Джамиль Байык: «У нас была одна цель — вселить надежду в тех, кто потерял веру в себя и в будущее»

Джамиль Байык: «У нас была одна цель — вселить надежду в тех, кто потерял веру в себя и в будущее»

Какова была программа освобождения народа у РПК, созданной молодежью и студентами? Что удалось осуществить, а что нет?

Свою историю апочисты (сторонники Абдуллы Оджалана, именуемого «Апо», прим. ред.) начали с молодежного движения. Сам курдский национальный лидер Абдулла Оджалан начинал свою деятельность в молодежных организациях; сначала в Стамбуле, а затем в Анкаре.

В 1971 году он учился в университете на политическом факультете. В Турции это был один из центров молодежных организаций. В частности, на этом факультете активную роль играла Народно-освободительная партия Турции (НОПТ). В этом же университете учились Махир Чайан и Хусейн Джавахир.

20 марта 1972 года Махир Чайан и девять его товарищей погибли в Кизилдаре. В связи с этой трагедией студенты-революционеры объявляют бойкот. Инициаторами же этого бойкота становятся лидер Абдулла Оджалан и несколько его товарищей. С этим бойкотом авторитет Абдуллы Оджалана значительно вырос.

В связи с этим государство прибегло к жестким мерам и арестовало всех участников бойкота. Абдуллу Оджалана посадили в тюрьму Мамака. Там он встретился со многими революционерами. Среди них были Дениз Газмиш, Юсуф Аслан и Хусейн Инан. Спустя месяц после бойкота Дениз Газмиш и его друзья были казнены.

Причиной ареста Махира Чайана было как раз то, что он попытался помочь Денизу совершить побег. После казни Махира и девяти его друзей Дениз вскоре тоже был казнен, а Абдуллу Оджалана перевели в тюрьму Улуджанлар.

Какая была реакция Оджалана на эти казни?

Они произвели глубокое впечатление на молодого революционера, и он поклялся, что всю свою жизнь посвятит памяти своих товарищей, и впредь будет вести борьбу против фашистского государства. Жизнь в тюрьме закалила его волю и самообладание. Он освободился через семь месяцев. Это нормальный срок. В то время он не являлся лидером движения, даже не был его членом и не участвовал в каких-то вооруженных действиях.

После тюрьмы некоторое время он возглавляет молодежную организацию, занимает высокий пост в Демократической ассоциации высшего образования Анкары (ДАВОА) и пытается придать ее деятельности более радикальный характер.

В это же время лидер Абдулла Оджалан вплотную занялся курдским вопросом. Он стал анализировать положение курдов и искать пути, чтобы в будущем курды смогли добиться свободы и демократизации. Вскоре лидер Абдулла Оджалан принимает решение о создании новой организации и в корне меняет стратегию своей борьбы.

Какая у него была стратегия в тот момент?

Когда лидер Абдулла Оджалан вплотную занялся вопросами освобождения курдов, он понял: в Курдистане нет такой организации, которая была бы в состоянии дать свободу, благополучие, демократию и независимость курдскому народу. В этом смысле курдский народ находился в плену идеологии и логики действий своих эксплуататоров, свободомыслие у них было отнято в корне. Именно это навело его на мысль создать такое движение, которое способно было бы привести свой народ к свободной и демократической жизни. Он поставил себе главной целью оповестить мировую общественность о курдской правде. На этом основании целенаправленно создается мощная идейная сила и институциональный уровень свободной и демократической жизни, начинается независимая борьба в правовом поле. Было принято решение о создании студенческо-молодежного движения.

Почему именно молодежь была названа основной движущей силой?

Потому что в идеологии социализма именно рабочий и крестьянский классы являются прогрессивными силами. Активизировалась работа в Дилке, Рихае, Амаде, Элихе, Дерсиме и Сархаде. С особым усердием апочисты работали там, где доминировали молодежь и рабочие.

Перед молодежью была поставлена цель: бороться за свободу. Необходимо было приучить народ к тому, чтобы он постоянно думал о своей судьбе, а для этого нужны были сильные и волевые кадры, хорошо понимающие смысл свободной и демократической жизни и умевшие переходить от слова к делу. Поэтому апочисты начали свою работу с городов. За короткий срок эту работу подхватили молодежь и студенты, и вскоре мы увидели очертания нового движения.

В принципе, когда оценивается история РПК периода 1973-1978 гг., имеется в виду именно идеологическая борьба. Именно путем просвещения в этот период молодежь становилась кадрами, ведущими идеологическую борьбу с турецкими шовинистами, националистами и реформаторами.

В то время в Курдистане действовало много организаций. В чем была их особенность?

Они были реформистами и националистами, им казалось, что они легко смогут освободить Курдистан. Они плохо представляли себе турецких колонизаторов, которые поставили своей целью полное уничтожение курдов. Поэтому такой подход был изначально ошибочным и губительным. От их борьбы не было никакого толку. Апочисты, как революционеры, сумели отодвинуть этих реформистов на задний план.

Одновременно с этим апочисты активно вели идеологическую борьбу против турецких шовинистов. В то время в Турции действовали сильные шовинистические общества, которые всячески игнорировали права курдов, и о свободе и демократии не могло быть и речи.

Что изменилось в результате этой идеологической борьбы?

Началась революция. Среди курдов закрепилась мысль, что только боевой дух в борьбе может привести Курдистан к свободе. В то время в Курдистане дети богачей рьяно помогали политике режима. Все они были детьми глав племен. Апочисты же своей идеологической борьбой привлекли на свою сторону бедняков, рабочих и крестьян. Те же группировки, в которых были дети богачей, постепенно ослаблялись. На первый план вышли апочисты с многочисленным движением рабочих и крестьян.

Упорство молодежи, ее свободолюбивый дух придали курдам динамизм и веру в будущее. Эта молодежь посеяла семена в Курдистане. Курды почувствовали разницу между богачами и простыми людьми. Эта молодежь всецело отдавалась борьбе за свободу. Они бросили работу и учебу. Ограничили общение с семьей. Всю свою жизнь посвятили освобождению Курдистана и демократии. Кадровые апочисты оставили буржуазные мечты и умышленно отказались от будущего, связанного с личным благополучием. Для Курдистана это было новшеством.

Образовалось движение, которое ничего другим не занималось, кроме защиты правды и свободы. Курдские революционеры, апочисты, вели активную работу не только среди молодежи, но и среди всех курдов, где бы они не находились и к какому сословию не принадлежали.

Впервые появилось движение, в котором главенствовали не богачи, а рабочие, крестьяне и молодежь, то есть, народ. Впервые в истории курдский народ поверил в свои силы и приступил к политической борьбе за свою независимость. А это открыло путь к новым свершениям.

И в организационном смысле, и в идеологическом РПК для курдского народа поставила свою печать на многие правила. Но с первой выпущенной пулей падение авторитета военных имело большое значение. Что принес этот первый выстрел?

Несомненно, первым делом необходимо правильно определить курдскую правду. Наверное, в истории ни один предводитель так не критиковал народную жизнь, как Абдулла Оджалан. Конечно, много предводителей критиковали свой народ. Это идет еще со времен Моисея по отношению к евреям. Да и без критики прогресс невозможен. Всегда значимые поступки совершались путем критики и самокритики.

Здесь лидер Абдулла Оджалан и РПК не являются исключением, и вся наша система проходит через критику и самокритику. Абдулла Оджалан очень жестко критиковал курдскую действительность и сделал это главным правилом. Он утверждал, что курды не должны терять веру в себе, в свои силы, и тогда они смогут решить любые проблемы. Очень важно вселять надежду в тех, кто теряет веру в себя, в свое будущее.

РПК и Абдулла Оджалан первыми сделали шаги в борьбе, в инициативе, в уверенности в себе, и действия партизан в 1984 году, словно первый выстрел, стали основным событием этого периода. Партизаны легко не образовались. Ее создание проходило через тернии, ошибки, исправления даже в самой РПК. Турецкое государство твердо верило, что курды не смогут возродиться. До 1980 года РПК была полна больших планов. Но с военно-фашистским переворотом 12 сентября было решено выкорчевать семя РПК в Курдистане. Когда в Турции наступил момент безмолвия, народ был подавлен, Абдулла Оджалан с воодушевлением призвал партизан к действиям. С большой уверенностью и энтузиазмом он вовлек кадры в борьбу, и в 1984 году партизаны вступили в свою фазу действий.

После 12 сентября турецкое государство почувствовало себя на пике непобедимости, и именно в этот момент РПК начала этап вооруженных действий, которые мы отмечаем как 15 августа. Таким образом, миф о непобедимости Турецкого государства был рассеян. Курды, которые потеряли веру в себя и уже смотрели смерти в лицо, с появлением партизан вновь воспряли духом.

Стереотип о курдах, которые сами не могут и шагу сделать — исчез. Поэтому тот первый выстрел по турецким казармам стал и вместе с тем ударом по сознанию самих курдов. Для курдов это было большим шоком. Народ понял, что и курды способны бороться вместе с партизанами, восстать против своего врага, сопротивляться. Поэтому с этим первым выстрелом многое изменилось.

Этот первый выстрел был сложным шагом?

Лидер Абдулла Оджалан и сам об этом рассуждал: «После этого первого выстрела я глубоко призадумался: продолжится ли это 24 часа, 28 часов, 72 часа, неделю, месяц. С каждым днем настроение наше поднималось. Каждую минуту в нас возрастала уверенность в нашей победе».

Первый выстрел для нас имеет особое значение. После него бывший президент Турции Тургут Озал сказал: «Их несколько бандитов, и мы решим этот вопрос в течение нескольких часов». Анкара именно так относилась к нам. Действительно, никто не верил, что партизаны выстоят против Турецкого государства. Естественно, Абдулла Оджалан и РПК тоже были очень ответственны; они уверенно шли к победе. Но все же было очень нелегко. Казалось невероятным устоять перед Турецким государством на Ближнем Востоке.

Народ с большим энтузиазмом отнесся к 15 августа. Душой и телом он встал рядом с партизанами. Все, включая молодежь и женщин, направились в сторону гор. Каждое действие партизан в горах сильно вдохновляло их. За всю историю, наверное, курды не испытывали таких чувств.

Сопротивление продолжалось год, два, три, и с каждым годом усиливалась вера народа в партизан. Изменилось сознание курдов, их жизнь и быт, появились новые курды. Эти перемены дали толчок возрождению курдов в 1990-х годах, оно распространилось с Ботана по всем горам и равнинам Курдистана.

Борьба партизан стала той истиной, которая восстановила курдов. Не только оружие в руках партизан, но и их чувства, логика жизни, мысли о прошлом и будущем радикально изменили положение курдов. Никто в истории еще не осмеливался на подобный шаг.

Первый выстрел принес с собой революционные, национальные, политические, демократические, социальные и культурные новшества.

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/qsatS

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях