Ответ талышскому брату

Ответ талышскому брату

30 апреля 2014 года на сайте информационного агентства REX была опубликована статья «Вопросы нашим курдским братьям» Фахраддина Абосзоды,

в котором автор обвинил курдские движения в Сирии и Турции в том, что те не заставляют «тамошнюю (азербайджанскую) династию (Алиевых) реализовать демократическую модель правления» в Азербайджане и задал два вопроса: Почему участники мероприятия – гости из Сирии и Турции публично не выражают свое отношение «к талышскому движению и его главному требованию – образованию независимого Талышистана», и «с какой именно целью власти Азербайджана массовым образом переселяют курдов из Турции и Ирака на территорию Талышистана (при этом оратор в своем выступлении на IV Международной конференции на тему: «Роль международных организаций в решении курдской проблемы. Модель демократического самоуправления как альтернатива выхода из сирийского кризиса» назвал цифру сотни тысяч в год)?».

А теперь поподробнее.

29 апреля 2014 года в здании Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел России состоялась IV Международная конференция на тему: «Роль международных организаций в решении курдской проблемы. Модель демократического самоуправления как альтернатива выхода из сирийского кризиса». В работе конференции принимали участие представители органов государственной власти, научных кругов и общественности. В качестве гостя на конференцию был приглашен также друг курдского народа Фахраддин Абосзода.

Прежде чем начать свое выступление уважаемый гость сделал ремарочку, что выступает не как политолог, а как представитель талышского народа. Текст выступления господина Абосзоды, не считая некоторых изменений, был опубликован на сайте информационного агентства REX под заголовком «Вопросы нашим курдским братьям».

На конференции и в своей статье, с одной стороны, автор попытался обратить внимание курдов на проблему талышей в Азербайджане и попросил представителей курдских политических организаций Сирии и Турции поддержать борьбу талышского народа за создание Талышистана, с другой – обвинил, обратите внимание, не азербайджанские власти, а курдов, в бедах талышского народа, объясняя это тем, что в Азербайджане «правит курдский режим» во главе с президентом Ильхамом Алиевым, имеющим, по словам автора, курдское происхождение.

Автор справедливо отметил, что «курды ведут борьбу за демократию… построение демократического общества в Турции, Сирии, Ираке и пр. в виде местного самоуправления», но не смотря на это обращается к представителям курдского движения в Сирии и Турции, принимавших участие в конференции, с призывом доказать «искренность своих намерений на примере Азербайджанской Республики, заставив тамошнюю династию реализовать демократическую модель правления в рамках отдельно взятого государства».

Автор либо переоценивает возможности курдов, либо слишком недооценивает курдское движение. В случае истинности первого утверждения, автор полагает, что курдские политические организации Турции, Сирии или Ирака могут убедить суверенный Азербайджан изменить свою государственную политику, невзирая на то, что этого не смогли сделать даже мировые державы (взять тот же Нагорный Карабах); во втором случае, предпринимается попытка спровоцировать конфликт между растущим курдским движением и Азербайджаном. Автор полагает, что процессом демократизации Азербайджана должны заняться курды Турции или Сирии, а не азербайджанский народ.

Далее автор обращает внимание представителей курдского движения на «поведение курдов, проживающих на территории Азербайджанской Республики, где негласно курдская династия Алиевых… имея в руках реальную власть в течение 20 лет, при этом не демонстрирует никакого желания построить демократического правового государства… в самых изощренных формах занимается ассимиляцией  и  фактическим уничтожением нетюркских коренных народов данной земли – талышей, лезгин, парсов (татов) и других». При этом автор не упоминает самих курдов, которых ассимиляция затронула настолько, что из нескольких, по разным данным, десяток или сотен тысяч курдов в Азербайджане осталось не более 5 тысяч представителей курдской национальности (согласно данным переписи населения в Азербайджане 2009 г.). Причина, конечно же, очевидна: если в список подвергающихся ассимиляции народов включить курдов, которых автор почему-то не считает нетюркским коренным народом данной земли, то получается, что «курдская династия» и «курдский режим» ассимилирует в том числе и курдов, заставляя говорить их и другие нетюркские народы на тюркском языке, и тут возникает противоречие, которое снимает все обвинения в адрес 40 миллионов курдов, не имеющих никакого отношения к деятельности властей, избранных гражданами Азербайджана.

Не меньшее удивление вызывает утверждение автора о том, что ни в одной научной работе курдских ученых не сказано ни слова о талышах. И отсюда автор делает вывод: «Что же хотят сказать эти авторы – что талышей вовсе не было в истории Ирана?» и далее продолжает рассуждение: «Может быть, кто-то из вас всерьез думает, что талыши не существуют как самостоятельный народ, а талышский язык является «одним из диалектов курдского языка», как об этом пишут некоторые курдские авторы в социальных сетях?». Еще одно неподкрепленное никакими достоверными источниками  утверждение о неком заговоре курдов против талышей?

(Краткая справка: курдский язык, при всем нежелании недоброжелателей курдского народа это признавать, состоит из 5 диалектов: курманджи, кырманджки (заза), сорани (ранее называемый южным курманджи), горани (аврамани) и лури).

Мало того, что умозаключение составлено с логическим нарушением, автор обвинил  лидеров турецких и сирийских курдов, участвовавших в работе конференции в том, что они даже не знают, кто такие талыши! Это то же самое, что несправедливо обвинить людей неважно какой национальности в том, что они не знают кто такие друзы, ярсаны, келхоры или бахтияры. Названия ближневосточных народов, не имеющих своей государственности, знают востоковеды, иранисты, тюркологи, арабисты и те, кто хоть раз имел отношение к представителям того или иного народа. Если о народе ничего или мало известно в других странах, то претензии нужно предъявлять отнюдь не к тем, кто ничего о них не знает. Автору, возможно, не известно, что в первые десятилетия освободительной борьбы курдам приходилось доказывать миру, что они самостоятельный народ, а не «горные турки»; тогда никто, кроме специалистов и самих курдов, не знал, что существует народ с таким названием, но курды воспринимали отсутствие реакции на свои страдания как критику в свой адрес и делали всё возможное, чтобы мир услышал об этом народе. Усилия, предпринятые курдами, оправдали себя и результат, как убедился автор, очевиден.

Вызывает некоторые вопросы попытка автора представить курдов-заза в качестве отдельного народа, что, как известно в курдской среде, является происком недоброжелателей курдов, которые отторгают от курдского этноса: езидов, луров, заза и горанов. Зачем же «брат» курдского народа, с одной стороны, призывает курдов помочь «братьям талышам» в их борьбе за «создание Талышистана» и в то же время потакает политике недоброжелателей своего же «брата» по расчленению курдского этноса? Цель, преследуемая автором, становится все яснее и яснее.

Или же рассуждения автора о тайной операции по переселению азербайджанскими властями нескольких сотен тысяч курдов из «Турции и Ирака в Талышистан» и приведенный им пример о талышских детях, преследуемых курдскими детьми с целью заставить их говорить на тюркском языке (?!), явно эти обвинения были призваны не только сыграть на чувствах гостей мероприятия, но и представить курдов как силу, состояющую в заговоре с азербайджанскими властями и стремящихся ассимилировать талышский народ, а курдских детей представить в образе варваров, служащих чьим-то государственным интересам. Напрашивается вывод: в лучшем случае, автор нечаянно, в худшем – преднамеренно, настраивает талышей против курдов.

В завершении, после всех оскорблений в адрес курдского народа автор предлагает «объединить свои усилия во имя счастливого будущего наших (курдского и талышского) народов», заявляет, что всеми имеющимися средствами поддерживаем борьбу курдов, и ждет взаимной реакции и заключает, что у него «даже в мыслях нет, чтобы хоть как-то свалить всю вину азербайджанских правителей» на плечи курдского народа.

Автор еще не понял, что курды не просто твердо идут к поставленной цели, но и успели за годы кропотливой работы и борьбы выработать ряд основополагающих принципов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Поэтому не нужно недооценивать, а тем более оскорблять тех, кто выкарабкался из бездны обреченных на небытие.

Хамид Гасанов

Источник: Facebook.com

 

 

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/tWS9b

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях