https://youtu.be/P7xADYxp-yk
14 января в центре Джакарты — столицы Индонезии — смертник взорвал себя внутри кафе «Starbucks». Разбегающихся посетителей сообщники самоубийцы расстреливали.
Через несколько минут прогремел второй взрыв — у поста полиции. В двойном теракте 2 человека погибли, 26 ранены.
Индонезия — крупнейшая мусульманская страна мира. Ответственность за преступление взяла на себя террористическая группировка ИГИЛ.
Ранее взорвался заминированный автомобиль у торгового центра в Багдаде. После там же захватили заложников. В результате 18 человек были убиты. Наш МИД выразил соболезнования, как и после теракта в Стамбуле, где 12 января террорист-смертник взорвал себя в толпе иностранных туристов. Погибли 8 немцев и один перуанец. В обоих случаях ответственность взяли на себя дикари из псевдохалифата.
В ходе расследования теракта в сети турецкой полиции попались трое граждан России. Один из них — Айдар Сулейманов — как подозревают, занимался транзитом через Турцию завербованных боевиков для варварского псевдохалифата.
История мутная, Сулейманов в розыске Интерпола. Однако турецкая полиция обвинения предъявлять не спешит, за консульской помощью к России задержанные россияне не обращаются. Более того, отказываются от встречи с российскими официальными лицами.
Турция таким образом подтверждает свою репутацию страны, которая как минимум терпимо относится к присутствию у себя сертифицированных террористов. Страна уже стала своего рода лежкой для них: террористы там лечатся, обучаются и развлекаются, ведут свой грязный бизнес. Через Турцию же попадают в Сирию и новые рекруты террористов.
Автор: Дмитрий Кайстро
Цветы, свечи и соболезнования на многих языках мира. Впервые в истории Турции теракт произошел в оживленной туристической зоне. И впервые все его жертвы — иностранцы.
Султанахмет — площадь в самом сердце Стамбула. Здесь всегда многолюдно. Обычно, перед тем как отправится на осмотрел города, туристические группы собираются у стеллы, что в нескольких шагах от знаменитой Голубой мечети, где и прозвучал страшный взрыв. 10 погибших, 15 раненых.
Ни один турок, тем более военный, от взрыва не пострадал. В самой Турции введен запрет на распространение информации о теракте.
Турецкий гид Сибель Сатыроглу вела ту экскурсию и, оказавшись в эпицентре, получила контузию и ранение в ногу.
«Я услышала щелчок внутри группы и увидела молодого человека, который присоединился к туристам. Он достал предмет, похожий на взрывное устройство. По-немецки я закричала туристам: «Разбегайтесь!» В тот момент раздался взрыв», — вспоминает гид.
Как террорист беспрепятственно пронес бомбу на охраняемую центральную площадь города, куда ежедневно стекаются тысячи туристов, какими были тип и мощность взрывного устройства, полиция не знает, однако молниеносно называет имя смертника. Им оказался попросивший убежище в Турции подданный Саудовской Аравии 28-летний Набиль Фадли. Президент Эрдоган делает заявление спустя несколько часов после трагедии.
«Нет никакой разницы между ИГИЛ, Рабочей партией Курдистана, курдскими отрядами самообороны в Сирии. Первая цель террористов, которые действуют в регионе, — Турция, поскольку она ведет решительную борьбу с этими группировками. Но есть некоторые люди и некоторые страны, которые упорствуют в том, что не понимают происходящей борьбы», — считает Эрдоган.
Прозрачный намек на Россию Эрдоган допускает намеренно. Выходит, что это он — главный в регионе миротворец, которому мешают творить добро. Но детали выдают политическое шулерство. Кто, например, мешал спецслужбам Турции провести задержания, которые началась в стране 12 января?
Стремительность операции говорит о том, что в разработке подозреваемые в терроризме находились давно — 22 адреса сразу в нескольких турецких городах. По данным местных СМИ, было задержано 59 человек. Часть планировала присоединиться к ИГИЛ в Сирии, другая готовила теракты в самой Турции. Среди них трое россиян. Их задержали в Анталье.
«Это тот самый случай, когда обвиненные в террористической деятельности в России экстремисты, к сожалению, на протяжении очень многих лет весьма вольготно чувствуют себя на территории ряда зарубежных государств», — отметила директор Департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова.
Задержанные в Анталье граждане России жили в Турции по меньшей мере три года. У них были собственные дома, а их дети ходили в местную школу. У россиян изъяли документы и CD-диски.
Один из задержанных — 32-летний Айдар Сулейманов. В Татарстане он был уличен в связях с ИГИЛ, а в августе прошлого года ему было заочно предъявлено обвинение в вербовке боевиков. Он выехал за пределы России еще в 2013 году. Был объявлен в розыск, в том числе международный, по обвинению в участии в деятельности террористических организаций.
Об этом факте власти Турции знали, но выдавать Сулейманова не торопилась. Правоохранители убеждены, что именно он руководил переправкой людей из России на подконтрольные «Исламскому государству» территории.
Кайешехир — очень отделеный район Стамбула. Туристы обходят его стороной, а жители города на Босфоре бывают нечасто. Во многих из типовых новостроек и мечетей действую вербовочные центры. Именно здесь три дня скрывалась россиянка Варвара Караулова. А недавно полиция Стамбула задержала здесь 52 выходца из северокавказских регионов России. Они ждали отправки В Сирию. 25 из них — несовершеннолетние.
Мягко говоря, толерантность Анкары к исламистам имеет давние традиции. В свое время в Турции открыто действовали три представительства так называемой Ичкерии. Здесь лечились многие чеченские боевики. Эмиссары Басаева скупали целые гостиницы на курортах.
Свой отель был у небезызвестного Хаттаба. Боевики, воевавшие против федеральных войск на Северном Кавказе, официально лечились за счет правительства Турции.
В Турции нашли приют многие родственники экстремистов, в том числе вдова Дудаева. А Стамбул стал главным узлом фильтрации, проверки и дальнейшей переправки завербованных в России бойцов для ближневосточных экстремистских группировок.
Психологическая обработка продолжается в мечетях. С новичками работают так называемые наставники. Из таких «духовных кузниц» завербованные россияне переправляются в лагеря террористов.
Владелец туристической фирмы Серкан Кахраман боится показывать свое лицо — представители ИГИЛ давно склоняют его к сотрудничеству. «Многим владельцам турфирм, особенно работающих на российском рынке, предлагали организацию транзита завербованных ИГИЛ россиян. Это бронирование гостиниц, покупка билетов, заказ трансфера. За это предлагают очень большие деньги. Многие турецкие чиновники и полицейские все знают. Они в доле в этом бизнесе. Но я отказался, и радикалы обещали меня наказать», — рассказал он.
Туристический канал доставки завербованных из России — один из основных. Он обеспечивает легальное прикрытие. Уже в Стамбуле после завершения собеседований и тренингов людей снабжают деньгами, фальшивыми документами и по одиночке переправляют в Сирию или Ирак.
Главный автовокзал Стамбула. Важнейший канал переправки завербованных россиян к сирийской границе. Билет до приграничного Тилиса — порядка 1,5 тысячи километров — стоит 220 лир, около 70 долларов. Самое главное — многие фирмы не требуют документы при продажи билетов.
Независимый журналист Аслы Айдынташбаш уже много лет ведет расследования. Их цель — показать отлаженные схемы, при помощи которых экстремисты через Турцию переправляют завербованных россиян на Ближний Восток. По словам Аслы, речь идет о сотнях новобранцев для ИГИЛ. Ей не раз угрожали — как со стороны террористов, так и официальных властей.
«В Турции почти открыто действуют вербовщики ИГИЛ. Через страну день и ночь идет отлаженный транзит не только граждан России, но и других стран. И власти этим негласно пользуются в своих нечистоплотных целях, замалчивая главную проблему: в Турции все идет к гражданской войне», — говорит Аслы Айдынташбаш.
Пылающая граница юго-востока страны, активизация движения курдов, а теперь еще и постоянные теракты — жители Стамбула признаются, что им страшно выходить на улицу.
«Сначала Анкара. Теперь Стамбул. Не думайте, что обычные турки поддерживают политику господина Эрдогана. Его амбиции ставят нашу жизнь, жизнь наших детей под угрозу», — говорят местные жители.
Граждане Турции все чаще склонны увязывать атаки боевиков в стране с провалом политики Эрдогана в Сирии. Но если раньше за разгул терроризма лидер Турции нес ответственность только перед собственными гражданами,то после взрыва в Стамбуле он встал перед неприятной необходимостью объясняется с партнерами из Европы.
Получится ли у нового подвижника османизма убедить их, что заигрывание с экстремистами всех мастей не ставит под удар европейский вектор страны, — еще большой вопрос.
Сразу после показанных на всю страну массовых задержаний уже без шумихи в прессе уличенный в связях с ИГИЛ и объявленный в международный розыск россиянин Айдар Сулейманов был отпущен на свободу без предъявления обвинений.