Рабочая партия Курдистана (РПК) возникла в 70 – е годы прошлого века, в условиях противостояния двух мировых систем.
Молодёжное движение конца шестидесятых годов, война во Вьетнаме, палестино – израильский конфликт оказали огромное влияние на турецкое общество, особенно молодежь, выдвинувшую из своей среды Дениза Гезмиша, Махира Чаяна и Ибрагима Каипаккая.
Именно эти обстоятельства определили идеологическую направленность, социальную базу и организационную структуру РПК, созданной группой прогрессивной турецкой и курдской молодежи под руководством Абдуллы Оджалана.
В 1971 – 1972 гг. Абдулла Оджалан был арестован и приговорен к шестимесячному тюремному заключению за участие в митинге в поддержку турецкого революционера Махира Чаяна.
Выйдя из тюрьмы, Абдулла Оджалан активно вел организационно-пропагандистскую работу в тюркоязычной среде, но, не получая позитивных результатов, сделал вывод о необходимости перенесения революционной деятельности на территорию Курдистана.
Поступив в университет Анкары, Абдулла Оджалан активно приступил к исследовательской и просветительской работе, охватывавшей широкие круги молодежи и студентов.
Группа, известная под названием «Революционеры Курдистана», была организована в 1973 году, после знакомства с молодыми турецкими революционерами Хаки Карером и Кемалем Пиром. Тогда же членов группы стали называть «апочистами» по партийному псевдониму Абдуллы Оджалана — «Апо».
Видя свою задачу в демократизации Турецкой Республики, молодые апочисты намеревались действовать легальными методами. Но проводимая Анкарой политика игнорирования курдского народа и его прав, а также усиление репрессий и полицейского террора практически свели на нет возможность ведения политической борьбы, вынудив революционеров перейти на нелегальное положение.
Вряд ли в мире найдется народ, тысячелетиями живущий на своей исконной, родной земле, но при этом вынужденный скрывать свою национальную принадлежность, испытывая все ужасы насильственной ассимиляции и геноцида.
Дети, выросшие в Курдистане, никогда не забудут ужас, охватывавший их после отчаянных слов матери: «Замолчи, не плачь, идут турецкие солдаты и жандармы!». Не могло быть и речи обучении на родном языке — даже говорить по-курдски было запрещено, это воспринималось как предательство Родины. Народ был запуган, обезличен, искусственно лишен патриотического сознания.
Глубоко скрытые боль и ненависть к угнетателям вырвались наружу лишь с появлением РПК — это был факел, воспламенивший весь Курдистан.
Люди, боявшиеся собственной тени и скрывавшие свою национальную принадлежность, стали открыто признавать, что они — курды, а не турки. Это и стало первой победой молодых революционеров.
Сложнейшие условия революционной деятельности привели к стремительному росту активности и организационной работы апочистов, охватившей не только города, но и сельскую местность, где до последнего времени сохранялись феодальные пережитки.
Крупные землевладельцы в союзе с Турецким государством жестоко эксплуатировали и грабили народ. Пропагандистская деятельность революционеров пробудила общественно-политическое сознание курдских крестьян.
Протестные выступления в Хилване, Сивереке, Батмане и Мардине резко подорвали авторитет местных феодалов, положив начало широкой активности народных масс. К борьбе стала привлекаться не только молодежь, но и представители различных возрастных групп и социальных слоев населения. В 1979 году кандидаты, поддерживаемые народом, впервые в Курдистане были избраны мэрами Хилвана и Батмана, преодолев противодействие курдской феодальной верхушки и официальных сил.
Молодые апочисты, которых поддерживали сотни тысяч патриотов, стали реальной силой, оказывающей влияние на политическую ситуацию в стране.
Говоря о возникновении РПК, Абдулла Оджалан подчеркивал, что убеждения связывали молодых революционеров столь же сильно, как вера.
Рабочая партия Курдистана была создана небольшой группой патриотов — единомышленников, свято верящих в идею справедливости и преданных друг другу. Безусловно, здесь имеется в виду поиск истины и торжество демократии, и за это надо было бороться.
Движение, начатое апочистами, охватило юношей и девушек, городскую и сельскую молодежь, а также женщин, вовлечение которых в сферу политической деятельности сыграло огромную роль в активизации борьбы.
Молодые революционеры, основываясь на идеологических, теоретических и философских идеях Абдуллы Оджалана, приступили к работе по созданию партии нового типа.
27 ноября 1978 года в деревне Фис района Лиджа провинции Амед (Диярбакыр) состоялся I съезд, объявивший о создании РПК.
В работе проходившего в течение двух дней Учредительного съезда приняли участие двадцать два делегата, в том числе две женщины, одной из которых была Сакине Джансыз.
Разумеется, трудно было ожидать, что РПК не испытает идеологического влияния стран социалистического лагеря. Вот как писал об этом Абдулла Оджалан: «Человек как таковой склонен к догматизму. В мышлении и идее уже присутствуют и догма и вера — мы можем назвать это первейшей ценностью. Человеку сложно жить, не веря в какой – либо принцип, идеологию, религию. В этом отношении становление мировоззрения имеет сходство с рождением человека, причем особое значение имеет дальнейшее развитие.
В первые годы после создания РПК наше мировоззрение складывалось в какой – то мере стихийно. Младенец воспринимает свое окружение, не осуждая его, и мы, молодые социалисты, тоже без осуждения воспринимали научный коммунизм и идеологию социалистического лагеря».
Вместе с тем, РПК опиралась на принципиальность и справедливость, что и определило высокий моральный дух и готовность к самопожертвованию, характерные для курдского национально – освободительного движения.
Драматическая и трагическая действительность Курдистана выковала кристально чистый характер борца за свободу.
Практически все, кто стоял у истоков курдского патриотического движения, выросли в бедности. РПК не обладала ни большими финансовыми возможностями, ни военной силы, не получала помощи извне, но высокие идеалы, свободолюбие, принципиальность и убежденность оказались выше материальных ценностей. Это и позволило РПК в кратчайший срок завоевать доверие и поддержку миллионов, став национально-демократическим фронтом.
В этой борьбе РПК прежде всего опиралась на рабочих, сельскую бедноту, молодежь и женщин, охватывая все более широкие народные массы. Партия укреплялась, в нее вступали тысячи и тысячи новых членов, а число сочувствующих превышало миллионы.
Турецкое государство впервые оказалось лицом к лицу с таким широким и организованным народным движением. Если предыдущие двадцать восемь курдских восстаний длились от трех месяцев до года и были утоплены в крови, то двадцать девятое восстание, возглавленное Абдуллой Оджаланом, Анкара не может подавить вот уже сорок лет!
История РПК
Конец семидесятых — начало восьмидесятого года ознаменовались колоссальным подъемом патриотического движения в Курдистане, усилившегося благодаря активной деятельности РПК. Активизировалась борьба с соглашателями — феодалами, способствовавшими проведению в регионах политики турецкого государства (тюркизации).
Столкнувшись с постепенным ослаблением влияния местных феодалов — своих агентов, турецкие силовые структуры активизировали карательные и полицейские операции против РПК. 24 декабря 1978 года в курдском городе Мараш фашиствующие молодчики, прикрываясь идеями ислама, совершили нападение на курдов — алевитов. Погибли сотни женщин, стариков и детей. Беззащитным жертвам отрезали головы, разрубали тела на части.
Фактически, организаторы этой варварской бойни пытались таким образом запугать курдский народ, заставить его отказаться от освободительной борьбы под руководством РПК. Трагедию в Мараше турецкие власти использовали как повод для объявления чрезвычайного положения в ряде регионов Курдистана.
Но, осознав, что чрезвычайное положение не остановит борьбу курдского народа за свободу и демократию, турецкая армия, поддерживаемая как внутренними, так и внешними силами, 12 сентября 1980 года совершила военный переворот. Власть в стране захватили военные.
Несмотря на то, что в настоящее время проходит суд над одним из организаторов этого переворота, Кенаном Эвреном, фашистский характер этого путча не подлежит сомнению. Мишенью военных была не только РПК, но и все патриотические и демократические силы Турции.
Милитаристско-фашистский режим со всей мощью военной машины обрушился на курдский народ, подобно агрессорам, заново захватившим Курдистан. По малейшему подозрению оказывались за решеткой, подвергаясь пыткам и истязаниям, не только члены РПК, но и сочувствующие ей патриоты и просто порядочные люди.
Борьба с фашистской хунтой
Курдский народ, возглавляемый РПК, сражался с фашистской хунтой не на жизнь, а на смерть. Защищая свою честь и достоинство, члены РПК — узники военных тюрем Диярбакыра, Аданы, Элазига и Малатьи, проявляли бесстрашие и высочайший героизм. Пытаясь сломить борцов за свободу, заставить их отказаться от своих идей и таким образом дискредитировать РПК, заключенных лишали возможности вести защиту, использовали варварские пытки: узников сутками оставляли на морозе, заставляли есть экскременты, бросали в ямы с нечистотами, сутками не давали спать, подвешивали вниз головой и так далее.
«Правосудие», осуществляемое военными судами, попирало права и законы. Те, кого не удавалось заставить отказаться от своей — курдской! — национальности, сдаться и предать своих товарищей, приговаривали либо к смертной казни, либо к пожизненному заключению. Репрессии затрагивали не только самих заключенных, но и членов их семей, подвергавшихся оскорблениям и нападениям фашиствующих молодчиков.
Но эти нечеловеческие условия и варварские пытки не только не сломили героев, но и заставили проявиться лучшие черты человеческого характера. Одним из руководителей РПК был Мазлум Доган. 21 марта 1982 года, в день Науроза, являющегося для курдов национальным праздником борьбы за право на жизнь, Мазлум Доган совершил акт самосожжения в Диярбакырской тюрьме.
Вслед за ним, протестуя против изуверских пыток и варварского обращения с заключенными, акты самосожжения совершили Фархат Куртай, Неджми Онер, Ашреф Аник и Махмут Зенгин. 14 июля 1988 года там же, в Диярбакырской тюрьме, заключенные — члены РПК, Мехмет Хейри Дурмуш, Кемаль Пир, Али Чичек и Акиф Йылмаз погибли, проводя бессрочную голодовку в знак протеста против действий администрации и военно-полевых судов. Во имя освобождения родного народа пожертвовали жизнью Джамал Арат, Наджметин Буюккая и многие курдские патриоты.
Их героизм и самопожертвование заставили военную хунту прекратить средневековые пытки. Героическое сопротивление узников Диярбакырской тюрьмы навсегда вошло в историю курдского народа как акт величайшего мужества и самопожертвования идущих на смерть героев, борющихся за свободу родного народа.
Высшая партийная школа РПК
Газета «Свободный Курдистан» №1 (127)
Продолжение следует