Зороастр: Война нравственности против цивилизации

Зороастр: Война нравственности против цивилизации

 

Среди идеологов, противостоящих системе цивилизации, особое место принадлежит Зороастру. Это светлый и ясный лик,

величественный голос горной системы Загроса. Он хотел ответить коварной идеологической гегемонии системы циви-лизации борьбой нравственного общества. Он был истиной, противостоящей лжи. Став фундаментальной частью культуры иранских племен, зороастризм не сумел противостоять христи-анству и исламу.

Движение зороастризма, начало которого относится ко вто-рому тысячелетию до н.э., представляло собой не столько ори-гинальное движение, сколько реформы. Можно сказать, что та-ким образом была продолжена более древняя традиция веры в Ахура-Мазду —древнейшее арийское божество. Ахура — Маз-да может считаться одним из богов, которые почитались все-ми арийскими племенами. Вероятно, перед лицом ассирийской агрессии, начавшейся со второго тысячелетия до н.э., возник-ла необходимость в реформировании верований. Необходимо было противопоставить идеологической гегемонии Ассирии собственную идеологию. Развитие нравственности связано с истиной. Принципом зороастризма была праведная жизнь. Данная ситуация определяет этический характер идеологиче-ских постулатов.

Для зороастризма характерна иная идеологическая ткань, основанная на противопоставлении света и тьмы, добра и зла, истины и лжи. В этом отношении он продемонстрировал ран-нее зарождение диалектического метода. Подход зороастризма к истории тоже носит диалектический характер. Все три Свя-щенных Писания испытали на себе значительное влияние этого учения. Возможно, это влияние усилилось в период Вавилон-ского плена (596-540 гг. до н.э.). Впоследствии царь Кир разрешил евреям вернуться на родину. , Следует особо подчеркнуть, что зороастризм оказал влияние и на буддизм. Зороастр жил в VI в. до н.э., но, независимо от того, что говорилось об обсто-ятельствах жизни, его образ является обобщением и символом магов и жрецов Загроса. Не исключено, что Зороастр был од-ним из наиболее влиятельных магов.

Этническое происхождение Зороастра не столь важно, но, вместе с тем, можно с достаточной уверенностью предпола-гать его мидийское происхождение. Слово «маг» означает по-курдски пламя, горящее в капище. Нам известно, что большая часть мидийских племен, зимовавших в горах Загроса, объеди-нялась магами. Самые серьезные беседы и проповеди звучали в кругу этих магов — именно поэтому проповедников и называли магами. Как известно, зороастризм обожествляет огонь, пото-му что повседневная жизнь научила людей тому, что без огня не может быть и жизни. Эти верования были широко распростра-нены на территории современного Северо-Восточного Ирана, то есть тогдашней Мидии.

Существовали конкретные принципы, касающиеся соци-альной жизни. Большое значение придавалось добропорядоч-ности супружеских отношений. Между супругами преобладали отношения, близкие к равенству и свободе, а не закостенелая иерархия. Самым большим проступком считалась ложь. Важ-ной считалась общественная жизнь, далекая от рабских отно-шений. Наиболее распространенными видами деятельности были земледелие и скотоводство. По отношению к животным демонстрировался подход, который мы можем рассматривать как полностью соответствующий законам экологии. Мясо жи-вотных не употреблялось в пищу. Земледельческие работы при-равнивались к ритуалу.

Можно сказать, что по мидийскому пути зороастризм ока-зал сильное влияние на греческую культуру. В «Истории» Геро-дота больше всего упоминаются мидийцы. Персидский народ упоминается гораздо реже. Считается, что наибольшее влияние на греков оказали мидийцы и это позволяет осознать влияние зороастризма, поскольку для них было характерно особое от-ношение к нравственности. Нетрудно предположить связь ми-дийской культуры с мужеством и стремлением к истине. Легко также заметить огромную роль именно этого культурного пла-ста в Персо-Мидийской империи.

Очень важным и поучительным является восхищение фило-софа Фридриха Ницше Зороастром. Ницше — тот философ, суждения которого никак не могут считаться легкими. Любая тема, о которой он рассуждает, сопровождается сентенциями и афоризмами. Ницше считал себя учеником Зороастра. То, что эта традиция не смогла возродиться и в настоящее время вы-ражена достаточно тускло (может быть, и зороастрийцев оста-лось немного), является утратой для всего человечества. Можно уверенно говорить о том, что иранская монархия фактически выхолостила культуру зороастризма. Возможно, данная пози-ция объясняется тем, что в действительности эта культура была мидийской. Христианство и ислам тоже сыграли свою роль в ее окружении и изоляции.

Не следует исключать такого рода влияния обеих религий, основным постулатом которых являются религиозный догма-тизм и стремление к унификации. Зороастризм представлял со-бой значительное препятствие на этом пути. Итак, можно смело говорить о том, что зороастризм подавлялся крайне жестокими методами (это особенно касается ислама). Допустимым являет-ся предположение, что наибольший удар был нанесен именно во время исламских завоеваний. Сохранившиеся документы носят фрагментарный характер и не слишком-то отражают ис-тину. Учитывая область распространения и характер движений, можно считать последними актами зороастризма восстания и борьбу таких прославленных народных вождей, как Маздак, Хуррем и Бабек. Они стали символами героизма и борьбы как против разлагающейся Сасанидской монархии в Иране, так и против погрязших в разврате аббасидских султанов. Более того, как мы уже говорили, имеет место значительное влияние на ми-траизм и манихейство.

К числу непреходящих принципиальных ценностей демо-кратической цивилизации относится антицивилизационный подход на нравственной почве и личностность в социальной жизни («сверхчеловек» Ницше). Одним из достижений куль-туры Ближнего и Среднего Востока, которую демократическая цивилизация должна отстаивать и поддерживать, — это тради-ция Зороастра.

Основной проблемой зороастризма является его связь с ав-рамистическими религиями. В какой степени зороастризм мо-жет считаться самостоятельной школой пророка Зороастра? Принадлежит ли он к кругу пророков Ветхого Завета? Ответом на эти вопросы может быть то, что наследие Зороастра было в значительной степени усвоено аврамистческими религиями. Влияние зороастризма при составлении Торы, а, следовательно, Библии и Корана, однозначно и конкретно. Историки говорят о том, что иудеи во время вавилонского плена испытали очень глубокое влияние Зороастра, игравшего роль идеологического гегемона. В принципе, в тех экземплярах Священного Писа-ния, которые были созданы именно после упомянутого пери-ода, очень ясно подчеркивается это влияние. Иудеи длительное время находились в сфере персо-сасанидского господства и занимали ряд важных постов. Они продемонстрировали свое значение в торговле и пользуются большим уважением и авто-ритетом среди курдов. Более того, в настоящее время в Израиле живут курды-иудеи, представляющие собой влиятельную об-щину. Таким образом, взаимное воздействие проходило в тече-ние довольно длительного времени.

Говоря о том, почему Зороастр не оставил особенно значи-тельных следов, надо однозначно иметь в виду то обстоятельство, что зороастризм не исчез, а был усвоен всеми тремя авра-мистическими религиями и таким образом продолжает жить. Но составители священных книг, в том числе Моисей и Мухам-мед, включили в Святое Писание всех ветхозаветных пророков до Авраама, начиная от Адама, Ноя и до Иисуса. Под именем Искендер Зу-ль-карнайн в этом списке упоминается даже Алек-сандр Македонский. Таких примеров много. Если именно так рассматривать традиции бытования священных книг, можно с уверенностью заявить, что Зороастр продолжает существовать как один из пророков аврамистического толка.

Абдулла Оджалан «О религии езидов и философии Зороастризма»

Продолжение следует
 

 

 

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/DDmqX

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях