Наш корреспондент побеседовала с одним из ярких представителей курдской интеллигенции Азизом э Джаво.
— 20 января турецкая армия вторглась в сирийский город Африн. По сути, это интервенция. С кем согласовано вторжение турецких военных на территорию другого государства?
– Да, на самом деле, это интервенция – в самом уродливом ее проявлении!
И эта агрессия возникла не на пустом месте.
Сначала мы тоже голову ломали, старались понять мотивы турецкой агрессии против этого курдского города, думали, что Эрдоган обвёл вокруг пальца руководство России, как в своё время Ататюрк поступил с Лениным… И нам было обидно за державу! Но оказалось, скорее, всё наоборот, имел место банальный простой торг. Выходит, что Эрдоган выполняет «российский заказ» …и, конечно, не безвозмездно!
Смотрите, как говорит Алдар Халил, член Исполнительного Совета Движения за демократическое общество (ДДО), днём раньше, до агрессии Турции против Африна, Россия предложила передать кантон Африн под управление правительства Сирии и в обмен пообещала уговорить Турцию не проводить операцию «Оливковая ветвь». По этому поводу Редур Халил заявил, что они не согласились с этим, так как не собираются сдавать свою землю, а сами будут защищать её… (http://kurdistan.today/kurdy-otkazalis-ot-predlozheniya-rf/ )
То есть, Россия могла уговорить Турцию не начинать операцию «Оливковая ветвь», но этого не сделала, потому что курды отказались сдать свой город режиму Башара Асада. Логика понятна.
А по логике этих несостоявшихся торгов и возникла данная ситуация – Россия вывела свой военный контингент, тем самым открыв дорогу турецкой агрессии. Иными словами, Россия сдала тех, кто мужественно боролись против ИГИЛ, и сдала тем, кто являются основной базой этой международной террористической организации. Какая разница – ИГИЛ или Турция?! И это хорошо знали в руководстве России.
Возникает вопрос – зачем? Какие интересы в Африне имеет Россия? Только то, чтобы сохранить баасистский режим Асада?
Смотрите, получается интересная картина.
У сирийского баасистского режима и без этого были проблемы со своими гражданами, и вдобавок к этому ещё и вторжение орд ИГИЛ в страну.
В борьбе против этой террористической организации решающую роль играли Женские отряды самообороны Западного Курдистана (ЖОСЗК) и Отряды народной самообороны Западного Курдистана (ОНСЗК). Но после победы над ИГИЛ вместо того, чтобы курдам сказать «спасибо», Россия старается не только ограничить права курдов, но и ставит их в унизительное положение – курды должны от своих земель отколоть кантон Африн и передать баасистскому режиму Асада. А если этого не сделают, то натравят на них турецкую фашистскую махину (главного партнёра ИГИЛ).
Вот поэтому сейчас такая реакция со стороны курдов.
— Ранее говорилось, что без курдов разрешить сирийский кризис невозможно. Саммиты в Женеве и в Астане проводились без курдов. Будет ли решён военный кризис в Сирии без представителей курдов, исходя из той ситуации, которая сложилась на сегодняшний день.
— Пусть говорят, что хотят, но сирийский кризис без решения курдского вопроса невозможно урегулировать. Надо иметь ввиду, что сирийско-курдское противостояние было и до появления ИГИЛ. Если быть объективным, с точки зрения попрания прав человека сирийский баасистский режим ничуть не уступает иранским и турецким режимам, даже в каких-то параметрах он превосходит их.
Получается, ИГИЛ фактически пришёл на подмогу этому режиму, и он в одночасье из тирана превратился в пострадавшего. А ведь все партии БААС не отличаются одна от другой – что иракская, что сирийская…
Но, несмотря на всё это, после вторжения ИГИЛ в эту республику курдское освободительное движение на время приостановило военное противостояние с баасистским режимом Асада.
Курды включились в борьбу против ИГИЛ, освободили значительную часть территории Сирии, в том числе столицу ИГИЛ город Ракку и Дейр эз-Зор. Курды неоднократно заявляли, что не выступают за расчленение Сирии, они за демократизацию этого государства, где правит тоталитарный режим.
То есть, получается, что Россия защищает не Сирию, как государство, а её баасистский режим. Возникает вопрос – зачем?
Защитники Асада и его режима теперь предлагают отдать курдский город Африн им, угрожая курдам турецкой агрессией. Курды уже сорок лет воюют против этого турецкого фашистского режима, даже тогда, когда его армия была второй в НАТО. А сегодня уже и турецкая армия не та, и курдские отряды не те.
Если всерьёз говорить о сирийском урегулировании, то надо иметь в виду: без курдов можно решать только вопросы Дамаска с оппозицией, но тогда Рожава автоматически останется вне границ Сирии…
Теперь выбор за теми, кто старается сохранить территориальную целостность этой республики.
Это не проблема курдов.
— В случае успешной операции, будут ли турки продвигаться дальше? Например, на Мамбидж?
— Не дай Бог! Надеюсь, до этого не дойдёт.
Во-первых, курдские отряды хорошо подготовились к этой битве и дают решительный отпор турецким оккупантам, во-вторых, мир постепенно понимает всю опасность этой авантюры – ведь есть и другая сторона активизации Турции против курдских освободителей. Смотрите, курдские отряды – это основная наземная ударная сила против ИГИЛ, а Турция – основной донор и основная база этой международной террористической организации, и агрессия Турции против курдских освободителей даёт возможность остаткам группировок ИГИЛ организоваться и заново пойти в наступление. То есть, этой операцией против Африна турки помогают ИГИЛ.
И ещё по поводу дальнейших намерений Турции.
Конечно, существует такая опасность. Западные державы (НАТО) избаловали её. Ведь Турция с 1974 года аннексировала северную часть Кипра, и до сих пор западные союзники не могут вывести Турцию из этой страны. Что мы видим теперь? Из-за антинациональной политики Барзани и ДПК до сих пор на территории автономного региона Курдистана (Ирак) находятся десятки военных и разведывательных баз Турции. Турецкое государство привыкло на чужих землях чувствовать себя вольготно.
— Оккупация территории Сирии турецкой армией не окажется ли роковой ошибкой, как это было в Афганистане во времена СССР?
— Надо иметь в виду, что Сирия – не Афганистан, а Турция – не СССР. И мотивы тут разные, и ситуация совсем другая… И потом, фактически Турция вторгается не в Сирию, а в Рожаву. И не только здесь она получит отпор, а также и у себя дома. А, затем, поднимется волна неповиновения со стороны курдов по всему миру…
Одним словом, Турции будет нелегко проглотить эту пилюлю, если не сказать более точно: ей будет худо.
На войне как на войне!
Беседу вела корреспондент Наталья Паладий