Взгляд в древний мир часть II

Взгляд в древний мир  часть II

ПРОРОК ЗАРАТУШТРА: ВСЮ ПРАВДУ ЗНАЕМ МЫ О НЕМ?

 

Так запутана, так окружена тайнами,

как история древних мидян.

(Древняя русская пословица)

 

 

III

Зороастризм и курды: возрождение, или возвращение?..

 

  1. Зарождение идеи.

В предыдущей части данной работы (см.: Взгляд в древний мир) мы говорили о зороастризме, древнейшей религией откровения, говорили о Заратуштре, апостоле и предвестнике этой религии, который еще в глубокой древности считался пророком от Бога… Мы говорили о неизвестных и спорных страницах биографии Пророка, о локализации региона первоначального распространения зороастризма и о других вопросах, связанных с истории возникновения и распространения этой древней религии…Так же речь шел о том большом влияние, которое зороастризм оказал на философский мысль Востока и Запада, на христианство, ислам и буддизм, на гностицизм и китайский даосизм… Там же речь шел об «Авесте», которая считалась жемчужиной древней духовной мысли и литературно-художественного творчества…

Было отмечено, что, благодаря своему учению и проповеднической деятельности, Заратуштра, как пророк от Бога, удостоился общечеловеческому признанию. Что его мысли и идеи являются общечеловеческими, а он, как и все великие личности в истории мировой цивилизации, принадлежит всему человечеству, потому и во все времена на него были обращены взоры представителей разных народов и вероисповедании.

И далее, путем сравнительного анализа сведений об исторических процессов этого периода, была реконструирована картина естественного развития исторических событии, и определено направление поисков недостающих сведений и фактов.

Так же на основе критического анализа сведении, сохранявшейся в древних и средневековых источниках, были восстановлены основные принципы естественного развития исторических событии, и реконструирована общая картина исторических процессов этого периода…

Путем семантического, этимологического и морфологического-словообразовательного анализа древних имен и терминов (в том числе, и в мифологическом контексте) были восстановлены их искаженные и подмененные формы, что и во многом помогло раскрытию неизвестных страниц истории древней Мидии и, тем самим, была восстановлена картина естественного хода исторических процессов этого периода…

И на основе проведенных исследовании было выявлено, что Заратуштра был мидянином, что он вырос в среде, приближенной к дворцу мидийского царя, а зороастризм возник и распространялся примерно с 588 г. до н.э., когда покровитель Пророка, мидийский царь Кави Виштаспа (Киаксар) принял его вероучение, и при нем же зороастризм становился государственной религией.

 

  1. Первые последователи зороастризма.

… В предыдущей части данной работы был рассмотрен широкий круг вопросов, связанные с истории зороастризма… Однако, не возможно, говорить о зороастризме, и оставить без внимания как роль этого вероучения в жизни первых последователей зороастризма (мидян/ курдов), так и, ту роль, которую сыграли первые последователи этой религии в процессе ее возникновения и распространения. Так как, это означало бы оставить в тени одну из важнейших страниц истории этой древней религии, которая оставила яркий след в истории мировой цивилизации.

… Потому, и мы в конце предыдущей части данной работы обещали, дальше поговорить об исторических взаимосвязях зороастризма и курдского народа, о отблеске этой древней религии среди современных курдов…

Так как, курды являются прямимы потомками древних мидян [см. 15], а зороастризм возник в древней Мидии, само собой разумеется, что мидяне/курды были первыми последователями зороастризма…

Но, если приступить к рассмотрению первоначальных взаимосвязей зороастризма, курдов и эздианства, то необходимо учесть, когда части «Авесты», уцелевшие после погромов войск Александра Македонского (331 г. до н.э.), были переданы последователями Заратуштры следующим поколениям, они дальше прошли через руки пехлевийских и сасанидских писцов или «переводчиков» (в течение пяти веков!), и многое в них подверглось изменениям, и искажалось. …И эти тексты дошли до нас уже не в первозданном виде… [4, стр.27 – 30]. Из-за чего и сегодня в авестийских текстах содержатся многие грамматические несоответствия и непоследовательности. [22, стр. 4.]. То ест, «Авеста» (как и зороастризм, в целом) потеряла многие свои первоначальные формы, и ее подлинник не дошел до нас. Потому и было бы логично, основы зороастризма искать среди тех, кто принимали его первыми, особенно среди тех, чьи верования стали плодородной почвой для возникновения зороастризма, как таковой, т.е., среди курдского народа, в частности, среди курдов-эздиан…

И для определения такого направления поисков имеются объективные причины:

– зороастризм возник и распространялся в древней Мидии (Курдистан), и, естественно, мидяне/курды стали первыми последователями этой религии;

– это вероучение было образовано на основе уже существующих мидийских/ курдских верования;

– среди всех народов, в свое время принявшие зороастризм, только среди курдов до сих пор живы многие основы и постулаты зороастризма и общие духовные ценности, несмотря на то, что больше 1350 лет назад огнем и мечом курдскому народу была навязана чужая религию.

Можно сказать, что зороастризм для курдов – это естественное проявление их духовного состояния, и чужеземные завоеватели ни огнем, ни мечом не смогли искоренить его. Потому что, как в свое время справедливо заметил известный востоковед И. М. Дьяконов, «…большинство этих верований и представлений не придуманы зороастризмом, а взяты более или менее готовыми из числа народных верований предшествующих времен…». [8, стр. 45–55 ].

И, наверное, потому, еще в древности многие философы-теологи Заратуштру считали великим реформатором, философом-мистиком, который придал древней иранской религий абстрактный, философский характер… То ест, он реформировал уже существующую среди мидян религию, которая состоялась из более естественных, конкретных, не абстрактных верований. И потому многие основы зороастризма сегодня живы среди курдского народа, в виде народных веровании, особенно среди курдов-эздиан, чью религию христианский богослов начала ХХ века архимандрит С. В. Тер-Манвелян называл природопоклонной верой [см. 15].

Вот, в свое время эту природопоклонную веру и реформировал Заратуштра, придав ей абстрактный, философский характер!

И потому, наверное, среди тех народов мира, которые в какое-то время были приверженцами зороастризма, только среди курдов до сих пор так живо сохраняется естественное предрасположенность к этой религии. Она сохраняется у них в сердцах и умах, так как в его основе лежат народные верования их предков. То есть, это и есть естественное духовное состояние курдов, или же, перефразировав этот мысль, можно сказать, что зороастризм – это своеобразное отражение духовного мира курдского народа…

И, если иногда некоторые курды такое духовное состояние воспринимают только на подсознательном уровне (потому что это их естественное состояние!) и не могут объяснять его, но потомки тех, кто в свое время старались, огнем и мечом уничтожать все духовные начала курдского народа, боятся даже одного упоминания о зороастризме… Они приходят в ярость от этого. Потому и, наверное, до сих пор в исламском мире курдов считают «неправильными», или вообще не признают их мусульманами, и считают, что только тогда можно курдов признать мусульманами, если на свете не останется ни одного мусульманина. Они открыто курдов объявляют зороастрийцами, которых надо «беспощадно уничтожать».

Наглядным примером такого отношения является заявление нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который претендует на звание лидера исламского мира. Вот, после Международной конференции, посвященной исторической дискриминаций эздиан (16-17 октября 2012 г., г. Амед/Диярбекир), что он в ярости заявил, будучи еще премьер-министром Турции: «Эздианская религия имеет одни корни с Зороастризмом, а значит, не имеет ничего общего с Богом!..».

Вот так, вот! Человек, кто, по сути, не имеет ничего общего ни с духовными ценностями, ни с человеческой цивилизацией, чьи предки в истории человечества только грабили, уничтожали и разрушали, которые только создали хищников и головорезов, так нагло говорит о духовных ценностях, о Боге и религии… И этот человек, чьи руки по локоть в кровы мирных сограждан, говорит о той религии, которая оказала большое влияние на философской мысли Востока и Запада, на традиционные религии… , чья священная книга («Авесте») до сих пор считается жемчужиной древней духовной мысли и литературно-художественного творчества…      Но самое интересное и больно-обидное то, что сегодня не только представители свирепствующего «зеленного фашизма» являются ярыми противниками зороастрийского вероучения, величие которого высоко ценили великие умы человечества (см. первую часть данной работы: «Пророк от бога!» – Взгляд в древний мир), но и среди нашего народа находятся люди, которые открыто выступают даже против одного упоминания о том, что курдский народ исторический имел какие-то отношение к зороастризму. [см.14].

После выхода в свет в июле 2015 г. статьи автора данных строк: «Значит, эздиане должны стать езидами-суфиями и эздианство должно быть уничтожено и исчезнуто?!..» [см.14], многие наши читатели в письмах выразили свое возмущение: «…Нам не вериться, что те, кто так относятся к зороастризму, имеют какое-то отношение к эздианству, они, скорее, являются крипто-арабами и выступают против национальной идентичности, и пробуждения национального самосознания нашего народа…» – Конечно, в ответ на это мы написали, что, для того, чтобы выразить такое отношение к вопросу, не обязательно, быть арабом, что в мире есть арабы, которые мыслят совсем по-иному, что не все арабы являются мусульманами, что в мире есть, и арабы-христиане… Что такое отношение является отражением чисто мусульманского взгляда, как на эздианство, древнюю религию курдского народа, так и на зороастризм …

Но, все же, здесь возникает вопрос: «Почему любое упоминание об общих исторических корнях зороастризма и эздианства приводит в ярость наших оппонентов? Не потому ли, что они на самом деле боятся духовного возрождения нашего народа, или есть для этого еще и другие причины?» И действительно, такое духовное пробуждение ни только, и ни столько беспокоит представителей политического ислама, исламского фундаментализма и руководств колониальных стран, сколько представителей теории, так называемого, «езидизма», заявляющие, что езидизм является шихадизмом – религией, основанной на учение Шихади (Шейх Ади), что шихадизм является важным периодом суфизма в езидской религии… и, что езидская религия не имеет ничего общего с зороастризмом… По этому поводу, конечно же, мы тогда отметили, что… человек, имеющий об исламе и суфизме хотя бы маломальские знания, в курсе, что суфизм (араб. تصوف), является мистикоаскетическим течением в исламе, одним из основных направлений классической мусульманской философии. Что последователи суфизма называются суфиями (курд. sofî). [см.14] … И потому, когда эти люди стараются «доказать», что езидизм ни какое отношение не имеет к зороастризму, они правы, так как, езидизм и эздианство являются разными вероучениями*, между тем, у эздианства и зороастризма многого общего…

И для убедительности своего видения по этому вопросу, мы вынуждены были, все это заново объяснить им в популярном стиле: «…Да, эздианство не является зороастризмом. И никто не может этого отрицать! Но так как эздианство (а не езидизм Шейха Ади!) было до зороастрийской религией курдского народа, у нее и у зороастризма есть многие общие основы, которые   сближают их. Потому и зороастризм, наподобие эздианства, является Мидийско-Курдистанской религией, и об этом есть исторические сведения…. И это стало (и сегодня бывает) причиной того, что некоторые объединили эти две религии (зороастризм и эздианство!). Конечно, как говорится в курдском народе, от этого мир не перевернется! Может быть, и это является одним из путей, для того что бы в общем контексте найти первозданные основы оригинального и девственного эздианства (хотя бы, на научном уровне!). И, по мнению многих понимающих эздиан, это лучше тех исламских понятий и терминов, которые после прихода Шейха Ади (Шихади) и путем его «реформ» поражали эздианство и на него надели исламскую «рубаху», превращая его в езидизм…» [см.14].

 

  1. Отголоски, или естественное духовное состояние?..

Признаемся, тогда мы были уверены, что в рамках этой дискуссии, для правильного понимания вопроса, сказали, то, что надо было сказать. Однако, такая реакция наших оппонентов на любые высказывания об общих основ зороастризма и эздианства, и возмущение читателей на такой подход, время от времени давали о себя знать… И, размышляя над этим, мы все больше и больше убедились, что об этом знаем очень мало, что наши знания являются поверхностными, что надо глубже изучать эту тему…и, чтобы понять суть вопроса, надо обращаться к Заратуштре и его вероучению – зороастризме.

Чего и мы сделали…

И в результате наших научных поисков в этой области появилась данная работа…

В первой части данной работы было сказано, что имя пророка Заратуштры и сегодня на устах у большинство курдов, что курды имя Зердешт (Zerdeşt) даруют своим новорожденным – как святой венец. …И они этого делают ни ради и не во имя чего-то, так как, это проявление их естественного духовного состояния, как отголоски духовного миропонимания предков. …

Такое состояние всегда сопровождало курдов в течение 1350 лет, и, несмотря на угрозы и опасность, они скрыто, в глубине сердца сохранили все это и передали следующим поколениям – сохранить свое духовные начала и при малейшей возможности, изъявить о них.

И такое понимание собственного духовного состояния иногда проявлялось подсознательно, по зову крови (генетическая память!). И они всегда мечтали о том, когда наступит тот день, чтобы они смогли осмыслить свое духовное состояние и свободно изъявить о нем. И, эта мечта у них сохранился не свершившимся, пока с начала восьмидесятых годов двадцатого века Курдское Национально-Освободительное Движение, возглавляемое Абдуллой Оджаланом, с собой не принесло волну нового понимания и осмысления собственной истории, и не дало курдам смелость, без страха и всяких комплексов выразить свое пожелание, быть теми, кем они были и есть сегодня.

На этом волне, и курды начали обращаться к своей древней истории, к своим национальным корням и духовным истокам …

И, несмотря на то, что в научных кругах давно были известны определенные исторические факты, но новая вольна Национально-освободительного Движения дала новое содержание, новую масштабность всему этому. Постепенно в сознании курдов пробуждалось духовное начало предков, возрождалось национальное самосознание, и сегодня большинство курдов, не отрицая уже существующие исторические реалии, признают свою национальную идентичность, и свое духовное начало… И во всем этом на первом этапе, наверное, больше было эмоционального порыва, так как, за 1350 лет впервые курды смогли свободно говорить о том, о чем было запрещено в течении всего этого периода, со времен исламизации Курдистана.

И постепенно среди курдов поднималась вольна желания, изучить историю своего народа, духовую культуру и национальные традиции и познать свое духовное начало… Со временем были публикованы статьи и отдельные книги по истории, духовной культуре и национальным традициям курдского народа.

В культурной жизни курдов постепенно возрождалось то, что до этого было отодвинуто на второй план и осталось в тени. Возрождались многие национальные традиции и культурные ценности… Возрождался древний национальный праздник весны и нового года – Науроз, символ пробуждения и противостояния злу. И он сегодня является самым желанным, общенародным праздником.

Сегодня наряду с арабско-мусульманскими именами среди курдов встречаются уже такие национальные имена, как: Авеста, Агыр, Агри, Амед, Арда, Аргеш, Аржин, Арин, Бериван, Беритан, Дыжла, Дылдар, Дылша, Загрос, Зердешт, Зозан, Мидия, Мызгин, Науроз, Нуарин, Пелшин, Рожбин, Рожда, Роже, Рожин, Ронайи, Сасон, Сербест, Сипан, Слав, Создар, Сулав, Фырат и др.

В конце девяностых прошлого века молодые курды-эздиане создали музыкальную группу и ее называли «Старик Заратуштра» (“Zerdeştê kal”), а сегодня песня «Этот мир» (“Eva dunya”), в исполнении популярного курдского певца Шемдина, является одной из любимых среди курдов, где говорится:

 

«…Обращаюсь я к миру:

– Вы не знаете, кто мы –

У нас древняя история,

Зороастрийцы, мидяне мы! …»

 

А среди курдской молодежи, особенно среди борцов за свободы, сегодня как клятва звучат слова: «Мы дети Огня и Солнца!»

И это все не только не понравился колониальным властям и поработителям, в чью концепцию не вписывается духовное пробуждение курдского народа, но и их угодливым слугам среди курдов…

 

  1. От подсознательного восприятия к осмыслению…

Как уже было сказано, для появления учения Заратуштры нигде в мире не было такой благородной почвы, как в Мидии (Курдистане)… Здесь и жили тогда предки современных курдов, в соответствии с духовными ценностями и морально-этическими нормами своей природопоклонной веры – эздианства… Все основные принципы вероучения Заратуштры: праведные деяния, праведные речи и праведные мысли, были сформированы на основе тех духовных постулатов и норм, которые в повседневной жизни соблюдались в курдском обществе … Они и сегодня живы среди тех курдов-эзиан, которые еще 250 лет назад вынуждены были покинуть свою родину – Курдистан, среди которых были, и предки автора данных строк. Мы жили тогда в селе Курдский Памп (ныне – Сипан) Апаранского района Армянской ССР. И эти эздиане отличались от других тем, что не так сильно подверглись влиянию учения Шейха Ади – суфизма. [см.14].

Как в зороастризме, так и в эздианстве солнце и огонь, вода и вся природа являются священными (наверное, это и стало причиной, что христианский богослов начала ХХ века, эту религию называл природапоклонной верой). В зороастризме Солнце является зримым обликом Бога, «наивысшего из наивысших» («Ясна» 36. 6). А в эздианстве Солнце является священной сутью и зримым символом существования самого Бога… [см. 15].

Повседневная жизнь эздиан и зороастрийцев гармонизуется, сложившихся в обществе, морально-этическими нормами, которые соответствуют основным постулатам зороастризма: праведные деяния, праведные речи и праведные мысли… И эти нормы в разных выражениях проявляются в повседневной жизни общества:

«Ложь враг – Божий!»

«Врать – грех!»

«Кто браниться или злословить, берет грех на душу!»

«Не оскверняй свой язык бранью и злословием!»

«Трудись на благо своей семьи, и тебя полюбят даже чужие!»

«Украденные вещи нечестивы, с ними несчастье наступит в дом твой…!»

«С чистой душой и чистимы мыслями можно достичь исполнения любого желания!» и многое другое.

И подумать, что это все имеет исключительно зороастрийское происхождение, будет не точно, так как, зороастризм возник в древней Мидии, на основе уже существующих верованиях, там же он развивался и стал государственной религией. Но, после того, как в результате предательского вооруженного мятежа Куруша (будущий Кир II), персидского сатрапа, внука мидийского царя Астиага, при поддержке вельмож, была разрушена Мидийская империя (см. II часть данной работы: «В поисках «пропавшей» истории…» – Взгляд в древний мир ), и, наверное, учение зороастризма не успело до конца владеть умы и души всех курдов, как обще-религиозная система, современного понимания религии… Однако, так как, основы у этих двух религии общие, потому и зороастризм не чужд эздианам. Эздиане, как и остальные курды, ее считают своей религии.

Конечно, для такого отношения современных эздиан к зороастризму, есть и другие причины: курды-эздиане сегодня уже понимают, что после так называемых реформ, связанные с именем Шейха Ади, эздианство фактически превратился во что-то синкретическое от исламского суфизма и эздианства… [см. 14].

И потому, сегодня курды постепенно, шаг за шагом возвращаются к своим духовным истокам. С одной стороны, это происходит где-то, на уровне подсознательного восприятия, эмоционально, а с другой стороны, осознано и осмысленно…

И все это еще раз говорит о том, что Заратуштра был мидянином (курдом), что он «Авесту» написал на мидийском (древне-курдском) языке, что основы зороастризма надо искать в истоках духовной культуры курдского народа, что это религия образовалась в курдском обществе и имеет курдские духовные начла, и многое другое, о чем и свидетельствуют исследования исторических фактов и сведении.

И сегодня для курдских исследователей и публицистов эта тема представляет определенный интерес. Некоторые утверждают, что зороастризм – это совокупность морально-этических норм, образованная в курдском обществе, другие в основе идеологии нынешнего курдского национально-освободительного движения видят многие зороастрийские постулаты… И, наверное, не без основания, многие авторы курдского национального лидера Абдуллу Оджалана называют современным Заратуштрой…

И для этого, курдам особых доказательств не требуются, они это говорят, потому что обо всем этом в народе знают априори, и, самое главное, обо всем этом им подсказывает их внутренний голос, они этого сознают, как было сказано выше, где-то на генетическом уровне, подсознательно. И если они где-то читают что-то об этом, оно тут же ассоциируется с теми представлениями, которые у предков образовались путем естественного отбора. И на этом уровне это достаточно понятно простому народу. Потому и сколько бы философски сложными не были идеи и мысли Абдуллы Оджалана, все ровно простой народ их понимает, так как, это соответствует не только их вековым чаяниям, но и внутреннему восприятию человеческих духовных ценностей…

И интересно то, что говоря о зороастризме и идеологии национально-освободительного движения, некоторые авторы свое понимание определенных постулатов этого вероучения объясняют идеологией Абдуллы Оджалана…

Несмотря, что анализы авторами производится на основе тех представлений о зороастризме, которые бытуют в публикациях на других языках (так как, курдского перевода этого письменного памятника еще не существует), все ровно, с публицистической и обще-ознакомительной точкой зрении, они представляют определенный интерес и достойны внимания …

Что бы не было, с какой стороны не подходили бы авторы к вопросу, несомненно тот факт, что в обществе обсуждаются основные понятия вероучения Заратуштры, что многие морально-этические нормы и духовное составляющее общечеловеческих ценностей объясняются в этом контексте, уже говорит о многом…

Однако, нам бы здесь хотелось, привести не которые пояснения по поводу отдельных аналогиях в вероучении Заратуштры и идеологии Абдуллы Оджалана:

– если Заратуштра первым признал равные права для мужчин и женщин, то Оджалан это научно обосновал и на практике его воплотил в жизнь; он считает, если говорить о свободе народа, то надо иметь виду, что народ не может быть свободным, если женщины (половина народа!) не будут свободными и равноправными членами общества; и сегодня все курдские организации, структуры, учреждении и общества последователей идеологии Оджалана, имеют сопредседателей – в лице представителей женщин и мужчин; в наряду с Народными силами самообороны (НСС) существуют и Женские силы самообороны (ЖСС), и все их подразделения подчиняются центральному командованию ЖСС; женщины на самом высшем уровне принимают участие в принятие решении по всем важным вопросам: политического, военного, дипломатического, культурного и экономического характера. То есть, реально действует принцип равноправия.

– Заратуштра обоготворил труд, как форму служения Богу на Земле, согласно его учению, земледелие, уход за животными, строительство и любая деятельность, направленная на укрепление благого материального мира, является священной земной обязанностью человека; у Оджалан высшая форма человеческой деятельности – это служение народу во всех сферах общественной жизни, где будут гарантированы равные права на достойный жизнь всем, а вопрос экологии является одним из главных направлении его идеологии…

– если в духовном мире считается, что Заратуштра утвердил в умах и душах людей идею разделения Добра и Зла и призывал, следовать добру и отвергать зло, а также, при необходимости, быть готовым, бороться со злом – во всех его проявлениях, то по теорию Оджалана все люди и народы должны быт равными в правах, и, если эти права ущемляются, это и ест проявления зла, и потому, надо бороться против него; он научно определил пути и методы этой борьбы, и сам же возглавляет ей…, а его Теория Демократического Конфедерации рассматривает все принципы общественных отношении, при соблюдения которых общества сможет жить в согласия, мира и гармонии. И пример воплощения этой системы в жизнь сегодня показывает Рожава (Западая част Курдистана).

Здесь, наверное, возникнет вопрос: «Откуда такие сходства?» – На этот вопрос, пожалуй, найти однозначного ответа, будет трудно…

Однако определенно можно сказать, тот факт, что Абдулла Оджалан в свое время читал что-то о зороастризме, это не мог бы влиять на его мировоззрение, так как, во-первых, Оджалан, как теоретик и политик сформировался на основе научного социализма, и, во-вторых, в его время в этой мусульманской стране (Турция) зороастризм не мог быть таким популярным. Здесь можно только полагать, что, несмотря, курды сегодня являются мусульманами, но многие элементы духовно-этических норм и постулаты древних курдских веровании (до-зороастрийских!) живо сохраняются в курдском обществе, где и вырос Оджалан. И, очевидно, эта обстоятельство, так же общественно-политическая ситуация, сложившегося тогда в Турецкой Республике, его политологическое образование, и его генетическая память легли в основу формирования этого великого теоретика и борца за права народов…

Эти две великие личности (Заратуштры и Оджалана) были детьми разных эпох. И, соответственно, в одной эпохе сформировался великий пророк, а в другой – великий теоретик, стратег и лидер…

Конечно, специалисты еще обращаться к данной теме, но исследование вопроса поднимется на качественно новый уровень, если решатся вопросы, связанные с восстановлением подлинного текста «Авесты» (подробно см. 9. раздел II части данной работы! – Взгляд в древний мир )…

В этом процессе, естественно, появятся новые возможности для более глубокого осмысления этого вероучения, и здесь без курдского перевода «Авесты» не обойтись…

И, если говорить о курдском переводе, то необходимо. понимать не перевод, с уже имеющихся текстов «Авесты» на других языках, которые были выполнены с текстов, с вековыми искажениями, а – перевод с оригинала. Так как, как уже было сказано, сам текст этой священной книги во многом подвергся изменениям и искажалась (см. выше!). А, если перевести «Авесту» на курдский, то сначала надо восстановить измененные и искаженные элементы оригинала этой книги и только потом, учитывая уже существующий опыт, перевести ее… И такую сложную и трудоёмкую работу можно выполнять только коллективными усилиями специалистов в этой области…

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что не все потеряно, что сегодня курды уже обратили свои взоры к своим духовным началам! Но можно ли, полагать, что они возвращаться к религии своих предков? Ответить однозначно, будет сложно. Так же сложно предугадать, куда поведет этот процесс…

Но, можно уверенно сказать, что курды сегодня уже приобрели свою национальную идею, и среди народа день за днем еще шире распространяется национальное самосознание. И все остальное в духовной жизни курдского народа будет определится в процессе этого развития…

 

  1. И еще…

(В место послесловия)

 

Поистине, Заратуштра не только великий пророк, но и великий мыслитель. Его мысли не утратили свою актуальность и в наше время. И, несмотря на то, что века отделяют нас от эпохи жизни и деятельности Пророка, но люди еще не раз будут обращаться к страницам его биографии и духовному наследию, черпая оттуда сокровенные мысли, духовную пищу и созидательную силу…

В рамках данного исследования мы на разных уровнях и в разных контекстах, анализируя сведения и материалы разных времен, пришли к определенным выводам и высказали свое видение по отдельным аспектам изучения данной темы…

Мы уверены, что специалисты еще скажут свое аргументированное мнение, и данная тема продолжит оставаться в сфере научных интересов исследователей и будет развиваться дальше …

А мы здесь поделимся некоторыми размышлениями, которые возникли в процессе наших исследовании по этой теме. Они, как нам видится, представят определенный интерес не только для специалистов…

а) Чем отличается зороастризм от традиционных религий?

Не смотря, общеизвестно, что зороастризм оставил определенное влияние на христианство, ислам и другие вероучения, но, все же, он в корне отличается от традиционных религии: если в традиционных религиях Бог является Господом, а верующие – его рабами, то согласно учению Заратуштры, Ахурамазда – мудрый, истинный, праведный и добрый Бог, и человек должен последовать его примеру, однако в своем выборе он волен и не чувствует себя рабом или слугой Бога…

 

б) Эздианство и реформы…

В своей тысячелетней истории эздианство дважды подвергся реформам.

Первый раз около 2600 лет назад Заратуштра реформировал эздианство и на основе его приодапоклонных верованиях создал зороастризм, впоследствии оказавший большое влияние на философский мысль Востока и Запада, а «Авеста», священная книга зороастризма, признана жемчужиной древней духовной мысли и литературно-художественного творчества…

Второй раз эздианство было реформировано Шехом Ади в XII веке нашей эры, в результате чего оно приобрело облик исламского суфизма, со множеством исламских терминов и понятии, и сегодня известно под названием езидизм… [см. 14 и сноску *].

 

в) Зороастризм и последний царь Мидии Астиаг

Известно, что зороастризм возник в древней Мидии и распространялся примерно с 588 г. до н.э., когда покровитель Пророка, мидийский царь Кави Виштаспа (Киаксар) принял его вероучение… При Кави Виштаспы же зороастризм стал государственной религией. Впоследствии, это вероучение владело умы представителей разных народов Мидийской империи.

И, спустя четыре года, когда Кави Виштаспа скончается, молодой царевич, будущий царь Мидии, Астиаг, уже был убежденным последователем зороастризма, и в своей жизни строго придерживался нормам и постулатам этой религии…

В этой эпохе быть царем рабовладельческого государства и в то же время иметь такое мировоззрение, противоречило интересам всех вокруг него…А самое главное, такое положение в корне противоречило самой сути рабовладельческого строя, что и предопределило его судьбу, в итоге, и судьбу самой Мидийской империи…

Когда внук Астиага, персидский вассал Куруш (будущий Кир II) замыслил заговор против собственного деда, легко в его сторону перешли большинство мидийских вельмож (рабовладельцы), так как, Астиаг «…хотел научить всех общему образу жизни и говорил, что никто не должен иметь ничего в собственности, но все должно быть общим. И все у него было открыто — и слова, и дела. Он не имел тайных мыслей, и все, что таилось на сердце, при всех предавал гласности (своими) устами. И установил право (свободного) дневного и ночного входа и выхода (к себе) для друзей. Это и было его упомянутое выше первое не благое благодеяние». [30, стр. 89 – 92]

И, наверное, читатель помнить, мы в 5-ом разделе II части данной работы ( http:// kurdpress.ru/?p=22061 ), в конце этой выдержки из книги «История Армении» Мовсеса Хоренаци написали: «Интересно, а чем Астиаг не был первым сподвижником идеи социальной справедливости во всей истории человечества?! Наверное, и это стало причиной того, что его «близкие» люди предали его, став соучастниками его свержения, и тем самим ставили точку в истории Мидийской империи…»

Возникновение такой гуманной и справедливой религии, коим является зороастризм, в эпохе рабовладельческого строя, наверное, является загадкой человеческой истории.

Наверное, такое стало возможным, благодаря тому, что сам царь Мидии, Киаксар был покровителем Заратуштры и его вероучения и, впоследствии, сам стал последователем этой религии…

______________

*…Сегодня различные издания и пресса ошибочно указывают название
древней религии курдского народа — эздианства — как (й)езидизм или (й)езидская
религия (êzîdîtî, ola êzîd), а приверженцев этой религии называют езидами (êzîdî).

По этому поводу надо отметить, что эта конфессия именуется не езидизм, а эздианство. Самоназвание данной этно-конфессиональной общности – êzdîtî/êzdîyatî (эздианство), и свою религию эздиане (yên êzdî) называют ola êzdî (эздианская религия). Соседние народы, в частности, армяне, называют их езди, а другие – езид/езиды. Надо отметит, что никакой связи между названием этой древней курдской религии и именем султана Езида (Sult’an Êzîd) нет. Название эздианской религии — одно из имен Бога. В одном из гимнов эздианской религии говорится: «Существует тысяча и одно имя Бога, Эзди тоже является одним из имен Бога!» (“Hezar û yek navên Xwedê hene, Êzdî jî navekî Xwedê ye!”). Каждое имя Бога имеет в курдском языке свое обозначение: слово Êzdî образовалось от словосочетаний “Yê ezdayî” (т.е., мой Творец, Создатель). В дальнейшем это словосочетание постоянно звучало в живой речи, подверглось фонетическим изменениям, некоторые звуки выпали, некоторые сомкнулись, и образовалось новое слово. Словосочетание “yêez dayî” преобразовалось в Yêzdî, а это, в свою очередь – в Êzdî (Êzdî<yêzdî<êzdayî<yê ezdayî. До сих пор в разных районах Курдистана, в том числе и среди эздиан, используется также форма Эздайи (Ezdayî)…
А слово езид происходит от имени одного из халифов мусульманского мира– Езида бен – Муавии (Yezid bên-Muewî bên- Ebu- Sifyan benî –Omeya), который происходил из Мекки, из арабского племени курейш. Он был дальним родственником пророка Мухаммеда.

Езид (или, как эздиане его называют, султан Эзид) был сыном Моавии бен – Абу – Суфйан (Muewî bên Ebu – Sufyan). До Езида (Йезида) халифат был в руках семьи пророка. Али был четвертым, последним халифом из этой семьи. Говорят, что к его смерти имели отношение Моавиды. Хасана, сына Али, отравили, другой, Хуссейн, как и вся их семья — 22 человека, был уничтожен Езидом в Кербеле. И так закончилось правление семьи пророка, а к власти пришли его дальние родственники — Моавиды. И халифом стал Езид.

А вопрос о том, как привнесли культ Езида (sult’an Êzîd) в эздианскую религию,
еще остается открытым для научно обоснованного ответа. Возможно, этот культ после реформ Шихади был внесен в эздианскую религию, чтобы спасти от резни оставшихся в живых остатки эздиан, или…? Может быть, сегодня наука еще не готова ответить на этот и другие вопросы, но можно однозначно и с уверенно стью заявить, что никакой связи между древней эздианской религией и именем султана (халиф) Езида нет, и не имелось. Эздианство является до зороастрийской религией курдского народа. Термины, связанные с названием эздианства: эздианство, эздианская религия, эздиане, эздианка, эздианин.
(Из статьи Азиз э Джаво Мамояна «Эздианство», газета «Свободный Курдистан», февраль, 2013)

 

 

 

Использованная литература:

 

  1. Альберт Олмстед «История персидской империи», Москва, 2012;
  2. Бойс М.Зороастрийцы. Верования и обычаи, Москва 1987.
  3. Большая советская энциклопедия, БСЭ, Москва, 1969 – 1978
  4. Гаты Заратуштры. Перевод с авестийского, вступительные статьи, комментарии и приложения И. М. Стеблин-Каменского, Санкт-Петербург, 2009.
  5. Геродот, История.
  6. Дандамаев М. А., Месопотамия и Иран в VII-IV вв. до н.э. Социальные институты и идеология, СПб, 2009 г.
  7. Дорошенко Е. А. «Зороастрийцы в Иране», М. 1982 г.
  8. Дьяконов И. М., История Мидии, М. – Л., 1956 г.
  9. Желтова, Е. В., Античная традиция о персидских магах, Санкт-Петербург, 2011.
  10. Заратуштра – Пророк Единого Бога – http://www.zoroastrian.ru/node/281
  11. Заратуштра – пророк и праведник. – http://nervana.name/teachers/zara.htm
  12. Мамоян, Азиз э Джаво, А где, тут, правдя?… –http://kurdistan.ru/2013/06/10/ articles-19054_Gde_zhe_istoricheskaya_pravda.html
  13. Мамоян, Азиз э Джаво, Значит, эздиане должны стать езидами-суфиями и эздианство должно быть уничтожено и исчезнут?!.. – http://kurdistan.today/?p=17100
  14. Мамоян, Азиз э Джаво, Армянский богослов начала ХХ века об эздиан и эздианстве – http://kurd.press/?p=20992
  15. Мирча Элиаде, «История веры и религиозных идей», том I, Москва, 2002.
  16. Мифы народов мира (Энциклопедия). Главный редактор Токарев С. А., 1980.
  17. Опарин А.А., Всемирная история и пророчества Библии, Харьков, 1997.
  18. Ричард Фрай, Наследие Ирана, Москва, 1972 г.
  19. Рыжов К. В., Все монархи мира. Древний Восток. М., 2001.
  20. Соколов С. Н., Авестийский язык, Москва, 1961.
  21. Соколов С. Н., Язык Авесты, Ленинград, 1984.
  22. Страбон, География, XI книга, Москва, 1964.
  23. Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.
  24. Успенская А., Зороастризм за 90 минут, СПб, 2006.
  25. Эндрю Коллинз, Падшие ангелы, Москва, 2008. (Русский перевод книги: Andrew Collins, From The Ashes of Angels).
  26. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, СПб, 1890 – 1907
  27. Ekrem Cemîl Paşa, Dîroka Kurdistan bi kurtebirî, Bruksel, 1995.//Экрем Джемиль Паща, Краткая история Курдистана, Брюссель, 1995.
  28. Մախմուդով Ն. Խ., «Քուրդ ժողովուրդը», Երեվան, 1959, էջ 24 – 25.//Махмудов Н. Х., «Курдский народ», Ереван, 1959.
  29. Մովսես Խորենացի, Հայոց պատմություն, Երևան, 1991; цитаты – по книге: Мовсес Хоренаци, «История Армении», Издательство «Айастан», 1990.
  30. Սիոն Վարդապետ Տէր-Մանուէլեան, Եզիդի կուրմանժ, Ախացխա, 1910, //Сион Архимандрит Тер-Манвелян, Езиды-курманжъ, Ахалцха, 1910 г.
  31. Ժամանակակից հայոց լեզվի բացատրական բառարան (ՀԳԱ Լեզվի ինստիտուտ), չորս հատորով, Երևան, 1969 – 1980/Толковый словарь современного армянского языка (Институт языка АН Армении), в четырех томах, 1969 – 1980.
  32. Էդուարդ Բագրատի Աղայան, Արդի հայերենի բացատրական բառարան, Երևան, երկու հատորով – 1976/ Э. Б. Агаян, Толковый словар современного армянского языка, в двух томах, Ереван, 1976.
  33. Աճառյան Հր., Հայերեն արմատական բառարան, հատոր Դ, Եր., 1979/ Ачарян Гр., Этимологический корневой словарь армянского языка, IV том, Ереван, 1979.
  34. Աճառյան Հր., Հայոց լեզվի պատմություն, Ա հատոր, Երևան, 1940 թ./ Ачарян Гр., История армянского языка, том I Ереван, 1940.

 

Азиз э Джаво Мамоян

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/Zetdp

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях