Героический период

Героический период

Именно они олицетворяют героическую и вместе с тем трагическую страницу в истории турецких левых.

Возникновение этих революционных организаций было очень сильно стимулировано действиями турецких военных в начале 70-х годов. В 60-ые годы среди социалистов была популярна идея о революционном потенциале армии, которая в новейшей турецкой истории традиционно выступала оплотом лаицизма и этатизма(64). Но очередной военный переворот 1971 г. подействовал как холодный душ, ставя под большой вопрос антиимпериалистический и революционный потенциал кемализма. Также необходимость защиты от нападений ультраправых боевиков из организации «Серые волки» побуждает наиболее радикальных левых приступить к формированию собственных вооруженных отрядов. В связи с этим название многих левых организаций, ведущих вооруженную борьбу становиться двойным «Партия-Фронт» (К примеру: Tьrkiye Halk Kurtulu? Partisi-Cephesi.) Махир Чаян писал : « Вооруженные пропаганда является основным методом, применяемым в целях разрушения искусственного равновесия, которое существует между реакциями людей и политической силой олигархии, и убедить таким образом массы к революции.В странах, где образы армии и полицейского аппарата позиционируются массам как «сверхмощная сила», вооружённая пропаганда выступает единственным методом воздействия на общественное сознание, чтобы очистить последнее для восприятия политических реалий.»(65)

Идейной платформой вооруженных организаций турецких левых становиться концепция MDD. Ее главным разработчиком стал известный коммунист-революционер Михри Белли. Сторонники национально-демократической революции не верили в возможность мирного прихода к власти посредством получения большинства мест в парламенте. Радикальные различия активистов MDD с позицией журнала «Yцn» состояли в том, что первые видели возможные революционные изменения не в форме заговора военных и интеллигенции, а через партизанскую движение опирающуюся на революционную активность масс. Данное идейное течение имело свой собственный печатный орган – Tьrk Solu («Левые Турции»), который также сопровождался ежемесячным журналом Sosyalist Ayd?nl?k («Социалистическое просвещение»)(66). Основным политическим субъектом MDD выступила организация «Dev-Genз». Одну из главных факторов ускоривших милитаризацию левых организаций, стало поражение РПТ на выборах 1969 года. Оно подорвало веру в возможность прихода к власти через участие в парламентских институтах. Очень точное замечание делает Озгюр Мутлу Улус: «Результаты выборов были поворотным пунктом, т. к. «Yцn» отдал предпочтение военной интервенции для обхода стадии капитализма»(67). Поворот в сторону вооруженных методов борьбы был характерен не только для «Yцn», но и для радикального крыла РПТ.

Раскол

Движение МDD изначально включала в себя неоднородные политические элементы, что вылилось в многочисленные расколы и в острые межпартийные дебаты на рубеже 60-х и 70-х годов. Первые крупный конфликт произошел в конце 1969 г. когда группа активистов из «Sosyalist Ayd?nl?k», под руководством Догу Перинчека и Шахин Алпаа заявила о разрыве с основной частью движения. Данное политическое течение заявляло о своей приверженности марксизму в трактовке Мао Цзедуна, и была очень воинственно настроена в отношении методов борьбы против господствующих классов. Эта группа выпускала журнал «Proleter Devrimci Ayd?nl?k»(68). Озгюр Мутлу Улус выделяет пять движений возникших в рамках MDD до военного переворота 1971 года:1) крыло Михри Белли и журнал «Ayd?nl?k». 2) Движение Хикмета Кывылджимлы и его газета «Sosyalist». 3) Махир Чаян и движение «THKP-C». 4) Маоисты – Догу Перенчик возглавляющий организацию «Революционная Рабоче-крестьянская партия Турции» и Ибрагим Кайпаккая с партией TKP-ML. 5) THKO под руководством Хусейна Инана, Дениза Гезмиша и Юсуфа Аслана(69).

Одними из главных тем, которые вызывали разногласия среди радикальных левых были – кемализм и революционной протенциал турецкой армии. Левые в 70-ые года более критически стали относиться к кемализму, но тем не менее продолжали рассматривать его больше в положительном ключе. THKO и THKP-C критиковали национализм турецких военных и буржуазии, но признавали прогрессивность движение Ататюрка в период 1918-1924 гг..  TKP/ML занимала более критическую позицию в отношение к кемализму, оно оценивало его как «фашизм», выражающий интересы буржуазных компрадоров и феодалов(70). Их объединяла концепция сельской герильи почерпнутая из революционных движений Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Города были тесно привязаны к империалистическим центрам, поэтому, по мысли турецких революционеров, вооруженная борьба должна была начаться в сельской местности с главной опорой на крестьян, но при общем руководстве рабочего класса(71). Также сторонники трех выще названных партий больше не рассматривали армию как основной таран революционного выступления, больше расчитывая на вооруженную борьбу собственных организаций. Перелом в оценке роли армии произошел после волны репрессий протиы левых в 1971 году, основным исполнителем которых стали именно вооруженные силы.

Несмотря на указанные разногласия, мы считаем необходимым охарактеризовать общую платформу MDD в трактовке Михри Белли, при учете своеобразности ее преломления в идеологии конкретной организации. Испытывая на себе активное влияние идей научного социализма и практического опыта национально-освободительных движений в странах третьего мира, сторонники MDD полагали что Турция является колониальной страной периферийного капитализма, которую эксплуатируют империалистические государства. В связи с этим, перед революционерами стояла двойная задача: 1) Освобождение страны от колониальной зависимости путем национально-демократической революции. 2) Построение в Турции социалистического общества. Михри Белли настаивал на необходимости прохождения Турцией поочередно двух этих этапов, а не реализации их одновременно. Формальной отсылкой для подтверждения данной идеи была работа Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической революции», в которой содержалась идея о революционно-демократической диктатуре как временной остановке на пути к социалистическому обществу. Согласно идейной тенденции MDD, в первую очередь в Турции необходимо уничтожить феодализм. Классовыми носителями данной политики объявлялись землевладельцы и компрадоры. Основным шагом для реализации данной задачи была радикальная аграрная реформа, которая безвозмездно передаст землю бедным крестьянам. Творцом революционных изменений должен выступить Национальный Фронт, включающий трудящиеся классы города и деревни, мелкую буржуазию, военно-гражданскую интеллигенцию(72). Именно в оценке прогрессивной роли турецкой армии Михри Белли наиболее тесно примыкал к позиции «Yцn». Армия Турции формируется из мелкобуржуазных слов и не имеет кастового характера. Ее современная история тесно переплетена с национальным движением за независимость страны, поэтому по мысли Михри Белли она может и должна стать важным составным отрядом революционных сил.

Максим Лебский

«Трагедия турецкого социализма»

Продолжение следует

 

 

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/PAh2X

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях