Согласно соглашению ( ноябрь 1915 г.), Великобритания получала территорию, соответствующую современным Иордании, Ираку,
и район вокруг города Хайфа. Франция получала юго-восточную часть Турции, северный Ирак, Сирию и Ливан. Оставшаяся территория между Средиземным морем и рекой Иордан должна была находиться под международным контролем. Каждая из держав имела право определить государственные границы в своей зоне влияния.
Британское вероломство и французский сговор создали Ближний Восток, который стал нестабильным сразу после распада Османской империи в период после первой мировой войны. Арабская весна и судороги, которые она произвела на Ближнем Востоке, требуют перегруппировки границ, расчерченных британцами и французами после I мировой войны.
Британское правительство подписало соглашение Макмагона-Хусейна в октябре 1915 с Шарифом Хусейном ибн Али из Мекки (Саудовская Аравия), хашимитским хранителем исламских святых мест. Соглашение обещало арабам земли, освобожденные от турецкой Османской империи в обмен на участие арабских государств в войне (WWI) против Османской империи. Менее чем год спустя, в мае 1916, представители правительства Великобритании и Франции достигли секретного соглашения, известного как Соглашение Сайкса-Пико, которое было договоренностью между двумя державами (с согласия царской России) о том, как расчленить Османскую империю. Сэр Марк Сайкс и Жорж Пико заключил сделку, которая разделила Османский Ирак, Сирию, Ливан, Иорданию и Палестину. Карты, начерченные Сайксом-Пико, дали французам контроль над Ливаном и Сирией, а район Александретты – туркам. Район вокруг Иерусалима должен был получить статус международного. Англичане, однако, потребовали порт Хайфу и Акру. Англичане также хотели богатые нефтью районы Ирака, включая Басру (шиитский юг Ирака) и Киркук (курдскую северную часть Ирака), а также то, что сегодня — Иордания. Прямая линия делила Сирию и Месопотамию с французами, которые планировали осуществлять управление в северной части (большая часть современной Сирии), тогда как британцы хотели южную часть, что составляло большую часть сегодняшнего Ирака.
Соглашение Сайкса-Пико вошло в резкое противоречие с ранним соглашением Макмагона-Хусейна. Декларация Бальфура (2 ноября 1917) обеспечивала родину евреям, которая включала Палестину и Иорданию. В 1922, что было равносильно еще одному повороту в британском попустительстве, британцы обрезали почти 75% того, что было выделено для еврейской родины, и создали эмират Транс-Иордания.
Ранее доктор Хаим Вейцман, лидер сионистского движения и всемирно известный ученый, сыграл важную роль в победе британцев в мировой войне, открыв процесс брожения, позволивший британцам производить свой собственный жидкий ацетон (важный компонент при производстве боеприпасов – прим.пер.). Сначала правительство Великобритании предложило Уганду для еврейских поселений — то, что стало известно как «План Уганда». Большинство сионистов отклонили этот план, ища дом на родине предков – в Палестине, известной сегодня как государства Израиль.
Курды приняли участие в Парижской мирной конференции в 1919, но не смогли договориться о границах Курдистана. В августе 1920 британцы и французы были снова представлены в Севрском договоре. По этому договору создавался усеченный Курдистан, расположенный на турецкой территории. Однако он исключал курдов из Ирана, британского Ирака и французской Сирии. Севрский договор был заменён Лозаннским договором, который по существу был мирным договором между союзниками и Турцией, подписанным 24 июля 1923 года. Курды были исключены, забыты союзниками и остались без гражданства.
Чистым результатом составления карты британцами и французами было то, что они разделили арабские племена, которые теперь имели кланы в Ираке, Иордании и Сирии, и смешали шиитов, суннитов, туркменов и курдов в Ираке (ради нефти) и поместили группы меньшинств, как алавитов, христиан, друзов и курдов на милость арабо-суннитского большинства в Сирии. Мандатарии Великобритания и Франция, главным образом, отвечают за сегодняшний беспорядок на Ближнем Востоке, особенно — на территориях их бывшего надзора: Ирак, Сирию, Иорданию и Ливан, где происходят непрерывные религиозные, этнические и племенные конфликты и где в гражданских войнах (Ирак, Ливан и Сирия) погибло больше людей, чем во всех арабских войнах против Израиля.
В обнародованном интервью от 18 ноября 2002 газете New Statesman, бывший британский (лейбористская партия) министр иностранных дел Джек Стро признался, что «много проблем, с которыми мы имеем дело в настоящее время, являются следствием нашего колониального прошлого». Стро добавил, что «вряд ли есть хоть одна страна (на Ближнем Востоке)…Странные линии границ Ирака были начерчены британцами». Он продолжил: «Декларация Бальфура и противоречивые гарантии, которые дали палестинским (арабам) в кулуарах, в то же время, давая их израильтянам (евреям). Опять же, интересная история для нас, но не совсем почетная…».
С бушующей гражданской войной в Сирии, унесшей жизни 100 000, продолжающимся конфликтом в Ираке между шиитами и суннитами, и притом, что курды в северном Ираке консолидируют свое свободное государство Курдистан с региональным правительством (КРП) в Эрбиле, существует историческая возможность изменить границы, искаженные британцами и французами из-за их жадности и произвольной картографии. Можно справедливо добавить Ливан к смеси корректировки границ XXI века, дав возможность для этнического и религиозного слияния, а также — племенного единства.
После примерно 100 лет предательства западных держав и, будучи крупнейшей этнической/национальной группой без гражданства на Ближнем Востоке, курды заслуживают государства, которое объединит курдов Сирии и Ирака. Северо-Восточная Сирия, к востоку от реки Евфрат, которая является преимущественно курдской, пользующаяся в настоящее время статусом автономии в разгар гражданской войны в бушующей Сирии, прилегает к КРП. Два курдских района органически связаны друг с другом.
Осаждённым алавитам (12% населения) в Сирии угрожает кровавой баней суннитская оппозиция. Следовательно, им должно быть предоставлено отдельное государство вдоль средиземноморского побережья Сирии от Тартуса до Латакии, включая удерживаемую Турцией Антакию. Сирия арабов-суннитов, которая занимает обширный центр Сирии от Дамаска до Алеппо, возможно, присоединится к центру арабов-суннитов Ирака, включая районы к северу и к западу от Багдада, чтобы сформировать чисто суннитское арабское государство. Южный Ирак, от Басры до Багдада, вероятно, будет шиитским арабским государством.
Около 10% населения Сирии христиане. В Ираке неослабные преследования христиан практически истребили там сообщества. Многие христиане из Ирака бежали в курдские районы, а другие — в Сирию и Иорданию. Чисто христианское государство необходимо заново создать от Бейрута на север и на восток, включая Ливанские горы. Оставшиеся религиозные группы Ливана могли бы затем провести национальный референдум о том, желают ли они остаться в унитарном государстве. Ливан арабов-суннитов может территориально присоединиться к суннитам Сирии и Ирака, а шииты, вероятно, будут искать свое собственное государство в пределах Ливана. Друзы Ливана могут захотеть присоединиться к своим братьям в друзском государстве в Южной Сирии.
Израиль, единственное демократическое государство в регионе, потребует безопасных границ. Таким образом, была бы логичной демаркация границы между Иорданией и Израилем вдоль реки Иордан. Учитывая, что Иордания имеет большинство палестинских арабов, было бы естественно для арабов Западного берега образовать Федерацию с Иорданией. Палестинцы на Западном берегу будут иметь самоуправление, тогда как Израиль будет нести ответственность за безопасность. В контексте мира мост будет соединять Западный берег с Иорданией. В секторе Газа будет отдельное палестинское государство.
Перекроить карту Ближнего Востока будет стоить дорого с точки зрения материальных ресурсов, с переселением людей из одной области в другую, но, в конце концов, это спасет жизни и уменьшит несправедливость. США настаивают на сохранении в целости искусственных и хлопотных государств Ирака и Сирии, что непонятно, так как это предает заветные идеалы свободы выбора.
Учитывая сборную солянку в Ираке и Сирии, естественная склонность групп меньшинств будет к самоопределению. Угнетенные меньшинства давно ждали самоуправления. Государства курдов, христиан, друзов и алавитов также уменьшат интенсивность арабо-израильского конфликта, выступая в качестве барьера между суннитскими арабскими государствами и Израилем. Гражданская война в Сирии и Ираке создает прекрасную возможность для Америки поддержать правое дело.
Джозеф Прудер