Что мешает эздианам, быть едиными?

Что мешает эздианам, быть едиными?

(Интервью сайта Amida Kurd (Швеция) с курдским исследователем, писателем и публицистом Азизом Мамояном (Азиз э Джаво)… ) 

I

 

Amida Kurd: Здравствуйте, Азиз Джавоевич!

Азиз э Джаво: Добрый день!

Amida Kurd: Спасибо за то, что согласились дать нам интервью. Как мы и договаривались раньше, мы сегодня хотели бы с Вами говорит об этно-конфессиональном сообществе эздиан, о тех проблемах, которые стоят на пути становления единства в этом обществе, о предпосылках и причинах их возникновения.

Начнём свой разговор с Вашей несостоявшейся поездки в Шангал (Синджар)

В декабре прошлого года в Шангале должна была состояться конференция, посвящённая проблемам эздиан и эздианства, и вы должны были принимать участие в работе этого форума…

В своей статье «У ворот сулейманийского аэропорта и…» вы уже написали о своей прервавшейся командировке (http://kurdistan.today/u-vorot-sulejmanijskogo-aeroporta-i/43173/ )

Конечно, такое неожиданное развитие событий само по себе представляет определённый интерес, однако оно является темой другого разговора и, потом, Вы уже об этом написали в своей упомянутой выше статье …

В этой статье, однако, привлекает внимание и другая информация. Вы пишете, что, когда вы собирались поехать в Московский аэропорт, чтобы оттуда вылететь в Сулеймание, по телевидению было передано сообщение об авианалётах турецких ВВС на Шангал и лагерь беженцев имени Ростама Джуди в Махмуре (Южная, иракская часть Курдистана, – пер.). Также сообщалось, что в результате этих авианалётов имелись погибшие и раненые…

Итак, потом не было никакой информации о том, состоялась эта конференция или нет. Интересно, почему?

Азиз э Джаво: На самом деле нет конкретных сведений – полная тишина! …

У нас пока не появилось никакой информации… Этот регион является ареной боевых действий, а фашистский режим Эрдогана, как известно, свирепеет, и никто не может предугадать, когда и где ещё они совершат такие варварские акции… Хорошо известно, как Зеки Шенгали стал жертвой подобного авианалёта турецких ВВС. По всей видимости, проведение этой конференции отложили в целях безопасности и ведутся подготовительные работы, чтобы её провести в другое время в более безопасном месте…

AmidaKurd: Понятно…, спасибо!

А теперь наш главный вопрос. Обратите внимание: проводится столько собраний, конференций, симпозиумов и других форумов, много говорят и пишут об актах геноцида против эздиан и о существующих в этом обществе проблемах, организовывают столько специальных программ на радио и телевидении, однако

число проблем день за днём только увеличиваются…

Интересно, если эти авианалёты турецких ВВС на Шенгал не имели бы места быть, и эта конференция состоялась бы, и, если бы в Автономном регионе Южного Курдистана Вам не препятствовали доехать до Шенгала, и если бы Вы смогли принять участие в работе этого форума, как бы вы представили эти проблемы, какие пути решения Вы бы предлагали для их разрешения?

Азиз э Джаво: … Логичный и ожидаемый вопрос в данной ситуации, и на него существует столь же логичный ответ!

Знаете, по моему видению, всевозможные конференции, симпозиумы, собрания, семинары и другие форумы, посвящённые вопросам безопасности общества и физической защите граждан, крайне важны! Также важна та работа, которая ведётся в направления самоорганизации общества. Однако все они будут однобокими и недостаточными для достижения желаемых результатов, если внутренние проблемы общества и причины их возникновения не будут выявлены и научно не будут осмыслены… И этот путь крайне важен для решения существующих проблем в обществе эздиан и сохранения эздианства вообще. Логика развития процессов подсказывает, что такой путь может и должен быть результативным!

Вы спросите – почему?

Пожалуйста, и на это есть логический ответ!

– Да, правда, что эздиане пережили акты геноцида, и сегодня существует опасность повторения этой трагедии. Потому мы и должны всей нацией (повторяю – всей нацией!) объединяться, создавать общенациональный руководящий- координирующий центр, общенациональную силу (имею виду не только вооружённую!) и защищать свой народ и свою землю… Только одна часть не сможет самостоятельно получить желаемых результатов и, в конечном итоге, достичь главной цели – спасти общество эздиан (как и весь курдский народ!) от уничтожения или исчезновения (кто как хочет, пусть так и прочитает!) … Так как уничтожение бывает не только физическим!

И, чтобы сохранить для будущих поколений эту часть курдской исторической цивилизации, мы, как нация, должны посмотреть на проблему с разных сторон и действовать комплексно.

Сегодня на этом пути самым большим препятствием является та неразбериха, которая присутствует в самом понимании (или же непонимании!) эздиантсва – как религии!

И поэтому сегодня существует реальная опасность, которой не в силу противостоять ничто, кроме научного объяснения и понимания сути этой древней религии курдского народа, на основе которой и образовалось этно-конфессиональное общество эздиан. Если удастся довести до народа настоящую суть этой основы, тогда можно будет надеяться на то, что процесс деградации и разложения этого уникального общества и его религии будет минимизирован!

Что я имею в виду? То, что сегодня так стремительно развиваются процессы разрушения духовного мира эздиан и основ эздианства, в результате чего каждый день безвозвратно уничтожается какая-то частица этого уникального вероисповедания. И главной причиной всего этого является всеобщая религиозная неграмотность. И всё, что сегодня творится, в совокупности опаснее нашествия ИГИЛ… Такая атмосфера и становится «благотворной» основой для того, что некоторые представители эздианского духовенства пошли на поводу внешних сил и дезориентировали народ.

Такая ситуация является самой большой опасностью для эздианства!

Amida Kurd: Вы правы, но разве существуют в мире народы, среди которых преобладала бы абсолютная религиозная грамотность?

Азиз э Джаво: Конечно нет! Нет народа, в котором существует стопроцентная религиозная грамотность. Но другие народы имеют свои религиозные структуры: церкви, мечети, синагоги и пр… У них есть священнослужители, которые имеют определённое духовное образование, основная часть прихожан хотя бы на начальном уровне знает основы своей религии, знает её каноны и догмы, у них существуют священные книги разного формата.

А у нас, эздиан?

У нас даже название нашей религии подменяли, вместо него к нам прилепили другое название, и наш народ безмолвно всё это принимал! Откуда всё это идёт? Разве причиной этого не является религиозная неграмотность? Если бы сами приверженцы эздианства имели хотя бы самое элементарное представление о своей религии, разве всё это так просто принимал бы?

Конечно нет!

И здесь вопрос названия самой религии очень важен; судьба каждого человека, отдельной группы людей, организации, даже целого народа связана с его именем. Буквально всё – и прошлое, и настоящее, и будущее! Ещё великий древний китайский мыслитель Конфуций (551 г. – 479 г. до н. э) отметил этот момент. По его мнению, … если чьё-то имя будет подменено другим словом, то оно (слово) уже оторвано от настоящей основы, и тогда в его жизни всё перепутается, и он не сможет в дальнейшем иметь соответственное развитие!

А национальный лидер курдского народа Абдулла Оджалан по этому вопросу говорит: «Если отняли у тебя имя, значит, лишили тебя всего, и ты уже не ты!» Данные слова были сказаны по-другому поводу, но они вполне соответствуют нынешнему положению эздиан и эздианства!

Совершился исторический подлог! Подменили название вероисповедания и этно-конфессионального общества, образованного на его основе, а никто из членов этого общества не реагирует на это!? Как такое может быть? Как человек может до такой степени поддаться самозабвению или в беспамятстве впасть в летаргический сон? Уму непостижимо!

Посмотрите, если, скажем, кто-то вместо слово турок используетктур’, вместо слово арабабра, вместоперспрес’, вместо армяниняриман, вместо грузиннизгру и др., то представители этих народов тут же смущённо посмотрят на него и угрюмо выскажут своё возмущение, словом, дадут ему отпор! И такая реакция будет естественной и нормальной, так как в вопросе защиты своих национальных ценностей они будут правы!

…А наши представители эздианского общества?

Обратите внимание, как некие чужеродные элементы проникли в общество эздиан и постепенно, шаг за шагом, подменили название их древней религии, к ним прилепили другое название, этим именем придали этой религии чужеродное содержание, изменили философскую основу её вероисповедания и все её духовные ценности, и постепенно приучили к ним эздиан (опять же, шаг за шагом, постепенно!), и заставили эздиан забыть основу своей национальной религии, в том числе её философию, вероучение, мировоззрение и все древние святыни… И эздиане тихо-молча, беспрекословно всё это принимали.

Тут вопрос в чём?

Вопрос касается двух форм, близких по звучанию, слов: “ÊZDΔ (эзди) и “ÊZÎDΔ(эзиди – отсюда и распространённые слова: езиди и езидизм!), использующиеся в качестве названия эздианства. Однако, и в научной, и в публицистической литературе стало своего рода «традицией» эту древнюю религию курдского народа называть езидизмом… И соответственно, вся терминология, связанная с религиозной философией, вероучением и пантеоном святых данной религии, были подменены.

Как в своих статьях, так и в своей книге «Эздианство: где надо искать правду о нём» (“Êzdîtî: divê mirov rastîya wê li ku bigere”) я рассмотрел эту тему и научно объяснили всю разницу между этими двумя терминами и связанными с ними понятиями.

Смотрите, слово Эзди в курдском языке является одним из имён Бога. В эзданском вероучении говорится: «Существует тысяча и одно имена Бога, и Эзди одно из имён Бога!». Что это означает? То есть, слово Эзди/Эзда/Эздан означает Бог. Это слово образовалось от словосочетания “Yê ez dayî”, то есть, «Тот, кто меня сотворил/создал», то есть, «Мой создатель/творец». То есть, слово Êzdî/Ezda/ Ezdanозначает Бог!

И исповедующие эту религию называются не езидами (yên êzîdî), а эздианами (yên êzdî). А курдское слово ya/yê êzdî’(эздианин/эздианка) являются производным словом от слово Эзди. Оно образовалось от словосочетания “ya/yê ezdayî, что в переводе означает: богом созданный/божье создание/человек Божий!

Все имена Бога в курдском языке имеют свои значения, и каждое значение исходит от той конкретной функции Бога, которую подчёркивают в этом конкретном контексте. Например, слово Xwedê (Бог) в курдском языке имеет своё конкретное значение. И по этому слову в эздианском вероучении есть конкретное определение: «Бог сотворил вселенную, но никто не сотворил Бога, Бог – само-созданный!» (“Xwedê cîhan sêwirandye, lê hîç kesî Xwedê nesêwirandye – Xwedê xwe da ye!”). … Отсюда и слова: ‘Xweda/Xwedê’ – Бог!

И другое: посмотрите, насколько близки в курдском языке слова Xweda и Xweza (Бог и Природа), точнее, у этих слов одна основа… Потому исторически эздианство так же называли природопоклоннической верой! Вот это и отличает эздианство от других традиционных религий… Никакой святой, или священная личность (пророк) не создал его, оно в течение долгого периода естественным путём, априори образовалось в обществе, и его создателем является сам курдский народ. То есть, эздианство естественным путём образовалось в курдском обществе, жившим в гармонии с природой своей страны – Курдистана.

То есть., эздианство возникло в курдском обществе путём естественного отбора, в природе Курдистана, и все его верования, культы и святыни связаны с землёй этой страны… Наверное поэтому сегодня среди простых курдов-мусульман догмы эздианства, основы его философии познания мира больше сохранились, нежели среди тех эздиан, которые стали езидами-суфиями

Amida Kurd: То есть, эздианство и езидизм не одна и та же религия?

Азиз э Джаво: Именно. И весь вопрос в этом: эздианство (êzdîtî) и езидизм (êzîdîtî) являются разными вероисповеданиями – эздианство есть древняя религия курдского народа, а езидизмтечение ислама (суфизм). Название данного течения происходит от имени одного из халифов мусульманского мира – Езида бен-Муави (Yezidbên-Muewî – bên – Ebu – Sifyanbenî – Omeya), который происходил из Мекки, из арабского племени курейш. Он был дальним родственником пророка Мухаммеда.

Езид (или, как эздиане его называют, султан Эзид) был сыном Моавии бен – Абу – Суфйан (Muewî bên Ebu – Sufyan). До Езида (Йезида) халифат был в руках семьи пророка. И религиоведы-специалисты этой секты, которые известны в обществе езидов, сами же об этом пишут в своих исследованиях… (Об этом подробно изложено в статье: «Значит, эздиане должны стать езидами-суфиями, и эздианство должно быть уничтожено, должно исчезнуть?!…» Я здесь приведу только один отрывок из этой статьи. Это слова Хошанга Броки. Вот, как выражает своё недовольство этот господин: «…Каждый раз, когда кто-то из езидских учёных-исследователей, теологов или же историков говорит истину о Шихади и о периоде шихадизма как о самом важном периоде суфизма в езидской религии (а суфизм тогда не признавал нацию и её границы), так сразу же курдские националисты начинают поднимать тревогу, как будто совершалось преступление».http://kurdistan.today/otvet-na-statyu-xoshanga-broka/17100/).

И, если бы других доказательств даже не было, само существование этой секты – со всей своей структурой, пантеоном, верованиями и религиозной философией, со своими терминами, именами и обрядами, уже говорит о многом… Никто не сможет обмануть тех, кто хоть немного разбирается в истории возникновения разных религий и сведущ в имеющихся основных разницах между этими двумя религиями… А в ответ на вопрос Хошанга Брока: «…как будто совершалось преступление?» – в обществе могут проявляться два отношения: первое, для тех эздиан, в которых до конца не утеряны чувства и осознания эздианства, и которые не хотели бы, чтобы их религия окончательно превратилась в секту исламских суфиев и исчезла, для них, конечно, «…было совершено и сегодня совершается преступление!» (И ещё какое!). И второе, для тех, кто формально находится в лоне эздианства, но уже надел рубаху исламских суфиев и, засучивая рукава, активно подключился к делу исламизации эздианства, для них это является нормальным процессом, потому что в соответствии с этой концепцией должны уничтожаться все основы древней религии курдского народа… А этот процесс представляет неимоверную угрозу самому существованию духовных основ нашего народа и очень опасен!

В своё время в социальных сетях развернулись дискуссии на эту тему, и возникшие вопросы с моей стороны были научно обобщены. В СМИ об этом были публикованы серия статей. В них я постарался предельно доступно довести до читателя правду об этой древней религии курдского народа… А результаты этих научных исследовании потом в общем контексте были опубликованы в нашей упомянутой книге…

Когда всё это рассматриваешь с точки зрения здравого смысла, анализируешь научными методами, то раскрывается реальная картина происходившего. Выясняется, то, что миссионеры от секты исламских суфиев творили и сегодня творят с эздианами и эздианством, это хуже и опаснее нашествий времён Омара Бен Хаттаба (VIIвек н.э.) и современных варварств ИГИЛ/ДАЭШ вместе взятых! И потому у человека в глубине души возникает волна тревоги за судьбу этой уникальной древней религии курдского народа, и он не может сдержать свой крик души…

Пожалуйста, обратите внимание: сегодня все наши организации, общинные центры, СМИ, радио-телевещательные компании спокойно продолжают тот же разрушительный процесс – большинство не сознавая этого, а определённая группа людей этого делает преднамеренно. И те, кто всё это выполняет, и те, кто стоит за ними и управляет ими – все они выполняют заказ определённых внешних сил, чтобы до конца исламизировать эздиан и эздианство… То есть они последовательно уничтожают часть нашей духовной культуры, являющейся основой основ нашей национальной идентичности!

И потому, когда каждый со своей стороны сегодня говорит, что этно-конфессиональная общность эздиан (эздихана, а не эздихан!) должна объединяться, это, мягко говоря, меня удивляет, и я хочу спросить:

– О единстве какой общности эздиан идёт речь? Это единство каким образом может состоится – как и с кем?!

Amida Kurd: Конечно, единство очень важно! Как оно может состояться и как Вы сами его представляете, скажите, пожалуйста?

Азиз э Джаво: Прежде чем приступить к рассмотрению путей достижения единства в обществе эздиан, надо сперва иметь виду, что среди никакой нации нет и не может быть абсолютного единства. Не может быть такого, чтобы все слои, части и группы конкретного народа были абсолютно едиными. Такого в природе не бывает! То есть, говорит об абсолютном единстве беспочвенно! Это одно! И другое: ещё неизвестно, как представители двух разных религий могут объединиться – причём, представители двух религий, учения которых не только в корне отличаются, но и придерживаются противоположных духовных ценностей, норм и принципов.

Конечно, единство является залогом мирного сосуществования любого общества, и оно возможно, если все части общества обоюдно принимают и с уважением относятся к существующим различиям друг друга! Однако в нынешней ситуации, когда процесс исламизации эздианства посредством пропаганды и насаждения мировоззренческих догм и принципов секты суфиев (езидизм) зашел слишком далеко, и для реального единства оставлен только один путь – одна из этих религии должна уйти со сцены истории. И такая участь сегодня определён и ждёт эздианству! Так как, именно это сегодня последовательно претворяется в жизни: приверженцев эздианской религии переводят в лоно исламской секты суфиев. И таким образом постепенно уничтожается эта религия.

Как уже было сказано, в силу того, что среди эздиан царит религиозная неграмотность, все безмолвно следят за этими шарлатанами, которые выполняют заказ внешних сил – часть из них делает этого осознанно, а часть – не имея даже малейшего представления о том, чем он занимается и что творит с религией своих предков!

Обратите внимание, до сих пор говорили, что представителем Бога на земле является Шихади (Шех Ади), а основой основ этой веры и сегодня признаётся «Адиев Дом» (“Mala Adîyan”) … И когда к представителям эздианскиого/езидского духовенства обращаются или приветствуют их, говорят: «Добро пожаловать, тареки из Адиева Дома!» (“T’erêq ji Mala Adîyan li ser ç’avê me r’a hatine!”). Даже некоторые эздиане говорят: «Мы есть адавиды!», то есть, адави – приверженцы веры (Шейха) Ади… То есть Шейх Ади уже прочно занял своё место в повседневной духовной жизни, и многие признали себя представителем его народа. Но после того, как история жизни и проповеднической деятельности Шейха Ади с иллюстрациями была опубликована и стала достоянием общества, когда люди видели фотографии его пантеона в Джуламерге (Хакияри/северная часть Курдистана), узнали правду о нём: что он был религиозным проповедником-философом исламского течения суфизма, сейчас придумали какого-то Шарфадина, и говорят – мы езиды, наша вера шарфадин

И, чтобы навязывать простым прихожанам такое мнение, не только не соответствующее истине, но и далёкое от здравого человеческого разума, прибегли к фальсификациям. Помните, как по телевидению распространяли песнью «Şerfedîn e, Şerfedîne!…» (Шарфадин, Шарфадин!..)? И, если внимательно послушать слова песни, там говорится:

«Şerfedîn e, Şerfedîn e!

Şerfedîn e, ji dînêmin e!..»

То есть:

«Шарфадин, Шарфадин!

Шарфадин – из моей веры! (То есть, единоверный)»

Но те, кто исламизацию эздиан и эздианства сделали целью своей деятельности, взяли и подделали текст этой песни так, чтобы было легко вести в заблуждение непросвещённых слушателей: 

«Şerfedîn e, Şerfedîn e!

Şerfedîn e, dînêmin e!..»

То есть:

«Шарфадин, Шарфадин!

Шарфадин – моя религия!»

И – пошло-поехало!

И никто не задаёт им вопрос: «Постойте, постойте, вы это откуда взяли? Почему вы так легко Шейха Ади предали забвению, даже не упоминаете его имя? Почему? Потому что всплыла вся правда о нём? А теперь всплыла и правда о Шарфадине. В Шангале (Синджар) строили его пантеон – и на самом верху его шпиля установили символ ислама – полумесяц! Интересно, кого ещё они подыщут, чтобы его навязывать бедному народу?»

Но все равно они упорно продолжают искать новые имена в разных исламских сектах! Возникает вопрос – почему? Ведь они вместо того, чтобы там и сям искать чужие имена, их навязывать народу, смогли бы изучить разные исторические источники, нашли бы настоящие первозданные основы эздианства? Почему они этого не делают, потому что некомпетентные или ими двигает совсем другое?

И кроме этого, если эти люди знали, что настоящее имя Шейха Ади было Шарфадином (Шейх Шарфадин!), а имя Ади ему присвоили при выступлении на религиозной службе, интересно, как действовали бы они? … (Об этом написано в статье «Шейх Ади» Фака Хусейна Сагнича // FeqeHuseynSagniç a“Şêx Adî” – http://www.nefel.com/articles/article_print.asp?ArticleNr=1859).

И это ещё не всё! В столице Грузии, городе Тбилиси, от имени эздиан строили храм, и на его шпиле установили символ руки… А что рука символизирует в исламе, хорошо известно (рука дочери пророка Мухаммеда!) … И откуда это всё берёт своё начало? Один из идеологов исламизации эздианства – Пир Дима – открыто говорит, что эздианство не только является религией курманджа-говорящих (даже слово курд не применяет!), что оно также является религией арамео-говорящих и арабо-говорящих.

Вы представляете себе, что это означает?!

На основе какой религии объединяются курманджа-говорящие и арамеа-и арабо-говорящие? Конечно, любой ответит, что речь идет об исламе! И, если даже он курманджа-говорящих и не называет курдами, тогда что остаётся? … Ведь остаётся только один шаг, чтобы все на религиозной основе стали арабами! (Подробно в вышеупомянутой книге – стр. 205 – 2013)

И знаете, что здесь самое опасное?

Смотрите, несмотря на то, что большинство курдов исповедуют ислам, среди них есть приверженцы суннитского и шиитского течения ислама с разными сектами и направлениями, но из них никто не отрицает свою курдскую идентичность. Однако те, о которых мы говорили выше, всеми средствами делают всё, чтобы оторвать эздиан от их национальной основы и, как в нашем народе говорится, сделать их добычей для диких волков!

Возникает вопрос – почему? Вот что необходимо сегодня понять и найти ответ на нём!

Те простые эздиане, которые не знают, что из себя представляет эздианство, до какой-то степени не виноваты. Однако в этой ситуации не слышно ничего и от тех, кто считает себя представителями эздианской интеллигенции, имеют связи с эздианскими центрами, даже среди эздиан их считают знатоками эздианства. Почему? Вместо этого они даже в прессе и социальных сетях выступают с публикациями и постами, которыми больше способствуют этом угрожающему процессу – процессу исламизации эздианства!

Помните, в советские времена шутя говорили: «Всё у них бесплатно, живут они весело!» А зачем им утруждать себя и противостоять этому процессу, когда это их кормит! Не так ли?

Смотрите – для того, чтобы бесследно уничтожать эздианство, открыли настоящий фронт! Однако те, кто хотя бы исходя из своего призвания должны были что-то говорить – у них вокруг полная тишина, они продолжают свою беззаботную жизнь… А где остались их высокопарные слова, сказанные о Шихади и шихадизме? Даже одно время в народе они представлялись адавидами (adewî), то есть последователями (Шейха) Ади, и его имя довели до уровня этнонима. А теперь, когда вышли какие-то люди, как было сказано выше, и непонятно откуда раздобыли имя Шарфадина, они говорят – мы езиды, наша вера шарфадин, эти «адавиды» затаились, и от них ничего не слышно. Никто не поднимает тревогу, не кричит: «Прекратите, хватит издеваться на бедным народом!» … И на самом деле удивительно, с одной стороны у некоторых непросвещённость достигла самого высокого уровня, а с другой стороны те, кто себя считали знатоками и компетентными, не могут ничего противопоставить этому невежеству!

Интересно, кто сегодня должен противостоять этому опасному процессу – продолжению экспансии арабизации Курдистана, которая началась нашествием Омара Бен Хаттаба (VII в. н.э.) и через набеги ИГИЛ дошла до наших дней?!

И, если правильно расценить действия этих определённых людей и организаций, то станет ясным, что они для эздиан и эздианства опаснее упомянутых вооружённых нашествий!

Amida Kurd: Большое спасибо Вам, Азиз Джавоевич, за такую содержательную беседу! Мы наш разговор о проблемах на пути становления единства в обществе эздиан продолжим при следующей встрече…

Азиз Джавоевич: Вам спасибо за интересные вопросы, будем продолжать нашу беседу!

(Продолжение следует) 

Источник: http://www.amidakurd.org/ku/nuce/KELEMÊN_LI_SER_RÊYA_AVAKIRINA_YEKÎTÎYA_ÊZDÎYA

Авторизованный перевод с курдского – Amida Kurd

http://kurdistan.today/chto-meshaet-ezdianam-byt-edinymi-2/50971/

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/pFBe7

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях