Курдистан: Некоторые события минувшего года

Курдистан: Некоторые события минувшего года

 

Северный Курдистан (Турция)
Подводя некоторые итоги 2013 года можно отметить,

что в целом для курдского народа год оказался успешным. Единственным значимым событием, омрачившим минувший год, стало убийство трех курдских активисток,  Сакины Джансыз, Лейлы Шайлемез и Фидан Доган,  в Курдском информационном центре в Париже.

Заявление курдского лидера Абдуллы Оджалана о прекращении вооруженного противостояния, выводе партизанских отрядов из Турции и активизации политической борьбы, зачитанное в неофициальной столице Курдистана – Амеде  — во время празднования Науроза, ознаменовало новую веху в истории курдского освободительного движения: переход от вооруженной борьбы к борьбе политической. С этого момента в Турции начался процесс переосмысления личности Абдуллы Оджалана, а также событий, произошедших в стране за минувшие десятилетия, что, конечно же, положительно сказалось на постепенном понимании значимости усилий курдского лидера по мирному урегулированию проблемы курдов в Турции.

Вслед за этим событием в Турции началась череда внутри- и внешнеполитических потрясений: протестное движение в стамбульском парке Гези, обострение отношений с соседями на фоне провальной внешней политики турецкого внешнеполитического ведомства, коррупционный скандал с участием высокопоставленных чиновников, противостояние между правительством Эрдогана и движением проживающего в США проповедника Фетуллаха Гюлена – всё это обнажило несостоятельность турецкого управленческого аппарата и навело общественность на мысль о необходимости проведения кардинальных изменений. Правда,  у каждой политической силы страны – свое видение  решения  накопившихся проблем.

Правящая Партия справедливости и развития настаивает на продолжении проводимой ею политики и видит выход из ситуации в проведении чистки государственного аппарата от «внедренных из-за океана элементов» – реакция вполне естественная для правящей турецкой элиты, ищущей в аналогичных ситуациях причину своих неудач в происках внешних врагов. Курдская политика ПСР, преследующая тактические цели, также не сулит ничего хорошего ни курдам, ни другим народам Турции. Казалось бы, осуществленные ПСР реформы должны были бы вызвать у курдского народа благодарность, но абсолютное большинство изменений, внесенных в турецкое законодательство, носит косметический характер и не имеет ничего общего с намерением решить проблему бесправного положения курдов и других народов  страны. Курды хорошо понимают, что единственная задача ПСР заключается в затягивании решения курдской проблемы на максимально возможный срок, заставляя их оставаться в состоянии бесконечного ожидания, которое со временем должно привести к спаду курдского демократического движения.

Народно-республиканская партия Турции  и Партия националистического движения  так и не смогли приспособиться к веяниям нового времени и преодолеть доминирующие в их партийной идеологии узкие националистические настроения. Позиция НРП не сильно отличается от позиции ПСР, а ПНД выступает за принятие более радикальных мер в отношении курдов.

В ответ на такое отношение курды разворачивают широкую политическую деятельность в Западной Турции, начиная поиск сторонников идеи трансформации централизованной модели государственного управления в модель демократического самоуправления, которая пока еще воспринимается турецкой общественностью как федеративная модель государственного управления. Однако процесс запущен и прокурдски настроенные силы уже создали в Турции Демократическую партию народов, призванную объединить все демократические силы Турции и содействовать преобразовании Турции в светскую и действительно демократическую страну, признающую плюрализм и равенство прав и свобод всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.

В преддверие  муниципальных и парламентских выборов политическая стратегия возглавляемых курдским движением демократических сил такова: участие во всеобщих выборах в местные органы власти в курдских (восточных и юго-восточных) провинциях Турции будет осуществляться под эгидой  курдской Партии мира и демократии, в турецких (западных) провинциях – под эгидой Демократической партии народов; стремясь  избежать  раздела голосов на парламентских выборах и преодоления избирательного барьера участие в выборах будет осуществляться под эгидой ДПН, а прошедшие в Меджлисе  депутаты сформируют две фракции: фракцию ДПН, представляющую интересы западной части Турции и фракцию ПМД, представляющую Восток Турции.

Согласно имеющимся на сегодняшний день данным,  на предстоящих 30 марта 2014 года муниципальных выборах сделано единовременное исключение: в средиземноморской провинции Мерсин кандидатов в местные органы власти выставит Партия мира и демократии, а в курдских провинциях Мараш (Кахраманмараш) и Малатья – Демократическая партия народов. Подобное исключение из правил можно объяснить следующим образом: населенный курдами  Мерсин тяготеет к Курдистану, тогда как в сильно ассимилированных курдских провинциях Мараш и Малатья консолидация сил становится возможной на основе не этнокультурного единства, а общности политических взглядов. Принесет ли это решение плоды, время покажет.

Западный Курдистан (Сирия)

Другим важным событием  политической жизни курдского народа стало закрепление отвоеванных позиций в ходе военного противостояния в Сирии. Минувший 2013 год стал годом расширения зоны влияния временной курдской администрации Сирии за счет освобождения территорий Западного Курдистана от экстремистских группировок  «Джабхат ан-Нусра» и «Исламское государство Ирака и Леванта». К настоящему времени большая часть курдских территорий освобождена, нерешенным остается вопрос  территорий, называемых «арабским поясом» — в прошлом искусственно созданных  сирийскими властями для раздробления географической целостности  Сирийского Курдистана и насильственной ассимиляции курдского народа. В настоящее время на территориях, называемых «арабским поясом», этнический баланс нарушен в сторону уменьшения численности курдского этноса, что, в свою очередь, облегчило задачу радикальных исламистов по захвату этих территорий. Однако бои курдских отрядов народной обороны за освобождение населенных пунктов, входящих в зону «пояса», продолжаются. Судьбу этих земель предопределят итоги военного противостояния между курдскими ополченцами и дислоцировавшими там экстремистскими группировками, а также желанием местного населения присоединиться к процессу строительства Рожава – Западного Курдистана.
Пока мировое сообщество было сконцентрировано на созыве  международной мирной конференции «Женева-2», курды с оружием в руках защищали свои города и села от нападений экстремистов; в то время, как западный мир, за исключением России, выступал против самостоятельного участия курдов в женевской конференции и «искал пути урегулирования сирийского кризиса», курды вели активную работу по подготовке к провозглашению курдского автономии; когда окончательно стало известно, что  курдский вопрос не будет включен в повестку «Женевы-2», курды в Сирии объявили о создании автономных регионов.

21 января 2014 года,  за день до начала конференции в  Женеве,  о самоуправлении заявил регион Джизире, 27 января 2014 года – регион Кобани и 29 января 2014 года – региона Африн, которые теперь называются по швейцарскому образцу «кантонами». Административным центром кантона Джизире стал город Амуде, административными центрами кантонов Кобани и Африн стали города Кобани и Африн. Официальными языками новообразованных кантонов объявлены курдский, арабский и ассирийский.
В настоящее время на территории каждого кантона действуют правоохранительные и судебные органы и идет подготовка по созданию Конституционного суда, который будет включать  7 судей – как это было прописано в Общественном  договоре (Конституции), разработанном  временным Законодательным советом Западного Курдистана 6 января 2014 года. В Конституции Западного Курдистана также прописано, что Рожава состоит из трёх самоуправляемых кантонов: Джизире, Кобани и Африн.
Следует отметить, что система народного самоуправления была построена не сразу, а создавалась на протяжении двух лет. В создании этой системы наряду с курдами принимают участие и другие этносы, проживающие на территории Сирийского Курдистана – арабы, ассирийцы, армяне и другие. Многие трудности удалось преодолеть, но впереди огромная работа по строительству полноценной автономии. Первоначально  местное арабское население, находящееся под сильным влиянием правящего баасистского режима, неохотно шло на союз с курдами, считая, что те выступают за распад страны, но по мере того, как курдская администрация стала претворять в жизнь разработанные ею проекты,  арабы  начали  понимать суть намерений курдов и присоединились к строительству демократического самоуправления.

В настоящее время общими усилиями в каждом кантоне сформирован временный парламент, называемый Законодательным советом, в составе  101 депутата и возглавляемый двумя спикерами – сопредседателями (согласно предложенной Абдуллой Оджаланом концепции строительства демократического самоуправления в Курдистане, управление во всех органах и уровнях должно быть организовано по принципу двуначалия и осуществляться сопредседателями – мужчиной и женщиной). В парламенте созданы профильные комитеты.

Временным парламентом сформировано правительство, состоящее из 22 управлений (министерств) и учреждена должность главы кабинета министров (премьер-министра).
Кантоны западного Курдистана состоят из следующих управлений (министерств):

1) Управление по внешним связям;

2) Управление внутренних дел;

3) Управление юстиции;

4) Управление по делам местного самоуправления и градостроительства;

5) Управление финансов;

6) Управление образования;

7) Управление сельского хозяйства;

8) Управление торговли и экономики;

9) Управление внутренней торговли;

10) Управление помощи семьям  погибших;

11) Управление культуры;

12) Управление транспорта;

13) Управление информации;

14) Управление по делам спорта и молодежи;

15) Управление окружающей среды и туризма;

16) Управление по делам религий;

17) Управление по делам женщин и семьи;

18) Управление по правам человека;

19) Управление обороны;

20) Управление энергетики и природных ресурсов;

21) Управление труда и занятости населения;

22) Управление здравоохранения.

Инициаторы создания курдской автономии в Сирии перед провозглашением самоуправления огласили резолюцию, где изложили свою позицию следующим образом: “Создание самоуправления ни в коей мере не угрожает территориальной целостности Сирии и безопасности соседних стран. В данный момент  временная администрация  проводит работу по созданию гражданских институтов, а также институтов обеспечения безопасности. В целях преодоления негативных последствий эмбарго начнутся работы по обеспечению экономических, культурных, социальных и иных потребностей граждан. Также будут приняты меры по обеспечению безопасности граждан от вооруженных нападений экстремистских группировок, связанных с «Аль-Каидой». Начнется подготовительная работа по проведению демократических выборов с участием независимых наблюдателей».

В течение четырех месяцев со дня провозглашения регионального самоуправления на территории Западного Курдистана будут организованы первые прямые парламентские выборы, на которых каждый кантон сформирует свой постоянный региональный парламент, состоящий из 101 народного избранника (депутата). Но проведению региональных парламентских выборов предшествует решение таких сложных задач,  как определение административной границы кантонов, проведение переписи населения, составление списка избирателей и других вопросов, необходимых для организации полноценных парламентских выборов. Спикером регионального парламента кантона Джизире уже было заявлено, что в случае необходимости срок проведения региональных парламентских выборов будет перенесен на более поздний срок.
Вопрос о создании парламента Западного Курдистана, формировании правительства, избрание его президента и премьер -министра будут решены на последующем этапе построения демократического самоуправления.
Курды создают собственную модель управления и рассчитывают, что предлагаемая ими модель общественной самоорганизации будет претворена в жизнь не только в регионах Сирии, но в отдалённой перспективе на всем многонациональном и многоконфессиональном Ближнем Востоке. Возможно ли это? Если посмотреть на силу воли курдского народа, его уверенность в своей правоте и взять с него пример, то можно дать однозначный ответ: «Возможно!».  

Если сильно захотеть и стремиться к цели, нет ничего невозможного!

Фархат ПАТИЕВ, Председатель Федеральной национально-культурной
автономии курдов Российской Федерации, член Совета при Президенте Российской Федерации  по межнациональным отношениям, член Национального конгресса Курдистана

Продолжение следует

Газета «Свободный Курдистан» № 2

 

 

 

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/m6156

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях