Одна из главных сил, которая противостоит террористам в Сирии и Ираке — отряды курдского ополчения. Боевики «Исламского государства», террористической организации, запрещенной в России и многих других странах, ведут с курдами войну на уничтожение, убивая всех — стариков, женщин, детей.
У древнего народа, который насчитывает десятки миллионов человек, нет своего государства. В Турции курды составляют, по некоторым оценкам, до трети населения. Но власти в Анкаре вообще не признают их отдельным народом, подавляя с помощью армии и спецслужб их попытки отстоять свои права.
В турецком Диярбакыре, городе с почти миллионным населением, неофициальной столице местных курдов, каждый день пакуют вещи. Уезжают целыми семьями. Шелаху Аттину 47 лет. Он здесь родился. Говорит, что становится беженцем в собственной стране, так как боится за жизнь близких. Позиции турецких снайперов — прямо напротив его окна.
«Видите отель, где турецкий флаг висит? Там позиции снайперов. Оттуда они по нам стреляют», — говорит он.
Сосед Шелаха Аттина показывает развалины. Здесь был его магазин. Разрушен прямым попаданием мины.
«На протяжении двух месяцев все это происходило в соседнем квартале, теперь вот добрались сюда. Так что я уезжаю. Извините, мои вещи несут», — говорит он.
О том, что происходит в соседних кварталах, красноречиво свидетельствуют кадры, снятые, как ни странно, пресс-службой турецкой армии – турецкие солдаты бегут по улицам и стреляют.
Это самый центр города. Исторический район Сур с крепостной стеной и архитектурными памятниками IV века до нашей эры. До начала спецоперации турецких войск здесь жили 70 тысяч человек. Сейчас, по словам губернатора провинции, не более 20 тысяч.
«Операция несколько месяцев шла. И все молчали. Убивают детей, убивают женщин, убивают стариков. Убивают целенаправленно. Это карательная операция. Это операция по уничтожению собственного народа. Более того, Эрдогану очень не нравятся курды в Сирии, курды в Ираке и вообще курды везде. То есть, это какой-то фашизм настоящий, который в XXI веке пестуется, защищается западной цивилизацией», — полагает политолог Александр Клюкин.
Типичная сцена из жизни районов Диярбакыра, еще не охваченных боевыми действиями. Кадры сняты 24 февраля. Несколько сотен человек, в основном, женщины и дети, перекрыли улицу. Толпа скандирует: «Курдистан станет кладбищем фашизма». Тут же появляется машина с водяной пушкой.
Кадры видеосъемки из населенного курдами города Джизре на границе с Сирией. Здесь уже пушки не водяные. Танки прямой наводкой стреляют по городским кварталам. Дата съемки — 6 января этого года.
«Уже несколько десятилетий этот геноцид — давайте не будем стесняться этого слова, давайте называть вещи своими именами — геноцид курдского народа, он не осуждается мировым сообществом. Была большая, широкомасштабная военная операция против собственного народа на востоке Турции, где просто окружили город и методично его уничтожали вместе с жителями этого города», — говорит Александр Клюкин.
Операция, о которой идет речь, проводилась не только в Джизре, но и в городе Силопи. В них живут, в общей сложности, более 120 тысяч человек. В блокаде и последующей атаке на города принимали участие около 10 тысяч турецких военных. Даже когда бронетехника вошла на улицы, стрельба не прекратилась. Например, кадры видеосъемки: группа людей без оружия в сопровождении журналиста идет хоронить убитого. Неожиданно по ним открывают огонь из пулемета. В результате этого расстрела погибли два человека, девять, включая оператора, получили ранения.
«Разве можно делать такое с собственными гражданами? Люди ведь так не поступают. И как власти могут после такого говорить о каком-то там братстве?» — возмущается местный житель.
«Они подвергаются преследованию просто потому, что они курды. Отстрелы, коллективное наказание целых провинций, включая комендантский час. Работа турецких силовиков в курдских регионах Турции — это примерно то же самое, как если бы они сидели в оккупированном государстве и были оккупирующей армией. Притом, что это люди с паспортами Турции, граждане Турции», — напоминает политолог Евгений Сатановский.
Запад, говорят эксперты, закрывает глаза на подобные преступления, даже сейчас, когда уничтожаются целые города, по нескольким причинам.
«Турция — прежде всего, член НАТО. И самое главное — Эрдоган-таки поссорился с Россией. А тот, кто против России, по определению, в их понимании, Запада — очень хороший и замечательный человек. И ничего нехорошего он делать в принципе не может. Вот если бы он с Россией не поссорился, а если бы он с Россией продолжал дружить, тогда, безусловно, он был бы не только угнетатель курдов, он бы, там, не знаю, детей новорожденных на завтрак ел. И был бы самый худший гражданин на Земле», — поясняет политолог, директор Института новейших государств Алексей Мартынов.
Кроме того, турецкое руководство довольно умело шантажирует Европу. Главный козырь в его рукавах — сотни тысяч сирийских беженцев. Сейчас они живут в лагерях на турецкой территории, но в любой момент границы могут быть открыты, и новая волна мигрантов, значительно большая, чем прежде, захлестнет Старый Свет.
Мамед Мустафаев