Несколько слов об актах геноцида, совершенных против езидов

Несколько слов об актах геноцида, совершенных против езидов

“История езидов – это в некотором смысле история массовых убийств и изгнания. Шейх Ади был реформатором и основоположником религии езидов. Шейх Ади ибн Мусафир родился в 1075 году в ливийской деревне Бетил Фар (нынешнее название деревни Хирбет Канафар). С молодых лет он учился у имама Газали, который играл ключевую роль в суфийской культуре.

Шейх Ади при жизни познакомился с курдом Абдулкадыром Гелани, который являлся основателем секты кадыри, и позже, вместе со своим племянников Шейхом Хасаном, разместился в районе Лалеша. В то время эта территория была под влиянием Мосула и контролировалась курдскими силам джоламерги. Согласно некоторым источникам, предки Шейха Ади бежали из Джоламерга в Ливию из-за исламской резни. Спустя некоторое время Шейх Ади вернулся на земли своих прародителей, сформировал синтез митраизма и зороастризма и собрал вокруг себя езидов…” (Дети солнца: Езиды. Мехмет Озкан)

ШЕЙХ АДИ, КОТОРЫЙ ПОПЫТАЛСЯ РАСПРОСТРАНИТЬ ЕЗИДИЗМ, ПОЛУЧИЛ ИЗВЕСТНОСТЬ СВОИМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ

“Шейх Ади пришел в район Лалеша и в решительном ключе адаптировал зороастризм к новой идеологии сопротивления, которую назвал езидизмом. Шейх Ади и его друзья долгое время странствовали в районах между Джоламергом (Хаккари) и Синджаром, они стремились распространить среди курдского населения езидизм. Шейх Ади своей борьбой против оккупации, героизмом и сопротивлением получил широкую известность.

Эта репутация стала причиной того, что многие люди, настроенные против власти, примыкали к нему как к освободителю. Из-за своей харизматичности, которую он проявлял в отношениях с людьми, его прозвали “моджахедом времени” и в 1162 он умер в Лалеше…” (Дети солнца: Езиды. Мехмет Озкан)

ШАГ ЗА ШАГОМ РЕЛИГИЯ ИСЛАМА В РУКАХ АББАСИДОВ СТАЛА КОНСЕРВАТИВНОЙ

Несмотря на то, что мы понимаем факт существования Шейха Ади, очевидным является то, что езидская культура и религия являются более традиционными. Конечно, ислам, после того, как стал  государственным и получил доступ в правительство, получил тесную связь с вышедшими из него сектами и мазхабами. В руках Аббасидов исламская религия в 10 и 11 веках шаг за шагом стала консервативной. Ислам, который связал себя с государством и правлением, не смог в дальнейшем развивать себя, а остался лишь на уровне обсуждения.

Абдулла Оджалан в своей работе “Курдский вопрос и решение демократической нации” пишет: “Среди курдов, живущих на равнинах, мы встречаем тех, кто придерживается  суфизма и ведет сопротивление против ассимиляции. Суфизм происходит от ислама, который не связывает себя с государством и правлением, это справедливый и совестный ислам, в котором в широком смысле рассматривается общество. Он выражает социальный ислам, который не связывает себя с государством, является болезненной для правления и стремится к тому, чтобы религия жила благодаря морали и познанию личности.

В будущем появится историческая реальность, при которой люди приведут ислам к двум категориям: государственно-властной и социальной. Социальный ислам может жить только следую по пути суфизма. Ее организованность при поддержке общественных групп объясняет эту реальность. Социальный ислам тесно связан с демократией. Эта форма религии противостоит государственному исламу, является убежищем и своего рода общественной поддержкой”.

НАРОДЫ ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСЛАМА И ПЫТАЮТСЯ НАЙТИ ПУТЬ И ЖИТЬ ПО НЕМУ

Если мы обратим на это внимание, то видим, что как народ, так и разные общины пытаются выступать против государственного ислама, найти путь и жить по нему.

Несмотря на это, развитие сект в исламе имеет особое значение. В арабском языке слово “тарик” означает “путь”, а слово “тарикат” (рус. секта) означает “множество путей”. А выражение “мазхаб” означает “пойти, направиться”. По сути два слова имеют близкое значение. В понимании суфизма “тарикат” означает путь, как и для шариата “мазхаб”. Тарикат (далее секта) связывает себя с откровениями, мазхаб с “недозволенным” (Священные книги и пророки)”.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДХОД ОТДАЛИЛ МАЗХАБ ОТ ОБЩЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Вот как в своей книге “Курдский вопрос и решение демократической нации” говорит Абдулла Оджалан: “В связи с тем, что между курдами и правительством складывались не лучшие отношения, большую роль и значение для них сыграл суфизм. Большинство основоположников суфистских течений были курдами по происхождению. Это говорит о близком отношении с социальной реальностью. По сути секты (тарикаты) являются организациями народной самообороны. Роль, которую сегодня играют профсоюзы работников на Ближнем Востоке, в сущности своей представляют те же суфитские секты. Они играли соответствующую роль как с религиозной и идеологической стороны, так и с экономической и оборонительной организации”.

НЕДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ЛЮДИ РАССМАТРИВАЛИ ЕЗИДИЗМ ЛИШЬ В КАЧЕСТВЕ РЕЛИГИИ

Согласно этой реальности, мы видим, что на Ближнем Востоке, особенно в Курдистане, появлялось множество сект. Наряду с такими сектами как кадыризм, некшитизм, руфахитизм, нухбашитизм, среди курдов широко развились такие течения как езидизм, ярсанизм и алавизм. Для того, чтобы общество относительно давления и притеснения оставалось устойчивым, оно либо открыто вело сопротивление – и это во многом становилось причиной массовых убийств, либо искало способ выражения себя, оставаясь жить в противоречивом для тиранической системы образе.

Исходя из этого, мы можем сказать, что общество на такой демократической основе выразило себя, защитило себя, свою культуру и экономику.

Если мы таким же взглядом оценим езидизм и рассмотрим происходящее, то этот метод поможет нам достичь высоких результатов. Определено понятно, что корни езидизма наравне с курдской историей уходят далеко вглубь времен.

ДВА СВЯЩЕННЫХ ТЕКСТА, НАПИСАННЫХ ШЕЙХОМ АДИ

Существуют два священных текста, выдвинутые Шейхом Ади. Один из них называет Аль-Джилва, написанный в 1161 году и являющийся книгой божественного откровения. В нем говорится о “религии, порядках, путях, методах и обычаях”. Другой текст представлен в Масхафа Раш (курд. Черная книга), которая была написана в 1342 году. В этой книге речь идет о “создании мира и езидов”. Оба текста написаны на курдском диалекте курманджи.

Корень слова “езид” встречается в священном тексте зороастризма Авесте под выражением Йазата, Йаздан, Йездан (божество, ангел, то, чему поклоняется человек). И до сих пор курды часто употребляют это слово. Езиди происходит от выражения Езда (Ez – я, меня; da – дал), то есть родившийся и сотворивший меня.

Слово Ходеда в наше время среди езидов часто используется в качестве мужского имени. Опять же с курдского наречия димлки выражение Мазда (Maz – меня, da – дал), то что дало нас в значение Бога. Езда – одно из первых из тысячи имен Бога в езидизме…Езидизм – это древняя религия Месопотамии.

Езидизм синтезировал дуализм, присущий зороастризму, в монотеизм. Езидизм – это монотеистическая религия. Бог сотворил семь ангелов, во главе которых стоял ангел Тауси Мелек, которые отвечал за руководство всем миром…

В езидизме существует кастовая система. На самой верхушке этой пирамиды главенствует власть эмира. В соответствие с этим существует эмират Баве Шейха, Шейх, Пир, Факир и Мрид.” (Дети солнца: Езиды. Мехмет Озкан)

У ЕЗИДОВ НЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ХАЛИФОМ ЯЗИДОМ

Некоторые люди пытаются на пустом месте связать езидов с арабским халифом Язид I ибн Муавия. У езидов нет ничего общего с халифом Язидом, даже напротив, езиды в истории неоднократно сталкивались с актами геноцида, совершаемых со стороны исламских властей.

Основателем езидизма является Шейх Ади, который продвинул и распространил это учение наряду с Шейхом Хасаном (курд. Шейх Син). Шейх Хасан определял езидизм за рамками ислама, поэтому со стороны правительства того времени он представлял угрозу и в 1221 году был убит в Мосуле. Сын Шейха Хасана Шарфаддин, в честь которого звучат десятки песен, имел большое влияние среди езидов. Шарфаддин вместе с многими езидскими войнами погиб в сражении против монголов.

Завтра: ИГИЛ* который является продолжением Язида, хотело совершить 74-ый акт геноцида.

* Запрещенная на территории Российской Федерации террористическая группировка.

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/0ycWu

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях