Курдистан: быть или не быть?

Объявление  о создании «халифата»  на территориях Сирии и Ирака,

захваченных организацией «Исламское государство Ирака и Леванта», послужило катализатором для курдов, стремящихся к полной независимости от официального Багдада. Лидер иракских курдов Масуд Барзани обратился к парламенту автономии с просьбой о подготовке референдума по независимости. «Ирак распадется, такова действительность, которую многие не хотят видеть. Независимость – естественное право народа. В то же время, мы спросим народ, прежде чем объявим о независимости», – заявил он. В том, что абсолютное большинство населения выступит за отделение, сомневаться не приходится. Кто заинтересован и кто против становления независимого Курдистана?

Фактически появление курдской автономии в Ираке стало возможно именно благодаря усилиям Америки – сначала во время войны в Персидском заливе в 1991 г., а потом и в результате свержения Саддама Хусейна в 2003 году. Во время операции 2003 г. администрация Джорджа Буша-младшего сознательно сделала политическую ставку на шиитское меньшинство, спровоцировав неизбежный конфликт с суннитами.

 Курды получили относительно стабильную ситуацию для своего политического и экономического развития. В резолюции о предоставлении военно-технической помощи Ираку отмечается, что 40% от всей американской помощи должно направляться в курдскую автономию. Данная резолюция вызывала недовольство правительства Нури Аль-Малики, который требовал, чтобы «Ирак сам решал, какой объем финансов направлять в свои регионы». Лишь в 2009 г. комитет по внешним ассигнованиям Сената одобрил проект президента Обамы с внесенными изменениями, согласно которым вся помощь направилась в исключительное распоряжение официального Багдада.

Республиканская элита в Америке, поддерживая курдов, решала две основные задачи: 1) сохранение внутреннего противоречия с целью поддержания контроля над ведущими политическими силами страны; 2) лоббирование интересов ведущих американских нефтяных корпораций.

Так, благодаря поддержке администрации Буша-младшего, американский гигант «Exxon Mobil»  получил существенные привилегии в разработке нефтегазовых месторождений в Иракском Курдистане. Демократическая администрация во главе с Бараком Обамой проводит в отношении Ирака более сбалансированную политику. Демократические элиты заинтересованы в появлении независимого Курдистана в качестве мощной военно-политической силы, способной противостоять фундаментальным исламистам на Ближнем Востоке. Но сегодня Америка объективно не может поддержать стремления иракских курдов.

 

Во-первых, курды Ирака оказывают поддержку своим соотечественникам в Сирии, которые в основном  СТОЯТ на стороне президента Башара Асада. Администрация Белого дома многократно выражала свое недовольство относительно поддержки курдами сирийских правительственных войск. Во-вторых, демократы, признав независимость Курдистана, автоматически станут главными виновниками развала единого Ирака. Трудно себе представить, что может заставить президента Барака Обаму собственными руками снять с республиканцев «ярлык» виновников иракской трагедии. В-третьих, действующие демократические элиты и лидеры Иракского Курдистана находятся в весьма напряженных отношениях.

Так, курды, пользуясь поддержкой республиканских элит, способствовали блокированию инициативы о предоставлении государственных привилегий другой американской нефтяной корпорации «Shevron». Известно, что именно демократы лоббируют интересы данной корпорации, конкурента  «Exxon Mobil». В данном аспекте  для республиканских элит и «Exxon Mobil»  выгодны  ослабление центральной власти в Багдаде и независимость Курдистана. В свою очередь, для демократов и «Shevron»  нынешний раскол Ирака и формирование самостоятельных про-республиканских курдских элит означает автоматическое поражение. В 2013 г. «Exxon Mobil»  нанял в качестве лоббиста Джеффри Джеймса, бывшего американского посла в Ираке, который и стал главным архитектором провала различных инициатив демократов не только в отношении  Ирака, но и Сирии.

Во время успешного наступления ИГИЛ президент Обама не случайно заявил о том, что Америка не будет направлять свои войска на подавление: «У нас нет возможности так просто решить эту проблему,  отправив  десятки  тысяч военных, и в очередной раз лишиться в Ираке многих жизней и материальных ценностей. В конце концов,  эту проблему должны решить сами иракцы». С одной стороны, Обама понимал, что республиканцы пытаются устроить ему и демократам политическую ловушку. Для проведения операции против террористов необходимо получить поддержку Комитета по иностранным делам, Комитета по военным делам и Комитета по ассигнованиям в Сенате, который пока находится под контролем демократического большинства.

Если демократы одобрят военный  сценарий, то получат более мощный внутриполитический удар. Поэтому для Обамы и демократов критика республиканцев в данной ситуации более приемлема, чем одобрение военного акта. Но, что более важно, приняв подобное решение, американский президент стремился подтолкнуть центральные власти и курдов к объединению перед лицом столь серьезной угрозы. При этом Обама понимал, что, даже объединившись, Аль-Малики и Барзани не смогут вести эффективную кампанию против ИГИЛ без военно-технической помощи Вашингтона. В такой ситуации лидеры всех политических элит страны будут вынуждены пойти на более тесное сотрудничество с действующей администрацией Белого дома.

 

Неудивительно, что высокопоставленные американские политики-демократы подчеркивают, что необходимо добиваться сохранения и укрепления единого Ирака. Так, заместитель пресс-секретаря Госдепартамента Мари Харф заявила, что США не окажут прямую поддержку курдским вооруженным силам, известным как пешмерга, если последние не станут сотрудничать с Багдадом. «Мы поддерживаем федеральное правительство Ирака. Вот с кем у нас есть отношения. Вот кому мы даем помощь», –  подчеркнула Харф.

 Для турецкой стороны возникновение Курдистана, с одной стороны – геополитический вызов, с другой – широкие экономические возможности. Геополитический вызов связан с дальнейшим расширением Курдистана, охватывающего часть современных территорий Турции.

Примечательно высказывание заместителя премьер-министра Турции Бюлента Аринча: «Весь мир знает о нашей официальной позиции: Ирак не должен быть разделен, оружие должно замолчать, кровь не должна проливаться, боевики не должны захватить власть в Ираке, а мы должны удержать Ирак единым». Более того, известно, что действующий премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган также является ярым противником любой формы независимости Курдистана. До сегодняшнего дня официальная Анкара оказывает существенную военную поддержку сирийской оппозиции, которая ведет активные боевые действия в районах Сирийского Курдистана. Для борьбы против сирийских курдов турецкая сторона сотрудничала не только с повстанцами, но и террористами «Аль-Каиды».

Но, несмотря на потенциальную геополитическую угрозу, Турция заинтересована в расколе Ирака и создании независимого Курдистана по экономическим причинам. Известно, что уже долгое время Иракский Курдистан продает нефть Турции без разрешения официального Багдада, и  в случае получения курдами независимости турецкая территория станет для Курдистана безальтернативным маршрутом экспорта энергоресурсов. Нет сомнений, что Анкара будет использовать фактор транспортной зависимости в качестве геополитического козыря против Курдистана. Но Турция, имеющая серьезные внутренние противоречия и завязшая в сирийском кризисе, не может позволить себе ошибки при принятии того или иного решения относительного признания Курдистана. Таким образом, в ближайшем будущем официальная Анкара будет вести осторожную и сбалансированную политику в контексте курдского вопроса.

 

 Арег ГАЛСТЯН, эксперт по политике США на Ближнем Востоке и Южном Кавказе.

 Газета «Свободный Курдистан» №7(133) 2014 г.

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/v68oK

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях