Вторая половина XX в. была отмечена бурным всплеском революционной борьбы народов третьего мира за свою независимость. На ум сразу же приходят славные партизаны Вьетконга, алжирские бойцы ФНО и многие другие примеры. Развитие революционного движения среди турецких курдов началось в относительно поздние сроки : конец 60-х – начало 70-х гг. В отличие от иракских курдов во главе с ДПК, Рабочая партия Курдистана начала писать свою историю с чистого листа, что позволило некоторым аналитикам называть РПК «партией без истории». Что они имели в виду ? Дело в том, что движение Мустафы Барзани, несмотря на определенные успехи в 60-е г., представляло собой продолжение импульса курдских восстаний конца XIX в. – начал XX в. В этот исторический период сопротивление курдов возглавляла племенная знать и высшее духовенство, что негативно сказывалось на тенденциях развития национально-освободительного движения. Это было обусловлено объективными причинами в виде глубокой социально-экономической отсталости курдского региона.
В 1950-е годы, с проникновением турецкого капитала в Северный Курдистан, в курдском обществе начали складываться предпосылки для формирования революционного движения на базе социалистических идей. Возникновение РПК было для курдов настоящим культурным прорывом, т.к. партия смогла аккумулировать в себе передовые силы курдского народа, направив их на борьбу за социальное и национальное освобождение. Этот процесс, который так ярко проявил себя в современной политике через борьбу курдов во время нынешнего ближневосточного кризиса, неразрывно связан с фигурой курдского революционного лидера – Абдуллы Оджалана. Сегодня об этом человеке написаны сотни статей и книг, однако, они большей частью затрагивают хорошо изученный период жизни Оджалана, который был связан с непосредственным руководством РПК – с 1978 года и вплоть до своего ареста 15 февраля 1999 года. В тени остается начальный период жизни левого курдского лидера – не смотря на то, что именно в это время закладывался идеологический и организационный фундамент будущей РПК. В связи с этим важно в полной мере изучить становление личности политика, оказавшего столь сильное влияние на историю Турции, Сирии, Ирака и Курдистана. Эта статья – лишь первый небольшой шаг в этом направлении.
Абдулла Оджалан родился 4 апреля 1949 г. в курдской деревне Омерли вилайета Урфа вблизи турецко-сирийской границы. Его родители были бедными курдскими крестьянами, которые за гроши работали на землях местного аги. Абдулла был старшим ребенком в семье, где было семеро детей (1). Сам Оджалан вспоминал: «В деревне, где я получил начальное образование, жили армяне. Однако они были депортированы, а затем приняли ислам и отуречились. В течение пяти лет ежедневно я пешком ходил из деревни Омерли в деревню Джибин в школу, на что у меня уходило 2 часа… Начиная с начальной школы, я понял, что турецкая деревня говорит на турецком языке, а курдская – на курдском» (2).
Уже с ранних лет Абдулла Оджалан столкнулся с бедностью и изнурительным трудом, которым приходилось заниматься беднякам. Нищета, невежество, угнетенное положение женщины были теми вопросами, которые волновали сознание юного Абдуллы. В юные годы Абдулла стал свидетелем того, как его сестру Хаву выдали замуж за человека из другой деревни. Как в большинстве крестьянских семей, мнение девушки мало кого интересовало – брак являлся деловой сделкой между родителями жениха и невесты. Это эпизод сформировал у юного Абдуллы резкое неприятие существующего положения курдской женщины(3): «Я не чувствовал никакой привязанности ни к сельскому обществу, ни к официальному обществу, представшему передо мной в начальной школе»(4).
Закончив школу в Джибине, для продолжения своего образования Абдулла переезжает в город Низина (5). В 1966 г. Оджалан приезжает в Анкару и посещает первые митинги организованные рабочими и студентами. В 1969 г. он поступает в Ремесленный колледжа, а после его окончания устраивается в Диярбакыре на работу в службу земельного кадастра. Через год его переводят в стамбульский офис. В это время Абдулла посещает собрания левых студентов и знакомится с трудами социалистов. В частности, сильное влияние на него оказала книга Лео Губермана «Азбука социализма»(6). В 1970 г. Оджалан становится членом организации «Восточные революционно-культурные очаги»(7), которая являлась федерацией автономных обществ (т.н. очагов), объединявших курдских студентов и представителей курдской интеллигенции. Представительства движения возникли во многих городах Турции: Анкара, Стамбул, Диярбакыр, Сильван(8). Эта организация была одной из первых попыток со стороны курдских марксистов создать собственную политическую структуру – но уже осенью того же года ВРКО была запрещена, а ее лидеры арестованы.
В 1971 г. Оджалан переезжает в Анкару и поступает на факультет политологии университета Анкары (9). Это учебное заведение было одним из старейших университетов в Турецкой республике. Его ядром стала Школа Права, созданная по инициативе Ататюрка в 1925 г. Количество факультетов постепенно увеличивалось и в 1946 г. официально возник университет Анкары. В 60-е г. Анкарский университет стал знаковым местом сосредоточения левых интеллектуалов и политических активистов(10).
Оджалан в своем роде не был исключением – в том смысле, что он как и многие курдские молодые люди смогли получить доступ к среднему и высшему образованию. Правительство пыталось осуществить план культурной ассимиляции курдов с помощью включения их в образовательную систему Турции. «Да, ты можешь стать образованным и получить хорошую профессию, но только как турок, а не курд» – такова была официальная позиция националистического режима. В рамках выше озвученной программы, в начале 60-х г. турецкие власти пошли на строительство специальных школ-интернатов на юго-востоке страны, где курдов учили быть «правильными турками» (11). Однако такая политика в итоге сыграла злую шутку с правительством, поскольку школы и техникумы, в которых училась курдская молодежь, вырывали ее из маленького мирка сельской жизни, способствуя расширению ее горизонта и знакомству с левыми идеями. Курдская молодежь активно вливалась в существующие социалистические партии и группы, составив значительную часть их членов
12 марта 1971 г. турецкие военные осуществили очередной политический переворот, начав новый виток репрессий против левых студенческих и рабочих групп. Рабочая партия Турции была запрещена и ее лидеры были арестованы. Власти достаточно обезглавить левое партизанское движение. В марте того же года, в провинции Сива, после нападения на солдат турецкой армии и армии США, были арестованы трое из наиболее авторитетных активистов THKO (12) : Дениз Гезмиш, Хусейн Инан и Юсуф Аслан. 9 октября все трое были приговорены к смертной казни и казнены в мае 1972 г.(13)
30 марта 1972 г. в ходе перестрелке с солдатами в Кызылдыре гибнет Махир Чаян и восемь его товарищей из Народно-освободительной Партии-Фронта Турции (THKP-C) (14). Из всех повстанческих левых групп, дольше всех просуществовала Коммунистическая партия Турции (марксистско-ленинская) – TKP/ML. Но в январе 1973 г. силы безопасности обнаружили ее лидера И. Кайпаккайя в Тунджели. После ожесточённого боя он был захвачен и 17 мая он погибает в тюрьме от пыток (15).
Абдулла Оджалан емко характеризует жизнь левых революционеров тех лет : «Жизнь честного бойца за свободу отмерялась не годами, а ограничивалась максимум несколькими месяцами»(16).
Гибель видных турецких революционеров всколыхнула студентов и рабочих страны. В апреле 1972 г. Оджалан с товарищами организовывает митинг протеста против расстрела людей в Кызылдере. Колонны молодежи маршировали с лозунгами «Mahir, Huseyin, Ulas, Kurtulusa Kadar Savas» (Махир, Хусейн, Улас – война до освобождения). Демонстрацию разгоняет полиция, арестовывая многих из ее участников. Оджалан впервые попадает в тюрьму(17). В тюрьме Мамак Оджалан усиленно занимается самообразованием, читая марксистские книги и русскую классическую литературу. Он устанавливает важные связи и контакты в среде левых политзаключенных, находящихся в тюрьме (18). В октябре 1972 г., проведя около семи месяцев в тюрьме, Оджалан был выпущен на свободу. Впоследствии он вспоминал : «Тюрьма для меня была школой политической борьбы»(19).
Вскоре после своего освобождения Оджалан знакомится с ключевыми фигурами в истории РПК – Хаки Каререм и Кемалем Пиром(20). Оба они были турками, что является важной чертой в понимании кадрового источника РПК. Он изначально носило интернациональный характер, преодолевая национализм как реакционный рудимент в деятельности турецких левых.
Крупной вехой в жизни Абдуллы Оджалана стало его участие в Демократическом Обществе Высшего образования Анкары (ADYÖD)(21), созданного в 1973 г. Некоторые турецкие левые группы критически отнеслись к возникновению ДОВОА, воспринимая официальную регистрацию как форму открытой капитуляции перед властями. Группа Оджалана старалась использовать легальную организацию для ведения своей агитации и поиска новых сторонников. По-сути, участие в этом обществе было последней кратковременной попыткой курдских революционеров действовать в поле легальной политики, в союзе с турецкими левыми. Но вскоре и эта лазейка была закрыта. Испугавшись нарастающей активности ДОВОА, власти запретили эту организацию в декабре 1974 г., арестовав при этом 162 студента (22).
В том же 1974 г. власти провели амнистию, выпустив многих левых активистов. Екоторые из них пытались восстановить разгромленные левые партии, другая часть освобожденных эмигрировала в Европу. Амнистия радикально не изменила кризисного положения турецких левых, что ярко демонстрируется реакцией на турецкое вторжение на Кипр – большинство турецких левых де-факто поддержало его, в силу того, что прогреческие силы на Кипре часто ассоциировались с покровительствующим им афинским режимом «черных полковников»(23).
В 1973 г.(24) вокруг Оджалана образовалась группа единомышленников из числа турецких и курдских левых интеллигентов (25). Первоначально в нее входили сам Абдулла Оджалан, Хаки Карер, Баки Карер, Фехми Ылмаз, Али Хейдэр Кейтэн, Ибрагим Эйдин, Джемиль Быйык, Дуран Калкан, впоследствии присоединились Мехмет Айри Дурмуш, Мазлум Доган и другие товарищи (26). Абдулла Оджалан пишет: «Группа юношей, остро реагирующих на окружающие проблемы, но настолько неопытных, что трудно было бы назвать нас даже дилетантами, мы впервые собрались в апреле 1973 г. на берегу плотины Чубук в Анкаре. Мы впервые собрались как особая курдская группа и пришли к выводу о необходимости определенных действий. Основную причину мы видели в том, что Курдистан оказался классической колонией, что мы, как некую тайну, сообщили друг другу в тот день. Именно таким образом мы приступили к действиям в составе группы из шести человек»(27).
Самоназванием организации стало «Kurdistan Divremcileri» («Революционеры Курдистана»)(28). Годом ранее устанавливаются первые связи между группой Оджалана и революционерами из марксистской организации THKP-C(29). «Революционеры Курдистана» имели крепкие связи с левым турецким подпольем. Не случайно многие активисты РПК, были выходцами из организации «Dev Genc»(30) , возникшей как реакция радикально настроенной молодежи против социал-демократического курса Рабочей партии Турции.
Поражение левых боевых групп оказало очень сильное влияние на мировоззрение Оджалана. Этот провал толкает его на путь поиска новых идей и методов борьбы против турецкого режима. В своем интервью от 1997 г. Оджалан говорит : « Если бы «Поражение 71 г.» не произошло для меня в форме Кызылдера, я остался бы сочувствующим или членом DHKP-C ; я возможно не рисковал бы, пытаясь структурировать новую теорию… »(31).
Абдулла Оджалан очень тщательно проанализировал опыт вооруженного сопротивления революционных организаций Турции и пришел к однозначному итогу : вооруженная конфронтация с государством была начата преждевременно, без политических предпосылок и надлежащей подготовки кадрового костяка революционной организации, и потому потерпела закономерное поражение. Оджалан констатирует : «Как только я выбрался оттуда [из тюрьмы] , я сказал себе, что организация, которую я должен создать, должна гарантировать непрерывность [своей деятельности]: [она должна гарантировать] организованность и усердие»(32).
