Амина ОССИ, заместитель главы Управления по внешним связям кантона Джазире: «Единственный путь спасти Сирию — признать права всех народов и конфессиональных групп»

Амина ОССИ,  заместитель главы Управления по внешним связям кантона  Джазире: «Единственный путь спасти Сирию  — признать  права всех народов  и  конфессиональных групп»

— Вы принимали участие в переговорах в Москве как представитель кантонов Западного Курдистана. Где и как проходили переговоры?

—Мы были приглашены МИД России — в состав курдской делегации входили три человека от правительства кантонов Западного Курдистана и двое — от Партии демократического союза.
Это была вторая встреча, первая прошла безрезультатно. Во второй встрече приняли участие 35 человек — представители оппозиции и властей Сирии.
Обсуждались заранее определенные проблемы. Важнейшим был вопрос политической ситуации в Сирии.
В течение первых двух дней представители оппозиции договаривались между собой, и только на третий день к переговорам подключились представители Дамаска. Мы обсуждали вопросы, требующие договорённости с сирийскими властями, и по некоторым важным вопросам нам удалось достичь консенсуса.
К сожалению, в тот же день представители Дамаска выразили крайне негативное мнение по – поводу тех пунктов, где оппозиции удалось прийти к единому мнению, стремясь стравить друг сдругом оппозицию, курдов, арабов ит. д. То же самое продолжалось и на следующий день.
Мы были вынуждены выступить с официальным заявлением по поводу деструктивной позиции сирийских властей, подчеркнув, что Дамаск делает все, чтобы саботировать переговоры.
Четвертый день переговоров подтвердил наши опасения. Оппозиция заявила, что отказывается вести переговоры без гарантий Дамаска. Никаких гарантий не было: ни в отношении освобождения политзаключенных, ни по поводу отмены эмбарго в некоторых областях страны, ни по другим вопросам. Представители Сирии пытались затянуть переговоры, но в то же время не шли ни на какие дискуссии, не принимали никаких требований.
Именно по этой причине встреча закончилась безрезультатно, что наносит ущерб и оппозиции, и Дамаску, и России, предпринимающей огромные усилия для разрешения конфликта.
Мы, курды, готовы и в дальнейшем делать все для нахождения мирного решения. Мы продолжаем работы по организации демократического самоуправления и защиты региона, для достижения мира.
Единственный регион страны, где сохраняются мир и безопасность, где нет межнациональной розни — это курдские кантоны. Мы считаем, что наша система самоуправления является примером и моделью не только для курдов, но и для всей Сирии.
Это единственный приемлемый путь решения проблем в стране, где децентрализована власть и сильно самоуправление на местах.
Только так можно спасти от этих проблем и сохранить Сирию. Но если Дамаск продолжит отрицать возможность мирного решения проблем, попытается действовать силой, ситуация в стране еще больше ухудшится.
Это не наше мнение: всем известно, что ситуация в Сирии просто катастрофическая. «Исламское государство» и«Аль-Нусра» уже вплотную подошли к столице страны. Большая часть территории находится под властью ИГ, а не Дамаска, и это — колоссальная угроза. Террористы дошли до Ярмука, «Аль-Нусра» за 4 дня взяла Идлиб. Бомбежки и авианалеты тут не помогут, военным путем проблему не решить.
Единственная возможность избавиться от этой страшной опасности распространения радикализма — объединение демократических и патриотических сил страны и признание Дамаском их прав.
Сирия до сих пор еще не признала, что данная проблема является внутренней, все еще настаивает на том, что это — дело рук внешних противников, США, Израиля, Турции, Катара и других. Да, конечно, есть очень много попыток вмешательства, заговоров и прочих «игр», но это находит поддержку у граждан Сирии.
Ведь не все боевики ИГ засланы из – за границы, многие их них — сирийцы, граждане Сирии. Так почему же они присоединяются к радикальным течениям, поддерживают ИГ?
Это означает, что у людей есть серьезные проблемы, и до тех пор, пока эти проблемы не будут решены, победить внешние силы невозможно. Однако, к сожалению, сирийская власть до сих пор не желает признавать, что проблема на три четверти порождена внутренними причинами, и если так же пойдет и дальше, то не останется и того, что есть сейчас.
Единственный путь спасти страну — признать права всех народов и конфессиональных групп Сирии и, объединившись, общими усилиями отразить внешнюю угрозу. Иначе победа достанется радикальным движениям, которые превратят Сирию в пустыню Сахару, в Сомали.
Мы приехали на переговоры, надеясь, что Дамаск осознал грозящую ему опасность и сделает необходимые выводы, но, к сожалению, этого не произошло. Все усилия пошли прахом, и причина — безответственность сирийских властей.
Именно такая позиция позволяет террористам захватывать все новые территории. И если заинтересованные международные круги не предпримут усилий, направленных на политическое решение конфликта, то Сирия окажется перед угрозой распада.

—Рассматривались ли напереговорах конкретные вопросы, касающиеся курдов?

— Нет, никакие сугубо курдские проблемы не выносились, обсуждались лишь некоторые заранее оговорённые вопросы: взаимное доверие между властью и оппозицией, пути мирного политического решения проблемы.
Мы представили свой проект, основанный на демократическом самоуправлении. Но Дамаск отказывается обсуждать даже такой гуманный вопрос, как отмена эмбарго, введенного против кантонов. Это — весьма показательная позиция.
Дамаск лишь заявляет, что курдов признали гражданами страны и в этом году впервые официально отмечали Науроз. Как будто курдская проблема состоит только в получении сирийских паспортов или в том, чтобы один день в году праздновать Науроз!
Это позор — говорить о таких само собой разумеющихся вещах как о прорыве в области гражданских прав!
Курды требуют решения основополагающих проблем — признания как нации, правового статуса курдских регионов и т. д. Курды не являются в Сирии меньшинством, мы — второй по численности народ этой страны. Курды играли одну из основных ролей, были фундаментом создания Сирийского государства.
И сейчас большую часть границ этой страны, а это 900км, защищает опять – таки курдский народ. Как можно требовать от нас защищать государство, если ты не признаешь существования проживающих там народностей.
Это шовинистическая, националистическое позиция сирийских властей дискредитирует их. И курдский народ, и Дамаск прекрасно понимают, что без решения такого важнейшего вопроса, как курдский, проблемы, стоящие перед Сирией, решить не удастся.
— Каким Вам видится будущее Сирийского государства?
— Будущее Сирии вызывает большие опасения. Если Дамаск по – прежнемубудет упорно отстаивать свою позицию, отрицая возможность демократических реформ, распад неизбежен.
Отсутствие практических шагов, необходимых реформ, в конечном итоге, превратит страну в Сомали, в Афганистан — иного тогда не будет, и такая опасность все больше усугубляется.
В этой войне победу одержат только те народы, которые сумеют с оружием в руках отстоять свое право на жизнь.
—Как известно, в Западном Курдистане созданы три кантона, деятельность которых основана на демократической форме управления. Удалось ли Вам достичь конкретных результатов и что необходимо для сохранения данной системы?

—Нам удалось создать между тремя кантонами координационное управление, причем данную функцию каждый регион выполняет поочередно — Африн, Кобани и Джазире.При принятии решении учитываются позиции всех кантонов.
Обсуждается огромное количество тем и вырабатывается согласованное решение. Координационное управление поддерживает постоянную связь с меджлисами каждого кантона, а меджлисы — между собой, то есть все структуры взаимосвязаны.
Разумеется, трудностей много. Конечно, негативно влияют внешние факторы, военные действия, эмбарго, закрытие границ. Крайне затруднены связи с внешним миром, причем с обеих сторон, и с нашей, и из – за границы.
Официально у нас есть три пункта пересечения границ с Турцией, но все они закрыты Анкарой, которая пытается не допустить связи наших кантонов с внешним миром. Точно также закрыты контрольно – пропускные пункты на границе с Южным Курдистаном и Ираком. И, конечно, война — она везде. Проблем много, и, к сожалению, решаются они медленно.
— Есть ли на территории кантона Джазира лагеря для езидских беженцев?

—Сейчас мы вновь столкнулись с геноцидом езидов. Разумеется, виновные в произошедшей трагедии должны быть наказаны и ответить за все.
У жителей Шенгала была отнята возможность защитить свою жизнь. Людей просто бросили на растерзание варварам, и даже сейчас очень многие остаются в плену у террористов ИГ, женщин и детей, как рабов, продают на базарах. До сих пор еще неизвестны места массовых захоронений тысяч погибших, среди которых старики и дети.
Спасти наших братьев и сестер удалось только благодаря тому, что бойцы Народных сил самообороны Курдистана и Отрядов народной самообороны Западного Курдистана открыли коридор и вывели свыше 12000 человек. Тех, кого вывести не удалось, защитили в горах Шенгала.
Народ Джазири оказывает помощь беженцам и тем, кто остался в Шенгальских горах — им помощь доставляется через коридор, и тем, кто находится в лагере«Науроз», там размещены около 7000 человек.
Им помогает только наш кантон, обеспечивая защиту, питание, образование и все необходимое. Никакой внешней помощи не оказывается.
Для нас Шенгал — это сердце Курдистана, наша священная обитель. Встать на защиту Шенгалаобязан каждый курд, точно так, как каждый курд защищал Кобани.
Необходимо сделать все для того, чтобы езиды не покидали Шенгал — это наш национальный долг.

—Как Вы считаете, почему пешмерга предали езидов?

— Курдский народ всегда гордился храбростью защитников Родины — отрядов пешмерга, о них слагались песни и легенды. Но то, что произошло, потрясло всех нас.
Я считаю, что решение бросить езидовШенгала было политическим. Я уверена, что если бы пешмерга не приказалиотступить, они бы защитили Шенгал.
Разумеется, это решение Регионального правительства Курдистана, поскольку силы пешмерга подчинены ему и выполняют его приказы. Выполнив этот предательский приказ, пешмерга потеряли честь и достоинство, потеряли уважение к себе.
Люди имеют право говорить, что пешмерга не должны были подчиняться этому приказу и обязаны были защитить народ.

— Где черпают силы бесстрашные курдские бойцы?

— Если бы Дамаск подвергся такой масштабной агрессии, как Кобани, то, несмотря на все имеющиеся возможности, столица Сирии не продержалась бы и недели.
Мы все стали свидетелями того, как быстро пал Мосул, несмотря на сорокатысячную армию, оснащенную самым современным американским оружием. Террористы напали на Кобани, использую всю эту захваченную в Мосуле и Сириивоенную технику. Одних только танков, окруживших Кобани, было 140 машин — это не считая мощных гаубиц и другой крупнокалиберной военной техники.
Стремление курдского народа к свободе, сила его духа, решимость, невзирая ни на какие жертвы, отстоять родную землю, позволили защитникам Кобани выстоять и победить.
Это — результат гигантского труданашего национального лидера Абдуллы Оджалана и тридцатилетней борьбы курдского освободительного движения. Именно он сумел возродить курдский народ, воспитать свободного курда, готового на любые жертвы во имя свободы.
Бойцов Отрядов народной самообороны Западного Курдистана, несмотря ни на что, проявили колоссальный героизм, отражая атаки вооруженных до зубов бандитов.
Это — великая победа курдского народа. Кобани стал примеромдля всех четырех частей Курдистана. И мы верим, что несокрушимое мужество и героизм помогут построить новую жизнь на Ближнем и Среднем Востоке.

Беседу вел Ишхан МИРОЕВ, главный редактор газеты «Свободный Курдистан». Газета «Свободный Курдистан» №4 (142) 2015 г.

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/MOtcM

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях