Сказание о Давреше Авди

Сказание о Давреше Авди

Существуют бесчисленные песни, стихи и рассказы о Давреше Авди. Но кто такой Давреше Авди на самом деле и почему он стал таким знаменитым, а также кем была Адула для Давреше Авди?

Отвечая на эти вопросы, можно написать целую книгу. Мы предлагаем своего рода «Введение» к истории о Давреше Авди.

Во-первых, сказание о Давреше Авди бытует почти исключительно в устном виде в традиционных песнях. В них разрабатываются две темы: романтические отношения между Даврешем и Адулой и битва Давреша с османами.

Песня о любви Давреша и Адулы поется на свадьбах и других праздниках. В ней рассказывается о романе между Давреше Авди и Адулой, дочерью Темир- паши, вождя союза племен Мила. В этот союз входили курды, арабы, туркмены и езиды, живущие в районе Урфы. Адула была курдянка-мусульманка из племени Кика.

В песне есть разговор между Давреше Авди и Адулой, в котором они поклялись во взаимной любви и верности. Здесь следует отметить, что происхождение песни ” Dellale dewrêş ” – это всего лишь продолжение песни ” kemîna dewrêş. В любом случае, правда в том, что любовная линия не является решающей.

Песня “kemîna dewrêş” описывает боевые действия, а также события до и после битвы. Таким образом, она является реальной историей Давреше Авди и основой для последующей переработки.

Вот историческая справка.

Битва произошла в конце XVIII века в Османской империи в годы правления султана Абдульгайтабаши I. Племена Милы в течение некоторого времени не платили дань, нападали на многочисленные караваны торговцев и оспаривали у Османской империи территорию, на которой они жили. Эта область простирается от Урфы до Ракки и дальше до Хасака и Шенгала. Самыми могущественными племенами были Кика и Шарки. Племя Кика находились под руководством Зора Темир- паши, отца Адулы. Давреше Авди принадлежал Шарки. Правитель Османской империи направил в общей сложности 1700 воинов под командованием Афери Гесо и нескольких других командиров, чтобы подавите это «восстание» Милы. Войско состояло из арабов из племени Гекса.

После того, как 1700 вооруженных всадников прибыли в Урфу, Афери Гесо написал письмо Зор Темир- паше, в котором указал ему, что они пришли сюда по приказу султана подавить восстание племени Мила. Темир- паша позвал 150 представителей племенной конфедерации Милы в свою палату, чтобы обсудить ситуацию.

Причина, по которой Давреш не был среди 150 представителей, заключалась в том, что его отец Авдал Милхим и Темир- паша ранее сражались, и Авдал не участвовал во встречах старейшин. Темир предложил гостям чашку кофе; тот, кто взял бы эту чашку и выпил, был бы обязан отправиться в бой. Однако никто не осмелился, и поэтому кофе был холодным, и Темир- паша знал, что у него нет выбора, кроме как попросить Давреша. Для Давреша этот бой был испытанием. В конце концов, он и Афери Гесо, вождь арабского племени Шейх, были близкими друзьями в течение трех лет. Однако Давреш, не колеблясь, заявил, что готов сражаться. В то же время Давреш сказал, что эта битва не за Темир пашу, не за обещанное богатство. Он не хотел, чтобы его семья и община езидов были покорены османами.

Некоторые сейчас интересуются, почему Афери Гесо пошел сражаться против Мила, хотя он был близок к Даврешу. Причина заключалась в том, что Афери Гесо знал о споре между Авдалом и Темир -пашой и хотел воспользоваться этим. Афери Гесо также не предполагал, что Давреш будет сражаться, несмотря на спор Авдала и Темир – паши.

Давреш, со своей стороны, воспринял намерение Афери Гесо напасть на его соплеменников как предательство.

Давреш был готов сражаться. Он славился бесстрашием во всем регионе, и в бой взял только своих самых близких друзей. Среди них был его старший брат Садун, который был на два года старше его и до сих пор не женат. Он также был известен как “Садун бесстрашный”. Его дядя по отцовской линии Шеваш также был великим воином. Шейх Сейнен, «шейх Мустафа Иса». Его давний друг Сило Озоло, алавит, бежавший из родной деревни из-за интриг и неправд. Он жил вместе со своей сестрой Гозеле по соседству с Евдоем Милхилма. И, наконец, два сына Мистефа Ферха Додки: Усиб (Юсуф) и Бозан. Оба брата принадлежали к племени Додки и были курдами-мусульманами. В истории они всегда упоминаются вместе как «сыновья Мистефа Ферха Додки».

 

Вазир КАШАХИ, политический обозреватель «Курдистан сегодня»

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/vy3if

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях