На пресс-конференции в городе Шенгал (Южный Курдистан) была провозглашена Демократическая автономия Эздихан.В работе форума приняли участие сопредседатели Демократической автономной ассамблеи Шенгала Хесен Хеджи Нефсо и Рихам Баки Хиджо, сопредседатели Совета демократической администрации Хеджи Хесен Пизо и Нехле Юсиф Хефсун, заместитель сопредседателя Ярдимджиси Курде Эли Эзиз, командующий Силами сопротивления Шенгала (ССШ) Сейид Хесен Сейид, член Асаиш (Служба безопасности) Эздихана Фарис Хербо Хидир и со-спикер Ассамблеи молодежи Шенгала Ибрахим Омер.
Обращаясь к участникам, Хесен Хеджи Нефсо и Рихам Баки Хиджо на курдском и арабском языках заявили:
— Мы, езиды, — самое древнее религиозное и культурное сообщество в истории. Из-за нашей веры мы пострадали от геноцидов. Мы превращались в беженцев, мы становились жертвами всех видов жестокости. Эта агония продолжалась века.
Надо понимать, что в этих условиях наша религиозная идентичность вышла на передний план: мы должны были защитить себя и сохранить свое сообщество. Наша община, с ее религией, самой древней на Ближнем Востоке и в мире, стала жертвой геноцидов, организованных как фанатичными религиозными правительствами, так и окружающим обществом. Мы, езиды, называем эти нападения словом «фарман» (указ шахов Ирана, султанов Османской империи, других государей в странах Ближнего и Среднего Востока, — прим. пер.). Из-за этих фарманов езиды Курдистана и Месопотамии оказались на грани вымирания. Сотни тысяч езидов эмигрировали в Армению, Россию и Европу. К XXI столетию наше сообщество сократилось до нескольких сотен тысяч человек, проживавших главным образом в областях Шейхан и Шенгал.
Последний геноцид езидов произошел в XXI столетии. Мы считаем случившееся оскорблением всего человечества. После этого геноцида мы осознали ценности демократии, равенства и свободы.
Наше сообщество езидов стало жертвой варварской жестокости и фашизма «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Эти банды стали настоящей угрозой для человечества. Бесчеловечное нападение на езидов произошло 3 августа 2014 года, и мы определяем это событие как 73-й фарман — один из самых трагических и болезненных фарманов, через которые мы прошли.
Тысячи езидов были похищены, прежде всего, женщины и дети, сотни тысяч вынуждены были бежать со святой земли Эздихана и рассеялись по всему миру. Фарман ИГИЛ привел к тому, что езиды оказались на грани исчезновения. Хотя эта резня была предсказуемой и очевидной, ни правительство Ирака, ни Региональное правительство Южного Курдистана не приняли необходимые меры предосторожности.
Поскольку у езидов отсутствовали самоорганизация и силы самообороны, ИГИЛ смогло вторгнуться в езидские деревни и достичь Шенгала за короткое время. 3 августа произошла бойня. Вооруженные силы, расположенные в Шенгале, не оказали сопротивления ИГИЛ и бросили сотни тысяч езидов на растерзание бандитам.
Как и во время предыдущих фарманов, женщины, дети, подростки и старики спасались бегством в горах Шенгала, без воды и еды. В это тяжелое для езидов время 12 бойцов Рабочей партии Курдистана (РПК) пожертвовали собой, став щитом на пути стада убийц, в то время, как отряды ОНСЗК \ ОЖСЗК (Отряды народной самообороны Западного Курдистана \ Отряды женской самообороны Западного Курдистана) бросились к нам на помощь из Рожавы и открыли гуманитарный коридор, через который вывели тысячи езидов, спасая их от гибели.
Большинство выживших езидов поселились в лагерях беженцев в Рожаве (Западный Курдистан) и Бакуре (Северный Курдистан), в то время, как 15-20 тысяч остались в горах Шенгала, продолжая выживать в невыносимых условиях. Перед лицом геноцида ИГИЛ тысячи семей организовали величайшее сопротивление в истории езидов. Это сопротивление войдет в историю как пример воли нашего народа к продолжению существования.
Партизаны НСС (Народные силы самообороны) и бойцы ССШ (Силы самообороны Шенгала) Силы женщин Эздихана(СЖЭ) самоорганизовались и не позволили террористам ступить на гору Шенгал. Также они освободили несколько поселков вокруг горы. НСС и ССШ играли важную роль в освобождении города Шенгал от боевиков ИГИЛ осенью 2015 года.
Освобождение Шенгала важно не только само по себе. Мы осознали, что создание автономии на базе свободы, демократии и самообороны — это гарантия от новых фарманов. Таковы основные мотивы нашей самоорганизации. Для нас абсолютно неприемлемо положение, при котором власть на нашей территории будет принадлежать не езидскому сообществу, а кому-либо еще. Это могло бы лишь сделать нас жертвами нового фармана и привело бы к лишению езидов основных прав.
После того, что с нами случилось, обращаться с езидами как раньше, не признавать их право выражать собственную волю и считать, что они не извлекли уроков из случившегося, есть большая несправедливость и большое неуважение к езидам. К нашему глубокому сожалению, некоторые политические силы пытаются установить свое господство в Шенгале и игнорируют все то, через что езидам пришлось пройти. Эти силы атаковали Ханасор 3 марта 2017 года. Они мыслили так же, как банды ИГИЛ, разбитые в ходе революции в Рожаве. Ханасор не был под оккупацией ИГИЛ. Этот район был очищен от боевиков, наши дети защищали его 2 года. И вот, после провала ИГИЛ, Турция атаковала нас. Турция бомбила Шенгал, пытаясь запугать нас и лишить воли. Но все это не могло сломить наше общество.
Езиды сегодня уже не те, кем были до фармана, и всякий должен осознать это. Мы не потерпим, чтобы какая-либо сила навязывала нам свое господство, не желая признавать наше волеизъявление. Мы уже заявили, что не будем обескуражены этими попытками и окажем им сопротивление.
ДПК (Демократическая партия Курдистана) могла освободить территории, оккупированные ИГИЛ, действуя согласно планам по освобождению Шенгала, но не стала этого делать. Поэтому милиция Хашд аль-Шааби (Силы народной мобилизации; иракское шиитское ополчение — прим. пер.) достигла границ Шенгала и вошла в езидские деревни. В ходе этих событий центральное правительство Ирака вновь стало между силами, которые стремятся господствовать в Шенгале.
Желание езидов добиться автономии, основанной на собственных силах самообороны, снова проявилось во время борьбы различных сил за господство над Шенгалом. Те, кто провалился в деле защиты езидского общества во время резни, устроенной ИГИЛ, открыто заявили о своем желании господствовать над Шенгалом после победы над ИГИЛ.
Но для нас, езидов, фарман 3 августа 2014 года стал важной вехой. Наш народ больше не хочет полагаться на милость других сил и доверить им свою защиту. Езиды хотят достичь демократической автономной жизни для того, чтобы не столкнуться с очередным геноцидом.
По этой причине, наше общество организовало Ассамблею и провозгласило свою волю на конференции спустя 5 месяцев после фирмана, 14 января 2015 года, заявив о желании усилить сопротивление, освободить свои земли, помочь беженцам вернуться домой, построить силы самообороны и систему самоуправления. Этот Манифест вернул в Шенгал жизнь и надежду.
Не требуется доказательств того, что Ассамблея является абсолютно легитимным органом, представляющим волю народа Шенгала, так как те, кто ее избрал, и ее члены не покидали Шенгал и участвовали в сопротивлении. Без какой-либо поддержки со стороны центрального или регионального правительств, несмотря на все трудности и отсутствие ресурсов, Ассамблея заполнила вакуум власти, образовавшийся в Шенгале.
Последние 2,5 года Ассамблея строила систему самоуправления в Шенгале, создавая институты и организации, необходимые обществу в указанный период времени. Ассамблея помогала открывать школы, муниципалитеты, местные ассамблеи, медицинские центры, создавала службу безопасности, словом, возвращала Шенгал к нормальному существованию.
Учредительная Ассамблея Шенгала играла важную роль не только в том, что касается устройства жизни езидов, оставшихся в Шенгале, но также тех, кто стал беженцами, и дала им надежду на возращение. Тысячи семей смогли вернуться домой.
И сегодня Ассамблея играет важную роль в том, что касается удовлетворения базовых потребностей населения, развития общественных институтов, различных учреждений, организует защиту населения. В дополнение к решению всех указанных задач и исполнению всех обязательств наш народ хочет, чтобы его Ассамблея обеспечила статус Шенгала на основе автономии.
С 14 января 2015 года езиды стремятся к автономной жизни, в рамках которой все решения, которые их затрагивают, будут приниматься на их собственной Ассамблее, а силы самообороны, способные защитить их от нападений, будут связаны с этой Ассамблеей. Езиды отвергают борьбу за господство над Эздиханом. В связи с этим мы представляем проект демократической автономии, который наш народ считают обязательным, и который должен удовлетворить все политические силы, государства, заинтересованные в развитии региона, международные силы и курдское общественное мнение.
ДОРОЖНАЯ КАРТА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АВТОНОМИИ
1) Создание Комиссии по автономии Эздихана под наблюдением ООН и включение в нее представителей правительства Ирака, Регионального правительства Курдистана, Рабочей партии Курдистана (РПК) и Демократической Федерации северной Сирии.
2) Создание под наблюдением указанной комиссии Ассамблеи народов Эздихана, включая представителей от всех общин езидов, а также езидских религиозных функционеров, представителей женских и молодежных организаций, действующих в рамках Эздихана, представителей различных религиозных и народных сообществ; превращение ее в Конституционную Ассамблею.
3) Объединение ССШ и вооруженных сил различных езидских общин под общим командованием и создание единых сил самообороны Эздихана, связанных с Ассамблеей народов Эздихана.
4) Создание полиции и Службы безопасности (Асаиш ) силами Исполнительного совета (“desteya rêvebir”) и Оборонного совета (“desteya parastın”) под контролем Ассамблеи народов Эздихана.
5) Создание Комитета по дипломатии, связанного с Исполнительным Советом, для совместной работы, для установления отношений с Ираком и Курдским региональным правительством, иностранными государствами, международными организациями, а также со всеми заинтересованными политическими организациями и партиями, для устройства свободной и демократически организованной жизни на основе Ассамблеи народов Эздихана.
6) Создание Исполнительных Советов внутри Ассамблеи народов Эздихана для работы по вопросам здравоохранения, образования, культуры, экономики, торговли и юстиции под наблюдение Ассамблеи.
7) Пресса организована независимо на базе демократических принципов Эздихана и социальных ценностей. Проблемы, связанные с прессой, будут разрешаться специальными учреждениями или Ассамблеей работников прессы. Эздихан выделяет каждый год определенный бюджет для прессы, который будет равномерно распределяться между изданиями.
8) Каждым городом и селом управляют местные собрания, часть которых выбрана на общих и установленных квотами выборах, другая же часть будет состоять из представителей, выбранных от демократических институтов. Эти ассамблеи принимают решения, которые касаются города или села, в котором они функционируют, но не всего Эздихана. Создание Исполнительных Советов городов и сел находится под вопросом.
9) Все политические партии получают возможности для свободного самовыражения, и все политические организации будут находиться под защитой Ассамблей и Исполнительных Советов. Любая попытка оказать давление на какие-либо политические организации считается преступлением.
10) На всех рабочих местах обеспечивается функционирование отдельных женских организаций. Специфические вопросы, которые волнуют женщин, решаются женскими организациями и женскими Советами.
11) Во всех советах и коммунах существует минимальная квота 40% для женщин. Минимальная квота для представителей молодежи 15%.
12) В Совете Эздихана езидские религиозные ученые имеют достаточные квоты. Квота в Совете определяется избирательной системой.
13) Решения Совета народов Эздихана действует как акты Конституционной Ассамблеи, его состав обновляется в результате выборов в соответствии с законом «О выборах».
14) Члены Советов Эздихана, городов и сел на 65% избираются на всеобщих выборах и на 35% в результате выборов от общественных организаций.
15) После того, как Совет народов Эздихана определит в качестве Конституционной Ассамблеи принципы, согласно которым будет функционировать Демократическая автономия Эздихана, вопрос о том, какие отношения будут установлены с центральным правительством Ирака и правительством Южного Курдистана, будет решен в ходе переговоров Комиссии автономии с вышеуказанными силами. Если на переговорах не будет достигнуто соглашение, тогда демократический референдум определит, будет ли Эздихан находиться под контролем правительства Ирака, под контролем правительства Федерации Южного Курдистана или третью возможность.
16) После того, как отношения между автономным Эздиханом и соответствующими правительствами будут установлены, демократическая автономия станет строить отношения с правительством Ирака и Федерацией Южного Курдистана таким образом, чтобы избежать конфликтов в политической и общественной жизни, не затрагивая при этом ядро автономии.
17) В вопросах, не связанных напрямую с Эздиханом, таких, как оборона, дипломатия и экономика, Эздихан действует согласно конституциям и законам Ирака и Южного Курдистана. Но в иностранных посольствах будут назначены езидские культурные атташе для расширения культурных связей Эздихана.
18) Автономия Эздихана согласно упомянутым принципам включается в конституцию Ирака и Южного Курдистана.
19) Езиды связаны с историческим наследием человечества. Поэтому автономия Эздихана должна быть гарантирована не только Конституцией Ирака, но также безопасность Эздихана должна быть обеспечена ООН. Комиссия по автономии Эздихана под наблюдением ООН продолжит работу до тех пор, пока все необходимые решения по Демократической автономии не будут приняты и воплощены в жизнь.
20) Во время процесса установления автономии никакие новые вооруженные силы не должны быть введены на территорию Эздихана, в дополнение к тем, которые там находятся сейчас. После заявления о принятии всеми партиями принципов демократической автономии, изложенных выше, все вооруженные силы, которые не подчиняются Совету Эздихана, должны быть выведены из Эздихана.
21) 73-я трагедия, совершенная в отношении езидов, должна быть признан геноцидом на международном уровне. С этой целью Комиссия по автономии Эздихана, действующая под наблюдением ООН, продолжит исполнение своих обязанностей для решения указанной задачи.
22) Комиссией по автономии Эздихана учреждается независимый суд в Шенгале. Суд должен будет осуществить расследование и наказать людей, сыгравших роль в организации трагедии, на руках которых кровь езидов.
Протокол Комиссии по автономии Эздихана должен быть подписан езидами Ирака, туркменами и христианами в Европейском парламенте 26 октября 2017 года.