Создание РПК

Создание  РПК

 

Рабочая партия Курдистана (РПК) возникла в 70 – е годы прошлого  века, в условиях противостояния  двух мировых систем.

Молодёжное движение конца шестидесятых  годов, война во Вьетнаме, палестино – израильский  конфликт оказали огромное влияние на турецкое общество, особенно молодежь, выдвинувшую из своей среды Дениза  Гезмиша,  Махира  Чаяна и Ибрагима  Каипаккая.

Именно эти обстоятельства определили  идеологическую направленность, социальную базу и организационную структуру РПК, созданной группой прогрессивной турецкой и курдской молодежи  под руководством  Абдуллы Оджалана.  

В 1971 – 1972 гг. Абдулла  Оджалан был арестован и приговорен к шестимесячному тюремному заключению за участие в митинге в  поддержку  турецкого революционера Махира Чаяна.
Выйдя из тюрьмы, Абдулла Оджалан активно вел организационно-пропагандистскую   работу в тюркоязычной  среде, но, не получая позитивных результатов, сделал вывод о необходимости перенесения революционной деятельности на территорию Курдистана.

Поступив в университет Анкары, Абдулла Оджалан  активно приступил к  исследовательской и просветительской работе, охватывавшей  широкие круги молодежи и студентов.  

Группа, известная под названием «Революционеры Курдистана», была организована в  1973 году,  после знакомства  с молодыми турецкими революционерами Хаки Карером и Кемалем Пиром.  Тогда же членов группы стали называть «апочистами»  по партийному псевдониму Абдуллы Оджалана — «Апо».

Видя свою задачу в демократизации Турецкой Республики, молодые апочисты   намеревались   действовать легальными методами. Но проводимая Анкарой политика игнорирования курдского народа и его прав, а также усиление репрессий и полицейского террора практически свели  на нет возможность ведения политической борьбы, вынудив  революционеров перейти на нелегальное положение.

Вряд ли в мире найдется народ,   тысячелетиями живущий на своей исконной, родной земле,  но при этом вынужденный скрывать свою национальную принадлежность, испытывая  все ужасы насильственной ассимиляции и геноцида.

Дети, выросшие в Курдистане,  никогда  не забудут ужас, охватывавший  их после отчаянных  слов матери: «Замолчи, не плачь, идут турецкие солдаты и жандармы!». Не могло быть и речи обучении  на родном языке — даже говорить по-курдски было запрещено, это воспринималось как предательство Родины.  Народ  был запуган, обезличен, искусственно лишен патриотического сознания.

Глубоко скрытые  боль и ненависть к угнетателям вырвались наружу лишь с появлением РПК — это был факел, воспламенивший весь Курдистан.

Люди, боявшиеся собственной тени и скрывавшие свою национальную принадлежность,  стали открыто  признавать, что они — курды, а не турки.  Это и стало первой победой молодых революционеров.
Сложнейшие условия революционной деятельности  привели к стремительному росту  активности и  организационной работы апочистов, охватившей не только города, но и сельскую местность, где до последнего времени сохранялись феодальные пережитки.

Крупные землевладельцы в союзе с Турецким государством жестоко эксплуатировали и грабили народ.  Пропагандистская деятельность  революционеров пробудила  общественно-политическое сознание  курдских крестьян.

Протестные выступления  в  Хилване, Сивереке, Батмане и Мардине резко подорвали авторитет местных феодалов, положив начало широкой активности народных масс. К борьбе стала привлекаться  не только молодежь, но и  представители  различных возрастных групп и социальных слоев  населения.   В 1979  году  кандидаты, поддерживаемые народом,  впервые в Курдистане были избраны мэрами  Хилвана и Батмана, преодолев противодействие курдской феодальной верхушки  и официальных сил.  
Молодые апочисты, которых  поддерживали  сотни  тысяч патриотов,  стали реальной силой, оказывающей влияние на политическую  ситуацию в стране.

Говоря о возникновении РПК, Абдулла Оджалан подчеркивал, что убеждения связывали молодых революционеров столь же сильно, как вера.

Рабочая партия Курдистана была создана небольшой группой патриотов —  единомышленников, свято верящих в идею  справедливости и  преданных друг  другу.  Безусловно, здесь имеется в виду поиск истины и торжество демократии, и за это надо  было бороться.
Движение, начатое апочистами, охватило юношей и девушек, городскую и сельскую молодежь, а  также  женщин, вовлечение которых в сферу политической деятельности  сыграло огромную роль в активизации борьбы.

 Молодые революционеры, основываясь на  идеологических, теоретических и философских идеях Абдуллы  Оджалана, приступили к работе по  созданию партии нового типа.
27 ноября 1978 года в деревне Фис района Лиджа провинции Амед (Диярбакыр) состоялся I  съезд, объявивший о создании РПК.

В работе проходившего в течение двух дней Учредительного съезда приняли участие двадцать два делегата, в том числе две женщины, одной из которых была Сакине Джансыз.

Разумеется, трудно было ожидать, что РПК не испытает идеологического влияния стран социалистического лагеря. Вот как писал об этом Абдулла Оджалан: «Человек как таковой склонен к догматизму. В мышлении  и идее уже присутствуют  и догма и вера — мы можем назвать это первейшей ценностью. Человеку  сложно жить, не веря в какой – либо принцип, идеологию, религию. В этом отношении становление мировоззрения имеет сходство с рождением человека, причем особое значение имеет дальнейшее развитие.

В первые годы после создания РПК наше мировоззрение складывалось в какой – то мере стихийно. Младенец  воспринимает свое окружение, не осуждая его, и мы, молодые социалисты, тоже без осуждения воспринимали научный коммунизм и идеологию социалистического лагеря».

Вместе с тем, РПК опиралась на принципиальность и справедливость, что и определило высокий моральный дух и готовность к самопожертвованию, характерные для курдского национально – освободительного движения.

Драматическая и трагическая действительность Курдистана выковала кристально чистый характер борца за свободу.

Практически все, кто стоял у истоков курдского патриотического движения, выросли в бедности. РПК не обладала ни большими финансовыми возможностями, ни военной силы, не получала помощи извне, но высокие идеалы, свободолюбие, принципиальность и убежденность оказались выше материальных ценностей. Это и  позволило РПК в кратчайший срок завоевать доверие и поддержку миллионов, став  национально-демократическим фронтом.

В этой  борьбе РПК прежде всего опиралась на рабочих, сельскую бедноту, молодежь и женщин, охватывая все более широкие народные массы. Партия укреплялась, в нее вступали тысячи и тысячи новых членов, а число сочувствующих превышало миллионы.

Турецкое государство впервые оказалось лицом к лицу с таким широким и организованным народным движением. Если предыдущие двадцать восемь курдских восстаний длились от трех месяцев до года и  были утоплены в крови, то двадцать девятое восстание, возглавленное Абдуллой Оджаланом, Анкара не может подавить вот уже сорок лет!

История РПК

Конец семидесятых — начало восьмидесятого года ознаменовались  колоссальным подъемом патриотического движения в Курдистане, усилившегося благодаря активной деятельности РПК. Активизировалась борьба с соглашателями — феодалами, способствовавшими проведению в регионах политики турецкого государства (тюркизации).
 
Столкнувшись с постепенным ослаблением влияния местных феодалов — своих агентов, турецкие силовые структуры активизировали карательные и полицейские операции  против РПК. 24 декабря 1978 года в курдском городе Мараш  фашиствующие молодчики, прикрываясь идеями ислама, совершили нападение на курдов — алевитов. Погибли сотни женщин, стариков и детей. Беззащитным жертвам отрезали головы, разрубали тела на части.

Фактически, организаторы этой варварской бойни пытались таким образом запугать курдский народ, заставить его отказаться от освободительной борьбы под руководством РПК. Трагедию в Мараше турецкие власти использовали как повод для объявления чрезвычайного положения в ряде регионов Курдистана.
Но, осознав, что чрезвычайное положение не остановит борьбу курдского народа за свободу и демократию, турецкая армия, поддерживаемая как внутренними, так и внешними силами, 12 сентября 1980 года совершила военный переворот. Власть в стране захватили военные.

Несмотря на то, что в настоящее время проходит суд над одним из организаторов этого переворота, Кенаном Эвреном, фашистский характер этого путча не подлежит сомнению. Мишенью военных была не только РПК, но и все патриотические и демократические силы Турции.

Милитаристско-фашистский режим со всей мощью военной машины обрушился на курдский народ, подобно агрессорам, заново захватившим Курдистан. По малейшему подозрению оказывались за решеткой, подвергаясь пыткам и истязаниям,  не только члены РПК,  но и  сочувствующие  ей  патриоты и просто порядочные люди.

Борьба с фашистской хунтой

Курдский народ, возглавляемый РПК, сражался с фашистской хунтой не на жизнь, а на смерть. Защищая свою честь и достоинство, члены РПК — узники  военных тюрем Диярбакыра, Аданы, Элазига и Малатьи,  проявляли бесстрашие и высочайший героизм. Пытаясь сломить борцов за свободу, заставить их отказаться от своих идей и таким образом дискредитировать РПК, заключенных лишали возможности вести защиту, использовали варварские пытки: узников сутками оставляли на морозе, заставляли есть экскременты, бросали в ямы с  нечистотами, сутками не давали спать, подвешивали вниз головой и так далее.

«Правосудие», осуществляемое военными судами, попирало права и законы. Те, кого не удавалось заставить отказаться от своей — курдской! — национальности, сдаться и предать своих товарищей, приговаривали либо к смертной казни, либо к пожизненному заключению. Репрессии затрагивали не только самих заключенных, но и членов их семей, подвергавшихся оскорблениям и нападениям фашиствующих молодчиков.

Но эти нечеловеческие условия и варварские пытки не только не сломили героев, но и заставили проявиться лучшие черты человеческого характера. Одним из руководителей РПК был Мазлум Доган. 21 марта 1982 года, в день Науроза, являющегося для курдов национальным праздником борьбы за право на жизнь, Мазлум Доган совершил акт самосожжения в Диярбакырской тюрьме.

Вслед за ним, протестуя против изуверских пыток и варварского обращения с заключенными, акты самосожжения совершили Фархат Куртай, Неджми Онер, Ашреф Аник и Махмут Зенгин. 14 июля 1988 года там же, в Диярбакырской тюрьме, заключенные — члены РПК, Мехмет Хейри Дурмуш, Кемаль Пир, Али Чичек и Акиф Йылмаз погибли, проводя бессрочную голодовку в знак протеста против действий администрации и военно-полевых судов. Во имя освобождения родного народа пожертвовали жизнью Джамал Арат, Наджметин Буюккая и многие курдские патриоты.

Их героизм и самопожертвование заставили военную хунту прекратить средневековые пытки. Героическое сопротивление узников Диярбакырской тюрьмы навсегда вошло в историю курдского народа  как акт величайшего мужества и самопожертвования идущих на смерть героев, борющихся за свободу родного народа.

Высшая партийная школа РПК

Газета «Свободный Курдистан» №1 (127)

Продолжение следует

 

 

 

Короткая ссылка:: https://kurdish.ru/l7LOy

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях