Около девяти тысяч террористов группировки «Джабхат ан-Нусра» пытаются захватить сирийскую провинцию Идлиб, заявил начальник Главного управления Генштаба ВС России генерал-полковник Игорь Коробов на круглом столе в ходе форума «Армия-2017».«В настоящее время террористы стремятся взять под свой контроль всю ее территорию, активизировав боевые действия против формирований «умеренной» оппозиции», — приводит его слова РИА Новости. Коробов уточнил, что боевикам «Джабхат ан-Нусры» удалось нанести существенные потери группировке «Ахрар аш-Шам» и занять доминирующее положение в районе.
Начальник Главного управления Генштаба ВС РФ не исключил, что таким образом лидеры «Джабхат ан-Нусры» пытаются на данном этапе не допустить создания зоны деэскалации в этой части Сирии и тем самым сорвать процесс мирного урегулирования конфликта.
Коробов также сообщил, что общая численность «Джабхат ан-Нусры» в Сирии превышает 15 тыс боевиков, большинство из них местные жители. Группировка контролирует значительную часть Идлиба, ее отряды активно действуют и в провинции Хомс, пригороде сирийской столицы Восточная Гута и на юге САР, в районах административных центров провинций Кунейтра и Даръа.
Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин, победа Джебхат ан-Нусры в этом регионе маловероятна. «Я думаю, у боевиков ничего не получится, потому что сегодня и сирийская армия при поддержке ВКС России, и коалиция во главе с США действуют очень успешно. Вряд ли «Джебхат ан-Нусра» сможет добиться своих целей, несмотря на все потуги, тем более, что наша армия помогает Дамаску разведданными, нанесением авиационных ударов, советниками, которые воюют в рядах сирийских правительственных войск, и в целом своим опытом», — подчеркнул он.
«Я думаю, что Сирия в результате этой атаки террористов не потеряет Идлиб как часть своей территории. Для того, чтобы мирный процесс в Сирии шел успешно, надо, чтобы вся сирийская земля была очищена от террористов. Понятно, что останутся мелкие разрозненные террористические группы, но это не значит, что они будут как-то влиять на общественную жизнь страны», — добавил Виктор Литовкин.
Начальник Департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян объяснил атаку необходимостью выживания группировки. «Конечно, они пытаются захватить территорию, но не для того, чтобы предотвратить создание зоны деэскалации, а просто для того, чтобы контролировать больше территорий. Больше территорий – больше денег, больше доходов, больше влияния, что дает возможность в дальнейшем, используя это влияние, выходить на более выгодные переговорные позиции. Вполне нормальная политика для одной крысы из многих, запертых в банке, – сожрать остальных крыс, тем более что это сильнейшая в регионе группировка», — отметил он.
По словам Геворга Мирзаяна, есть несколько путей отражения этой атаки. «Во-первых, это турецкое вторжение в Идлиб, во-вторых, переправка туда протурецких сил из северной Сирии, однако для этого необходимо пробить коридор в Идлиб, то есть разгромить афринских курдов, на что не дадут разрешение американцы. Третий вариант – договор Анкары, Москвы, Тегерана и Дамаска о совместном ударе по «ан-Нусре» с последующим разделом провинции. Такие разговоры уже идут, есть карты, на которых указано, как будет разделен Идлиб. Де-факто без внешней интервенции в Идлибе никто не сможет остановить «ан-Нусру» от того, чтобы взять под контроль значительные территории провинции», — выразил уверенность политолог.
При этом он обратил внимание, что даже полный захват Идлиба не остановит мирный процесс в Сирии. «Потеря Идлиба – это потеря, в основном, для Турции, ведь именно Турция отвечает за эту зону деэскалации. Для Асада сейчас главное, чтобы с Идлиба не шли нападения на контролируемые Дамаском территории, дабы он мог спокойно воевать с «Исламское государство Ирака и Леванта»(ИГИЛ). На самом деле, для Асада со стратегической точки зрения даже выгодно, чтобы Идлиб контролировала «ан-Нусра», ведь эта группировка не договороспособна. Асад не хочет договариваться с оппозицией в Идлибе, и если там будет не протурецкая оппозиция, а боевики, Асад констатирует, что договариваться там не с кем и начнет военную операцию, в которой мы и Тегеран будем ему помогать – тогда он получит Идлиб без каких-либо уступок», — заключил Геворг Мирзаян.