В интервью информационного агентства «Курдистан сегодня» Мансур Аль-Салум рассказал о роли турецкого государства в усугублении сирийского кризиса и степени его поддержки боевиков ИГИЛ и наемников Джабхат ан-Нусры.— Турецкое государство является одной из основных сил, которые вмешались в сирийский кризис, и теперь пытается узаконить оккупацию сирийской территории под так называемой «поддержкой умеренной оппозиции» и «уменьшением зон напряженности». Как вы оцениваете это?
— Турецкое государство способствовало углублению сирийского кризиса, поддерживая наемников со всех концов земли. Турция открыла свои границы для транзита наемников, доставила оружие и иностранных боевиков, которые были специально обучены в учебных центрах для сирийцев, включая офицеров, отделившихся от сирийского режима. Турция убедила их, что сирийский режим будет свергнут в течение нескольких месяцев. С другой стороны, пока сирийское государство недооценивало масштаб разрастающегося кризиса, наемники разграбили и разрушили инфраструктуру, что позволило им захватить страну. Когда ей не удалось добиться поставленных задач, Турция встала на путь переговоров и компромиссов с Ираном и Россией под лозунгами «снижения зон напряженности» и «поддержки умеренной оппозиции», что позволило ей войти в Идлиб на законном основании и под эгидой международной коалиции по борьбе с терроризмом. Таким образом, Турция пыталась узаконить оккупацию Идлиба, создав впечатление, что она борется с терроризмом.
— Появились многочисленные документы о поддержке и связях Турции с боевиками ИГИЛ и наемниками Джабхат ан-Нусры. Как вы это оцениваете?
— Весь мир знает о связях турецкого государства с Джабхат ан-Нусрой и боевиками ИГИЛ и поддержке, которую оно им оказывает. Турция открыла всю границу для транзита вооруженных групп на сирийскую территорию. Она защищала боевиков ИГИЛ при любой возможности. Даже когда боевики ИГИЛ заявили, что создали государство на территориях между Гре Спи, Кобане и Серекание, турецкое государство не предприняло никаких действий. С приграничных районов они не выпустили ни одной пули. Но когда силы Отрядов народной самообороны Западного Курдистана (ОНСЗК) и Женских отрядов самообороны Западного Курдистана (ЖОСЗК) освободили эти регионы, турецкое государство стало враждебно относиться к жителям региона.
Оккупация Джараблоса и Аль-Баба также развивалась по этому сценарию. Они были сданы турецкому государству. Ситуация в этих областях четко показала сотрудничество между турецким государством и боевиками. Террористическая организация ИГИЛ передала эти регионы без конфликтов турецкому государству. Нынешние действия турецкого государства в Идлибе также происходят в координации с наемниками Джабхат ан-Нусры. Мир также осознает, что лидеры террористической организации ИГИЛ, которые бежали из Манбиджа и Ракки, теперь являются лидерами в «Щите Евфрата», что подтверждает, что они являются двумя сторонами одной монеты.
— Смогут ли турецкое государство и его наемники внести свой вклад в урегулирование сирийского кризиса?
— Как радикальное государство, способствовавшее разжиганию мятежа и создающее и углубляющее сирийский кризис, сможет способствовать разрешению кризиса? Турция является колониальной страной и имеет амбиции занять Сирию, она будет делать все возможное, чтобы углубить кризис, чтобы установить свое присутствие на сирийской земле под многими предлогами.
— Турецкая армия занимает часть территории Сирии, и до сих пор турецкая граница остается открытой для групп наемников. По вашему мнению, чем объясняется молчание по этому поводу международного сообщества и России?
— Турецкая армия занимает часть Сирии под предлогом борьбы с терроризмом. Где была турецкая армия, когда боевики ИГИЛ присутствовали в этих районах, когда Гре Спи и Кобане находились в руках боевиков? Все это говорит о том, что эта армия помогла боевикам ИГИЛ занять северную Сирию, ежедневно представляя военную и материально-техническую поддержку боевикам. После того, как бойцы ОНСЗК / ЖОСЗК освободили эти районы, они ежедневно атаковали мирных жителей в регионе. Имеется много документов о сотрудничестве турецкого государства и боевиков, и мы представили эти документы в Международную коалицию. Они ничего не ответили. Они все еще молчат.
— Считаете ли вы, что успех проекта Демократической Федерации на севере Сирии повлияет на политику турецкого государства?
— Несомненно, успех проекта Демократической федерации на севере Сирии привел к серьезному изменению планов вмешательства иностранных держав. Потому что система федерации — это конец кризиса и способ восстановления Сирии. Турция, Иран и принадлежащие им вооруженные группы вынуждены будут покинуть Сирию.
Иными словами, федеральный проект обеспечивает безопасность и реконструкцию разрушенных районов Сирии, обеспечивает безопасность и права всего сирийского народа. Решение сирийского кризиса в проекте Демократической Федерации — это правильный путь формирования единства в Сирии.
Дльяр Джазири, корреспондент