Халил Даг – режиссер, сценарист, боец

Халил Даг – режиссер, сценарист, боец

Халил Юйсал, он же Халил Даг или Халил Чияи, внес большой вклад в дело курдской освободительной борьбы. Он стал олицетворением могучего духа гор и голосом партизан. Его жизнь и борьба стали примером для молодых курдов. В своем творчестве он рассказывал о горе и радости, боли и страданиях партизан, красоте и величии гор. 
Халил Даг на чужбине всегда тосковал по дому и воле. С 1973 по 1995 годы он жил в Германии. Познакомившись с курдским лидером Абдуллой Оджаланом, он проникся идеологией Движения Свободы. Путь исканий, начавшийся с Арарата, Эгеи и Европы, привел его на Родину. Именно в горах Курдистана он нашел свои давние мечты и воплотил их в кино, стихах и картинах. 1 апреля 2008 года в Ботане Халил Даг посмертно стал героем Движения Свободы. 
Прошло десять лет, как товарищ Халил Даг погиб, а память о нем живет до сих пор.
В память о Халиле Даге было много написано и сказано, в честь него снимали различные программы. Его подвиг никого не оставлял равнодушным, а разговоры о нем вдохновляли каждого, кто жил идеями свободы и равенства. 
Халил Даг больше всего нам знаком по последнему его фильму о товарище Беритан. Кроме работы в кино, он был талантливым фотографом и писателем. Когда люди непосредственно знакомились с его творчеством, они во всем видели его профессионализм. Из всех его работ картина о Беритан произвела наибольший эффект на публику. Этот фильм стал первым в курдской кинематографии.
В работах Халила Дага зритель погружается в жизнь партизан, находится вместе с ними. Образ гор всегда живет в его творчестве. Каждый его рассказ становился частью истории. По его работам мы знаем образ жизни партизан в свободных горах. Как своими рассказами, так и собственной жизнью Халил Даг оставил славную страницу в истории.
У Халила Дага была принципиальная позиция к идеологии движения. Творчество было неотъемлемой частью его боевого настроя. Опираясь на глубокие знания, он придерживался конкретной цели и шел по выбранному пути. По его работам видно, что он был не просто творческой личностью, а идейным борцом.
Халила Дага любили за принципиальность борьбы и творчества в движении за свободу Курдистана. По его примеру пошли в партизаны сотни курдских молодых людей, сподвижники и ученики рассказывают о его жизни и борьбе. 
Режиссёр Ильхам Бакир, говоря о творчестве Халила Дага, выделяет три его основных принципа: ” Первый принцип: любовь и поиски свободы. Мы видим это в его жизни и творчестве. Второй принцип: увлеченность кино и съемкой. Он был влюблён в свою камеру. Третий принцип: страсть к пейзажу. Любовь к природе всегда отражается в его работах, природа оживает в них. Каждое дерево, каждый камень и ручеек в фильмах Халила Дага будто бы общаются с нами, рассказывают нам что-то. Эти три принципа стали основополагающими в его фильмах. 
Так как тогда не было условий и возможностей использовать новые технологии, его фильмы в техническом плане сильно уступают современным. При этом в его работах остается большой смысл и эстетика кино. Я говорю, что слишком рано мы его потеряли. Если бы он сейчас был жив, то достиг бы больших результатов. Халил Даг был свободен от многого, что могло отрицательно повлиять на творчество. У него была большая любовь к свободе. Для курдской кинематографии он бы мог стать вторым Илмазом Гюнеем. Он снимал кино на курдском языке, и с сегодняшними возможностями мог бы опередить Ильмаза Гюнея.
В кинематографии условия имеют большое значение, но не они приносят успех. У Халила Дага не было больших возможностей в кино, но благодаря идеям свободы, любви к кино он бы мог достигнуть высоких результатов. Сейчас для курдских кинематографистов есть хорошие условия, но их картины не особо получаются из-за нехватки искренности. Если у нас есть какие-то идеи, и мы воплотим их в своих фильмах с большой искренностью, то курдское кино успешно выйдет в народ. Именно поэтому у курдов развита литература. Сто лет как курды отважно борются за свободу. Курды имеют богатую живописную культуру. И вот в таких условиях не всем курдским режиссёрам удается показывать свою искренность, не поддаваться влиянию со стороны”.
Режисер Ислам Дахдавирен также поделился своим отношением к творчеству Халила Дага: “Если у человека будут все возможности для развития в какой-то области, но при этом не будет самого желания и любви к своей работе, он не сможет добиться больших успехов. Необходимо, чтобы у тебя был дух. Когда снимаешь картину, ты должен знать природу и человека этого места, быть проникнутым ими. Халил Даг хорошо знал историю своего народа. Он жил и всей душой был связан с этим обществом свободы. Не обязательно, чтобы люди физически были рядом. Зачастую люди духовно близки. Такая близость важна в любом виде искусства, и такая любовь должна быть особо глубокой. Поэтому Халил Даг прекрасно знал душу, чувства и страдания своего народа. Он жил в этой природе и видел ее. Это очень важно в кинематографии. Без участия природы ты не сможешь снять кино и преуспеть в этом. Многие курдские режиссеры не уделяют внимание этому. Но когда ты смотришь фильм о Беритан, то видишь образ природы повсюду, при этом нет какой-либо необходимости проявлять техническое превосходство. С начала до конца фильма ты чувствуешь и сопереживаешь товарищам. Самое главное — добиться именно такого эффекта, а техническая сторона при отсутствии этого будет бесполезной.
Выделяя три черты в творчестве Халила Дага, мы видим, что он жил в свободном обществе. Сравнив это с собой, понятно, что даже если мы боремся за свободное общество, мы не знаем, свободны ли мы сами или же нет. Да, мы ведем борьбу за свободу. Но если мы снимем картину о Джизире, все равно мы будем зависеть от обстоятельств. Тогда нужно заявить, что даже ценой собственной жизни мы снимем такой фильм в этом месте. Эти сложности я почувствовал на себе. У нас есть все технические достижения, но нет свободного пространства. И эти два условия не нам не удается совместить. У Халила Дага были условия свободы, но недостаток технических средств. Поэтому государство влияет на эти два фактора, при этом диктуя свои условия. Здесь нужно решить для себя, сможешь ли ты достичь реальных результатов в своем творчестве, или же останешься, как прежде. Очень важно снимать фильмы о недавних подвигах народа, чтобы в будущем проявить их. И многое мы не можем позволить себе сделать сегодня, но такая возможность может появиться завтра. Это история, то есть она пишется, а завтра на ее основе создаются произведения. Поэтому остается боль и обида, что нет возможности создать картины сегодня, но они обязательно появятся в будущем.
Халил Даг достиг высокого революционного уровня. Для этого нам нужно время и испытания. Да, примером сейчас являются Илмаз Гюней и Халил Даг. Но как нам достичь такого уровня? Именно сейчас мы пробуем это. Но я не могу сравнить себя с Халилом Дагом, так как между нами существует большая разница. Да, он образец для нас, мы следуем его пути, но пока что не достигли такого уровня, и для этого нужно приложить много усилий. Сегодня мы стремимся передать это нашей молодежи, научить их всему, чтобы достичь такого высокого уровня. В качестве лучших примеров на занятиях мы показываем фильмы Халила Дага, и верим, что вместе достигнем такого уровня в творчестве”.

ROJNAMEYA WELAT /Рохат Арарат

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/X68pb

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях