Предлагаемая вниманию читателя статья, была написана на курдском языке, в качестве ответа на статью Хошанга Брока: Ezîzê Cewo û „Çîroka Xwedayekî Sextekar“(«Азизе Джаво и «история фальшивого Бога»).
Но в то время, когда моя статья уже была готова для публикации, я на страницах езидскиго новостного портала ÊzîdîPrêss увидел русский перевод вышеупомянутой статьи господина Хошанга (http://ezidipress. com/ru/?p=3683 )…
Уровень этого перевода не только оставляет желать лучшего, но и в ней были допущены некоторые искажения, которые, к тому же, придают другой акцент и смыслы этой статье.
Вот только некоторые из них:
В самом заголовке своей статьи господин Хошанг использовал слово “sextekar”, имеющее следующие значения: аферист, нечестный, фальсификатор, но только не фальшивый. Если автор хотел написать слово в значение «лживый» (а не «фальшивый»), тогда он должен был написать “sexte” (курд. lêp). Но, как видно, он написал то, что написал. Однако, при таком раскладе понятий и терминов, в итоге получается совсем не то, что вытекает из самой темы статьи.
Дальше, в русском тексте этой статьи курдское слово “têgihîştî”, означающее «понимающий», переведено как «умный» и текст получился: «По мнению многих умных езидов…». – Намек понятен!
Слово “xeşivandin”, которое означает «поразить» переведено, как «украсить» и в место предложения: «Своими «реформами» он поражал эздианство, в русском тексте статьи «получилось»: «Своей «реформой» он «украсил ездианство»;
А фразу “dinê xirab dikin” – дословно: «переворачивают мир», которая означает: «поднимают тревогу», была переведена как «вопить», и соответственно, текст перефразирован как: «…курдские националисты начинают вопить во весь голос…».
И, здесь, очевидно, в анти-курдской риторике ÊzîdîPrêss и господин Хошанг как будто, соревнуются или же дополняют друг друга. А если здесь вспомнить так же, что фотография Саддама Хусейна, с его призывом к езидам и многие другие фотографии и материалы были распространены ÊzîdîPrêss-ом, все станет понятно!
…Все это и стало причиной, предлагать читателю свою статью на русском языке.
Пожалуйста, прочитайте сами и сами же сделайте выводы!
ЗНАЧИТ, ЭЗДИАНЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ЕЗИДАМИ-СУФИЯМИ
И ЭЗДИАНСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ УНИЧТОЖЕНО И ИСЧЕЗНУТЬ?!..
Азиз э Джаво (Мамоян)
«Лучше горькая, правда,
чем сладкая ложь!»
(народная поговорка)
Подход то же самый, ничего нового! Но все же…
После публикации статьи Хошанга Брока «Эзданама: история лживого Бога»[1], я в своей статье «Безграничная реакция на уровне абсурда и игнорирование правды»[2] прокомментировал реакцию автора и его мнение, которое проявилось в упомянутой статье.
На мои комментарии господин Хошанг ответил статьей «Азизе Джаво и „История лживого Бога“»[3], состоящая из восьми частей. Но в этой статье отсутствуют научных комментариев и анализов. Автор, не анализирует саму концепцию моей статьи, и, если даже у него есть какие-то соображения, научно не аргументирует, а пишет в мой адрес всякую ложь, клевету и беспочвенные обвинения, какие только есть на свете…. И снова пытается вернуть читателя к обсуждению этой книги, о которой в своей статье: «Эзданама: история лживого Бога» он сам пишет, что «…и как «свидетель» этой книги и ее «лживого» Бога, и как специалист в области езидизма» я считаю себя обязанным, немного рассказать об истории «Эзданама»…
И здесь этот господин что смог, то и сказал. Однако это является историей той работы, которую с кем-то совместно они выполняли.…Но он на полпути передумал, …потому что выходило, что его и их боги не одно и то же, его линия суфии-исламизации эздианства не проходила, потому и, как в народе говорится, после драки кулаками машет.
А это само по себе является ни наукой, и ни учением…
Зато понимание вопроса и реакция автора налицо, и даже совсем нет необходимости заново подробно обсуждать эту книгу! И, кроме этого, мое мнение изложено в моей вышеупомянутой статье: «…если кто-то себя считает правым и компетентным и берется написать о каком-то вопросе, то он должен увидеть разницу между собой (как исследователя) и другим (как политика). Призвание и подходы этих двух категорий людей разные. Политик, ищет пути и методы для политического решения проблем своего народа, исследователь же, с точки зрения научной поддержки их дела, играет свою роль.
Они должны дополнять друг друга, а не противостоять и вступать в борьбу.
В жизни ничего абсолютного не бывает, человек не должен только настаивать на своей правоте и компетентности, потому что тот, кто должен это увидеть и оценить, так это сообщество квалицированных специалистов…»
Все!
Но, оказывается, господин Хошанг с одной стороны снова продолжает тот же подход к вопросу и снова пытается втянуть нас в обсуждение того, что они совместно написали (а он сам на полпути отворачивался от этого дела), и, тем самым, пытается навязать нам свою точку зрения.
Почему?
И, несмотря на то, что он пытается показать себя в роли человека «вне политики», это само по себе является проявлением политического подхода к вопросу! Как известно, показать себя «вне политики», это тоже ест нечто иное, чем скрытым видом преследования политических интересов! Следовательно, очевидно, для этого господина такая цель стала в своем роде «идеей фикс», и все равно он смотрит на все и вся через кривое зеркало и только в соответствии с этим и анализирует и объясняет все.
В связи с этим и хотелось здесь только прокомментировать некоторые основополагающие выводы и понятия его статьи. И это не столько для самого господина Хошанга (все равно он останется при своем!), сколько для уважаемого читателя. И пусть сам читатель определит, в чем же правда!
Для начала скажу, что господин Хошанг много чего не видит (или же показывает, что, не видит?!), это потому, что основы нашего понимания этого вопроса разные. Первое: он вырос и воспитывался на основе прицепов и знании езидизации (читай: исламизации-суфиизации) эздиан. В то время, как я сам родился и вырос в обществе эздиан. А эти эздиане, хотя и не полностью, остались вне процессов, которые с приходом Шейха Ади и после его «реформ» имели место быть в их обществе. …То есть, мы являемся по существу, два человека, которые воплощают собой особенности двух разных обществ, двух разных религий (он является езидом-суфием, а я являюсь эздианином!), потому и наши точки зрения и цели разные! Он пытается на основе отрицания и уничтожения эздианства навязать обществу суфийский езидизм, а я говорю, что эздианство, само по себе является древней религией курдского народа и к исламскому суфизму никакого отношения не имеет (и то, что езидизм является исламской сектой суфиев, он сам утверждает, а не я!).
А это похоже на того, скажем, если бы представители христианской, мусульманской, иудейской или же других религий, или же религиоведы дискутировали по какому-то вопросу (устно или письменно!), их мнения различались бы. И вопрос в том, что эти представители разных религий и специалисты-религиоведы слушают мнения друг друга, делают какие-то выводы (конечно, те которые с пониманием относятся к вопросам и не являются фанатиками!), и опять каждый остается при своем, или же, в ходе дискуссии каждый постарается, доказать, что его религия древнее или справедливее! И никто из них не отрицает существование своих оппонентов, не говорит, что противоположной стороны не существует (не смотря на то что, при возможности, каждая сторона привлекает в свою сторону представителей другой религии!). Но господин Хошанг существование езидизма строит на отрицание эздианства и эту свою линию навязывает всем!
Да, они стали езидами-суфиями, как он сам пишет: «То, что Шихади и многих других мистиков, «некурдского» происхождения, связывают с езидами и их религией, больше всего является суфизмом, который имеет доисламские корни. …В своей основе суфизм, как путь к познанию Бога, скорее является «тарикатом» (сектой), чем «шариатом», он больше является мистицизмом, чем религией, больше человеколюбием, чем верой в Боге. Поэтому Хусейн Халладж аль-Мансур (858-922) говорил: «Я есмь истина…!»
И на этой основе он продолжает свое психологическое наступление:
«…Каждый раз, когда кто-то из езидских ученых-исследователей, теологов или же историков говорит истину о Шихади и о периоде шихадизма, как о самом важном периоде суфизма в езидской религии, а суфизм тогда не признавал нацию и ее границы, так сразу же курдские националисты начинают поднимать тревогу, как будто совершалось преступление». – Конечно, вопрос о преступности или не преступности еще станет известным, но я здесь хотел бы спросить этого господина: «Интересно, как могло быть, что «самый важный период суфизма» был в езидизме? Если на основе исламского суфизма под именем езидизма (не эздианства!) создали секту («тарикат»), то какое отношение она может иметь к эздианству, история которого насчитывается 4-5 тысяча лет?!
И, естественно, он этот исламский суфизм объясняет словами Абу Абдуллха аль-Хусейна ибн Мансура аль-Халаджа (منصور الحلاج, 858 — 922), который был исламским богословом и мистиком, представителем суфизма…
Если господин Хошанг суфизм объясняет, как езидизм (или, наоборот, езидизм – как суфизм!), то, тогда уже не о чем говорить. Человек, имеющий об исламе и суфизме хотя бы маломальские знания, в курсе, что суфизм (араб. تصوف), является мистико—аскетическим течением в исламе, одним из основных направлений классической мусульманской философии. Последователи суфизма называются суфиями (курд. sofî). И никому не удастся эту правду не отрицать, и не скрывать!
Однако то, чего невозможно понять и с чем невозможно согласиться, так это то, что он исламский суфизм связывает с эздианством, точнее, его представляет как эздианство.… И это никакого отношения не имеет ни к науке, ни к исторической правде, ни к религии, ни к теологии. Это является политикой – политикой насилия, которую, если бы господин Хошанг сам об этом говорил, несомненно, называл бы фашизмом! Но я ее не назову фашизмом. Это исторический процесс, когда возникает одна религия и уничтожает другую, занимая ее место. Хорошо это или плохо вопрос не в этом. Такой процесс не чужд человечеству! И вопрос совсем не в том, какая религия из этих является плохой, а какая – хорошей! Хорошее или плохое – все относительно. Например, акт уничтожения для тех, кто совершает его, хорошее, а для тех, кто подвергается уничтожению – плохое. Отсюда и – их разные отношения к этому!
Но…
Как видно, уничтожение эздианства, которое началось 950 лет назад, еще не завершено. Потому и этот процесс продолжается и сегодня!
И чтобы скрыть это свое намерение, г-н Хошанг меня обвинил в национализме и в ведении «холодной войны» времен Советского Союза. Т. е, по его мнению, если кто-то говорит – я это я, а ты это ты, у нас разные имена, разные религии, то он обвиняет его в национализме, фашизме и проведение холодной войне. На самом же деле, я просто назвал вещи своими именами. То, что езидизм и эздианство разные религии, он сам подтверждает. Давайте еще раз вспомним его же слова: «То, что Шихади и многих других мистиков «некурдского» происхождения связывает с езидами и их религией, больше всего является суфизмом…», «…В своей основе суфизм, как путь к познанию Бога, больше является «тарикатом» (сектой), чем «шариатом»… », « Шехади и период шихадизма, как самый важный период суфизма в езидской религии…» – Да, это езидизм! И этот господин сам утверждает, что оно является суфийско-исламской сектой, которая не может быть эздианством!… Потому и надо отрицать и ликвидировать эздианство, чтобы эта секта существовала и принималась в место него?!
Изначально именно это и совершилось и продолжается происходить в наши дни. И, к сожалению, та же ситуация и сегодня доминирует …
Интересно, эздиане, которых превратили в езидов-суфиев, в курсе всего этого? Что бы определится на счет ответа, на этот вопрос, предлагаю вниманию уважаемого читателя строки из религиозных гимнов и молитв эздиан:
Ya melek’ Fexredîn te em xundîne li hizretê,
Tu me bisit’rînî ji dirba xerqe,
Ji, Şerî’etê, ji terîqetê;
Şikir te em avêtine ser pişka sinetê!
(Владыка Фахрадин, ты нас записал к Величественному,
Ты укроешь нас от удара хирки,
От шариата и от тариката,
Благодарим, ты нам предопределил судьбою суннизм.)
Или:
Ya Sêsimis tû bideye xatira Hesenî zerbaba,
Def û sibaba,
Qûdis û Mekeh û Medîn û Ka’ba,
Êzdînê Mîr babê baba,
Mezinê çendî sihaba.
(Во имя Шешамса и ради милости Хасана благородного,
Барабана и флейты,
Иерусалима и Мекки, и Медины, и Каабы,
Главы многих последователей.)
То, что на эздианство надели суфийско-исламскую рубаху, поняли не только сами эздиане. Но и многие иностранные ученые, теологи это видели, понимали и комментировали.
Вот как объясняет известный ученый-востоковед О. Л. Вильчевский то, что произошло с эздианами и эздианством: «Суфийская терминология и организация настолько влились в езидство, что трудно подчас бывает заметить остатки старых культов под новой абстрактной и явно чуждой езидам формой учения шейха Ади».[4]
И зря господин Хошанг так жалуется! Если он научные дискуссии, существование разных и противоположных мнений называет «холодной войной», то вот, что я скажу ему и тем, кто придерживаются того же мнения: «Если бы Шейх Ади еще в детстве не был знаком с обществом эздиан, они его не знали бы, и это не стало причиной, для того, что бы его легко приняли как «своего человека»,[5] он бы не смог добиться того, чего достиг. И кроме этого, если бы он своим хорошим обращением к ним, не завоевал бы любовь эздиан (наши предки говорили: «Хорошим обращением можно и змею выманить из норы!») и, самое главное, если эздиане не были бы в тяжелом, безвыходном положении и, если он тоже, наподобие своих предшественников, огнем и мечом пошел бы на эздиан, они бы сопротивлялись, погибли бы, но не сдали бы в его руки главный Храм своей религии и сегодня не были бы в таком положении…»
Посмотрите, вместо того, чтобы существующие вопросы научно проанализировать, этот господин их связывает с политикой (преднамеренно, или нет?!): «Конечно, ответ очевиден (минимум для меня). А это потому, что политика творчества уважаемого Азизе Джаво связана с политикой этой книги и ее организации. А это организация является одной из тех езидских структур, которые впрямую связаны с политикой РПК. Конечно, заниматься политикой не грех, это входит в число прав человека, но фальсифицировать одного Бога для ликвидации другого или политизировать одного для уничтожения другого бога, никто не имеет право. Это является насилием – насилием на религиозной почве, что в результате нарушает права Бога в человеке и права человека в Боге».
Что здесь можно было бы сказать?
Всем хорошо известно, что кроме отстаивания прав курдского народа (эздиан, мусульман, христиан, иудеев и других!) и курдистанцев, у РПК нет другой политической цели. В отношении эздиан, в частности, это выражается в том, чтобы в Курдистане изучали культуру, религию, традиции и невиданное историческое сопротивление эздиан (таким образом, курды изучили бы эту часть своей истории и сохранили бы ее), и тем самым эздиане стали бы примером гордости и приобрели бы свои права. Больше ничего! И вся история этой организации и события, прошедшие в Шангале и последующие процессы общеизвестны и являются доказательством этому! И это есть политическая линия господина Абдуллы Оджалана, которую он сформулировал на основе исследовании в области мировой истории, начиная от шумеров до наших дней…
Но, оказывается, это не то чего хочет господин Хошанг – у него другие цели!
Если он говорит о «…фальсификации одного Бога для ликвидации другого, или политизации одного для уничтожения другого бога», должен бы знать, что, на самом деле, все наоборот, это все сделали в отношении эздиан (а не езидов!) и их богов. И сегодня он сам усердно продолжает эту линию. Вот это и есть насилие, как он сам говорит, «насилие на религиозной почве, что в результате нарушаются права Бога в человеке и права человека в Боге», то есть, нарушались права эздиан и их богов! Как видно, то, что «реформами» Шейха Ади эздианство (как вера, как философия, ка восприятие мира и жизни!) до конца не была уничтожена, и это кое-кому не нравится: «Как можно!» – Они кричат в сердцах!
А теперь, о том, откуда берет свое начало такое отношение курдов вообще к эздианам?
По правде говоря, этот вопрос давно занимал мои мысли…
Чтобы это понять, нам нужно, исторические процессы подвергнуть логическому анализу. В связи с этим я и начну немного, с далека.
Так, летом 1993-го года мы, представители курдов Советского Союза, собрались в селе Белое Республики Адыгея Российской Федерации, чтобы провести свою общесоюзную конференцию (я тогда и не был знаком не с РПК, не с Адбуллой Оджаланом). В это время я там находился около 15 дней и погостил у двух семей курдов-мусульман. Каждый день я обнаруживал что-то интересное для себя: пожилые женщины в этих семьях, когда обращались к Богу или молились, говорили: “Ez bi vî Xudayî!”—«Клянусь Богом!», “Ez bi vê R’ojê!” —«Клянусь этим Солнцем!», “Ez bi vî nanî! — «Клянусь хлебом!»”, “Ez bi vî agirî!” — «Клянусь этим огнем!»…
Помимо этого среди курдов – мусульман осквернение огня считается грехом, а часть из них не стирает и не моется по средам, как и эздиане, считая это грехом…
«И откуда все это берет свое начало?» — тогда же возник у меня вопрос.
А если вспомним клятвы, принятые среди наших эздиан? “Ez bi vî Şemsî!” — «Клянусь этим Шамсом!» (Шамс – арабский: «солнце»), “Similayî!” — «Именем Аллаха!» (от арабского слова “Bismillahi!”), “Ez bi milyak’etan!” — «Клянусь ангелами!» («мелякет» — арабский: «ангел»), “Ez bi Şêxûbekir!” — «Клянусь Шехубакыром!» (от арабского «Шейх уль-Бакыр»). И это мне было интересно: «Откуда это все берет свое начало?» – Задавался я вопросом.
Как видно из этих примеров, некоторые основные элементы эздианства больше сохранились у определенной части курдов-мусульман, чем у некоторых курдов-эздиан…
…То, что я видел, не давало мне покоя. И, спустя некоторое время, обо всем этом я изложил свои мысли и комментарии в статье «Эздианство».[6]
И вопрос: «Откуда это все берет свое начало?» – постоянно не давал мне покоя. И позже, когда я поехал в Курдистан, погостил среди курдов-мусульман (во всех частях Родины), день за днем этот вопрос: «Откуда это все берет свое начало?» больше и больше требовал ответа.
Конечно, позже я об этом и других вопросах написал свои комментарии в статье «Когда — нибудь мы скажем друг другу правду?» (“R’ojekê em divê ji hev r’a r’astîyê bibêjin?”).[7]
Мои наблюдения и исследования привели к тому, что следы основ эздианства больше сохранились среди курдов-мусульман, чем среди тех эздиан, кто в результате «реформ» Шейха Ади стали езидами.
Почему же?
Если курды-мусульмане насильно и принимали ислам, все же, вопреки ему, у них в глубинах памяти сохранились многие элементы эздианства. Но у тех, кто принял Шейха Ади и его учение, главным образом основы их древней веры были стерты-смыты и вместо них загружены основы суфизма (или суннизма?!)…
И примечательно — поучительно то, что колонизаторы нашей родины это положение курдов лучше понимают, чем некоторые среди нас! Они курдов считают гяурами (т.е., неверными) и говорят, что они только тогда могут считаться мусульманами, когда на свете ни одного мусульманина не останется!
Наверное, это и было причиной, кого Саддамовская армия Ирака подвергла химической атаке курдский город Халабджа (16. 03.1988), в результате чего были убиты более 5, 5 тысячи безвинных людей, проходила конференция исламских государств, но ни сам этот исламский форум в целом, ни представители государств-участников этого форума не осудил эту варварскую акцию!
Еще раз вернемся к тому, что сам господин Хошанг говорит о Шейха Ади и его суфизме: «…культура Шейха Ади, как великого мистика и суфия, была и арабской…», или: «Какая у Шейха Ади вина, что он себя признал езидом, но его культура была арабской?». – Как такое может быть?! Это что за абсурд, что Шейх Ади себя признал езидом, но его культура была арабской? А как же то, что эздианские священнослужители говорят, что эздиане только рождаются эздианами, что никакой представитель другой веры не может стать эздианином?!..
Конечно, это так. Но то, о чем говорит господин Хошанг, это – не эздианство, а исламская секта суфиев (и об этом он сам пишет!), которую сам Шейх Ади создал (езидизма-же до него не было, чтобы он себя считал езидом)! Он эздианство превратил в езидизм – и сам же олицетворяет его!
Если этот господин говорит, что Шейх Ади был суфием, почему не напишет, что суфизм является течением ислама и его классической философией? Не знает, или скрывает от кого-то? И суфизм к древней религии курдского народа – эздианству не может иметь никакого отношения, потому что они являются двумя разными религиями!
Да, Шейх Ади пришел к эздианам (к тем, кто остались), их эздианство поменял на езидизм… Конечно, это случилось не сразу, это было долгим процессом. И сегодня, несмотря на то, что Шейха Ади нет, есть те, кто продолжают его дело, и они хорошо известны!
Прискорбно, но этот процесс решительно продолжается. И, если раньше только меняли эздианскую терминологию, сегодня уже сам вид святынь этой религии исламизируются: уже стала модой, на куполах святынь и храмов ставить полумесяц–символ исламской религии (см.: фото 1, 2, 3)…
Но, как я уже об этом написал, те семьи эздиан (которые не перешли в езидизм!) из-за политики геноцида еще 200-250 лет назад были вынуждены, покинуть Родину, но они сохранили свою религию. Только потом миссионеры и религиозные деятели системы Шейха Ади от имени святого Лалеша добрались и до них и среди них тоже распространяли исламские понятия и термины.
Да, многое внедрялось и среди них, но все-таки это осталось только формальным явлением. Например, наши предки тоже более чем 200 лет назад переехали на территории нынешней Армении, основали свое село (Курдский Памб), но среди них шейхов не было, у них были только пиры! И сегодня эздианские миряне не понимают религиозные гимны и молитвы, которые читают шейхи (конечно, и сами шейхи не понимают, что говорят!). И, может быть, это стало причиной, что специалист по езидизму уважаемая Ханна Омархали в своей книге «Йезидизм. Из глубины тысячелетий» пишет, что: «…его (Шейха Ади. – А. Д.) воззрения … сыграли важнейшую роль в реформировании йезидизма, к личности которого неоднозначно относятся иногда даже сами йезиды …»[8]
Надо отметить, что среди эздиан и раньше были многие, кто понимал, что эта система не является эздианской и сегодня они более чем уверены в этом. Одной из главных причин является то, что в религиозных гимнах («кавл») и молитвах существует многого арабско-исламского. Я здесь приведу только несколько примеров из них, и пусть специалисты и священнослужители скажут, что это за «эздианство» и насколько является им или же пояснят, все это какое отношение имеет к эздианской религии:
Ya R’ebî,
Êla şanek, û Êla mik’anek, û Êla sult’anek!
Ya R’ebî, tuyî K’erîmî, tuyî R’ehîmî!
Ya R’ebî her tu Xudayî!
Her tuyî layiqî medh û senayî!
(О Господь,
Племени возрадовавшегося, уверовавшего, подвластного!
О Господь, ты великодушен, ты милостив!
О Господь, истинно, ты — Бог!
Только ты достоин восхваления и поклонения!)
***
Bi qudreta Melik’ê celîl!
Lalişa Nûranî, Qudis û Xelîl, Mek’a û Medîn
Ew jî li ser min diger’in r’ûyê vê dinê bi sebîl!
(Властью Владыки Прославленного!
Лалыш светоносный, Иерусалим и собеседники, Мекка и Медина
Тоже на моей поверхности в этом мире с предназначением!»)
***
Hûn bidine xatira Ezrayîl, Cebrayîl,
Mîk’ayîl, Şifqayîl, Derdayîl, Ezafîl, Ezazîl,
Her heft melek’ên mezin, xasê berê çiqasî bedîl
Di destên wan da, mifte û k’ilît
Li hizreta melek’ê celîl.
(Вы, ради милости Азраила, Джабраила,
Микаила, Шафкаила, Дардаила, Азафила и Азазила,
Семи архангелов, избранных праведников, многих святых,
С замками и ключами в перстах
Возвеличенных Владыкой прославленным!
***
Ew bûn Melek’ên sekinîne,
Ji nûra îlahî ne,
Xwarina wan elhemdilla û şik’rîne.
(Они стали ангелами стоящими,
Из света Бога произошли,
Пищею им служит восхваление Аллаха и благодарение.)
***
Ezdîd r’esûl allah!
Seydî seded hizretê r’esûl!
Qurbane qebûl!
Navê bikrê Sult’an Êzdîd da, Alêk’im selam!
(Езид — посланник Аллаха!
Прямой потомок желанного посланника!
Жертвоприношение принято!
В деяниях Султана Езида — мир вам!)
(Все примеры – из книги Теймураза Авдоева: «Историко-теософский аспект езидизма»[9]).
И кроме этого, сравним некоторые имена и понятия, связанные с религиозными представлениями, которые сегодня употребляются эздианами:
арабские: курдские:
Ellah, R’ebb, Xuliqellah, Xweda/ê
R’ebbilalem/R’ebê Alemê
r’uh r’ewan
cunnet bihuşt
cehnime dojeh
fikir r’aman
melek’/milyak’et firêşte
dîn ol
Şems R’oj
înşallah! bi hêvîya Xwedê.
И это стало причиной того, чтобы многие эздиане говорили: все шейхи, и сам Шейх Ади были арабами. Однако эта точка зрения далека от истины. Шейх Ади был курдом, курдом-мусульманином, сам был из Хаккяри (Джуламерг), потому и он в истории известен так же как Шейх Ади бен Муссафыр аль-Хаккяри. Сегодня его могила находится в Джуламерге. Как свидетельствуют местные жители, раньше это было село Гулираш (Gulîr’esh) неподалёку от города, оно ныне стало одним из кварталов города – Бынкасре (t’axa Binqesirê). Курды-мусульмане его чтут как святого исламской религии, идут к его могиле и молятся (см. фото: 4, 5, 6, 7). А шейхи, кроме некоторых, в основном были эздианскими пирами. После возникновения религиозной системы Шейха Ади присвоил им титул шейхов. Но те пиры, которые остались теми же, были символом чистоты и святости.
…Когда в нашем селе кто-то скончался, пригласили нашего пира, и некоторые односельчане говорили, что он молитв мало знает, и давайте пригласим шейха из соседнего села, то наши старики возразили: «Он наш пир, он наш святой, пусть просто постоит рядом с нашим усопшим и, пусть, даже ничего не говорит! Этого достаточно нам!»
И, спустя десятилетия, аналогичное мнение о пирах я обнаружил в книге армянского христианского священнослужителя Сиона Вардапета Тер—Манвеляна «Езиды-курманжъ». Эта книга была издана 105 лет назад. И автор книги об эздианах пишет так, видно, что он сам в свое время жил или вырос среди эздиан, изучил их религию, культуру и традиции…. И слова, которые он тогда написал, в основном проливают свет на сути эздианской религий и иерархическую структуру ее духовенства.
Вот, что пишет он: «…Несмотря на высокую степень шейха и шейхства, пир, как настоящий образ реллигиозности, является более чем священным, и любимим и близким к сердцу [народа ] …
Пир в совокупности означает святой, чистый, добродетельный.
Пири вообше более чем обожаемые всеми благодаря своему высоконравственному характеру, одинаково заслуживают сознательного уважения и почтения».[10]
Чтобы эти слова христианского священнослужителя были правильно восприняты, надо знать, какое предствление имел он об эздианах, и какого было его отношение к ним. И, самое интересное, обратите внимание, христианский священослужитель об эздиянах и их религии имеет свое особое виденье. Вот оно: «Очевидно, что последные потомки Экбатана– былого великого государства (Мидия. – А. Д.), курманджы-эздиане, спасаясь от кровавой бойни исламских фанатиков также и от безжалостного насилия христиан, с трудом сохранились в мечтах о природопоклонной вере своих предков. Но, так как, они со своей независимой верой, к счастью, не относятся ни к какой ныне господствующих религий, потому и со стороны всех , слепа были признаны народом без религии…»[11]
В начале ХХ века, в условиях, когда на почве религиозной ненависти и нетерпимости сурово казнили людей, написать такие определения о тех, кого «все слепо признанли и считали народом без религии, … все их одинаково злостно ненавидели и оскарбляли», значит, что у христианского богослова были веские причины и сильное научное обоснование…
И, чтобы сведения Сиона Вардапета Тер-Манвеляна об эздиан в совокупности были понятны и правильно истолкованы, я здесь приведу некоторые интересные сведения о его книге. Саму свою книгу Тер-Манвелян называл «Езиды- Курманжъ». То есть, для автора представители этой этно-конфессиональной общности являются курманджами. А курманджы, как известно, эта большая часть курдского народа (больше 70%), говорящая на диалекте курманджи курдского языка. В своей книге имя этой этно-конфессиональной общности и его представителей автор упоминает 105 раз. И упоминает их в 9 разных формах: езди – 44 раза (этот термин более созвучен с самоназванием эздиан — êzdî), курд – 24 раза, курманж – 17 раза, езид – 8 раза, курманжы езди – 5 раза, езиды курманж – 4 раза, медийские езиды – 1 раз, курды езди –1 раз и курманжы езиды – 1 раз. И, кроме этого, он все эти названия время от времени использует в сочетании с другими словами и словосочетаниями, типа: «потомки древних мидян», «потомки Экбатана», «потомки мидийцев» и др.
Все это, в совокупности – для представления концепции господина Хошанга о суфизме Шейха Ади и его «отношение» к эздианству!
*
* *
Как уже в статье «Безграничная реакция на уровне абсурда и игнорирование правды» о статье Хошанга Брока «Эзданама: история лживого Бога» было сказано, что «…похожие и противоположные вопросы так смешанно представляются, что трудно найти общий однозначный ответ на них»,[12] такая же ситуация и в этой его статье продолжает доминировать. Но все же я старался прокомментировать некоторые важные вопросы, которые в его статье выделяются, и найти ответы на них.
Вот они:
- Вопрос зороастризма и эздианства.
Посмотрите, как господин Хошанг на этот раз искажает этот вопрос: «…чтобы езиды до конца стали езидами» (в соответствии этой концепции), надо чтобы сначала они стали курдами! Вопрос, который здесь можно задавать, следующий:
– Разве во времена езидизма, история которого насчитывает 4 -5 тысячи лет, курды и идея курдского национализма была?..» – Конечно, из моей статьи он делает вывод, для которого нет никакого основания.
Пожалуйста, сами посмотрите, что я говорил в вышеупомянутой статье : «…Да, эздианство не является зороастризмом. И никто не может этого отрицать! Но так как эздианство (не езидизм Шейха Ади!) было до зороастрийской религией курдского народа, у нее и у зороастризма есть многие общие основы, которые сближают их. Потому, как и зороастризм, наподобие эздианства, является Мидийско-Курдистанской религией, и об этом есть исторические сведения…. И это стало (и сегодня бывает) причиной, того, что некоторые объединили эти две религии (зороастризм и эздианство!). Конечно, как говорится в курдском народе, от этого мир не перевернется! Может быть, и это является одним из путей, для того что бы в общем контексте найти первозданные основы оригинального и девственного эздианства (хотя бы, на научном уровне!). И, по мнению многих понимающих эздиан, это лучше тех исламских понятий и терминов, которые после прихода Шейха Ади (Шихади) и путем его «реформ» поражали эздианство и на него надели исламскую «рубаху», превращая его в езидизм…»
Но, все ровно, несмотря ни на что этот господин продолжает твердить свое, и, в добавок ко всему, еще и искажает мои слова. Когда говорит о езидизме (исламском суфизме!), как уже выше было сказано, он его объясняет словами Абу Абдуллха аль-Хусейна ибн Мансура аль-Халаджа, который в истории известен как исламский богослов и мистик и представитель суфизма. И это естественно: он не может и не удастся ему, исламский суфизм объяснять зороастризмом. Но древнюю религию курдского народа – эздианство, можно, потому что его основы и основы зороастризма одни и те же (священность огня-солнца, земли, воды, природы…). И даже христианский священнослужитель это видит, но этот господин – нет! Посмотрите, если уважаемые читатель обратил внимание, Сион Вардапет Тер-Манвелян, чья ученая степень была равна степени доктора теологии, увидел и познал природопоклонный характер эздианства… обрадовался этому и сказал, что «…они (эздиане. – А. Д.) со своей независимой верой, к счастью, не относятся ни к какой ныне господствующих религий…».
Но, а господин Хошанг не только этого не видит, но и не желает увидеть и продолжает, свою старую песню: снова – анти-курдские нападки, снова нас обвиняет в курдском национализме,…потому что мы хотим изучать свою древнюю историю, найти и познать свои национальные корни.
По поводу этих обвинений, в упомянутой статье я написал: «…Почему курдский народ не может встать на защиту своей истории, своей культуры, своей религии (ведь это часть ее национальной культуры!)?! Разве это является грехом?! Неужели то, что сделали и сегодня продолжают делать с нашим народом, это рок судьбы, и он обречен и будет до конца своей жизни терпеть все эти беды?..
Посмотрите, в Японии существуют две основные религии: синтоизм и буддизм, и приверженцы этих двух основных религий составляют 96% населения Японии. Остальные – христиане и мусульмане. Но большинство японцев себя одновременно считают и синтоистами, и буддистами. В дни религиозных праздников руководство страны идет в храмы обоих религий, и совершает религиозные обряды.
И это, слава богу, очень хорошо, и тем самым они сохраняют свое национальное единство!
Интересно, а что желает этот господин нашему народу?! Почему он закрывает глаза на правду и продолжает говорить то же самое?
Что выходит? Тогда все ученые других народов, которые изучают свою древнюю историю, являются националистами? А ученые-исследователи, изучающие древние истории других народов, по мнению господина Хошанга, чьими националистами являются?
И здесь абсурдность его подхода достигает самого высокого уровня: он советует курдам, чтобы они на курдский язык перевели Коран, но сам против того, чтобы восстановить первоначальные основы эздианства (или, скажем, пусть это будет его суфийско-исламский езидизм!), или же его перевести на курдский?!
Почему?
Как известно, большая часть курдского народа исповедует ислам, но, а сколько человек из них скажет – зачем вы говорите об эздианстве? Если кто-то и скажет, они будут не правы! Но, посмотрите, этот господин и некоторые подобные ему, восстают против этого. Почему? Потому что эздивнство является религией курдского народа!?
Вот здесь хочется спросить господина Хошанга: «А разве это не является политикой?» – Конечно, является и, несмотря на ее скрытый характер, все понятно!
Наши предки сказали бы: «Вот везет же нам, курдам!»
И когда я реакцию и понимание этого господина называю абсурдом, он принимает позу обиженного!
Посмотрите, те, кто против нашего народа проводили и сегодня проводят политику государственного террора, когда народ сопротивляется, чтобы себя защищать от уничтожения, они его обвиняют в терроризме. То же самое и здесь проявляется: когда кто-то хочет, нескольких тех эздиан, которые еще сохранили свое эздиансто, тоже превратить в езидов-суфиев-мусульман, а они сопротивляются и говорят – нет, мы эздиане! – эти господа эздиан обвиняют в курдском национализме!
Вот, скажите, а разве еще каким бывает насилие?!
Одна информация – для этого господина и уважаемого читателя: в Советской Армении успешно развивались курдская литература, культура, искусство, курдский язык. И восемьдесят процентов тех, кто служили этому развитию, были курдами-эздианами. И, как они дорожили всем курдским, так же, в равной степени – всем эздианским. И все, что они создали, и они сами, все является духовным богатством курдского народа и Курдистана!
- Вопрос зороастризма, Мидийского государства и курдского народа.
Сначала надо отметить, что с точки зрения сегодняшнего понимания, в те времена государственных религий не было. Если королевские династии и дворянство и были приверженцами какой-то конкретной религии, то, тем не менее, в границах их государства были отдельные народы и племена, у которых были свои религии. Только в дальнейшем властители определенной религии превращали ее в инструмент правления, и расширения ареала и сакрализации своей власти.
Но и здесь господин Хошанг историю курдского народа читает по-своему, смотрит на нее чужими глазами и объясняет ее только в соответствии с тем, что было написано иностранцами. И он все переворачивает с ног на голову, используя это для отрицания всех ценностей курдского народа.
Вот что он пишет в своей статье, ставшей темой нашей дискуссии:
«…Правда Заратуштра как мидийский пророк, был с запада Ирана (древнего Ирана), но его религия в регионе мидян, на западе Ирана, как «курдской» государственной религией, ни одного дня в истории не была признана и в нее не веровали. Правда то, что зороастризм в течение всей истории постоянно был национальной религией персов, и их верованием. В течение 654 лет зороастризм продолжал быть государственной религией двух персидских империи: Ахеменидов (550 – 330) и Сасанидов (226 – 651). То мнение, что зороастризм является курдской национальной религией, под собой оснований не имеет. Да, это мнение не соответствует исторической правде…»
Здесь не только очевидно искажение исторических событий. И это, увы, не ново.
Стоит отметить, что это распространённая ошибка всех исследователей, изучающих курдский язык, курдскую историю и культуру, в том числе и тех, кто был занят изучением религии. Эта ошибка состоит в том, что они на все курдское смотрели и сегодня продолжают смотреть через персидскую призму.
Почему?
Может быт потому, что до них все исследования в области истории курдского народа, курдского языка, литературы и культуры были проведены на основе персидских материалов или же под их призмой. Возможно, вдобавок ко всему, у них под рукой других материалов не было?! Или причина в другом…?
…А, между тем, историческая правда в том, что духовная культура персов развивалась в рамках общей мидийской культуры, и, прежде всего, на общих начальных основах! И у них появились схожие особенности!
Из истории известно, что Кир II (др.-перс.— Куруш) — первый персидский царь (559 – 530 гг.) был внуком Астиага, последнего царя Мидии. Его отец Камбис был правителем вассальной области Персия в составе Мидии. И, впоследствии, он стал зятем царя Астиага. Кир родился, вырос и воспитался при мидийском царском дворе,[13] стал военачальником, потом предательски восстал против своего же деда и захватил власть.
И, когда Кир через дворцового переворота свергает собственного деда – царя Мидии, внутри все вельможи и маги восприняли это, как смену власти и посчитали сложившуюся ситуацию внутрисемейным вопросом – внук сменил деда, и не сочли ее изменой государства. То есть они были обмануты, против них свершалось предательство. Но несмотря ни на что, долгое время это государство считалось мидийско-персидским. Кир не изменяет ни систему правления государством, ни государственный язык, а вся система зороастризма, с системой магов, остается и продолжает, участвовать в деле правления страной.
И то, что зороастрийская религия образовалась в Мидии, и то, что он как состоявшейся религия, перешла в персидское государство (хотя, трудно его считать чисто персидским государством!), доказательством тому служат существующие исторические сведения.
В древних источниках есть достоверные сведения о том, что мидийский царь Кави Виштасп в «Авесте» назван другом Заратуштры, вступившим на путь истины, следующий путям веры Спасителя.
Вот, что говорится в «Гатах Заратуштры»:
«Кого же следует признать таким хорошим другом в первую очередь? – Заратуштра задает риторический вопрос и сам же отвечает на него. – Разумеется, это царственный покровитель пророка вождь (кави) Виштаспа.
К нему обращусь с восхвалениями Ахура-Мазды и Благой Мысли».[14]
И то, что курды те же мидяне, не только они сами об этом говорят и пишут. Соседние народы их знали не только как потомков мидян, но, более того, слова мидяне и курды были синонимами.
Скажем, армяне, которые являются одними из древних соседей курдского народа, так же знали курдов как мидян и, наоборот, мидян – как курдов. И, несмотря на то, что персы путем внутреннего переворота изнутри взяли Мидийское государство и формально являлись его правопреемниками, и свое государство они строили на его основе, соседние армяне никак их не признали и не называют мидянами.
Вот в древних армянских источниках о том, что для армян слова курды и мидяне имели идентичные значения, сохранялись достоверные сведения:
«… На рассвете пришли мидяне, которые называются курдами».[15] – Событие, о котором здесь идет речь, т.е. приход курдов-мидян в армянскую церковь Цпн, происходило 19 мая 1426 г.
И еще:
«…Курды, жители той страны, которые называются мидянами» (рукопись XVI века[16]).
Аналогичные сведения существуют и в армянских источниках вплоть до ХХ века.
И если мы здесь вспомним сведения, встречающие в книге христианского священнослужителя Сиона Вардапета Тер-Манвеляна, где говорится, что эздиане являются прямимы потомками мидян, то истинная картина нашей истории откроется перед нами.
И надо иметь в виду, эти сведения сохраняются в древних источниках, а не являются беспочвенными сказками или мифами, придуманными каким-то пришлыми кочевыми племенами, которые вторглись в нашу страну, из-за чего на собственной земле мы превратились в беженцев, …они нас сделали кочевниками и раздробили на племена!..
- Вопрос детей Башика и Базана!
Однажды группа советских эздиан поехала в Южный Регион Курдистана и там побывала в районах проживания эздиан, в том числе и в Башика и Базан.
Когда они вернулись оттуда — возмущенно говорили: «Знаете, там эздиане говорят, что они езиды, и не являются курдами, что они арабы! Как такое может быть?» – Я тогда им сказал, что, возможно, они из тех арабов, которые следили за «тарикатом» (сектой) адави (езиди) Шейха Ади и переехали в этот регион. Так же я в этом видел и роль режима Саддама Хусейна. Но когда я об этом прочитал в статье господина Хошанга, передо мной открылась другая, более правдивая картина.
Вот что он пишет об этом: «Разве виноваты дети из Башик и Базана, что они себя признают езидами, но язык, на котором они говорят, является арабским?.. Жители Башика и Базана говорят на арабском языке (дамасский говор), но являются езидами и больше всех езидов себя признают езидами. В чем их вина, что они являются езидами, … но говорят на арабском языке?»…
И, что бы эти его слова были более убедительными, он продолжает: «В чем заключается вина езидов диаспоры, что, они себя признают езидами, но из-за того, что они являются беженцами и не имеют постоянного места обитания, их культура и язык является русским, армянским, грузинским, немецким, голландским, французским, английским, шведским, датским или норвежским?»
Нет, уважаемый, на них нет никакой вины, и никто их не считает виновными и не обвиняет! Суть в том, что они не просто только говорят на арабском (и даже на дамасском говоре – Дамаск где, Башика и Базан где?), а суть в том, что они сохранили свою арабскую идентичность (молодцы!). И здесь совсем неуместно, сравнивать их вопрос с вопросом детей эздиан, которые на чужбине забывают свой родной язык и говорят на зыках других стран. У них разные ситуации. Разве эти дети Башика и Базана живут далеко от Курдистана? Разве они живут в Дамаске, что говорят на дамасском говоре арабского языка? Нет, просто они являются арабами и, в отличие от многих наших эздиан, сохранили свой родной язык и решительно продолжают оставаться арабами.
Нет, это совсем неплохо, это даже очень хорошо, и мы должны из этого сделать соответствующие выводы!
- О причинах геноцида эздиан.
Геноциды всегда были спутниками человеческой истории. И человечество постоянно размышляет по поводу этих геноцидов и старается понять причины, порождающие это зло. И по этому вопросу существуют разные мнения.
К примеру, сегодня среди армян есть некоторые люди выражающие желание, возвращаться в свою древнюю религию – огнепоклонства. Они путем научных исследований реконструировали многие обряды и традиции этой религии, ходят в храм Гарни, разводят огонь, проводят свои религиозные церемонии. И среди них появилось мнение, согласно которому, первый геноцид армян был не в 1915, а 301 году, когда они приняли христианство.[17]
Это тоже – одно из мнений! И ни армянская церковь, ни государство и никто-то другой не считает это преступлением.
А у нас?
Господин Хошанг пишет, что: «…В истории езидов были 74 геноцида, … Большинство из них совершались после времен Шехади». – То есть, он видит только геноциды езидов и предлагает нам увидеть только эти. Здесь возникает вопрос: «Разве до Шейха Ади в отношении нашего народа не совершились акты геноцида? Тогда хочется спросить, с начала нашествия Омара бен Хаттаба и до наших дней эти акты геноцидов в отношении кого совершаются? А как же те, кто перед угрозой уничтожения были вынуждены принимать ислам, кем были? Разве большинство не были эздианами? Разве то, что головы отрубали, села и города ограбили, разрушали и сжигали, и под страхом меча, огня и уничтожения заставили перейти в другую религию, это что, не является геноцидом?! И нас хотят заставить забыть все это?!»
…Как известно, народ умирает тогда, когда забывает свою историю!
И, другое: а если причины некоторых из этих актов геноцида в отношение езидов (не эздиан) были противоречия и столкновения между исламскими «тарикатами»? И они эздиан не только превратили в езидов-суфиев (или суннитов?!), но и принесли в жертву вооруженных столкновений между своими «тарикатами» (сектами)?..
Если нет, то почему «…Большинство совершались именно после времен Шехади»? Вед, господин Хошанг сам пишет, что Шейх Ади был суфием?
Тогда…
И кроме этого, конечно, то, что происходило, было античеловеческим актом, но, разве такое не происходило и сегодня не происходит и у других народов, среди которых существуют представители разных религиозных течений (христианские, мусульманские…!)? Разве курды-мусульмане и курды-эздиане сами не поубивали друг друга? Да, здесь были виноваты те, кто совершили эти страшные деяния! Но это является трагедией нашего народа, а не виной! А разве это означает, что и мы сегодня должны пойти по их пути? Тогда какая разница межу нами и ими?
Разве мы не должны искать историческую правду и извлечь уроки? Насколько бы это правда не была горькой!
До каких пор?!
- Еще раз о вопросе фашизма.
В статье «Безграничная реакция на уровне абсурда и игнорирование правды» по поводу вопроса о фашизме я излагал свои комментарии и констатировал, что реакция угнетенных народов не является национализмом, что «…это естественная реакция – против системного фашистско-националистического угнетения, порабощения колониальных государств. То есть это является реакцией самосохранения!..» И если господин Хошанг раньше осуждал руководство Южного Региона Курдистана и их действия (или бездействия?) называл фашизмом, в этом обвиняя курдский народ (я по поводу этих обвинений высказал свое мнение – подробно – в моей упомянутой статье!), на этот раз он уже прямо обращается к беспочвенным обвинениям и говорит: «Фашизм не только проявляется у верхов, но и у низов». – То есть он эти обвинения адресует целому народу!
А это уже является симптомом паранойи!
Как известно, гитлеровский фашистский режим в половине ХХ века в Германии был у власти. Этот режим всему миру принес разрушение, геноцид, ограбление и хаос…. Но глупо обвинять за эти деяния целый народ.
Как возможно, что человек мог высказать такие обвинения в адрес целой нации? Таким образом, он путем вражды в отношении народа, насаждает среди него атмосферу нетерпимости и неприязни и тем самим провоцирует новые противостояния и разобщенность.
Откуда это идет?
Интересно, зачем этот господин настолько боится признания эздианства на научном уровне? Почему? Потому что, если народ увидит истинную правду о себе, тогда узнает себя. И если узнает себя, это будет противоречить концепции этих господ, согласно которой, «эздиане – не курды!»…
Ладно, пусть езиды не будут курдами, пусть они будут отдельным народом, но причем тут эздиане? Разве только из-за того, что они являются эздианами, и их имя и имя езидов по произношению чуть близки?! Почему те, кто недавно из других краев пришли и еще не успели сформироваться, имеют право, быть, а эздиане лишены этого? Разве фашизмом, расизмом и национализмом является это, или то, на что настаивает этот господин?
И – последнее!
В третьей части своей статьи “Êk’spansîya bierebkirina K’urdistanê didome?” («Экспансия арабизации Курдистана продолжается?») я поместил фотогалерею тех картин, которые читатели со своими комментариями послали мне. Среди них была так же фотография с Саддамом Хусейном и на нее – его призыв к езидам. И ниже был вопрос читателя: «Призыв Саддама кому адресован – к эздианам, или – к своим езидам?!» (См. фото 8).
И тогда я написал ответ на этот вопрос: «Посмотрите, эта старая лиса своим езидам говорит, что они должны защищаться от курдов, потому что они малочисленные и могут исчезнуть!
Почему?
Саддам не был простым человеком, при нем работало столько ученых, политиков, религиозных деятелей, теологов и других специалистов, и разве он не знал, кто есть кто? Ответ на этот вопрос мы оставляем ученым и исследователям!
Интересно, кто же они, кто этот призыв Саддама распространяют среди молодежи курдов-эздиан в Германии? Кто они и какую цель преследуют?!»[18]
Тогда это было вопросом, который ждал своего ответа.
Но сегодня здесь все достигло своей логической точки. Ответ сам напрашивается!
Что можно здесь сказать?
– Не знаю, однозначно ничего нельзя сказать, но очевидно, что в вопросе исламизации и арабизации эздиан и конфронтации к курдскому народу их цели во многом совпадают.
Тогда?
– Несмотря на то, что Саддам ушел из этого мира, но те, кто распространяют его призывы среди молодежи курдов-эздиан и выполняют их, налицо!?
___________________
[1] http://www.felsefevan.org/ezdaname-ciroka-xwedayeki-sextekar.html
[2] http://www.amidakurd.net/qunciknivis/helwesta_ bêsînor_a_asta_absûrdê_û_ nedîtina_r_astîyan ; http://www.mezopotamya.gen.tr/gotar-makale/helwesta-bsnor-a-asta-absrd- nedtina-rastyan-h2250.html
[3] http://ezidipress.com/ku/hoseng-broka-ezize-cewo-u-ciroka-xwedayeki-sextekar/
[4] Вильчевский О. Л. Очерки по истории езидства. — «Атеист», 1930, № 51;
[5] Feqî Huseyn Saxniç, “Şêxadî”, binihêr’e: kovara “Laliş”, 2004, № 21, r’û. 24 – 26// Факи Хусейн Сахныч, «Шехади», см. журнал «Лалеш», № 21, на курдском, стр. 24 – 26.
[6] http://www.pen-kurd.org/kurdi/ezize-cawo/ezditi.html
[7] Газета “Pênûsa nû”, № 24 û 25, на курдском – http://www.penusanu.com
[8] Ханна Омархали, «Йезидизм. Из глубины тысячелетий», С.-Петербург, 2005, стр. 45.
[9] Теймураз Авдоев, Историко-теософский аспект езидизма Приложене №15 к журналу «Апокриф», май 2011.
[10] Սիոն Վարդապետ Տէր-Մանուէլեան, Եզիդի կուրմանժ, Ախալցխա, 1910, r’û. 14 – 15// Сион Вардапет Тер-Манвелян, Езиды-курманжъ, Ахалцха, 1910, на армянском, стр.14 – 15,
[11] Там же, стр. 5 – 6.
[12] http://www.amidakurd.net/qunciknivis/helwesta_bêsînor_a_asta_absûrdê_û_ nedîtina _r_astîyan ; http://www.mezopotamya.gen.tr/gotar-makale/helwesta-bsnor-a-asta-absrd- nedtina-rastyan-h2250.html
[13] Геродот, История, 1, 107 – 108.
[14] Гаты Заратуштры. Перевод с авестийского, вступительные статьи, коментарии и приложения И.М. Стеблин-Каменского, Санкт-Петербург, 2009, с.123 и 153,
[15] Արիստակես Տևկանց, «Հայերգ», Թիֆլիս,1882, էջ 175 – 180.//Аристакес Тевканц, Айерг, Тифлис, 1882, стр.175 – 180, на армянском.
[16] Հայաստանի Մատենադարան, XVI դարի ձեռագիր, №1495, էջ.էջ. 142ա և142բ. // Матенадаран Армении, Институт древних рукописей, рукопись XVI века, №1495, стр. стр. 142а и142б, на армянском.
[17] http://www.hayary.org/wph/?p=1393 ; http://www.aravot.am/2015/02/02/537893/
[18] http://www.mezopotamya.gen.tr/gotar-makale/li-ser-bierebkirina-kurdistan-h2240.html http://www.amidakurd.net/qunciknivis/êk_spansîya_bierebkirina_k_urdistanê_didome_2 http://www.xendan.org/kurdi/drejaWtar.aspx?NusarID=12&Jmara=165
Газета “Pênûsa nû”, №№ 31, 32, 33 – http://www.penusanu.com
Июль – 2015г.
Курдский Памб
P.S.
…Дискуссии и обмен мнениями по этой теме продолжается. Многие читатели задают вопросы или комментируют какие-то аспекты этой темы. Но ответы на многие вопросы уже есть в этой статье. И, все же, некоторым читателям не до конца понятно вопрос о том: «…Разве эздианство до Шейха Ади было? Если да, то, какие доказательство ест об этом?»
Здесь можно сказать, что ответы и на этот вопрос в этой статье есть. Но для сравнения и размышления я приведу слова некоторых ученых-исследователей, и пусть сам читатель сделает вывод:
Сион Вардапет Тер-Манвелян:
Очевидно, что последные потомки Экбатана– былого великого государства (Мидия. – А. Д.), курманджы-эздиане, спасаясь от кровавой бойни исламских фанатиков, также и от безжалостного насилия христиан, с трудом сохранились в мечтах о природопоклонной вере своих предков…. Но, так как, они со своей независимой верой, к счастью, не относятся ни к какой ныне господствующих религий, потому и со стороны всех , слепа были признаны народом без религии…» (см. выше, ссылку 11).
Вильчевский О. Л.:
«Суфийская терминология и организация настолько влились в езидство, что трудно подчас бывает заметить остатки старых культов под новой абстрактной и явно чуждой езидам формой учения шейха Ади» (см. выше, ссылку 4).
Эндрю Коллинз:
«Древность племен езидов подтверждается их преданиями, поскольку для подсчета возраста нашего мира они используют продолжительные отрезки времени. Они утверждают, что существовали семьдесят два разных Адама, каждый из которых жил 10 тысяч лет, причем каждый следующий был совершенен предыдущего. Адамов разделяли периоды по 10 тысяч лет, в течение которых наш мир был необитаем. Езиды верят, что современные люди являются потомками последнего из семидесяти двух Адамов, и это значит, что возраст земли составляет 1440 тысяч лет. Такая точность сама по себе ни о чем не говорит, однако эти величины (…) взяты не с потолка. Совсем наоборот – они являются отражением очень древних астрономических циклов времени и свидетельствуют о знании универсальных чисел, присутствующих в легендах и мифах народов всего мира» (Эндрю Коллинз, Падшие ангелы, Москва, 2008, стр. 207//Русский перевод книги: Andrew Collins, From The Ashes of Angels).
[espro-slider id=17091]