Парадокс истории – Как искажали представление О всемирном потопе!

Парадокс истории –  Как искажали представление  О всемирном потопе!

 (Заметки на полях легенды о Всемирном потопе и пророке Ное)

Мировая цивилизация знает множество различных преданий, легенд, мифов, былин и небылиц. Многие из них признаны бесценными памятниками духовной культуры человечества. Люди в разные времена по-разному к ним относились, изучили и старались понять их суть, так как считали, что в них скрываются подсказки к разгадке тайн их исторического прошлого. Исследовательские работы в этой области велись веками. И сегодня ученые продолжают изучать эти шедевры духовного богатства предков, стараясь через них понять суть определенных событий исторического прошлого человечества.

Одним из таких памятников является предание о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге…

Казалось бы, так много было написано по этой теме, что уж где взять ещё что-то новое!? Однако все равно в прессе, по радио, телевидению и в социальных сетях появляются все новые и новые публикации по данной тематике. И это естественно, потому как, со временем появляются все новые и новые материалы и исследования, а также, сам вопрос многогранен, возникают различные аспекты и подходы к их истолкованию…

В результате научных исследовании в этой области ученые пришли к выводу, что:

– то, что легенда о Всемирном потопе существует не среди всех народов земного шара, это говорит о том, что это не было происшествием мирового масштаба. Что в разные времена в отдельных регионах Земного шара происходили разного масштаба природные катаклизмы, наводнения или потопы;

– до сих пор не существуют научные доказательства, что в действительности в истории был Всемирный потоп;

– на корабле, «построенном» Ноем, невозможно было осуществлять плавание, уж не говоря, о возможности построения такого судна в те времена;

– согласно Библии, семья из 8 человек взяла с собой на борт множество различных видов животных, и они 40 дней держались на воде. Возникает вопрос: «Как? …Разве возможно, что семья из 8 человек смогла бы столько время прокормить этих животных и осуществлять уход за ними? …».

Вопросы, вопросы, вопросы!

Однако легенды на то и легенды, что людям сложно сразу найти ответы на все возникшие вопросы!

– Упоминание о Всемирном потопе есть не только в Библии, но и в Коране, и в ряде других религиозных источников. И эти события происходили в определенных

регионах, граничивших друг с другом, а не во всех континентах земного шара.

– О Всемирном потопе прослеживается упоминание в культуре христианских и

мусульманских народов и у нардов Ближнего востока вообще, но его нет у индейцев Майя или Ацтеков. Да и у других племен Северной и Южной Америки нет никаких упоминаний о потопе такого масштаба. А в культуре и религии аборигенов Австралии упоминаний о нем вообще нет.

– Несмотря на то, что предание о Всемирном потопе принято считать библейским, однако об этом происшествие впервые упоминается еще в Шумерских источниках…

Интересный факт: несмотря на то, что зороастризм был распространен в тех же

регионах, где сегодня доминирует легенда о Пророке Ное и Всемирном потопе, но в зороастрийской культуре существует совсем другое предание о природных катаклизмах, где вместо Ноя действующее лицо является Йима.

Так, согласно Авесте, когда Бог (Ахура Мазда) устроил собрание в славной земле Арианам-Вайджа, у реки Вахви-Даити, сказал Йиме, что на мир наступают зимы, будет смертельный холод. Что выпадут тучи снега, потом растают они и потекут воды… И повелел Ахура Мазда Йиме построить Вар, … провести туда воду, устроить там луга, всегда зеленеющие, … построить дома и помещения для скота… Так и сделал Йима, вылепив Вар из глины. Состоял Вар из трех кругов: в первом круге сделал Йима девять проходов: в среднем — шесть, во внутреннем — три. Согнал он мужчин и женщин в Вар золотым рогом и закрыл Вар «дверью-окном, освещающимся изнутри», причем это место освещалось и нерукотворным, неким «сотворенным» светом…»[1].

И считается, что таким образом Йима спас человечество.

Здесь заметим, что по поводу строения Вара и об этимологии самого слово ‘вар’ Анна Успенская приводит интересные параллели. Вот, что пишет она: «…строение Вара, состоящее из трех концентрических кругов – глинобитных стен, – удивительно напоминает поселения древних ариев, открытые на севере Афганистана и в Южном Приуралье. В русских говорах также встречается слово «вар», «варок», означающее «скотный двор» …»[2].

Примечательно, что в курдском языке и сегодня существует аналогия слова ‘вар’“war” и производное от него форма “wargeh”, и широко используются они в повседневной жизни, в значениях: – (родной) край, земли, село, место (обитания), стоянка, лагерь.

И еще одна интересная деталь! В Авесте Ахура Мазда к Йиме обращается словами: «О Йима, прекрасный, сын Вивахванта!». Наверное, будет трудно, найти такую форму обращения во многих языках мира. В курдском же обществе и сегодня, когда обращаются к конкретному человеку, выбирают аналогичную форму обращения, особенно, если отец (или же мать) этого человека известная и уважаемая личность. Пример: “Serdar, lawê Silêmîn, tu ser ç’avan r’a hatî!” («Сардар, сын Сулеймана, добро пожаловать!»). Откуда это? Может быть, читатель скажет: ну и совпадение!? Однако не все так просто и однозначно. Если здесь рассмотреть вопрос в контексте того, что зороастризм возник и развивался в Мидии, и, естественно, сам Заратуштра был мидянином, говорил и писал на мидийском, а курды являются

прямыми потомками мидян, то всё встанет на свои места.[3]

И – еще! Легенда легендой, однако, так или иначе, в основе каждой легенды лежит какое-то историческое событие (масштабное, или не очень!) или воспоминание о нем. Потому и никак нельзя игнорировать все события подряд, но и нельзя их подменять или искажать и переиначивать.

Так, испокон веков известно, что в самих библейских источниках черным по белому написано: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца на горах Араратских»[4], все ровно некоторые исследователи и публицисты упорно продолжают писать, будто Ноев ковчег остановился именно на горе Арарат (Масис). И даже умудряются публиковать какие-то снимки, сделанные с летательных аппаратов…

Однако в свое время разные авторы обратили внимание на эти искажения и в ряду со сведениями библейских источников привели и другие.

Одним из таких авторов является немецкий исследователь XVIII века Иоганн Генрих Дримель. Он свое видение о Всемирном потопе излагал в книге «Опыт исторического доказательства о происхождении россиян от араратцев как от первого народа после Всемирного потопа».

В начале книги автор пишет, что, читая неопровержимое повествование Священного Писания, у него бессомненно складывается мнение, что Ной является праотцом всех народов, размножившихся после Всемирного потопа, и что страну Арарат, где остановился ковчег, спасший Ноя и его сыновей, надо чтить как первое место их пребывания. Ибо Моисей повествует: «И седе ковчег на горах Араратских».[5] Следовательно жители этих мест были Араратцами, – заключает он.

И далее, чтобы доказать, как в историческом процессе название страны Арарат изменилось, Дримель разъясняет, что обычно бывает так, что изменения названий коренных народов и их земель становятся привычным делом, и, как доказательство, приводит пример названий немецких земель (сначала немецкая земля принадлежала кельтам, потом называлась то Германией, то Алеманией, то Францией) и говорит, что то же самое со временем происходило с названиями Араратцев и земли Арарат. … Что только в Священном Писание сохранилась память о том, что происходило на нашем Земном шаре после Всемирного потопа. И что об этом повествует не только Моисей, но и пророки Исаий, Иеремий и творец книг царств (священник Ездра. – А. Д.).

И рассматривая разные мнения по данному вопросу, Дримель объясняет, что еще до рождества Христова название Арарат на еврейском языке ветхого завета написано, как קרדו (Кардо. – А. Д.), что существует и перевод данного слова на халдейском, заслуживающий всякое уважение, ибо он ясно и точно выражает смысл этого слова, что восточные народы произносят его как кард, корд, курд, а греки – корд, горд, и от этого произошли названия Карду, Кордания, Курдам, Курдистан, Кардакен, Кардухен, Кордилиа, Кордиеа.

Все эти названия означают одну и ту же землю и один тот же народ, которого никакой победитель не смог изгнать из Курдистана – из земли его предков…

Далее Дримель пишет, что как вышеприведенные сведения доказывают, что Ноев ковчег остановился в Курдистане, так и доказывают, что курды были первым

народом после потопа…[6]

Вторая работа, в которой есть интересные сведения о Всемирном потопе, это

книга «Таврское собратство» М. Минасяна, изданная в 1923 г. в г. Фрезно/США на армянском языке.[7]

Перед тем, как в общих чертах ознакомить читателя с этой интересной книгой, сделаем маленькое отступление и объясним, что означает название «Таврское собратство». Тавр – это название горного хребта. Разные народы по-разному называли эти горы: рус. Тавр (хребет), или Таврские горы, курд. Ç’îysayên T’orosan, перс. کوه های توروس, тур. Toros Dağları, др.-греч. Όρη Ταύρου, арм. Տավրոսի լեռնաշղթա,

араб. جبال طوروس‎.

Таврские горы тянутся по дуге вдоль побережья Средиземного моря на территории современной Республики Турция, образуя южные окраинные цепи Малоазиатского и Армянского нагорий. Согласно Британской энциклопедии, крайними точками этой горной системы на западе и на востоке являются озеро Эгирдир и верховья Евфрата (северная часть Курдистана), а согласно энциклопедии «География» под ред. А.П. Горкина — Эгейское море и река Большой Заб, где эта горная система встречается с горами Загрос (северная часть Курдистана). Длина системы — от 1500 до 1600 км, ширина до 200 км.[8]

Теперь вернёмся к книге М.Минасяна.

Для своего времени М. Минасян сделает смелый шаг, рассматривая в своей книге («Таврское собратство») разные аспекты жизни и культуры народов этого горного региона. Как видно, он сам это хорошо осознавал, наверное, потому и первую главу своей книги назвал «Символ отважности». Автор в это трагичное время осмеливается написать о собратстве народов, о самообороне племен, о самообороне против туранского нашествия, о потребности создания пояса безопасности, о создании объединенных государств Ближнего Востока (федерации?! – А. Д.) и самое главное – о собратстве народов многострадального региона Тавр.

Конечно, не во всех вопросах автору удается найти научно обоснованные ответы, но то, что он написал в свое время, и сегодня может помочь понять многие вопросы общественно-политического характера, происходившие в регионе и вокруг него. Книга – ценный источник разных аспектов рассмотрения возникших вопросов. Конечно, там существуют определенные вопросы и концепции, по которым можно было подискутировать с автором… Но это предмет совсем другого разговора, где на основе критического анализа можно найти ответы на многие вопросы исторического, культурного и общественно-политического характера…!

А мы сегодня поговорим только о том, что написано о Всемирном потопе и пророке Ное в данной книге, и даже об отдельных комментариях автора не будем говорить, так как это не входит в круге задач этой статьи.

Итак, М. Минасян свою книгу «Таврское собратство» начинает повествованием о том, что к юго-востоку от города Битлис есть одна гора (Джуди), где с незапамятных времен каждый год 14-го сентября из близлежащих областей собираются представители местных народов – друзья и недруги, чтобы всенародно принести жертвоприношение Всевышнему Богу.

Далее он пишет, что гора Джуди является народным алтарем жертвоприношений, и эта дата считается днем «Ноева жертвоприношения», так как патриарх тогда принес свое первое жертвоприношение Богу после Потопа. На этой церемонии жертвоприношения присутствуют и курды, и христиане разных конфессии, и иудеи…

Разве есть во всем мире более трогательное, более таинственное зрелище, насыщенное отважными воспоминаниями, чем то, что каждый год развивается над этим плоскогорьем и его святой горой, устремленной ввысь в сердце Курдистана. Каждый год сюда приходят паломники со всех краев Курдистана: поклонится приходят несториане, халдеи, якобиане, приходят курды – сунниты, шииты, эздиане… В эти дни и враждующие вооруженные группы людей вместе делят еду и отдыхают, вместе поклоняются и молятся, вместе совершают жертвоприношение общему Богу, как братья.

На самом деле, если существует на свете место и время, когда осуществляется

пророческое видение, и волк и ягненок живут вместе, это есть гора Джуди в эти сентябрьские дни. Здесь совершенно мирно и по-братски живут грабители, бандиты и их жертвы, оскорбители и оскорбленные, те, которые мечом и огнем совершали нападение и те, кто подверглись этому нападению. Что это за сила, которая собирает в одно место и под одной крышей всех древних жителей Курдистана? – Конечно же, это народная легенда.

Все древнее население Курдистана и Месопотамии верило, что на этой горе причалил Ноев Ковчег. На Курдистанский хребет намекает и Священное Писание, когда говорит, что на горах «араратских» остановился ковчег. И древние халдейские и ассирийские источники эту гору указали как место пришествия…

Далее, чтобы подтвердить сказанное, автор признается, что он описание «Ноев жертвоприношения» у подножия горы Джуди первый раз встретил в книге «Врата Азии» американского ученого и путешественника Уорфилда, который был атташе в Гималаях и Альпах. Он пишет, что Уорфилд верил рассказам о происходящем в нагорье Курдистана, и, чтобы удостовериться в этом, он совершал путешествие и лично увидел паломничество у подножия Джуди, и упоминал, что только армяне гору на юге от Еревана называют Арарат и верят, что Ноев ковчег причалил к ней.

В имеющих под рукой книгах я не мог ничего прояснить по этому вопросу. – Далее пишет он: – Однако недавно я в книге «История Армении» Лео нашел подтверждение, о том, что наша древняя страна Арарат и гора Арарат находятся в составе Курдистана, с чего цитирую следующее:

«Проф. Керовбе Патканяан давно доказал, что название Арарат сравнительно последнее время присвоено горе Масис, находившейся в долине реки Аракс. И что та страна, которую семитские народы, особенно, Библия, называли Араратом, находилась вокруг озера Ван. По мнению проф. Гелцера, до XI или X века данная перестановка имен не могло случиться, то есть это было только примерно тысячу лет назад. В «Истории» Павстоса Бюзанда уже определенно упомянутся, что в стране Кордов (Курдистан) было Араратское владение и в нем – гора Арарат, на которой остановился Ноев ковчег. Та самая гора Арарат, которая упоминается в устных легендах, записанных Мовсесом Хоренаци (Моисей Хоренский) в качестве места, где остановился Ноев Ковчег. И в Книге бытия говорится о том, что находившаяся в области Кордов гора Арарат упоминается в истории потопа…».[9]

 

Вместо послесловия:

Что можно было сказать здесь?

Наверное – ничего, так как, всё сказано!

Однако, всё же, стоило бы в заключение возвестить:

– Казалось бы, корны этого произведения идут в глубь тысячелетия, и оно

издавна состоялось как великое творение, зачем надо было искажать первоначальное содержание и извращать саму суть этой легенды?

Но, оказывается, к нашему глубокому сожалению, на самом деле, иногда в истории, литературе и искусстве, как дисциплины, больше политики, чем науки…

Что поделаешь, такова жизнь!

Однако не стоит отчаиваться, мы это оставляем на суд читателя!

                                            Азиз э Джаво

Г. Пятигорск/Россия – Июнь 2024 г.

Список литераторы:

[1] Авеста. Избранные гимны. Из Видевдата. Перевод с авестийского Ивана Стеблина-Каменского. Москва – 1993 г., стр.: 178 – 180. – https://klex.ru/wnj

[2] Анна Успенская, «Зороастризм за 90 минут». Санкт-Петербург – 2006 г., стр. стр. 56 – 59, или здесь: https://religion.wikireading.ru/56804

[3] Об этом – подробно в книге: А. Д. Мамоян, Пророк Заратуштра. По страницам «потерянной» истории…, Москва – 2020 г., стр.: 77 – 94; pdf книги здесь: https://www. academia.edu/62069668/А_Д_МАМОЯН_ ПРОРОК_ЗАРАТУШТРА_ПО_СТРАНИЦАМ_ ПОТЕРЯННОЙ_ИСТОРИИ

[4] Бытие 8:4; также: в толкованиях на Бытие 8:4: от Иоанна Златоуста, от Кирилла Александрийского, от Филарета (Дроздова) и др. – https://bible.by/fater/1/8/4/

[5] Moїceй, кн. I, гл. VIII, стр.: 4.

[6] Подробно см. в книге: Иоганна Генриха Дримеля «Опыт исторического доказательства о происхождение россиян от араратцев, как от первого народа после Всемирного потопа». Санкт-Петербург–1785 г., стр.: 5 – 25.

[7] Մ. Մինասեան, «Տաւրոսեան եղբայրակցութիւնը». Ֆրէզնօ – 1923 թ.:

[8] Об этом подробно можно читать здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тавр_(хребет)# География, или здесь: https://en.wikipedia.org/wiki/Taurus_Mountains и здесь: https://dic. academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1149701

[9] Մ. Մինասեան, «Տաւրոսեան եղբայրակցութիւնը». Ֆրէզնօ – 1923 թ., էջ 3 – 5.

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/Hn2Nm

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях