «Эль»  была получена от хананеев (семитские племена, расселенные на территории современного Ливана и Палестины),  и это понятие семитского происхождения по смыслу близко к значениям «возвышенный», «великий».

В еврейском произношении  оно  звучит как «Элохим». В исламе оно превратилось  в «Аллах». Можно считать, что это эпитет единого  бога семитских племен.        

‘Got’ в индоевропейских языках и ‘Gudea’ в ирано-курдском диалекте означают одно и то же. По смыслу это — общий предок или бог племен. Именно по этой причине важна шумерская гегемония гутийских племен и гудеа в 2150 г. до н.э. По смыслу это соответствует богу-царю — очень распространенный в тот период титул царя. Израиль означает «боровшийся с богом», что отчасти  ассоциируется с родоплеменным шовинизмом. Они  считают себя столь сильными, что могут бороться даже с богами, точнее, спорят с ними. Это что – то  вроде продолжения сокрушения  Авраамом идолов.

 То, что евреи на протяжении всей истории часто боролись с богом, можно понять из бесчисленных идеологических шагов. Не следует забывать, что  каждая идеологическая новация  по смыслу соответствует «богоборчеству». Несколько позднее я коснусь профессионализма, достигнутого еврейской интеллигенцией в искусстве постижения смысла (концепция, теория, теология).

Известно  повествование о том, что предположительно в 1600-1300 гг. до н.э. племя мигрировало в Египет. Сказания об Иосифе и Моисее появились в результате этого исхода. Существует  предание о длительных испытаниях  в Египте, о том, как они  жили в полурабских условиях, стремились  сохранить  единство, пережили  определенное  классовое расслоение.
  Моисей,  ставший,   предположительно, вождем  уцелевшей части этого племени, вступил в такое же противостояние  с египетским фараоном, как Авраам с нимродом. Это происходило в период правления фараона Эхнатона, проводившего реформы  «единобожие»,  а сам исход имел место в 1304-1280 гг.,  во время  царствования   Рамзеса II.
 Знаменитый исход в Египет, самоотверженная борьба с природными условиями (Синайский полуостров известен  сложными  климатическими условиями), а также конфликты   с рядом   недружественных племен  были затем описаны в Торе. Борьба и исход  длились  сорок лет. Традиция  «голоса   свыше» повторяется в этот раз на горе Тур (Синай), где Моисей получает десять заповедей.

Вероятно,  в это время появилось слово «еврей».    Вместо прежних имен Бога  используется новое имя ‘Rabbi’ (Господь), что  отражает определенное классовое расслоение. Характерно  более жесткое отношение к  идолопоклонничеству.

Складывается  определенный культ  ковчега Завета, в котором   хранились  десять заповедей (традиция Святого Писания). В Торе существует своя  периодизация. Выделяются три раздела:  закон, пророки и писания.  Нельзя забывать, что с 1600 гг. до н.э., когда жил Авраам, и до 600 гг. до н.э. не было ни одного письменного документа с упоминанием  иудейской религии.
Существовал ряд традиций, передаваемых в устной форме. Думаю, что письменная традиция начинается именно в эти годы,  с пророка Исайи. Во время вавилонского плена многое было заимствовано от Зардушта. Постепенно стало ощущаться влияние греческой мысли. Постоянно развиваясь, появилось Святое Писание, именуемое  Ветхим Заветом. Создавались  объемные  тома и, более того,  обширные комментарии. Ветхий Завет очень важен как  сборник сохраненных традиций. Огромное значение имели возникшие гораздо позже религиозное, философское,  литературное воздействие и вдохновение в искусстве.

 Таково краткое повествование о  монотеизме. Вместе с тем,  оно очень различно передается  аврамистическими религиями. Ясно, что была поставлена задача развить данную религию как  идеологическую гегемонию идентичности. Одна из основных идей  имела отношение к «проекту» создания небольшого  иудейского царства.
Спиноза дает следующее истолкование. В принципе, монотеистическая религия как явление была провозглашена  в Египте. Эн, Мардук и Асур в Шумере, Вавилоне и Ассирии гораздо раньше поочередно получали титул  величайшего  бога. Как я уже не раз подчеркивал, все эти термины  символизируют царей и институт монархии, чье влияние и авторитет последовательно росли. Обожествление идолов и развитие их культа  являются частью усилий по их легализации.

Во всех цивилизациях были аналогичные ситуации, направленные  на достижение идеологической гегемонизации.  В связи с тем, что  религии были очень сильными орудиями узаконения,  каждая цивилизация старается возвеличить и эти религии, и методы. Вполне понятно, что еврейский род, испытав влияние этих исторических традиций, стал создавать инструмент узаконения своего маленького царства. Это — часть распространенной традиции, выпавшая на долю евреев.

Планы создания собственного царства, которые  постоянно присутствовали  в мечтах евреев,  взлелеяны  их идеологией, обретают конкретное воплощение в 1020-950 гг. до н.э. Саул, Давид и Соломон вошли в историю как три великих царя. Это были цари-пророки. Сразу же видим различия по сравнению с Египтом и Шумером.

Саул, Давид и Соломон стали не богами-царями, а царями-пророками. Поэтому нельзя игнорировать тот факт, что прочтение Торы рассматривается  как поиск путей к созданию Иудейского царства. Естественно, ее нельзя полностью толковать как  план создания царства, но опять же, значительной методологической проблемой, которую нельзя игнорировать при прочтении Святого Писания, является необходимость видеть  связи, существующие  между единым богом, царем и государством каждого племени.

 Жизненные  тяготы  и трудности, с которыми  сталкивались евреи, уровень развития и многочисленность цивилизаций и племен, с которыми  возникали конфликты,   вынудили еврейский народ соблюдать  особую тщательность  в подробном и благоговейном  отношении  к собственному национальному становлению, которое  они хотели сделать отличным от  других.
Должен еще раз повторить, что за спиной этой родоплеменной религиозности стоит влияние родоплеменной культуры, игравшей главную  роль, по меньшей мере, десять тысячелетий. Значимость  этой культуры в том, что она сохранила свою мощь. Долю этого влияния надо искать и в том значении, которое  имеет религиозная традиция на Ближнем и Среднем Востоке.

 Иудаизм не имел сколько-нибудь серьезного влияния до тех пор, пока не зародилось христианство  — как его ответвление. Другие звенья имели гораздо меньшее влияние. В принципе, распространению иудаизма препятствовало именно то, что он стал религией племени, и определение «избранный народ» еще больше укрепляет его единственность.
Истинное значение проявится с возникновением христианства и ислама, а также в связях, которые установятся  у него с национализмом в условиях современного капитализма — преимущественно на уровне понятий, теории и теологии. Другой параллельной особенностью иудаизма является то, что он реформировал идеологические элементы и теологические структуры  Египта и Шумера,  являвшиеся  двумя значительными ответвлениями центральной цивилизации. Без этой реформы история Ближнего и Среднего Востока развивалась бы несколько иначе.

Следовательно, с точки зрения всемирной истории, раскрытие  значения иудаизма состоит  именно в следующем: основным принципом иудаизма является то, что человек ни в коем случае не может стать Богом. Человек может быть только пророком (посланником Бога, его представителем).
Это очень значительный шаг. Египетские и шумерские цари тысячелетиями легализовали себя в образе богов-царей. Против этой системы восстала аврамистическая традиция. Если  греческая цивилизация использует  против уподобления человека богу философские  методы, то на Ближнем и Среднем Востоке средством противодействия стали аврамистические религии.
Несомненно, за этим стоят экономические, социальные и политические процессы. Экономическое мировоззрение, представленное конкретно в личности Авраама, очень напоминает либерализм. Коллективизм фараонов и нимродов основывался на использовании рабского труда. Для чего была создана целая государственная машина.

Действующее и по сей день понятие «слуга-бог» осталось от того самого периода «механизированного» рабства. Аврамистическая религия если и не разрушила эти установившиеся  отношения, то предельно смягчила их, подвергла реформированию,  именно здесь сыграв определяющую роль. Иудейское племя, как таковое, очень часто восставало против стремлений принудить его к таким работам при дворе нимрода  в Вавилоне и фараона в Египте.

Родоплеменная  традиция не приняла полного порабощения. В основе того  явления, которое называется классовой борьбой, лежит многовековое  сопротивление родоплеменной традиции, выступающей против порабощения. Речь идет не просто об этническом сопротивлении. Здесь действует одно обстоятельство, выделенное мной  в качестве  отдельного  понятия. Важна не классовая борьба, а борьба за неприятие самого факта превращения в класс и образования классов. Это и часто встречается  в истории, и является правильным.

Именно данное  обстоятельство оказалось скрыто от Маркса и его последователей-марксистов, рассматривающих  образование классов как положительное, прогрессивное, наступательное развитие истории. Эти воззрения сыграли  крайне отрицательную  роль и в допускаемых  ошибках, и в том, что так и не удалось достичь успеха.

Борьба,  демонстрировавшаяся   родоплеменными структурами на протяжении тысячелетий, и даже национально-освободительные войны против капитализма являются одновременно борьбой против классового расслоения. Данная  особенность сильна и в аврамистических религиях. То, что позднее они  были искажены и превращены в религии всемирной цивилизации,  должно восприниматься как отдельное явление.
Широко известна борьба против  рабства, подчеркиваемая и поощряемая всеми  тремя  аврамистическими религиями. Это способствовало глубоким  реформам и в экономике. Преследовалась цель создания  структуры, основанной на  равноправии.

Садака, зекят, вакуфные  фонды —  это очень важные инструменты,  ставящие задачу смягчения жестких экономических границ. Если в политической сфере  не ставится  цель создания демократии и республики, то, во всяком случае, ожидается смягчение  власти  богов-царей. Расширена идея  «царь — это тень бога».

 Жизнь  общины обрела смысл и применение. Ясно, что в экономической, социальной и политической сферах была совершена не революция, а реформы, но не следует принижать эти важные для своего времени  шаги. Я рассматриваю их как «социал-демократическое» поведение в системе центральной цивилизации. Имели место аналогичные этим социально-экономические движения.

Я тщательно разработал  раздел, посвященный  духовной культуре и  религии. Опять же, статус человека как представителя, посланника Бога —  это революция в теологии. Аврамистические религии оказали сильное влияние на развитие всемирной истории. В разделе, касающемся ислама, я постараюсь еще глубже  разработать это обстоятельство.         
Вместе с содержательным рассмотрением еврейской, или иудейской идеологии  и  национализма, следовательно, национально-государственной модели, я должен сразу же подчеркнуть, что эта связь и ее влияние имеют очень серьезное значение. Наиболее ужасающие последствия еврейский народ пережил именно во время Холокоста.

Д. Христианство и классовая борьба
Значительную роль сыграло возникновение христианства как первого в истории социального движения, не основанного на этнической почве. Изначально преимущественной стороной христианства было не создание цивилизации, а обретение свободы и  равенства.
Эта религия развивалась как реакция на  систему центральной цивилизации, развивавшейся на Ближнем и Среднем Востоке на протяжении трех с половиной тысячелетий и достигшей своего апогея в Римской империи. Во времена Авраама и Моисея религиозное движение обладало не столько классовыми особенностями, сколько особенностями, характерными для родоплеменных  структур.

Христианство, оказавшись выше всех родоплеменных особенностей, стало религией новой социализации для всех тех бедняков и безработных, кто был выброшен за пределы  системы, а также, наряду с ними, изолированных племен, сект (только возникавших в упомянутый  период,  например, ессев), для тех, кто дезертировал из армии,  сбежал  от рабского труда и примкнул к его рядам. Христианство не ставит задачи создать род или государство.
В структуре каждого рода и государства формируется  социальная община единоверцев — в этом смысле оно достойно серьезного внимания. То, что христианство не было движением, принадлежащим к родоплеменным структурам и цивилизациям, способствовало его быстрому расширению. Христианство стало препятствием на пути приобщения к власти и цивилизации, переживая  аналогичную ситуацию и сегодня.

 Несмотря на  силу его  демократической  социальной  стороны, развитие в этом направлении осталось ограниченным. Эта ветвь,  мощная вначале, оказалась вытесненной на второй план при переходе к цивилизации. В частности, не было никакой эволюции в направлении национализма.   
Изначально, при зарождении христианства, предания играли огромную роль. Предметом дискуссий является даже вопрос о том, реальной ли фигурой является Иисус. Точно так же, как наличие у  Авраама последователей привело к некоторой  расплывчатости данной фигуры,  известные в Риме виды  казни, столбование, широко  приименное   после   восстания Спартака, и распятие  на кресте, стали связываться с образом  Иисуса.  Сохранились  предания о том, что в процессе подавления этого восстания на дорогах Рима было распято пять тысяч человек. Такие же  наказания часто применялись  и в провинции  Иерусалим.

 Евангелие  (Новый  Завет) очень широко повествует об Иисусе. Евангелие — это своего рода роман о нем. Не  исключено, что традиция написания романов  возникла  в европейской культуре  под воздействием Евангелия. Говорят, что по рождению Иисус  принадлежал к иудаизму, отрицательно воспринимал  высшие слои священнослужителей, тяготел к совершенно иному типу Церкви, быстро обретал популярность в Иерусалиме, испытал влияние секты ессеев и Иоанна Крестителя.

Этому противоречит  то, что Иисус выступал ю против прокуратора Рима и соглашательского Иудейского царства. Повесть о двенадцати апостолах характеризует масштабы  его влияния. Не было никакой попытки  мятежа — была лишь  своего рода группа пропагандистов.
Можно провести аналогии с периодом  пропагандистской деятельности  Мухаммеда в Мекке. Несмотря на иную форму  высказывания, здесь —  своего рода толкование Ветхого Завета в пользу неимущих. После распятия Иисуса (34 г. н.э.) существовавшая вокруг него группа быстро распадается. Повествуется о том, что он был схвачен из-за предательства Иуды Искариота, бывшего, как говорят, тринадцатым апостолом.
То, что еврейская разведка имеет очень древние исторические корни, можно понять и из этого примера. Вполне вероятно, что Иисус пользовался  влиянием в кругу небольшой  общины, но, как уже было сказано, определяющую роль играет генеративность социальной обстановки. Иисус стал катализатором этой обстановки.

Единственной влиятельной личностью после него был Павел, который, по преданию  родился в Тарсусе, но достиг  заметного положения  в Дамаске. Он был тем человеком, который действительно объединил все движение. В течение первого столетия не существовало официально канонизированного текста  Евангелия. Первые Евангелия будут составлены во втором и третьем столетиях. Известно множество не являющихся каноническими  экземпляров. В настоящее время известны четыре канонизированных  Евангелия.
Тематически они  очень близки друг  другу, но стиль написания различен. Тексты были составлены не как непосредственное слово Божие —  описываются события, и повествование лишь местами подкрепляется словом Божиим. Авторы воспользовались также греческой мыслью того периода.
Теология включает в себя повествование, использующее и  греческие,  и иудейские источники.  Важнейшим догматом  является  Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух,  несущая в себе следы  древнейшего  тройственного пантеона богов, характерного для  многих исторических  цивилизаций. В частности, известен римский пантеон.
 
История религии предельно четко отражает такого рода сходство. Именно с этим историческим периодом связано активное обсуждение вопроса   природы Христа:   божественная  или человеческая?. Если иудейская религия наложила запрет на утверждения о божественности человека, то ряд  верований цивилизации продолжают использовать видоизмененные  представления  о  боге-царе.

Ясно, что христианство стремилось найти синтез, но известно и то, что вышеуказанное разделение мнений способствовало глубокому  конфессиональному расколу и противостоянию. Определенная роль в этом принадлежит социальной дифференциации, лежащей в его основе. Например, ариане, представлявшие  неимущие слои, считали  основной  человеческую природу Христа. Те же, кто входил в колесо римской власти, больше утверждали  божественную  природу Христа.

В доевангелистский период христиане часто вели уединенный отшельнический образ жизни в горах и пустынях. Соблюдались посты. Именно в этот период были канонизированы знаменитые святые. Вторым шагом в христианстве стало возведение монастырей. III – IV столетия известны как  эпоха  строительства монастырей,  распространившихся на всем Ближнем и Среднем  Востоке.

 Целыми толпами вливались в ряды христиан те, кто устал от войн между Римом и Сасанидами, боялся их, дезертировал из армии. С IV столетия христианство стало официальной религией и Восточного Рима (Византии), и  многих народов, в первую очередь, ассирийцев, армян и греков. Эти малые народности были наиболее развитыми в культурном отношении народами своего времени, уставшими от жестокости и эксплуатации Рима и Сасанидов. Сюда же необходимо включить еще коптов, — народ, сохранившийся  со времен египетских фараонов.

Христианское движение возглавляли отцы церквей. Новым этапом в истории христианства стало то, что император Константин (человек,  в 312 г. объявил о Восточном Риме в Византии, современном Стамбуле) объявил о принятии христианства и созвал Вселенский Никейский Собор 325 года.
Склонность к цивилизации и антицивилизационные тенденции способствовали возникновению многих конфессий. Создаются Сирийская (несторианская) и Армянская (григорианская)  церкви. Так выявляются первые признаки раскола в римско-латинской экуменической  идее. V-VI столетия стали временем  распространения христианского движения по всей Европе. VII-X вв. это период распространения христианства в Восточной Европе.

 Смысл успеха христианства в Европе заключается в том, что оно отодвинуло  на задний план язычество (верования местных племен), осуществило духовно-культурную революцию. Западное христианское движение, перенеся в Европу духовную культуру Востока, формировавшуюся в течение пятнадцати тысячелетий, фактически посеяло семена последующих процессов.

Любое социальное движение в истории формируется сначала в эмбриональном состоянии  в  качестве духовной культуры. Без такого формирования процессы, касающиеся материальной культуры, сами по себе попросту невозможны. Поиски в сфере духовной культуры,  проводимые  христианством, если и составляют не весь фундамент Европы, то очень значительную его часть.  

Сюда же следует  поочередно добавить поиски духовной культуры, которые велись иудаизмом и исламом. Философские дискуссии, утерявшие в исламе свое значение к концу XII века, вместе с дискуссиями вокруг концепций номинализма и реализма,  проводившимися  в это время в Европе, фактически заложили основу исторического выступления философской мысли. Протестантизм и Реформация способствовали развитию периода национальных церквей. Эти движения в совокупности с Ренессансом подготовили европейское Просвещение, обеспечив его идеологическую гегемонию.

Восточное христианство прошло несколько иной путь развития. Арамейский язык, на котором, по преданию, говорил Иисус, был своего рода национальным языком ассирийцев.  Величественный период расцвета миновал, и ассирийцы жили под властью  персов и Сасанидов. Осуществляемые ими поиски путей были вполне естественны, но военной  мощи ассирийцев не хватило бы для этого.
В культурном отношении они  представляли собой  наследников  Ближнего и Среднего Востока, в  связи с чем  их роль в исходе христианства оказалась очень важной. Ассирийцы  изначально приняли  христианство как  национальную  религию, внеся значительный вклад в его развитие. В частности, несторианские монахи, перенесшие греческую культуру  на национальную почву,  сыграли определяющую роль в христианской теологии. Их знаменитым центром была Антакия (Антиохия). Урфа и Нусайбин (Турабдин) тоже поочередно играли роль их исторических центров. Существует предание  о том,  что Иисус был  приглашен  в Урфу.
Халдейские монахи в силу вавилонского происхождения  представляли собой значительный  фактор  в развитии христианства. Несторианские монахи в IV-V  вв. успешно распространяли христианство от Средиземного моря до Индии. Историки выдвигают идею о том, что если бы не ислам, то Иран мог бы пасть в кратчайшие сроки. Несмотря на значение в регионе  митраизма и манихейства, христианство занимало более важные  позиции. Таким образом, возникновение христианства можно считать своего рода ренессансом для ассирийцев и халдеев. Несмотря на  серьезные  конфессиональные стычки между ними, христианство стало для ассирийцев ранним Возрождением. Казалось, несторианские монахи хотят заложить фундамент цивилизации.

Устав от конфликта между Византией и Сасанидами, они  хотели воспользоваться этим противостоянием,  стремились укрепить свои силы  с помощью  существовавших  между сторонами  противоречий. Известно, что в этом смысле они оказали влияние на пророка Мухаммеда.
Армяне тоже восприняли  христианское движение, схожее с  ассирийским. Они тоже страдали от борьбы Византии и Сасанидов и хотели воспользоваться этим. Христианство предоставляло здесь  плодородную  идеологическую почву. Официально  приняв  христианство в начале IV века,  армяне хотели придать ему национальные черты благодаря григорианской конфессии.

Развитая историческая культура представляла для этого возможности. С принятием христианства армяне  пережили раннее развитие национализма —  это  стало, по меньшей мере, объективным итогом. Началось великое развитие  Армянской церкви. Христианские церкви, развивавшиеся в сфере  деятельности государства, также стремились  узурпировать эту роль. Везде, где жили армяне, строились замечательные храмы. Сооружение церквей заняло  достойное место в архитектуре  Ближнего и Среднего Востока. Ассирийцы тоже не уступали армянам в этом отношении. Отметив, что и грузины пережили схожий процесс христианизации, ограничусь этим. Это народ, привлекающий внимание своей верой и достижениями в области архитектуры.

Греки — это культура и народ, который вплотную заинтересовался христианством еще на стадии его зарождения. Используя  существующее  значительное  культурное достояние как  базу, они стали усиленно придавать христианству определенные формы. Греческая философия, в первую очередь, стоики, Аристотель и Платон, — это аргументы, развивавшие христианство. Они,  осуществляли синтез ближневосточного богословия с греческой философией. Плотин (III в. н.э.) стал одним из основателей этого движения. Crillos, Симеон, Афанасий — это святые, приковывающие к себе внимание. Известна их борьба с  Римом. Греческая церковь тоже развивалась в русле национальной идентичности,   реализуя  собственный Ренессанс на основе глубоко усвоенного ими христианства. Положительные и отрицательные стороны  становления  Византии в качестве центра империи ускорили  этот шаг.

Борьба  и  Ренессанс, который эти три народа  Ближнего и  Среднего Востока в те же самые столетия продемонстрировали на основе  христианства в отношении  Рима и Византии, станут, как рано распустившиеся  весенние цветы,  трагической  картиной  в результате  противодействия, набравшего силу и стремительность вместе с возникновением ислама. Данная  ситуация станет настоящей  трагедией в истории  Ближнего и Среднего Востока и фактически ознаменует собой начало процесса превращения в «культурную пустыню».

Благодаря своей классовой составляющей, широте и идеологическому содержанию, борьба христианства как движения  сыграла  важную  роль в преобразовании центральной системы цивилизации. Она внесла значительный вклад в то, что две крупные гегемонистские силы региона, коими были Византия и Сасаниды, фактически истощившись, оказались на грани распада. Христианство не стало полностью антицивилизационным движением, но в то же время нельзя назвать его базирующимся на устоях цивилизации.

Если бы христианство сконцентрировалось как  политическое  движение  неимущих, оно  могло бы совершенно видоизменить весь мир. Борьба  требовала  становления христианства в качестве более развитой политической системы. То, что оно пришло  на службу сил цивилизации, не стало положительным шагом с точки зрения самого христианство. Стремление уподобиться им способствовало отказу от своей сущности.
Нельзя преуменьшить его ответственность в развитии капитализма. Велика его роль  в написании наиболее негативных страниц истории Ближнего и Среднего Востока по той причине, что в противостоянии с исламом христианству  не смогло отстоять права, частью которых само и являлось. Нельзя не заметить идеологического начала, присутствующего   в христианстве, причем как в процессе развития социальных явлений, так и во время его распада. Идеологические позиции обществ сыграли роль эмбриона в определении их будущего.

Проблемы христианской ветви авраамистического движения, развившегося как один из результатов  противостояния с исламом  на Ближнем и Среднем Востоке,  как и у иудаизма, продолжаются и по сей день.  Демократическая цивилизация в этом смысле отстаивает необходимость решения проблем христианства так же, как и проблем иудаизма, считая это обязательным.  
Очень важно признать манихейство и митраизм, демонстрировавшие свое влияние в период становления христианства, и концептуально оценить их роли в системе цивилизации. Мани, возмужавший в  регионе  Среднего Тигра, был достойной уважения личностью,  стремившейся с помощью  синтеза на основе соединения  христианства, зороастризма и эллинизма дать ответ на кризис взаимоотношений Византии и Сасанидов, найти выход из сложившегося тупика войны.  

Он жил в 216-276 гг. н.э. и погиб от рук  реакционеров  Сасанидской империи.  Если бы его система прижилась, то мы увидели бы  ранний Ренессанс Ближнего и Среднего Востока. Учение Мани нельзя считать чисто  религиозной идеологией. Оно привлекает внимание синтезом  философии и искусства и могло бы составить альтернативу религиозному догматизму — культура  Ближнего и Среднего Востока очень нуждалась в этом. У Мани  были соратники на всей территории от Средней Азии (он был известен  в Уйгурском государстве) до внутренних регионов Европы. Дуалистический характер  его учения  сыграл определенную роль в развитии диалектического мышления. Мани можно оценить как один из рано увядших цветков культуры.
Митраизм может в определенной  степени рассматриваться как  иранский мистицизм. Официальное применение зороастризма способствовало популярности митраизма в народных массах. Распространив стадии и методы постижения истины, это учение внесло свой вклад в нравственное развитие общества. Митраизм стал одним из последних убежищ иранской культуры перед экспансией христианства. Так же, как и манихейство, митраизм стремился предотвратить столкновения между Римом и Сасанидами,  став  плодородной почвой иранских культур, находившихся вне рамок цивилизации,  — здесь стоит вспомнить пример Маздакидов. Ислам накрыл их всех одним  большим покрывалом, приведя  все  эти  культурные  достижения своего рода ранней национально-государственной  однородности.   

Абдулла Оджалан
Газета «Свободный Курдистан» № 11

 

 

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/TMi2R

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях