Некрасивый король Йылмаз Гюней

Всемирно известный курдский кинорежиссер, сценарист, актер, писатель. Настоящее имя: Йылмаз Хамит Пютюн. Родился 1 апреля 1937 г. в деревне Енидже под Аданой в многодетной курдской семье.

1 апреля 1937 – 9 сентября 1984 г.
  Судьба отвела Йылмазу Гюнею всего 47 лет жизни, из которой более трети выпало провести в тюремных застенках, ссылке, штрафником в армии и в эмиграции. Однако он совершил гражданский и художественный подвиг: поставил 17 фильмов, написал сценарии к 53, снялся в 110 картинах, опубликовал 4 романа и десятки рассказов. Основной своей целью Гюней считал служить не столько искусству, сколько свободе курдского народа. Его жизненный и творческий путь, отмеченный многочисленными наградами национальных и международных кинофестивалей, явился тому ярким и убедительным подтверждением.

  Йылмаз Пютюн, один из семерых детей курдских крестьянина, с раннего возраста узнал, что такое подневольный крестьянский труд. После трех классов начальной сельской школы поселился у родственников в Адане. Перебиваясь на жалованье рассыльного у бакалейщика и занимаясь мелкой уличной торговлей, сумел приобрести среднее образование и закончить лицей. Получив специальность киномеханика, обслуживал кинопередвижки и ездил по деревням, показывая фильмы. С шестнадцати лет начал писать очерки и рассказы и отправлять их в местные и центральные турецкие газеты и журналы. Приехав в 1957 г. в Стамбул, Й. Пютюн работал в кинокомпании “Дар-фильм”, через год поступил на экономический факультет Стамбульского университета, однако по указанию властей, усмотревших в одном из его рассказов “коммунистическую пропаганду”, вскоре был отчислен. Пока дело разбиралось в судебных инстанциях, кинорежиссер Атыф Йылмаз и владелец компании “Кемаль-фильм” Азар Кемаль предложили Й. Пютюну попробовать силы в качестве соавтора сценария и сыграть роли в кинолентах “Лань” и “Дети этой страны” (обе — 1958).
  В возрасте 20 лет был впервые арестован за свои политические убеждения, в 1960 приговорен к полутора годам тюрьмы, где написал свой первый роман. До 1961 г., когда приговор Апелляционного суда о двух годах тюремного заключения и ссылке под надзор полиции вступил в силу, начинающему кинематографисту удалось выступить ассистентом и сняться в нескольких картинах А. Йылмаза.

  Выйдя в 1963 г. на свободу, чтобы не иметь конфликтов с цензурой, Йылмаз Пютюн взял псевдоним Йылмаз Гюней. Под этим именем вместе с Феритом Джейханом написал киносценарий к фильму последнего “Двое отважных”, где сыграл роль стойкого борца против помещичьего произвола, восторженно воспринятую широкой публикой Турции. После этого стал сниматься все больше и больше. В 1964 г. Й. Гюней сыграл в 11 картинах, а в 1965 г. – в 22. В 1965 году Гюней поставил свой первый самостоятельный фильм. Быстро добившегося популярности артиста пресса называла чаще всего “королем бедняков” и “некрасивым королем экрана”. Между тем картины с его участием пользовались большим успехом в коммерческом прокате и очень скоро пробились из второстепенных в фешенебельные кинотеатры страны. На национальном фестивале в Анталье в 1967 г. за создание трагического образа не нашедшего себя в жизни и обреченного на гибель контрабандиста в “Законе границ” Лютфи Омера Акада Гюней впервые был удостоен приза за лучшее исполнение мужской роли. В 1967 (а затем ещё раз в 1970) ему был вручён приз «Золотой апельсин» кинофестиваля в Анталье. Гюней стал одним из самых популярных актёров Турции, снимаясь в огромном количестве фильмов.
Тогда же, не оставляя актерскую и писательскую деятельность, Й. Гюней обратился к кинорежиссуре и в 1968 основал собственную кинокомпанию «Güney Filmcilik».

  Дебютная его игровая лента “Я — Керим” (1967) прошла в целом скромно и незаметно. Однако следующая, “Сейит-хан” (1968) о судьбе человека из народа, отважно защищающего слабых и угнетенных, решенная в родственной итальянскому неореализму стилистике, вызвала одобрительные отклики как со стороны специалистов, так и массовой аудитории. Заметной творческой удачей стала затем навеянная автобиографическими мотивами кинодрама “Некрасивый”, показавшая тернистый путь к признанию и славе молодого актера. Между завершением съемок “Некрасивого” в мае 1968 г. и победой на общенациональном кинофестивале в Анталье.

  Й. Гюней в 1968—1970 гг. был вынужден служить в армии в штрафной роте рядовым, хотя, являясь выпускником лицея, мог рассчитывать на офицерское звание. Демобилизовавшись, кинематографист снова активно включился в работу. В течение 1970-1971 гг. он поставил 9 фильмов, сыграл в 20 картинах других режиссеров, причем к шести из них написал сценарии, получив известность собственными постановками социальной направленности — «Надежда» (Umut, 1970), «Обида» (Aci), «Скорбь» (Agit, 1972) и «Отец» (Baba, 1971).

  Осенью 1970 г. на фестивале в Адане лучшим фильмом была признана реалистическая социальная драма “Надежда”. В ней автор поведал трагическую судьбу обслуживающего любителей экзотики стамбульского извозчика, который после гибели под колесами автомобиля кормилицы-лошади теряет не только единственный источник существования, но и всякую надежду на будущее. С короткими перерывами вслед за ней вышли затронувшие проблемы человеческой личности в ее столкновении с суровой национальной действительностью картины “Живая мишень”, “Беглецы”, “Аферисты”, “Завтра последний день”, “Отчаявшиеся”, “Обида”, “Скорбь” и “Отец”, где Гюней предстал одновременно режиссером, кинодраматургом и исполнителем главных ролей, собрав на официальных киноконкурсах в Адане в 1971 и 1972 гг. целый букет призов. Однако известие о том, что “Отцу” жюри присудило Гран-при “Золотой кокон”, а затем под нажимом турецких властей отменило уже принятое решение, застало художника в тюремных застенках, куда он попал “за предоставление убежища и материальной помощи анархистам”.

  В 1972 вновь получил тюремный срок — теперь на два года. В мае 1974 г. правительство Бюлента Эджевита освободило Гюнея по амнистии. До третьего ареста в сентябре 1974 г. по весьма сомнительному обвинению в убийстве кинорежиссер выпустил социальную картину “Товарищ” о нравственных исканиях и судьбах турецкой интеллигенции и приступил к съемкам (завершенного впоследствии Шерифом Гереном) фильма “Беспокойство”, посвященного положению сельских пролетариев, чья жизнь отягчена древним патриархальным обычаем “канлы” (“платой за кровь”). Сняв после освобождения только два фильма «Товарищ» (Arcadas) и «Беспокойство» (Endise, совместно с Ш. Гереном), в 1975 был опять приговорен к длительному заключению — уже на срок 19 лет по обвинению в убийстве, хотя на самом деле виновным являлся его племянник.

  Приговор о 19-летнем тюремном заточении не сломил волю художника. В неволе помимо литературных произведений он писал киносценарии и консультировал осуществлявших их постановку друзей-кинематографистов. Пользуясь редкостной популярностью среди заключенных, мог продолжать писать и даже руководить съемками из тюрьмы. Так появились многослойные по содержанию и обращенные к актуальным конфликтам и противоречиям современной Турции киноленты “Отпуск” и “Настанет день” (обе — 1975) режиссеров Т. Гюрсу и Б. Олгача, Suru (“Стадо”, 1978 — главная премия на МКФ в Локарно—81) и Dusman (“Враг”, 1979) 3. Октена.

  После военного переворота 1980 г. возросла опасность физической расправы над Гюнеем. Несмотря на то, что в 1979 он был переведен в тюрьму с более жестокими порядками, Гюней при содействии Ш. Герена осуществлял постановку самой известной (одновременно остросоциальной и не лишенной поэтичной символики) картины «Дорога» (Yol, 1982, главная премия поровну и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), которую монтировал уже сам, бежав в октябре 1981 в Швейцарию и получив политическое убежище во Франции, где смонтировал и озвучил начатую Ш. Гереном картину “Дорога”. Горький и в то же время патетический фильм о заключенных, для которых разрешение посетить живущие по разным провинциям семьи обернулось хождением по мукам и глубокой трагедией, удостоился на Каннском МКФ 1982 г. “Золотой пальмовой ветви”. В основу следующей ленты “Стена”(Le Mur), снятой в 1983 г. во Франции, легли реальные события, имевшие место в одной из турецких тюрем, — восстание доведенных до отчаяния детей-подростков и его беспощадное подавление властями. Это была последняя работа стремившегося в своем многогранном творчестве к исторической и социальной объективности художника.

9 сентября 1984 г. на 48-м году жизни он скончался от рака желудка в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

подготовил Лятиф Маммад
kurdist.ru

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/oBigV

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях