Живя вдали от исторической родины, я с особым вниманием слежу за событиями, которые в настоящее время происходят на территории Курдистана,
чувствую свою причастность к судьбе соплеменников и мира в целом. Мне небезразлична собственная участь, участь своих детей и близких, судьба Курдистана и соотечественников, его населяющих, и всех тех, кто устал от войн, преступлений и кровопролитий!
Сегодня, человек — социально-правовая ценность. Именно поэтому я считаю, что в иерархии целей общества интересы человека должны быть поставлены на первое место, и государство и общество должны заботиться об охране его прав и свобод. Но мир всегда закрывал глаза на то, что происходит с курдами, которые до сих пор отстаивают свои национальные права. Если бы моя жизнь сложилась иначе – и я не был бы курдом, то даже тогда, без сомнений, я все равно участвовал в демократической борьбе за их свободу.
Помню, как в начале 1980 г. была опубликована Декларация о создании Союза национально-демократических сил Курдистана, в который входила и Рабочая партия Курдистана. Позже союз распался, но посеянные им зерна борьбы за национальную и социальную справедливость, дали далеко идущие всходы. Так появился 12 апреля 1985 года Курдский парламент в изгнании, а затем, 14 апреля 1985г., Национальный конгресс Курдистана, в деятельности которого я активно принимаю участие. Важно подчеркнуть одну деталь: мотором всей этой деятельности является РПК, которую возглавляет национальный лидер курдов Абдулла Оджалан.
Первый раз мою встречу с Абдуллой Оджаланом организовала товарищ Хане. По желанию Абдуллы Оджалана 26 января 1998 года я с супругой прилетел в Сирию на встречу с национальным лидером курдского народа. Это событие произвело на меня неизгладимое впечатление, вселило надежду и подчеркнуло всю важность «жизненных ценностей». Я симпатизировал А. Оджалану по нескольким причинам:
Во- первых, это человек удивительного склада ума, который смог сплотить вокруг себя всех, вдохновленных идеей создания собственного государства – Курдистана. А вдохновлённые люди по истине могущественны. Абдулла Оджалан – человек, в возможностях которого есть шанс изменить мир многострадального курдского народа. Я понял, что курдский народ получит свободу;
Во-вторых, он всецело за демократию и равенство – мощнейшую структуру, которая лежит в основе принципов работы РПК.
Встреча укрепила во мне веру в силах и возможностях курдского народа, которые под руководством Абдулла Оджалана вернут многочисленному населению свободу и равенство.
Дальше в моих планах было возвращение 27 января обратно в Россию, но Абдулла Оджалан попросил меня проехать по Курдистану и провести несколько встреч с населением.
26 января я приехал в г. Алеппо (Халеб), переночевал там. На следующее утро за мной прибыла машина, и я поехал в г. Африн, где попал на торжественную церемонию — бракосочетание. Природа словно бы восполняла то, что прошедшим летом не додала: сочная зеленая трава, яркое солнце, волшебные оливковые деревья… и все это несмотря на январь месяц. Я наслаждался этим великолепием 3 дня, в течение которых были тайно организованы многочисленные встречи с местным населением, где я узнал об ущемлении прав курдов в Сирии: многие из них не имели права даже на получение паспортов. Мне, как россиянину, было дико слышать подобное. В ответ я рассказал о жизни курдов Российской Федерации, которые имеют право на образование национально-культурной автономии, обладают в полной мере правами, свободой слова и печати.
В ночь 30 января я вернулся из г. Африн в г. Алеппо, где меня встретила одна из активисток партии РПК и сопроводила в г. Камышлы. Дорога вела нас среди полей с зерновыми посевами и нефтяными скважинами в г. Камышлы, затем Дерек и Сарекани, где было проведено также несколько многочисленных встреч.
Спустя пять дней я поехал в г. Дамаск на встречу с национальным лидером курдского освободительного движения в его резиденцию, которая располагалась недалеко от того района, где находилась резиденция президента Сирии Хафеза Асада.
Более 4 часов длилась моя беседа с Абдуллой Оджаланом, в ходе которой были затронуты наболевшие моменты и острые темы жизни курдского народа. Общаясь с ним, я чувствовал огромную признательность к этому человеку за его мужество, умение видеть и решать глобальные политические проблемы, которые служат, действительно, примером для подражания. Эта встреча изменила во мне душевный строй: я стал более активным и энергичным.
После чего мы пообедали с Абдуллой Оджаланом, и я уехал в аэропорт.
Сама идея свободы и братства ближневосточного народа не давала спокойно жить американцам. Именно поэтому правительство США начало «охоту» за Абдуллой Оджаланом, который вскоре вынужден был скитаться: Сирия–Греция – Россия – Италия.
Больше всего я переживал из-за приезда национального лидера Курдистана в Россию, которая на тот момент не готова была принять его. Слабое военно-политическое управление страной, неустойчивые внешние связи демонстрировали в целом неэффективное руководство.
Однако очередная встреча с Абдуллой Оджаланом ожидала меня уже в России, в январе 1999 года. Это был уже второй приезд курдского в Москву, но о первом я, к сожалению, не знал.
Мне позвонил Махир Валат и пригласил приехать в Нижний Новгород. Мы встретили Абдуллу Оджалана у трапа самолета и на двух машинах, впятером и абсолютно без охраны держали путь в Москву. По пути заехали в кафе пообедать, обсуждали сложившуюся обстановку, строили планы, а тем временем меня посещали мысли о том, какое великое историческое событие разворачивается на глазах обслуживающих нас официантов. Жаль, что я не запомнил этого места, которое по достоинству смогло быть стать настоящим памятником истории.
В Москве Абдулла Оджалан несколько дней провел у А. В. Митрофанова и В. В. Жириновского, пока решалась его судьба. Далее состоялось несколько важных встреч, в результате которых депутаты Государственной думы почти единогласно проголосовали за предоставление политического убежища в России курдскому лидеру. Попытки России, в отличие от Греции, принять и укрыть на своей земле великого лидера достойны истинного уважения и восхищения! Однако слабое военно-политическое управление страной давление других стран наложило непоправимый отпечаток: в скором времени премьер-министр РФ Е. М. Примаков принял решение о том, что Абдулле Оджалану лучше всего будет покинуть Россию. В этот момент я чувствовал и понимал, что скоро наступит непоправимое. Так и произошло, курдский лидер был вынужден покинуть Россию.
15 февраля 1999 года Абдулла Оджалан был похищен спецслужбами США, с помощью спецслужб Израиля в Кении передан спецслужбам Турции и помещён в турецкую тюрьму на острове Имрали в Мраморном море.
Большую благодарность я выражаю и администрации Тамбовской области, которая поддержала курдов г. Тамбова и области и позволила организовать шествие в центре города, посвященное незаконному похищению и тюремному заключению национального лидера.
С тех пор эта дата по всему миру отмечается массовым подъемом всего курдского движения. В Европе, Америке, Азии и на своей исторической родине – Курдистане, представителями курдских движений и объединений организуются многочисленные митинги, акции протеста, массовые шествия. В них принимают участие представители различных национальностей, которые сочувствуют беде, постигшей многомиллионный народ.
Мы все прекрасно понимаем, что основной целью международного заговора было уничтожение курдского национально – освободительного движения. Но преступная, политическая кампания стран мира, направленных против Абдуллы Оджалана, показала свое бессилие и беспомощность перед лидером и демократической борьбой курдского народа.
И сегодня, когда со дня этого трагичного события исполняется ровно 15 лет, мы с уверенностью заявляем, что мы по-прежнему следуем всем целям РПК, поддерживаем нашего уважаемого лидера и защищаем интересы курдов во всем мире.
На протяжении долгих лет РПК вела и продолжает вести справедливую борьбу за свободу и процветание курдского народа. Главная цель РПК и Абдуллы Оджалана – мирное и демократическое решение курдского вопроса – это и наша общая цель, проблема, которую можно решить только совместными действиями. Налаживание и укрепление межкурдского диалога и объединения всех политических сил – наша первейшая задача!
Член Национального конгресса Курдистана Джамал ШАМОЯН
Газета «Свободный Курдистан» № 2