Феномен курдского кино – программа курдского кино на XXXVII Московском кинофестивале

Феномен курдского кино – программа курдского кино на XXXVII Московском кинофестивале

Немецкий режиссер Райнер Вернер Фассбиндер в свое время отмечал, что всякое кино является национальным по своей сути, поскольку несет на себе отпечаток ментальности и исторической памяти народа, взгляды и чувства своих создателей, а актуальные национальные проблемы, затронутые в фильмах, вписываются фильмами в общий международный культурный контекст. Курдское кино по праву может относиться к такому типу искусства.

В последние несколько десятилетий курды стали неотделимой частью и западно-европейской культуры благодаря начавшейся в 60-ые годы XX века миграции этого народа в такие страны, как Германия, Франция, Швеция, Италия. Безусловно, курдское кино и курдская культура вписаны теперь и в исторический контекст стран Западной Европы.

Так в Париже в 1984 г. при участии турецкого режиссера Йылмаза Гюнея был создан Курдский исследовательский институт. Это позволило европейской общественности понять, что курды – это не только лишь “сепаратисты и беженцы”, как рисовали представителей этого народа многие СМИ, но и носители высокой культуры, в том числе и визуальной.

Первый курдский фильм был снят в Армении в 1926 году. Этот немой фильм назывался “Зара” и повествовал о несчастной любви в условиях феодального курдского общества. Что касается Турции, то до 1991 года использование слова “курд” в кинематографе Турции запрещалось: это было связано с опасениями властей относительно возможной пропаганды курдского сепаратизма в обществе. Тем не менее, фильм-путешествие “Дорога” уже упоминавшегося Йылмаза Гюнея, снимавшийся непосредственно в условиях реакции, наступившей в стране после военного переворота 1980 года, стал мощным политическим прорывом поэзии курдской самобытности на экраны мировых кинофестивалей. (Сам режиссер находился при этом в турецкой тюрьме, а фильм снимался по его раскадровкам). Фильм “Дорога” был удостоен “Золотой пальмовой ветви” Каннского фестиваля в 1982 году.

К курдскому национальному кинематографу принадлежит и талантливый Бахман Гобади – яркий представитель мистического реализма в кинематографе, чьи фильмы (“Полумесяц”, “И черепахи умеют летать” и др) становились лауреатами престижных фестивалей последних лет. В нынешней программе представлены фильмы “новой волны” курдского кино, которые вышли на экраны за последние 2 года. Эти фильмы были сняты как в Иракском и Иранском Курдистане, а также в странах Западной Европы курдскими режиссерами. Программа современного курдского кино проводится в России впервые.

В рамках Московского кинофестиваля проводится программа курдского кино. В кинотеатре “Октябрь” будут показаны фильмы:

“Воспоминания в камне” (Ирак), (20.июня, зал № 9 в 22-30, 23 июня, зал № 8, в 14-30)

“Пицца и финики” (Италия) (20 июня, зал № 6, в 16-00, 21.июня, зал № 6 в 15-30, 25 июня, зал № 10 в 19:30),

“Сироты” (Ирак) (21 июня, зал № 6 в 20-00, 22 июня, зал № 4 в 15-15)

“Женщина моей жизни” (Болгария). (22 июня, зал № 8 в 16-15, 25 июня, зал № 4 в 14-00).

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/UQaII

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях