Как сообщает «BasNews», Хайдар Мохаммадзаде, иранский политзаключенный, курд по национальности,
в настоящее время отбывающий 20-летний срок заключения, переведен в одиночную камеру. Правозащитники опасаются, что это может свидетельствовать о предстоящей казни.
Хайдар Мохаммадзаде, член курдской политической партии «Комала», осужденный по обвинению в «muharibih» («богоотступничестве»), был арестован в 2005 году в своем родном селе Мирвабанд, недалеко от города Букан на западе провинции Хузестан. В 2010 году арест Х. Мохаммадзаде привлек внимание международных СМИ, после чего узника начали подвергать психологическому давлению, угрозам и допросам. Иранское отделение международной организации International Human Rights Day сообщило, что в марте 2010 иранская разведка обвинила Х. Мохаммадзаде в связях с западными СМИ.
Активисты утверждают, что адвокат Мохаммадзаде не имел возможности ознакомиться с делом своего подзащитного и не присутствовал при оглашении приговора.
Решение суда было обжаловано, однако Х. Мохаммадзаде был приговорен к смертной казни. В дальнейшем под давлением международной общественности смертная казнь была заменена двадцатью годами лишения свободы.
Правозащитная организация «Amnesty International» сообщает: «В настоящее время неясно, сможет ли ответчик воспользоваться правом на апелляцию в отношении данного решения суда и приговора, несмотря на требование, гласящее, что «каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на апелляцию, и приговор должен быть пересмотрен вышестоящей судебной инстанцией в соответствии с законом». Казалось бы, что в упомянутых обстоятельствах ответчик может настаивать на внеочередном рассмотрении своего случая, но глава судебной власти может отказать в таком запросе, и в подобных случаях нет никакой возможности предотвратить казнь, если смертный приговор подписан главой судебной власти.»
Международные правозащитные организации отмечают, что Тегеран неоднократно расправлялся с политическими заключенными.
Эхсан Фатахиан, курдский активист, приговоренный иранским судом к 10-ти годам заключения, после подачи апелляции был приговорен к смерти и казнен в 2009 году в возрасте 28 лет.
Казнены также курдские политзаключенные Фарзад Камангар (32 года), Фасих Ясмани (28 лет) и ряд других. Всем им было предъявлено обвинение в «богоотступничестве».
В настоящее время в иранской тюрьме находится арестованный в то же время Мохаммад Амин Абдуллахи, которому было предъявлено аналогичное обвинение, и курдский журналист Мухаммад Седик Кабоудванд, в 2007 году приговоренный к 11-летнему тюремному заключению за «нарушение» многочисленных законов, включая «действия против национальной безопасности» и «широкое распространение сведений, направленных против системы».
Протесты международной общественности и правозащитных организаций спасли курдских политзаключенных от казни.