Уважаемые читатели!
Предлагаем вашему вниманию интервью с Евгением Яновичем Сатановским специально для «KurdPress.ru»
Ситуация на юго-востоке Турции напоминает гражданскую войну. Общественная жизнь замерла. Школы закрыты. Введен комендантский час, якобы для защиты мирного населения. Насколько все это сообразуется с принципами правового государства?
Эксперт по Ближнему Востоку, Сатановский Евгений Янович, в нашем интервью ответил на этот вопрос коротко: «Ни на сколько. Нет там правового государства. Он меняет свои элиты как перчатки. Несмотря на расправы, которые демонстрирует турецкий режим, Эрдоган расстреливает не всех. Однако к курдам это не относится».
Также он отметил, что боевые действия, которые Турция возобновила в Северном Курдистане, связаны с желанием Эрдогана расширить зону своего влияния и вытеснить курдов. Курды же в сложившейся ситуации должны взять ситуацию под свой контроль и ни на кого не надеяться.
Корр.: Почему западные СМИ и, к сожалению, в последнее время российские публикуют мало информации о ситуации в курдских регионах Турции?
Сатановский: Во-первых, никому нет дела до курдов. Однако у самих курдов есть некоторые надежды на западный мир. Во-вторых, пока ситуация не будет переломлена самими курдами, никто за них ничего делать не будет. Мир циничен, и это относится абсолютно ко всем. В рамках того, что кому-то курдов необходимо поддерживать, они будут поддержаны. Вот сейчас Иран начал вести переговоры с курдами. Определенные отношения существуют у Российской Федерации, но публичность этих отношений зависит от потребностей российской внешней политики. В этом нет ничего странного? Так было всегда: и с армянами, и с евреями. Что, было как-то иначе? Можно подумать, что геноцид армян кто-то вообще заметил в тот момент, когда он был совершён, а геноцид евреев разве кому-то был бы интересен, если бы не нужно было бы давить на Германию? А геноцидов, которые никому вообще не интересны, еще больше на планете. И их более, чем достаточно. Ситуация с турками и курдами не новая. И она будет существовать до того момента, пока курды сами не добьются либо создания своего государства, если они его хотят, и они тогда должны быть в состоянии его построить, либо тот уровень автономии, которую Турция не сможет им не дать. Никто за курдов не будет биться на дипломатических аренах. Возможно это сделают отдельно взятые люди, но их мало и интереса к этому весьма мало.
Корр.: Ситуация в Сирии становится более опасной и непредсказуемой. В конфликт втягивается все больше игроков. Не беспокоит ли вас то, что этот конфликт перерастет в третью мировую войну? Или это уже начало третьей мировой?
Сатановский: Везде ситуация опасная и непредсказуемая. Это сложнейшая игра, в которой каждый игрок добивается необходимых для него результатов. Третья мировая война давно закончилась. Холодная война, в рамках которой Советский Союз самораспустился, и была третьей мировой войной.
Пока войной сегодня является война исламистов против нас всех. А третья она с половиной или четвертая — это уже большой вопрос.
Корр.: Почему во время подготовки по урегулированию сирийской проблемы каждый раз, под любым предлогом игнорируются интересы курдов?
Сатановский: Наверное, потому, что интересы курдов никого не интересуют. Никто, никогда никаких обещаний, данных кому-бы то ни было, выполнять не будет. Обещания Курдистана были даны курдам в рамках Севрского договора. Скоро сто лет пройдет. Кого это интересует? Кто это вспоминает?
Корр.: Почему для Эрдогана так важна Сирия? Каковы истинные цели Турции в сирийском конфликте?
Сатановский: Во-первых, Эрдогану важна Сирия, исходя из восстановления, по его пониманию, контроля над теми окраинами турецкой империи, которые оказались за пределами Турции. Над территориями, где живут туркоманы, где расположены Мосул, Алеппо, Ракка, которые он вообще считает территориями Турции. Его волнует его место в истории. А это место дрейфует от позиции оттоманского султана к лидеру всего суниитского мира, а иногда и всего тюркского мира. И в этом плане Сирия для него такой же объект воздействия, как Ирак или, кстати, как Ливия, бывшая провинция оттоманской эпохи.
Это Турция. Эрдоган хочет делать там то, что он хочет, а не то, что может, исходя из международного законодательства. Он не видит в государственных границах границ. Он намеренно их перекраивает. И в этом плане в Сирии сложилось многое. И его идея фикс о сбрасывании алавитского режима и введении во власть подконтрольных ему, Эрдогану, братьев-мусульман, и идея о том, что пройдут трубопроводы через бывшую, к тому времени, Сирию, с Аравийского полуострова на Турцию, затем на Европу.
И личные амбиции Эрдогана. Безумные даже по ближневосточным меркам.
Корр.: Предсказать дальнейшие шаги потерявшего над собой контроль Эрдогана довольно сложно. Сейчас всех волнует вопрос: как будут дальше развиваться отношения между Россией и Турцией?
Сатановский: Никто этого не знает. Эрдоган непредсказуем.
Наталья Паладий, корреспондент «Фрат Ньюз»