Что мешает эздианам, быть едиными?

Что мешает эздианам, быть едиными?

(Интервью сайта Amida Kurd (Швеция) с курдским исследователем, писателем и публицистом Азиз э Джаво)

II

AmidaKurd: Здравствуйте, Азиз Джавоевич!

Азиз э Джаво: Добрый день, приветствую Вас!

AmidaKurd: Если Вам удобно, давайте, продолжим нашу беседу по тем проблемам, которые стоять на пути становления единства в обществе эздиан.

После публикации первой части нашей беседы у нас возникли ещё некоторые вопросы. Потому и, наверное, будет лучше, если мы сначала обсудим их, потом приступим к нашей основной теме.

Азиз э Джаво: Конечно, нет проблем, пожалуйста, я слушаю Вас!

AmîdaKurd: Во всей своей истории эздиане, как и весь курдский народ, постоянно были подвергнуты насилия: их унижали, ограбили, … провели массовые погромы и резни, из-за этого они постепенно потеряли многие особенности своей национальной религии – эздианства…  Потому и, наверное, сегодня не только со стороны самых эздиан, но и со стороны остальных курдов эздианство до конца не было осмыслено. Интересно, такое недопонимание, безразличное отношение и беспечность был и у всех курдов: что у курдов-эздиан, что у курдов-неэздиан?

В сложившейся запутанной и сложной ситуации, когда все проблемы переплетены с интересами отельных «вождей», семей, кланов и организации, иногда кажется, что нет выхода из этого тупика… Интересно, как Вы видите пути решения этих проблем? Вы бы могли, некоторыми пунктами разъяснять главные причины проявления такого отношения, а также пути преодоления этих препятствии на пути становления национального единства?

Азиз э Джаво: Как мне видеться, сегодня на данный вопрос сложно найти однозначного ответа, так как, для возникновения этой проблемы все те факторы, которые Вы перечислили выше, каждый по отдельности и все, вместе взяты, сыграли в этом определённую роль: и личные, и семейные, и клановые, и организационные, и другие интересы, которые и дальше могут возникать в процессе! Но, надо иметь виду, то, что довело до такой трагической ситуации, не возникло ни сегодня и ни вчера, это берёт своё начало из глубины истории, когда на мировой арене появились традиционные религии, когда эти религии со временем приобрели государственный статус и действовали  рука об руки со существующими властями… Но главное, как я уже в первой части нашей беседы отметил, всё началось с арабо-исламской экспансии Омара бен Хаттаба, а остальное, то, что произошёл, или сегодня происходит, всё является результатом этого нашествия и его продолжением: как погромы и геноциды в отношение курдского народа, которые не прекратились столетиями, так и варварские нашествия орд ИГИЛ последнего времени, и в добавок ко всему этому – исламское миссионерство, которое веками выполняло своё чёрное дело среди эздиан и сегодня набирает новые обороты… И в такой ситуации, в течении 1350 лет многие духовные основы и национальные ценности были уничтожены, или утрачены, потому и, если сегодня среди курдов (что – эздиан, что – не-эздиан, нет никакой разницы!) прослеживаются непонимание и неосмысленные эздианской религии, всё это является результатом упомянутого процесса! Также надо иметь виду, этот процесс и сегодня активно продолжается, и те отдельные люди и маленькие группы, о которых я говорил в предыдущей части нашей беседы, являются активными поборниками этого процесса!

Но, самое главное, надо учесть, что эти нашествия со всеми своими варварскими проявлениями направлены не только и не столько против эздианства, как религий. Они направлены против всего курдского народа и его духовных и национальных ценностей… То, что пугает колонизаторов и миссионеров ислама, является то, что, несмотря, курдскому народу уже 1350 лет навязывали ислам, но курды не потеряли ни национальные черты характера, ни духовного облика, ни национальную идентичности!

AmîdaKurd: Знаете, Азиз Джавоевич, Вам не кажется, что надо эздианство не рассмотреть только как религию, в узком понимания этого слова. Надо в корне менять подход к нему. Нам кажется, здесь само слово «религия» не до конца определяет суть вопроса. Мы более чем уверены, что эздианство изначально не было религией, как комплекс мистифицированных представлении об окружающем мире, о природе и её силах. В основе эздианства, как и Вы сами говорили, лежат осмысление естественных, природных процессов и движущих ими сил, и в течение тысячелетнего развития эздианство сформировалось и приобрело тот свой облик, который сохраняется в народе… То есть, эздианство надо рассмотреть не в соответствии сегодняшнего понимания «господствующей религии», а в соответствии тех начальных понятии и основных первопричин, которые легли в основу его формирования, как система веровании. И это не является просто религией, в традиционного понимания этого слова, а представляет из себя философское осмысление жизни…

И лишь потом эта истина и её основы со стороны других народов по разным причинам были переиначены, всему этому был придан неестественный облик, вокруг них были сплетены тысячи мистические мифы и небылицы, являющейся продуктом человеческого воображения и их фантазии. В результате всего этого и появились разные религии. Однако, к сожалению, со временем под влиянием этих процессов, и эта философия жизни во многом подверглась изменениям и отошла от своего первозданного содержания. Скорее, со временем её отчуждали от собственных начальных основ. И потому, чтобы правда восторжествовала и стала доминирующей в осмысления этого вопроса, как нам кажется, надо эздианство рассмотреть не только как религию, в традиционном понимания этого слова, но и как философию жизни, как это проявляется в философии национального лидера курдского народа Абдулы Оджалана. Что Вы скажите по этому поводу?

Азиз э Джаво: Конечно, Вы правы, то что в первой части нашей беседы было сказано (это будет развиваться и дальше в наших беседах!), всё свидетельствует о том, что эта концепция и в дальнейшем получит своё развитие, и соответственно будет осмыслена. Давайте, вспомним отрывок из первой части нашей беседы. Там я отметил, что: «… эздианство в истории так же называли природапоклонной верой! Вот, это и отличает эздианство от других традиционных религии… Никакой святой или священная личность (пророк) не создал его, оно в течение долгого периода естественным путём, априори образовалось в обществе, и его создателем является сам курдский народ. То есть, эздианство естественным путём зарождалось в обществе, жившего в гармонию с природой своей страны – Курдистана.

То есть, эздианмство возникло в курдском обществе путём естественного отбора, в природе Курдистана и все его верования, культы и святыни связаны с землёй Курдистана… Наверное, и потому, сегодня среди простых курдов-мусульман догмы эздианства, основы его философии познания мира больше сохранились, нежели среди тех эздииан, которые со временем превращались в езидов-суфиев…» – И естественно это проявляется в каждой сфере жизни курдского народа, в  национальном сознание, в культуре, в искусстве, и литературе, и в будущем ещё больше проявится… Сегодня нет такая сфера жизни курдского народа, где не были бы следы веровании предков – эздианства или зороастризма.

Если помните, в своей книге «Пророк Заратуштра (Страницы «Потерянной» истории…)» я обратил внимание на этой теме: «И интересно ещё то, что говоря о зороастризме и идеологии национально-освободительного движения, некоторые авторы своё понимание определённых постулатов этого вероучения объясняют идеологией Абдуллы Оджалана…» – Такое восприятие и в отношение эздианства действителен, так как, у эздианства и зороастризма те же основы. И это естественно! Я это подробно объяснял там… (об этом подробно в упомянутой книге: стр. стр. 101 – 108   – https://www.academia.edu/38211603/ ZERDEŞT_PÊXEMBER_RÛPELÊN_DÎROKA_WINDABÛYÎ_…)

AmîdaKurd: Хорошо, спасибо Вам, Азиз Джавоевич, давайте теперь вернёмся к концепцию внутриобщинного единства эздиан. По Вашему видению, какие пути могут быть действенными для достижения реального единства?

Азиз э Джаво: Конечно, пожалуйста! …

Примеры исторической развития разных народов мира подсказывает, что, на самом деле, единство является залогом существования каждого народа – как нация! Однако единство не надо рассмотреть, как нечто техническое – взяли, сошлись и физический собрались, или собирали всех и стали едиными! … Нет, такого не бывает, всё не так просто! Единство может быть, если у народа будет национальная идея, если у него будет вера (не только религиозная, но и вера в национальной идеи!) и, в конечном итоге, если в жизни общества преобладает внутреннее согласие, если общечеловеческие и национальные ценности находятся в гармонии между собою. Вот, при присутствии этих и других условии, а также при их осознания большинством членами общества, и можно говорить об единстве! … И, самое главное, каждый должен знать, для чего и вокруг чего они объединяются. Если всё это у них в голове не проясниться, достичь единства будет сложно!

Тогда Вы спросите – в такой ситуации как поступать, чтобы достигнуть желаемых результатов?

И здесь только есть один путь, и этот путь нельзя пройти за один день или месяц. Даже пройти его за несколько лет не реально. Надо набираться терпением и вести объяснительную-просветительную работу в этом направление – раскрыть глаза народа на правду, осознанно вооружать его национальной идеей (или, идеологией, если хотите!), тогда те, кто находятся на службе завоевателей, прямо на ровном месте останутся голимы, на виду у всех…

Это как принцип – для долгосрочного процесса на пути к национальному единству!

И надо иметь виду, единство отдельной части народа или общины, вне общенационального единства, не может реализовано, и быть гарантированно, так как для его существования в другом месте нет реальное основание, напротив, существующие там условия противопоказаны ей существования. И потому, те, кто стараются, эздиан превратит в езидов-исламских суфиев, их оторвать от национальных корней и национального-духовного пространства, они являются оружием в руках тех сил, которые ищут пути и способы отторжения эздиан от общенационального духовного пространства, чтобы окончательно их ассимилировать – то есть, совершать этно-религиозный геноцид эздиан!..

Обратите внимание, потому и те эздиане, которые выбрали этот опасный путь, отходят от своих национальных корней, выпадают из сферы национальной идеи и легко ассимилируются на чужбине (в частности, в странах бывшего СССР и Европы). И главная причина такого пагубного процесса является недостаток, или (скорее) отсутствие национального самосознания, так как, их «кормят» всякими искажёнными и опасными идеями, будто, эздиане не являются курдами, они являются отдельным народом, и их религия – шарфадинизм (?!)… И те, кто искусственно придумали эту пустую «идею», никак не могут её заполнять смысловым содержанием, и потому у каждого, введённого ими в заблуждение человека возникает справедливый вопрос – если эздиане не являются курдами, тогда где находится их родина? И, чтобы заполнять этот «пробел», на сей раз придумали слово «Эздихан» (?!)… Если помнят читатели, в своё время, ещё в 2015м году в статье: «‘Эздихан’, или ‘эздихана’? Откуда такая путаница?», путём лингвистическо-этимологического анализа курдского слова ‘эздихана’ я дал развёрнутое семантический анализ несостоятельности искусственно созданного слова ‘эздихан’ (подробно об этом –http://kurdistan.today/ ezdixan-ili-ezdixane-ot-kuda-takaya-putanica/19819/ ).

Конечно, те читатели, кто имеют желание и готовы, узнать правду, прочтут эту статью, но я же здесь только скажу, что, если те, кто придумали такое «слово», хотя бы мимолётом были знакомы с эздианством, или же, как в народе говориться, хоть одна волосинка от эздианства была у них, и, главное, если они владели бы курдским языком, разве придумали бы такое позорище?  Если бы те, кто своим НЕЗНАНИЕМ основ курдского языка и эздианской религии придумали такое «слово», не только формально были бы эздианами, но и в обществе эздиан выросли бы (не в обществе езидов-исламских суфиев, о которых говорит Хошанг Брока!), они бы знали, что: «… когда эздиане говорили и сегодня говорят: êzdîxane//эздихане, имели/имеют в виду не место обитания эздиан, а их общество, общину. И, когда говорили êzdîxana serhedê (эздихана Сархада), êzdîxana Ermenîstanê (эздхана Армении), êzdîxana Gurcistanê (эздихана Грузии) или другое, имели виду не место проживания эздиан, а их общины в указанных местах.

И ничего другого!

И, ещё; когда наши предки говорили êzdîxane и misulmanî//эздихане и мусульмани, имели виду две общины (части) курдского народа – курдов-эздиан и курдов-мусульман (эздиане и мусульмане).

Вот, и вся правда!»

Но, как видно, ни у кого нет дело до этой правды, каждый выполняет свою работу: те, кто взяли обязанности, исламизировать-арабизировать эздиан и эздианства, выполняют свои обязательства, а другие, будто не согласны с этими и против них, но, или не сознавая этого, или же преднамеренно «льют воду на их мельницу»!

С другой стороны, то, что они придумали такое слово (Êzdîxan/Êzîdxan”), это косвенное «подтверждает» другое – то, что они говорят: «Езиды не являются курдами!» – правда. И, если они не являются курдами, тогда и не являются эздианами, так как, если они были бы курдами и эздианами, они бы знали значение этого слова и не придумали такое курьёзное «творение» – такого далёкого от нормального человеческого разума (уму не постижимо!) …

Вот, чего надо здесь понять!

И кроме этого, очень важно, что и простые эздиане, и сочувствующие настоящего эздианства, и доброжелатели этого общества, и эздиансткое духовенство, ровно, так и общественные организации, и курдские культурно-просветительские центры и учреждения обратили внимание на данную нелепицу, обсудили эту неразбериху, сложившейся из-за этого и принимали соответствующее решение …

Amida Kurd: Спасибо, Азиз Джавоевич, и с этим разобрались! Теперь понятно. Однако, возникает вопрос: «Разве можно, то, что сегодня происходит, объяснять только внутренней и внешней пропагандой, ведь, как и Вы выше отметили, для возникновения такой ситуации были также объективные предпосылки. Если можно, пожалуйста, объясните нашим читателям более подробно!

Азиз э Джаво: Конечно, можно! С относительной точностью, их можно представить следующим образом:

а) первое: как уже было сказано выше, вся череда трагедии курдского народа началась с арабской-исламской экспансии Омара бен Хаттаба на Курдистан (VII век н.э.); большая часть курдского народа, придерживавшая своим древним верованиям (эздианство, зороастризм и др.!), подверглась невообразимому насилию, огнём и мечом прошли по всей стране: сёла и города придали огню, разрушили, грабили, убивали, повесили людей прямо на улицах и таким образом силой навязывали курдам ислам… И это варварство породило внутренний страх среди курдов, в их душе и памяти насаждалась боязнь и чувство постоянного опасения . И, если у части курдского народа генетическая память и национальное самосознание возбудили внутреннее сопротивление против этого насилия, часть от страха перед физического уничтожения, переживая глубокую психологическую депрессию (упадок духа), не могла до конца определится, а некоторые всё это принимали как рок судьбы и полностью подались течению этого угнетающего процесса.

б) второе: после этих ужасающих событии, курды-эздиане, спасавшейся от резни, нашли себя убежище в пещерах высоких, недоступных горных хребтов и таким образом, спаслись от физического уничтожения; а многие, несмотря, под страха резни принявшие ислам, однако, все ровно, сохранили как многие культурные ценности, обряды и традиции предков, так же определённые основы древних веровании, и всё сделали, чтобы их сохранять и передать следующим поколениям. Они тем самим выработали внутренней иммунитет самосохранения…  Вот, только один из таких примеров: несмотря, в народе только о существования Храма Священного Лалеша знают, но по всему Курдистану, особенно в горных районах, сохранились сотни такие же большие и маленькие храмы, такого же архитектурного стиля. И курды-мусульмане их охраняют, ходят туда, приносят жертвоприношения, молятся… А в некоторых местах, чтобы защищать от посягательств радикальных исламистов, на их шпилей установили исламский символ – полумесяца

Но с приходом Шейха Ади среди эздиан и после реформ, связанные с его именем, уже многие понятия, имена и термины и догмы ислама привнесли в эздианство. И это не сразу происходило. Это был долгим, угнетающим процессом, который и сегодня продолжается… И самое опасное является то, что сегодня большинство эздианские организации и центры, а также СМИ и радио-телекомпании, связанные с ними, со всеми своими ресурсами подключились к этому процессу – как и выше было сказано, некоторые этого делают не осознанно, а не которые – преднамеренно!

в) третье: в своё время вместе с Шейхом Ади среди эздиан появилось и определённое число элементов некурдского происхождения-последователи езидской-исламской секты суфиев. Большинство из них интегрировались в обществе эздиан, свободно общаются на курдском, но сохранив свою езидскую-исламскую веру суфиев, они со временем придавали свой исламский оттенок этому этно-религиозному обществу курдского народа, и стали катализатором в процессе исламизации эздиан

Однако, что интересно, часть из этих арабов до сих пор сохранили свою арабскую идентичность, и говорят – мы езиды по вере, а арабы по национальности! И как пишет Хошанг Брока, они и сегодня говорят на своём дамасском диалекте арабского языка (!?) … Об этом – подробно в моей статье «Значит, эздиане должны стать езидами-суфиями, и эздианство должно быть уничтожено и исчезнуть?!…» – http://kurdistan.today/otvet-na-statyu-xoshanga-broka/17100/

И, как видно, именно эти чужеродные элементы (и те, кто прошли языковую интеграцию, и те, кто сохранили свой дамасский диалект арабского языка!), которые придали эздианскому обществу свои оттенки исламского-софийского езидизма, и сегодня в нём активно продвигают исламскую линию, изнутри переформатируют первозданное эздианство, превращая его в исламскую секту суфиев – езидизм.

В третьей части своей статьи «Экспансия арабизации Курдистана продолжается?» я поместил галерею фотографии, которые послали мне читатели (эти фотографии они взяли из сайта ÊzîdîPrêss!). С этими посланными фотографиями были как комментарии читателей к этим фотографиям, так и некоторые вопросы ко мне. Они там отделили 6 фотографии и выразили своё возмущение:

– Вот, пожалуйста, попробуйте, среди сидящих здесь людей различить эздиан и езидов! – Возмущались они.

Тогда я причины возмущения читателей комментировал так:

– Что можно было сказать по этому поводу? Всё перепутано! … Можно только при решимости возрождения исконно национальных ценностей, разделить настоящих эздиан от чужеродных элементов и спасти их от исчезновения. (Статья в целом была публикована в №№ 31 – 33 газеты “Pênûsa nû” // «Новое перо» – http://www.penusanu. com).

Я здесь размещаю только некоторых из тех фотографии, и пусть читатели сами внимательно посмотрят и попробуют, самим найти свой подходящий ответ на этот вопрос.

В этой же галереи была размешена и другая интересная фотография – эта картина с Саддамом Хусейном, а в качестве надписи на ней призыв этого кровавого диктатора к езидам, на немецком:

Читатели спрашивали: «Эти слова Саддама к кому адресованык эздианам, или к своим езидам

И тогда я в ответ на этот вопрос читателей написал: «Посмотрите, эта старая лиса призывает своих езидов, защищать себя, что в противном случае они исчезнут среди курдов, так как, малочисленные. Почему? Сам Саддам не был простим человеком, под его началом работали многочисленные группы учёных, политологов, священнослужителей, теологов и другие специалисты, разве он не знал кто есть, кто? …

Интересно, те, кто призыв Саддама Хусейна распространяют среди молодёжи курдов-эздиан в Европе, что за люди, и какие цели преследуют?!»

И самое интересное то, что всё это сегодня новоиспечённым миссионерам осталось как наследие, которые последовательно эздиан превращают в езидов-исламских суфиев

В данной ситуации надо стараться понять, осмыслить и объяснять простому народу первопричину всего этого, в противном случае, как в народе говорится, будет трудно, найти лекарство от этих бед.

Amîda Kurd: Спасибо, Азиз Джавоевич, за такое содержательное и доступное объяснение проблемы!

Как нам кажется, когда в основном раскрыта та ситуация, которая преобладает в эздианском обществе, уже можно и в дальнейшем обсуждать пути и методы достижения единства среди эздиан. А об этом мы поговорим при нашей следующей встрече.

Азиз э Джаво: Конечно, наши читатели же в этом промежутке будут иметь возможности, внимательно изучать эти сведения и хорошо осмыслять их …

Amîda Kurd: И если у них возникнут вопросы (а они несомненно возникнут!), тогда они смогут их послать нам по этим электронным адресам:

 

Mahabad Felat: m.felatarda@gmail.com

Азиз э Джаво: mamaziz@yandêx.ru

(Продолжение следует)

Источник: http://www.amidakurd.org/ku/nuce/PIRSGIRÊKÊN_LI_SER_R_ÊYA_AVAKIRINA_YEKÎTÎYA_ÊZDÎYAN_II

Авторизированный перевод с курдского – Amida Kurd

Что мешает эздианам, быть едиными?

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/aWXgd

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях