Завершился 2013 год, подаривший нам надежды на свободу, демократию и мир. Мы искренне желаем всему человечеству, народам Курдистана, Турции,
Ближнего и Среднего Востока воплощения в 2014 году этих надежд в жизнь.
Разработанная курдским национальным лидером Абдуллой Оджаланом программа «Демократические реформы и построение свободной жизни», опубликованная в дни Науроза, создала условия для установления перемирия. Веря, что у народа Турции есть добрая воля, опыт и знания для проведения необходимых реформ, Абдулла Оджалан объявил о начале периода мирного политического решения курдской проблемы и призвал прогрессивные силы Турции и Курдистана к выполнению своего долга перед обществом. Этот призыв, обращенный ко всем народам Турецкой Республики, вселил надежду в сердца людей.
Народы, населяющие Турцию, в том числе курдский народ, горячо поддержали начинания курдского национального лидера, что резко активизировало демократические процессы в стране. Тем самым граждане Турции выразили стремление к скорейшему решению существующих в государстве политических, национальных и социальных проблем.
Науроз-2013 создал условия для создания новой Турции.
Демократические силы Турции, в том числе курдское национально-освободительное движение, увидели возможность установления договоренностей с Турецким государством. Следует особо отметить, что Анкара впервые столкнулась со столь мощными требованиями проведения демократических реформ, что подтверждало неизбежность решения данной проблемы.
Учитывая эти обстоятельства, наш национальный лидер, тем не менее, предвидел возможность саботажа со стороны определенных, противодействующих демократизации, сил и призвал к немедленным активным действиям.
К сожалению, прогрессивные силы как турецкого, так и курдского общества, надеясь на достижение соглашения в Имрали, пребывали в ожидании демократизации Турции и решения курдской проблемы. Разумеется, во время переговоров в Имрали были достигнуты определенные принципиальные договоренности, касающиеся демократической политики и демократической борьбы. Однако прогрессивные силы, в задачу которых входил контроль за своевременным и поэтапным выполнением достигнутых на переговорах обязательств, недостаточно ответственно подошли к выполнению своих обязанностей, пребывая в ожидании соответствующих шагов со стороны ПСР.
Установленное по инициативе курдского национально-освободительного движения перемирие и вывод партизанских отрядов за пределы Турции создали колоссальные возможности для активизации прогрессивных сил, стремящихся к демократизации страны и мирному решению курдской проблемы. Сложившаяся в стране общественно-политическая атмосфера открыла огромные возможности для настойчивого воздействия на правящую партию и государство с целью принятия мер для решения курдской проблемы. К сожалению, отсутствие со стороны как курдских, так и других прогрессивных сил действий по усилению демократической борьбы позволило Анкаре использовать этот судьбоносный период для решения своих узких, тактических задач, подставленных предстоящими в стране выборами.
Недовольство турецкого общества отчетливо проявилось в акциях протеста против уничтожения парка Гези. Прогрессивные социальные слои общества активно воздействовали на правительство, однако стихийный характер народных протестов и отсутствие руководителей, а также определенная нерешительность курдского демократического движения заметно снизили результативность выступлений. Тем не менее, протестные акции в защиту парка Гези еще раз продемонстрировали необходимость демократических реформ в Турции.
Столкнувшись с явным стремлением ПСР использовать в своих целях вывод партизанских отрядов Национальных сил самообороны и проявлением антидемократических, гегемонистских тенденций в отношении протестующих против ликвидации парка Гези, курдское национально-освободительное движение было вынуждено принять решение о приостановлении вывода партизанских отрядов.
Стало совершенно очевидным, что при отсутствии позитивных шагов со стороны Анкары вывод отрядов НСС за пределы Турции не только не усиливает позиции демократических сил, но, более того, способствует резкому усилению атак правящей партии на прогрессивную общественность. Возглавляемое ПСР правительство не стремится к демократизации страны и решению курдской проблемы, а действия, предпринимаемые курдским национально- освободительным движением, пытается использовать в собственных целях.
Тем не менее, призыв курдского национального лидера Абдуллы Оджалана к проведению демократических реформ и построению свободной жизни, даже не достигший желаемого результата, резко активизировал процессы демократизации Турции и решение курдской проблемы. Возможность определения истинных целей представителей различных слоев турецкого общества способствовала их размежеванию, создав тем самым условия для объединения тех, кто действительно заинтересован в демократизации страны. Именно благодаря этому 2013 год войдет в историю как год достижения огромного прогресса в демократизации Турции и решении курдской проблемы.
2013 год стал годом побед демократических сил, тогда как основанная на гегемонии, эксплуатации и ограблении современная капиталистическая система столкнулась с кризисом. Сложившиеся в прежние времена гегемонистские блоки, представлявшие собой власть, эксплуатировавшую наши народы, потерпели крах и распались. Новые, пытающиеся занять их место союзы, стремящиеся к установлению гегемонии, не могут противостоять демократической национально-освободительной борьбе народов региона. Конфликт, разгоревшийся между ПСР и партией Фетуллаха Гюлена, фактически является отражением конфликта внешних сил, пытающихся создать в Турции новую подчиненную им систему, с потерпевшей крах коалицией антинародных сил внутри страны. Существование в Турции государства, основанного на гегемонии и насилии, становится все более и более проблематичным. Страна стоит на распутье: или будет создана новая, отрицающая гегемонию и основанная на демократии политическая система, признающая равные права всех общественных слоев и классов, в первую очередь курдов и алевитов, или же будет расширяться и усугубляться кризис Турецкого государства и правящей системы.
И правящая партия, и гегемонистские силы осознали, что создание нового государства, основанного на гегемонии, представляет собой крайне трудную, почти неразрешимую задачу. Проект Абдуллы Оджалана «Демократические реформы и построение свободной жизни», революция в Западном Курдистане и демократическая борьба прогрессивных сил Турции привели к распаду и краху сложившейся некогда коалиции ПСР — партии Фетуллаха Гюлена. Совершенно ясно, что такая же участь ждет все антидемократические силы Турции. Обнажившаяся система коррупции, взяток и воровства — это проявление преступной, антинародной реальности современной Турции.
И курдский народ, и другие народы Республики Турция будут активно противостоять всем действиям внутренних и внешних сил, заинтересованных в реставрации прежнего положения в Турции. Печальная участь ПСР ждет всех тех, кто не желает прислушаться к голосу прогрессивного общества, к голосу демократических сил, к справедливым требованиям курдского народа.
Только воплотив в реальность демократические требования прогрессивных и патриотических сил, объединив под эгидой демократии все здоровые силы страны, можно построить новое политическое общество. В противном случае народы Ближневосточного региона, взяв свою судьбу в собственные руки, сами воплотят в жизнь вековую мечту о свободе и демократии.
Кризисная ситуация в находящемся на грани раскола правительстве ПСР обусловлена нежеланием своевременно осуществить демократические реформы и мирным путем решить курдскую проблему. У Анкары остался единственный шанс на спасение: незамедлительно осуществить те самые шаги, которые прежняя политика считала недопустимыми. Усилия ПСР заключить соглашение с антидемократическими силами ситуацию не спасут. Или ПСР предпримет кардинальные действия, направленные на демократизацию страны, или же ее постигнет плачевная участь: эта партия исчезнет с политической арены, не сумев противостоять курдскому национально-освободительному движению и демократическим силам. Сейчас судьба ПСР зависит от готовности этой партии решительно приступить к процессу осуществления демократических реформ.
В течение всего 2013 года курдский национальный лидер Абдулла Оджалан, находящийся в тюрьме на острове Имрали, неоднократно предупреждал руководство ПСР, что партия Эрдогана задохнется в бесконечных попытках реанимировать политику гегемонии, эксплуатации и культурного геноцида. Интересы государства требуют демократизации Турции и решения курдской проблемы. Абдулла Оджалан заявил, что в противном случае партийную элиту ждет участь Мухаммеда Мурси или предыдущих правительств турецкой республики. Хотелось бы особо подчеркнуть, что жизнь подтверждает все предостережения курдского национального лидера.
Конец 2013 года ознаменован резким углублением правительственного кризиса в Турецкой республике. Это — крах проводившейся десятилетиями политики обмана турецкого общества. Перед страной стоит дилемма: демократизация или хаос? Выбор должен быть сделан в пользу демократизации Турции и политического решения курдской проблемы — только это откроет дорогу к свободной и демократической жизни.
Мы верим, что успехи, достигнутые в 2013 году демократическими силами, в 2014 году поднимутся на более высокий организационный и политический уровень. 2014 год войдет в историю Турции и Курдистана как год достижения свободы и демократии. Мы призываем все прогрессивные демократические силы к совместной борьбе с той средой, где распад основанных на гегемонии государств делает невозможным построение новых. Выход из кризиса один — создание демократической Турции и свободного Курдистана.
Исполнительный Совет Ассоциации обществ Курдистана
«Свободный Курдистан» № 1