Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию интервью с Барзани Исо, политическим деятелем и журналистом курдского телеканала IMC.
— Каковы цели ваших передач?
—Цель и миссия у меня простые — донести объективную информацию о том, что происходит в Западном Курдистане.
— Каким является сейчас политический статус Западного Курдистана?
— На сегодняшний день мировое сообщество еще не выступало с официальными комментариями и точкой зрения по поводу самоопределения Западного Курдистана. Правда, Европарламент призвал к поддержке Западного Курдистана, а бывший американский посол Форд заявил, что реальное решение сирийского кризиса — это создание кантонов как это сделано в курдских регионах.
— Почему отдельные кантоны, а не единая консолидированная единица?
— Причина простая: демографическое и географическое положение курдских районов в Сирии, а также многолетняя политика Дамаска по внедрению арабских единиц на территорию.
К примеру, между Африном и Кобани располагаются 2 города, в которых большинство жителей — арабы. И, конечно же, надо принимать во внимание, что попытка создания одной единой территории может привести к гражданской ( арабско-курдской) войне, а также даст прямой повод Турции и другим странам вмешаться. Попросту говоря, такой шаг похож на самоубийство .
— Какова реакция Дамаска на события в Западном Курдистане?
— Откровенных заявлений нет и не было, но все заявления Дамаска весьма завуалированы, а также косвенно настраивают вооруженную оппозицию и исламистов против курдов.
— Говорят, что существует взаимная поддержка между курдами и Асадом. Правда ли это?
—Да, бытует такое мнение. Это — пропаганда, преследующая цель уничтожить и стереть все те достижения, которые были достигнуты жителями Западного Курдистана в этот период, а также вызвать недоброжелательную реакцию оппозиции по отношению к курдам.
Но основная цель все же была иная — отдать курдские земли на растерзание оппозиционных сил, а потом, после того, как курды потеряют свою мощь и перестанут оказывать сопротивление, с легкостью захватить контролируемые курдами районы, где находится нефть.
— Как решаются проблемы с продовольствием?
— Ситуация в данный момент очень тяжелая, ощущается большая нехватка продуктов питания, особенно детского. Цены на продовольствие очень сильно возросли и достигли критического максимума в сравнении с заработной платой.
Власти соседних стран прилагают всевозможные усилия, чтобы запретить поступление необходимых продуктов питания и средств первой необходимости на нашу территорию.
Также следует подчеркнуть, что то небольшое количество гуманитарной помощи, которая поступает от международных организаций, до населения Западного Курдистана, к сожалению, почти не доходит. Имеют место проблемы с медикаментами и медицинским персоналом.
Люди умирают из –за невозможности оказать им квалифицированную и своевременную медицинскую помощь.
— Какова численность населения в Западном Курдистане?
— Перепись населения не проводилась, но на данный момент здесь проживает примерно 4 миллиона человек. В Кобани 100% населения — курды, в Африн, более 95% — курды, а 5% — арабы и туркмены. В Аль-Джазире 70% — курды, а 30% — арабы, ассирийцыев и халдеи, а также там проживает несколько армянских семей.
Отношения с курдами давным давно сложились очень крепкие и доброжелательные, люди живут вместе, вместе работают, принимают активное участие в местном самоправлении. К примеру, в городе Таль-Тамр совет правления состоит из 45 человек, из них 15 ассирийцев, 15 арабов и 15 курдов.
— А теперь перейдем к крайне больной для всех курдов теме. Каковы на самом деле отношения между Южным и Западным Курдистаном?
— На данный момент граница закрыта. Власти Южного Курдистана выкопали траншеи вдоль границы.
Южный Курдистан делится на две части — Соран и Бахдинан. Бахдинан контролирует ДПК, а Соран —ПСК. ДПК не согласилась на открытие официального представительства Западного Курдистана в Бахдинане, но в Сулеймании такое представительство есть. Правительство Западного Курдистана поддерживает хорошие отношения со всеми партиями Южного Курдистана, за исключением ДПК.
ДПК пыталась отправить отряды пешмерга на территорию Западного Курдистана, в Дерик, но после того как наше правительство отказалось, они начали прокладывать рвы и траншеи и закрыли границу.
ДПК не пропускает через свою территорию никакую гуманитарную помощь. Так, например, помощь от немецкой организации так и не пропустили. Курдский Красный Полумесяц предоставил несколько машин скорой помощи, но ДПК также не пропускала их в Западный Курдистан.
После долгих переговоров и уговоров Эрбиль все же пропустил эти машины, приклеив к ним фото Барзани и надпись о том, что данные машины являются помощью лично от господина Барзани.
— Власти Западного Курдистана постановили воздвигнуть памятник Заратустре?
—Заратустра — великий пророк, живший в Междуречье. Зороастризм был религией Мидийской империи. Поэтому Заратустра является для нас не столько религиозным, а скорее всего даже национальным курдским святым.
Интервью публикуется в сокращении.