Сулейманов: “В Москве около пяти тысяч сторонников радикального ислама”

Сулейманов: “В Москве около пяти тысяч сторонников радикального ислама”

Численность живущих в Москве сторонников радикального ислама, в том числе членов таких запрещенных организаций, как “Исламское государство” и “Хизб ут-Тахрир”, можно оценить примерно в пять тысяч человек, заявил в интервью РИА Новости российский специалист по исламскому радикализму, эксперт Института национальной стратегии, главный редактор журнала “Мусульманский мир” Раис Сулейманов.

Сколько в Москве исламистов

“Точную цифру вам никто не назовет, потому что считать членов и сторонников запрещенных организаций очень сложно, но, по моим данным, тех, кто симпатизирует ИГ и “Хизб ут-Тахрир”, в Москве около 5 тысяч человек”, — считает эксперт.

“Естественно, далеко не все из них готовы взять в руки оружие и отправиться “на джихад”. Обычно эти люди ведут мирную жизнь, но при этом являются активными членами или сторонниками “Исламского государства”, одобряют их действия”, — отметил Раис Сулейманов.

Сложность выявления таких граждан заключается в том, что “вербовщики ИГ действуют внутри мигрантских общин”, констатирует он. “Например, таджикские ваххабиты действуют внутри таджикской диаспоры. В результате воевать в “халифат” таджики уезжают больше не с территории Таджикистана, а с территории России, в том числе из Москвы. Я общался с сотрудниками таджикских спецслужб, они сетуют, что из Таджикистана на работу в Россию люди уезжают “нормальными”, а уже в Москве “заражаются” и становятся ваххабитами”, — объяснил Сулейманов.

Опасные места

“Сторонники радикального ислама встречаются как в подпольных мечетях и молельных домах, которые располагаются на частных квартирах, в коттеджах или даже просто дешевых халяльных кафе. В таких местах собираются по пять-семь-десять человек. Со стороны никак не скажешь, что тут что-то криминальное. При этом все друг друга знают, а в таком узком кругу давление — мол, поехали на джихад — действует намного быстрее”, — констатирует Раис Сулейманов.

Впрочем, предупреждает он, вербовщики могут действовать и среди прихожан больших официальных мечетей. “Такие случаи были зафиксированы даже в Соборной мечети на проспекте Мира, где собираются тысячи мусульман, и имамы мечети не могут за всеми уследить. Вербовщики работают по механизму точечного воздействия, адресно”, — говорит он.

Активно вербовщики ведут себя и в интернете, где во “Вконтакте” и “Одноклассниках” есть целые группы сторонников “Исламского государства”. “При этом нельзя разделять тех, кто попадает под влияние вербовщиков в мечетях, и тех, кто общается в онлайне — зачастую виртуальное общение может перетечь во встречу в оффлайне, а знакомство в мечети — в онлайн. Программы WhatsApp, Viber, Skype — все используется для распространения агитационных роликов, для общения вербовщиков со сторонниками”, — предупреждает исламовед.

По его словам, достаточно активны в Москве и пропагандисты такой организации, как “Хизб ут-Тахрир” (“Партия исламского освобождения”), запрещенной в России, Узбекистане и еще ряде стран, но в то же время позиционирующей себя как мирная, политическая организация, выступающая за “политическое” устранение немусульманских правительств и “мирное” установление “Всемирного исламского халифата”.

“Действительно, “хизбовцы” позиционируют себя как мирные исламисты, но в то же время в биографиях многих задержанных террористов мы видим, что начинали они свою деятельность в “Хизб ут-Тахрире”. Кроме того, при задержаниях у “хизбовцев” находят оружие, хоть они и утверждают, что его подбрасывают. В общем, я бы сказал, что эта внешне мирная организация дает питательную среду для исламистских идей, а уже из нее многие переходят к “настоящим”, отнюдь не мирным ваххабитам”, — говорит эксперт.

Средний класс “Исламского государства”

По словам Раиса Сулейманова, нельзя говорить, что в ряды “Исламского государства” и на джихад отправляются исключительно бедняки и гастарбайтеры. “Очень много тех, кто относится к среднему классу — достаточно вспомнить ту же Варвару Караулову, московского актера Вадима Дорофеева или командира таджикского ОМОНа. Чего им не хватало в жизни? Люди ехали в ИГ не от отчаяния и не заработать. Люди проникаются идеями, мусульманской солидарностью. Это привлекательная для многих идеология, которая обеспечивает поток добровольцев. Ведь официальной идеологии у нас в обществе сейчас нет, а люди нуждаются в каком-то смысле жизни. Этот феномен можно сравнить с дворянами XX века, которые массово шли в большевики”, — говорит Сулейманов.

Кроме того, многими из тех, кто едет воевать в Сирию и Ирак, движет “комплекс неофита”, считает он. “Многими вновь обращенными мусульманами движет своего рода комплекс — им надо доказать, что они “святее Папы Римского”. Причем доказать не на словах, а на деле. Это толкает их на необдуманные действия”, — считает главный редактор журнала “Мусульманский мир”.

В результате, отмечает он, “примерно 7 тысяч мусульман русского происхождения дали террористов больше, чем 5 миллионов татар — достаточно вспомнить Александра Тихомирова, Виталия Раздобудько, Павла Печенкина, того же Дорофеева”.

Опасность ИГ для России

По данным, на которые опирается Сулейманов, уже около 5 тысяч граждан РФ уехали жить или воевать в “халифат” “Исламского государства” — это не только боевики-мужчины, но и женщины, и дети-члены их семей.

Эти люди будут возвращаться в Россию, они составят костяк будущих террористов. Будут восполнять, в частности, обезлюженный “Имарат Кавказ”. ИГ не скрывает своих аппетитов в отношении России”, — прогнозирует эксперт.

“Если проанализировать биографии российских террористов нулевых и начала десятых годов, мы увидим “афганский след” — многие из России тогда ездили в Афганистан, потом возвращались и устраивали теракты в России. Причем в те годы поток был гораздо меньше, чем сейчас поток в Сирию. Люди едут туда за боевой подготовкой, проходят там дополнительную идеологическую обработку”, — предупреждает эксперт Института национальной стратегии.

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/wFpsR

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях