—Мы рады приветствовать Вас в редакции газеты «Свободный Курдистан». Прежде всего, расскажите, пожалуйста, о себе.
— Меня зовут Али Аталан, в настоящее время я являюсь сопредседателем Федерации езидов Европы. Живу в Германии, в городе Мюнстер, женат, отец четверых детей.
Я родился в Северном Курдистане, в городе Мидяат. В семнадцатилетнем возрасте я эмигрировал в Германию. Я закончил университет в Бохуме — отделение международной политики факультета политических наук.
В течение последних двадцати лет я являюсь членом Левой партии Германии, восемь лет — депутатом муниципального собрания города Мюнстера. Я избирался депутатом парламента земли Северная Вестфалия — самой большой области Германии, где проживают 18 млн. человек.
Год назад я был избран сопредседателем Федерации езидов Европы.
— Шенгал — наша неослабевающая боль. Что, на Ваш взгляд, было причиной этой трагедии?
— Трагедия Шенгала началась 3 августа 2014 года, и для нас, курдского народа, для нашего езидского общества это — геноцид. История говорит о семидесяти двух геноцидах езидах. Эта трагедия стала семьдесят третьим.
Геноцид является запланированной акцией по уничтожению одного народа, веры и расы. Если опираться на эту формулировку, то наше общество пережило геноцид.
Раньше нам говорили о геноциде, но мы воспринимали это как предания, как сказки, которыми нас пугали, чтобы мы не потеряли свою идентичность и не ассимилировались. Но 3 августа 2014 года, мы узнали, что такое геноцид — он существует и в действительности.
Мы поняли, какую роль играл геноцид в истории езидов, увидели это, как в зеркале. Как это случилось? Во — первых, это вражда властвующих сил Ближнего и Среднего Востока, которые, прикрываясь исламом, вот уже 1400 лет ведут войну против нашей религии — это основная причина.
Вторая причина — силы Южного Курдистана, которым мы доверяли, которые обещали защищать нас и обещаниям этим мы, езиды, поверили, эта вера в силы пешмерга стала причиной геноцида, потому что силы пешмерга ушли и позволили врагу уничтожить нас, пешмерга предали нас.
Наше общество и вера оказались лицом к лицу с террористами ИГ, в их власти. Третья причина: к сожалению, мы вынуждены сказать, что это беспечность, слабость, неорганизованность нашего общества, отсутствие руководства, порядка, дисциплины, отсутствие сил самозащиты.
После захвата террористами Мосула возникла серьезная угроза, и наше общество должно было понять, что прежде всего эта опасность угрожает езидам, и немедленно принять меры, выстроив стратегию самозащиты.
К сожалению, этого не произошло.
В общем, можно сказать, что эти три причины позволили осуществить геноцид: варварская, враждебная, продолжающаяся веками идеология, второе — предательство Демократической партии Курдистана и третье — это отсутствие самозащиты. Вот что стало причиной геноцида.
— Какой Вы видите дальнейшую судьбу езидов Шенгала? Что необходимо сделать, чтобы езиды вернулись домой?
— Нужны основополагающие изменения в езидском обществе Шенгала, в которые поверят шенгальцы — тогда они вернутся на родную землю и возродят Шенгал.
Этой почвой являются самоорганизация, реорганизация, должны произойти полнейшие изменения. Надо создать силы самообороны, роль которых сегодня играют Отряды сопротивления Шенгала.
Необходима автономия Шенгала, автономия всего езидского региона — Ездиханы, создание экономической системы, чтобы езиды не нуждались и не искали работу в Дохуке, Ракка, Мосуле и других местах. Надо, чтобы все руководящие органы — губернатор, мэр и прочие — назначались и избирались из местных езидов, чтобы никто не командовал и не верховодил над ними.
Нужно самоуправление Езидханы, автономия в границах Курдистана.
Мы не хотим отделения Езидханы от Курдистана, так как этнически езиды являются курдами. Я повторяю: это станет стимулом для возвращения езидов, и веры в то, что там можно построить новую жизнь и будущее.
Необходимо глубоко проанализировать ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке, в Ираке, в Западном и Южном Курдистане. Сейчас государство Ирак существует формально, но реально уже перестало быть государством. В Сирии также нет государства.
Мы не знаем, какова будет ситуация завтра, что произойдет в будущем. Но одно мы знаем точно: карта Ближнего и Среднего Востока полностью изменится, и когда мы говорим о Езидхане, то подразумеваем ее существование в границах.
Если Шенгал будет относиться к Ираку, то езиды окажутся разделены на две части, потому что Шейхан будет отрезан. В настоящее время административный центр Шенгал подчинен Багдаду.
Мы считаем, что при федерализации Ирака Шенгал должен входить в состав Южного Курдистана. Для нас важнейшим является целостность Курдистана. Езидские регионы должны входить в Курдистан, мы не хотим отделения езидов.
Для нас не важно, кто будет у власти, Барзани или кто — то другой — где бы ни был Курдистан, Езидхана входит в его границы, это во – первых, во — вторых, мы не хотим разделения Езидханы, не хотим разделения езидов, не хотим, чтобы часть езидов подчинялась Ираку, часть — Сулеймании, часть —Эрбилю, это неприемлемо.
Что касается Западного Курдистана, то если карта Курдистана изменится, то мы хотим, чтобы Шенгал относился к Западному Курдистану как четвёртый кантон, что тоже возможно. Наша позиция может измениться в зависимости от ситуации на Ближнем и Среднем Востоке в ближайшие год или два. Решение проблемы может меняться в зависимости от динамики и развития ситуации.
— Были ли в Шенгале Вы и представители Вашей организации? В чем прежде всего нуждаются беженцы?
— Я через три недели после резни был в Шенгале и видел все своими глазами. Недавно я снова побывал там. Мы в курсе событий, каждый день отслеживаем ситуацию. Там находятся наши товарищи, и мы постоянно получаем от них информацию.
Освобождение Шенгала продолжается, идет война между террористами ИГ и курдскими силами — Отрядами сопротивления Шенгала, Отрядами народной саообороны Западного Курдистана и Народными силами самообороны Курдистана. Кое – где силы пешмерга тоже участвуют в этой освободительной войне.
Шенгал должен быть полностью освобожден, и мы верим, что это произойдет в ближайшее время. Сейчас освобождено около 70% территории Шенгала. Осталось освободить часть самого города и сельскую местность вблизи Мосула.
Вопрос не в освобождении — безусловно, Шенгал будет освобожден, вопрос в том, что будет потом. Некоторые езидские силы поддерживают центральную власть Ирака, некоторые — Региональное правительство Курдистана, Эрбиль и ДПК.
К сожалению, речь идет не о принципе самоуправления, т. е. автономии или кантона, а о личных интересах — это клубок личных амбиций и семейных интересов. Мы очень надеемся на скорейшее объединение и единую позицию всех езидских сил во имя защиты Ездиханы и обретение официального статуса. Мы верим в национальное единство.
Тем не менее, есть опасность разгорания противоречий между курдскими политическими силами, и это является угрозой для езидов. Поэтому очень важно, чтобы ДПК изменила свою политику в отношении езидов.
Эрбиль ведет себя так, как будто не было трагедии 3 августа, не было геноцида и хочет снова с помощью денег и должностей купить некоторых езидов, запугать, подчинить их и, как не раз было раньше, обращаться с езидами, как с рабами.
Это очень большая опасность, и этого ни в коем случае нельзя допустить. Мы надеемся, что ДПК поймет свои ошибки, осознает свою роль в геноциде, попросит прощения у езидского общества, объединится с другими курдскими силами, признает права езидов и статус Ездиханы.
Я хочу особо подчеркнуть и следующее: некоторые утверждают, что Народные силы самообороны Курдистана должны покинуть Шенгал. Пусть все знают, что езиды считают Рабочую партию Курдистана и ее вооруженные силы, НСС, гарантией своей безопасности и не позволят им оставить Шенгал.
Идеология Абдуллы Оджалана является идеологией нашей свободы, нашего будущего, и мы свято верим в нее. Поэтому вывод партизанских отрядов из Шенгала представляет большую опасность для езидов Шенгала.
Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы силы НСС остались там не только до освобождения Езидханы, но и до тех пор, пока езиды не организуются и не смогут защитить себя. Только тогда силы НСС и все другие национальные силы смогут покинуть Шенгал.
Но пока партизаны НСС обязательно должны оставаться в Шенгале, помогать и обучать езидскую молодежь.
— Сколько людей погибло и взято в плен?
— Я особо отмечаю, что мы приводим минимальные цифры. Мы говорим о 5-6 тысячах убитых, но это только те, чьи тела обнаружены. Еще не менее 5-6 тысяч человек находятся в плену.
Некоторые источники приводят цифру 20 тысяч. Это — страшные жертвы, но не менее, если не более важно то, что террористы сделали с людьми. Захват в плен детей и женщин, торговля ими на рынках…
Во время войн и конфликтов погибает большое количество людей, и это было всегда, но с таким варварством, таким ужасом, таким изуверством современная история сталкивается впервые. В XXI веке дети погибали от голода и жажды, женщины бросались в пропасть — это страшная трагедия, подобной которой, я надеюсь, в наше время не будет.
— Какую позицию заняли езидские религиозные деятели?
— Я считаю, любой священнослужитель несет ответственность за свою паству. Ответственность за трагедию в Шенгале несут все те, кого считали лидерами этого общества — и местные руководители, и религиозные деятели шейхи и пири, и вожди племен или ага, как бы их ни называли.
В первую очередь виноваты они. Почему? Потому что они препятствуют получению образования, оставляют людей без защиты, бросают на произвол судьбы, а сами получают деньги от ДПК и живут в свое удовольствие!
Если привлечь к суду виновников этой трагедии, то наравне с террористами ИГ будут осуждены командиры пешмерга и племенные вожди.
Мы говорим о неизбежности изменений в езидском обществе: шейхи, пири, кавалы должны покаяться перед народом, признать свою вину и попросить прощения — может, люди их и простят.
Но, что мы видим? До сих пор никто не признал своей вины, и ведут себя так, как будто не было этой трагедии, как будто не погибли тысячи людей. Это недопустимо, этому нет оправдания. Все курдское общество должно осознать степень их вины.
Сейчас некоторые круги выражают недовольство намеченными нами изменениями. Но сразу же возникают два вопроса. Если езиды ассимилируются, то кем же тогда будут руководить шейхи?
В настоящее время езиды находятся на грани исчезновения. Необходимо принять срочные меры, и с этим обязаны согласиться все.
— Как восприняли трагедию Шенгала езиды Европы?
— Езиды Европы проявили большую солидарность и поддержали Шенгал, предприняв огромные усилия в области политики, дипломатии, организации гуманитарной помощи.
Мы продолжаем активно поддерживать борьбу и Меджлис, созданный в Шенгале, оказываем также помощь в лагерях беженцам. С этой целью зарубежные езидские общины собрали более миллиона евро.
Наше общество проявило солидарность, но мы понимаем, что этого недостаточно и работа должна продолжаться.
— Как Вы оцениваете уровень военной подготовки Отрядов сопротивления Шенгала?
— Мы гордимся тем, что ОСШ крепнут с каждым днем. Нас радует , что езидская молодежь, особенно езидские девушки Шенгала, преодолевает отсталость и вступает в ряды защитников Шенгала.
К сожалению, Региональное правительство Южного Курдистана всячески препятствует стремлению молодежи вступить в ОСШ, видя в развитии езидского общества опасность для властей.
До сих пор существуют проблемы с вооружением и мы призываем мировые державы поддержать справедливую борьбу езидов и оказать всестороннюю военную помощь. Мы будем благодарны всем.
— Весь курдский народ должен проявить солидарность с ОСШ, АОК, РПК и без того делает все возможное и помогает с вооружением.
— Я вижу свой долг остановиться на том, о чем до сих пор не считал возможным говорить. Спустя три недели после трагедии я выехал в Шенгал и встретился с Касымом Шашо. До этого, когда проводились акции поддержки еще в Европе, мы пропагандировали его как героя.
Тогда он сам говорил, что Демократическая партия Курдистана виновата в этой трагедии не меньше «Исламского государства», что Отряды народной самообороны Западного Курдистана спасли Шенгал в тот момент, когда ДПК предала.
СМИ неоднократно записывали его выступления — Касым Шашо подчеркивал, что ОНСЗК спасли сотни тысячи езидов. Эти выступления вызвали панику у руководства Южного Курдистана, и ДПК организовала встречу с Касымом Шашо,
После этой встречи все изменилось. Мы не знаем точно, что они ему дали и что обещали, но мы догадываемся об этом. После этого, на встрече с нами, Касым Шашо объявил, что является представителем ДПК в Шенгале, что Масуд Барзани назначил его своим представителем и командиром езидских отрядов.
При этом Касым Шашо заявил, что ОНСЗК, НСС и ОСШ не должны здесь поднимать свои флаги, так как данный регион подчиняется ДПК. Я подчеркиваю: все это произошло через три недели после трагедии, в то время, когда СМИ всего мира показывали гибель езидских детей и продажу езидских женщин на рынках.
Комментарии здесь излишни.
— Оказывали ли европейские государства помощь жителям Шенгала?
— К сожалению, европейские государства оказывали помощь при посредничестве Эрбиля, и мы сомневаемся, вся ли гуманитарная помощь дошла до Шенгала.
Об этом не знает никто. Нам хорошо знакомы и хаос, и коррупция Южного Курдистана. Есть основание полагать, что большая часть помощи не дошла до беженцев.
Об этом говорили люди и в Шенгале, и в Южном Курдистане.
Конечно же, жители Дохука и других городов и сел Южного Курдистана оказали помощь, приютили тысячи езидов.
— Вы присутствовали на конференции езидов России. По – моему, это первый подобный форум. Что Вы ожидаете от этой конференции?
— Проведение такой конференции необходимо именно для того, чтобы активизировать езидов постсоветского пространства.
Наши соотечественники должны понять, что ИГ стремится уничтожить езидов и если любой езид, где бы он ни находился, в Европе или здесь, в России, безразличен к своей религии, языку, культуре, национальным традициям, то он — пособник террористов ИГ. Такой человек не почитает своих предков, свои корни и прошлое.
Поэтому необходима организация, которая объединит езидов России и примет важные, судьбоносные для нас решения, защищающие ценности и святыни, Шенгал и Лалеш.
Беседу вел Ишхан МИРОЕВ, главный редактор газеты «Свободный Курдистан».
Газета «Свободный Курдистан» №3 (141) 2015 г.