(Воспоминания о событиях 23 летней давности)
…В марте 1993-ого года в Ереване вышел первый номер газеты «Բոտան» («Ботан»), курдской газеты на армянском языке, редактором которой был автор этих строк. Тогда армянские читатели с большим интересом следили за публикациями этого издания. И среди читателей, наряду с армянскими газетами «Ազգ» («Нация») и «Երկիր» («Страна»), и газета «Բոտան» (“Botan”) была популярной. Ее материалы в основном были посвящены курдской истории, литературе, культуре и, конечно же, борьбе курдского народа за свои права. Широко освещались события в Ближневосточном регионе, вообще, и в Курдистане, в частности. Публиковались информационные и фото материалы о драматических событиях в этом многострадальном регионе и сводки боевых действии курдских партизан против оккупационных войск турецкого режима. Газета была популярна не только в Армении, но и за ее пределами…
Редакция газеты и курдская общественная организация «Курдистан комитет» находились в одном здание. При входе в фойе прямо на против, на стене открывалась красочная панорама с портретами погибших борцов за свободу Курдистана, а в центре большой портрет курдского национального лидера Абдуллы Оджалана…
Частыми гостями нашей редакции были как представители общественности и разных организации республики, так и сотрудники посольств и консульств и других зарубежных организаций. Все они с интересом следили за событиями происходящие в Курдистане, высказали свое мнение и поддержку…
В конце октября 1993-го года мне позвонили из Министерство Иностранных дел Армении и сообщили, что из Москвы приехал специальный корреспондент турецкой газеты “Hürriyet” и интересуется нашей газетой и, что он собирается приехать к нам в редакцию, и выразили надежду, что мы его встретим достойно…
Не прошло и пол часа, как приехал этот корреспондент, собственной персоной. В редакцию вошел молодой мужчина, с европейско-славянскими чертами лица. Он довольно свободно разговаривал на русском, с не большим акцентом…
Достав свою визит-карту, он представился:
– Нердун Гаджиоглу, корреспондент “Hürriyet”-а в Москве!
После общей беседы он излагал и некоторые интересующие ему вопросы, а в конце выразил желание, сфотографироваться вместе со редактором газеты на фоне широкоформатного портрета Абдуллы Оджалана. Наш ответ, конечно, был отрицательным. И такая реакция с нашей стороны тогда было естественной, эта была эмоциональной реакцией против тех варварств, которые совершали оккупационные войска Турции в Курдистане. Такого было наше настроение тогда, и мы были против всего турецкого, даже, если оно было бы в пользу наших интересов…
В этот день он ушел от нас расстроенно.
На следующий день вместе с представителем МИДа он уехал в курдские села Арагацского района Армении… Потом нам рассказали, что он там поинтересовался жизнью курдского населения, сделал несколько фотоснимок, …а потом спрашивал:
– Говорят, здесь ест лагеря РПК?
Один местный курд, шутя, отвечает:
– Да, их здесь есть, их целых 11!
Турецкий журналист, явно не ожидая такого ответа, от удивления начинает заикаться, стараться скрывать свое волнение и с трудом произносит:
– И где они, вы можете их показать мне?
Курды весело отвечают:
– Да, конечно, пожалуйста! Вот, все 11 курдские села являются лагерями РПК, в том числе, и наше, где вы находитесь сейчас!..
Спустя недели-две, выходит номер «Хурийета», на первой полосе, под броской рубрикой – фотографии и материалы из курдских сел Армении …
Вечером, после возвращения в Ереван, Нердун Гаджиоглу еще раз позвонил нам и еще раз убедительно попросил, разрешать ему, сфотографироваться с редактором газеты, на фоне портрета Оджалана. Он уверял, что у него нет плохих намерений, что он ничего плохого не напишет, что это фотография ему очень нужна, так как, если ее не будет, то в редакции “Hürriyet” никто не поверят, что он на самом деле был у нас…
Тогда я говорил нашим товарищам, что, даже если он и напишет чего-то плохого о нас, то, все ровно, сама публикация этой фотографии с портретом нашего лидера, в глазах турецкого читателя будет положительным явлением, это будет своего рода пропагандой Организации.
Было принято решение, разрешать ему, приехать и сфотографироваться.
…Прошли около две недели, и 11. ноября вышел номер “Hürriyet”-а, с материалами репортажа Гаджиоглу из Армении и с большой фотографией, на фоне портрета Оджалана, на первой полосе.
В эти дни об этом говорила вся Турция, многие наши патриоты звонили из городов Курдистана и Турции, выражали свою благодарность, а один из них через курдских бизнесменов послал нам один экземпляр этого номера газеты.
Вот, пожалуйста, первая страница этого номера газеты “Hürriyet”!
На фото, с лево на право: Нердун Гаджиоглу и автор этих строк.
Азиз э Джаво Мамоян