Необходимо понимать, что новое поколение турецких революционеров продолжало скептически смотреть на самостоятельную курдскую партию. Противоречие между курдскими и турецкими левыми состояло в том, что курды рассматривали Курдистан как международную колонию, которая подвержена двойному гнету и эксплуатируется империалистическими странами через полукониальную Турцию. Для того, чтобы поднять массы курдских бедняков на борьбу необходима самостоятельная курдская революционная партия. Такая позиция переносит внимание на Курдистан, как на регион ,который является наиболее слабым звеном в цепи империализма на Ближнем Востоке(33).
Турецкие левые не соглашались с этим и предлагали курдским революционерам просто влиться в уже существующие турецкие революционные организации, которые поддержат курдов в их борьбе за самоопределение, исходя из принципа : главное – это социалистическая революция в Турции, которая автоматически решит все национальные проблемы. Сторонники данной точки зрения не учитывали того важного факта, что независимая революционная партия для курдов было важнейшей ступенью в развитии их политического и национального самосознания. Декларативное признание курдского вопроса не означало для турецких левых включения в повестку дня создания курдской государственности. Курды имели право лишь на автономию. Подводя итог политическим разногласиям турецких и курдских марксистов, стоит отметить, что несмотря на формальную приверженность социализму, турецким левым, за редким исключением, не удалось овладеть и взять на вооружение ленинский принцип национального самоопределения.
В отличие от многих турецких левых групп, Оджалан со своими товарищами очень серьезно отнеслись к началу вооруженной борьбы, потратив на ее подготовку 11 лет (с 1973 по 1984 гг.). Возникновению РПК предшествовали крайне долгие и интенсивные обсуждения многих организационных и идеологических аспектов деятельности будущей организации.
В период с 1974 по 1976 гг. группа Оджалана действует в Анкаре, расширяя свое пропаганду за рамки университетских стен, проводя работу в бедных кварталах среди алевитов и курдов(34). Одна из ключевых встреч курдских революционеров произошла в 1976 г. в районе Анкары под названием Дикмен. На этом собрании было принято важное решение: создать революционную организацию, центром действия которой станет турецкий Курдистан. В конце того же года принимаются конкретные решения о представлении перед турецкими левыми и курдским населением на юго-востоке страны, «Курдских революционеров» как самостоятельной организации (35). Первая часть задачи успешно решается на организованном митинге инженеров и архитекторов в Анкаре – однако, курдские революционеры были встречены турецкими левыми очень скептически.
В марте 1977 г. Оджалан с товарищами совершает важную поездку в Северный Курдистан, с целью непосредственного знакомства с местной обстановкой(36). Они посещает города Гари, Карс, Дерсим, Каракочан и Диярбакыр(37). В этих городах революционеры пытаются использовать каждую возможность для пропагандистской работы, распространяя листовки, участвуя в митингах, семинарах и во многих дискуссиях по политическим и социальным проблемам(38).
Интересно, что, рассказывая о возникновении партии, сам Оджалан проводит аналогии с известным преданием о возникновении христианства : «Парадоксально, что на стадии рождения РПК ее инициативная группа также состояла из 12 человек, один или двое из которых с большой долей вероятности были информаторами наших недоброжелателей. Группа не отличалась высоким уровнем организованности и подготовки. Происхождение из беднейших слоев общества и прямота в поведении – вот определяющие характеристики первых активистов организации. Курдское общество оценило это и выступило в качестве платформы для дальнейшего формирования и деятельности группы. Преобладающей формой деятельности была устная пропаганда. Прилагались усилия для издания бюллетеней и брошюр»(39).
Репрессии против курдских революционеров со стороны турецких властей, обрушились на подполье еще за год до формального создания РПК.18 мая 1977 г. Хаки Карер был убит турецким провокатором. Оджалан пишет: «Весть о гибели Хаки Карера в Антепе … была шоком, который буквально потряс всех нас. Нашим ответом на это стал решительный шаг в сторону создания партии»(40). Убийство Карера стало ключевым событием, ускорившим самоорганизацию группы Оджалана в политическую партию. Смерть Хаки Карера Оджалан сравнивает со смертью Христа(41), указывая на то, что первая пролитая кровь зажгла революционный огонь в сердцах борцов за независимость Курдистана, ускорив окончательное организационное оформление РПК. По мнению Оджалана, убийство Карера положила конец вялотекущему периоду деятельности группы и ознаменовала начало организационного процесса создания Рабочей партии Курдистана(42).
Но что же качественно отличало РПК от много других курдских партий, претендующих на политическую гегемонию в национальном движении ? Дело в том, что РПК возникла как органическая часть левого движения Турции, – но именно как практическое преодоление его основных слабостей: национального шовинизма, политического сектантства, оторванности от массового движения. Вместо бесконечных склок и препирательств, А.Оджалан с товарищами смог выработать принципиально новые идеологические и политические основы для курдского революционного движения. Эти новаторские принципы преодолевали как узкий курдский национализм, так и сектантство турецких левых. В начале 70-х г. сформировалось кадровое ядро, которое впоследствии составит основу Рабочей партии Курдистана. Сложно сказать, был ли знаком Оджалан в то время с трудами Л.Троцкого, но при характеристике фигуры лидера РПК, на ум приходит цитата этого лидера большевиков : «Революционеры могут быть либо образованными, либо невежественными людьми, либо интеллигентными, либо тупыми. Однако не может быть революционеров без воли, которая ломает препятствия, без преданности, без духа самопожертвования»(43).
Эти слова находят подтверждение в дальнейшей судьбе Абдуллы Оджалана. Находясь с 1999 г. по сегодняшний день в плену у турецкого государства, курдский лидер является примером удивительной стойкости и героизма.
Максим Лебский.
1.Marcus A. Blood and belief : the PKK and the Kurdish fight for independence.P.16
- Биография Абдуллы Оджалана.
[Электронный ресурс]. – URL:
http://agrimaykop.ucoz.com/news/biografija_abdully_odzhalana/2009-10-16-10
- Marcus A. Blood and belief : the PKK and the Kurdish fight for independence.P.16
- Оджалан А. В защиту народа.М.2007.С.6.
5.Биография Абдуллы Оджалана.
[Электронный ресурс]. – URL:
http://agrimaykop.ucoz.com/news/biografija_abdully_odzhalana/2009-10-16-10
- Marcus A. Blood and belief : the PKK and the Kurdish fight for independence.P.18
- Оджалан А. В защиту народа.С.382
- Гасратян М.А. Курды Турции в новейшее время. Ереван,1990.С.261
- Загорнова Е.В. Рабочая партия Курдистана в 80-90-х годах ХХ века.// Курдский вопрос на рубеже тысячелетий.(круглый стол 19.02.2004 г.). -М. 2004.С. 69.
- Jongerden J., Akkaya A.The Kurdistan Workers Party and a New Left in Turkey: Analysis of the revolutionary movement in Turkey through the PKK’s memorial text on Haki Karer // European Journal of Turkish Studies [Electronic Resource]. — URL : http://ejts.revues.org/4613
- Marcus A. Blood and belief : the PKK and the Kurdish fight for independence.P.26
- THKO (тур. Türkiye Halk Kurtuluş Ordusu) – Народно-освободительная армия Турции.
THKO была основана левыми активистами Стамбула и Анкары в 1969 году.
См. подробнее : Феизлиолу Т. Турция : Поколение 68.
[Электронный ресурс]. – URL:
http://nikitich-winter.blogspot.ru/2010/12/68.html
- Феизлиолу Т. Турция : Поколение 68.
[Электронный ресурс]. – URL:http://nikitich-winter.blogspot.ru/2010/12/68.html
- ТурецкаяНародно-ОсвободительнаяПартия – Фронт (THKP-C) — партизанская марксистская организация, созданная в 1971 г. Махиром Чаяном, Эртурулем Кюркчу, Мюниром Рамазаном Актолга и Юсуфом Кюпели.
Читать подробнее : Феизлиолу Т. Турция : Поколение 68.
[Электронный ресурс]. – URL:http://nikitich-winter.blogspot.ru/2010/12/68.html
- Феизлиолу Т. Турция : Поколение 68.
[Электронный ресурс]. – URL:http://nikitich-winter.blogspot.ru/2010/12/68.html
- Оджалан А. От Шумерского государства жрецов к демократической цивилизации.Т.2.С.217.
- Биография Абдуллы Оджалана.
[Электронный ресурс]. – URL:
http://agrimaykop.ucoz.com/news/biografija_abdully_odzhalana/2009-10-16-10
- Marcus A. Blood and belief : the PKK and the Kurdish fight for independence .P.24.
- Marcus A. Blood and belief : the PKK and the Kurdish fight for independence .P.25
- Jongerden J. Born from the Left: the making of the PKK.P.127.
[Electronic Resource]. — URL: https://www.academia.edu/376932/Born_from_the_Left_the_making_of_the_PKK
- ADYÖD — Ankara Demokratik Yüksek Öğrenim Demeği.
- Jongerden J., Akkaya A.The Kurdistan Workers Party and a New Left in Turkey: Analysis of the revolutionary movement in Turkey through the PKK’s memorial text on Haki Karer // European Journal of Turkish Studies [Electronic Resource]. — URL : http://ejts.revues.org/4613
- Salah M. The Turkish working class and socialist movement in perspective.
[Electronic Resource]. — URL : http://libcom.org/library/turkish-working-class-socialist-movement-perspective
- Оджалан А. Проблема личности в Курдистане. Особенности революционного борца и партийная жизнь. С.65.
- Ocalan A. War and Peace in Kurdistan Perspectives for a political solution of the Kurdish question».P. 26.
[Electronic Resource]. — URL : http://www.freedom-for-ocalan.com/english/download/Ocalan-War-and-Peace-in-Kurdistan.pdf
- Jongerden J., Akkaya A.The Kurdistan Workers Party and a New Left in Turkey: Analysis of the revolutionary movement in Turkey through the PKK’s memorial text on Haki Karer // European Journal of Turkish Studies [Electronic Resource]. — URL : http://ejts.revues.org/4613
- Оджалан А. В защиту народа.С.379.
- Andreas (Marburg): Hausarbeit «Zur Geschichte und Politik der Arbeiterpartei Kurdistans (PKK)» [Electronic Resource]. http://www.nadir.org/nadir/initiativ/isku/hintergrund/geschichte/hausarbeitpkk.htm
- Демиденко С.В. Деятельность Рабочей партии Курдистана /РПК/ и ее роль в вооруженной борьбе турецких курдов (1973-1999). C.46.
- Andreas (Marburg): Hausarbeit «Zur Geschichte und Politik der Arbeiterpartei Kurdistans (PKK)»
[Electronic Resource]. http://www.nadir.org/nadir/initiativ/isku/hintergrund/geschichte/hausarbeitpkk.htm
- Ozcan A. Turkey’s kurds a theoretical analysis of the PKK and Abdullah Ocalan. P. 78.
- Ozcan A. Turkey’s kurds a theoretical analysis of the PKK and Abdullah Ocalan. P.80.
- См. более подробный анализ : Лебский М. Идеология РПК. Вчера и сегодня.
http://kurdinfo.ru/?p=12224; Лебский М. Идеология РПК. Новая линия.
- Jongerden J. Born from the Left: the making of the PKK.P.128.
[Electronic Resource]. — URL: https://www.academia.edu/376932/Born_from_the_Left_the_making_of_the_PKK
- Marcus A. Blood and belief : the PKK and the Kurdish fight for independence.P. 307.
- Оджалан А. В защиту народа.С. 379.
- Jongerden J. Born from the Left: the making of the PKK.P.129.
[Electronic Resource]. — URL: https://www.academia.edu/376932/Born_from_the_Left_the_making_of_the_PKK
- Демиденко С.В. Деятельность Рабочей партии Курдистана /РПК/ и ее роль в вооруженной борьбе турецких курдов (1973-1999). C.52.
- Оджалан А. От Шумерского государства жрецов к демократической цивилизации.Т.2.С.246.
- Оджалан А. В защиту народа.С.379.
- Оджалан А. От Шумерского государства жрецов к демократической цивилизации.Т.2.С. 246.
- Оджалан А. От Шумерского государства жрецов к демократической цивилизации.Т.2.С. 247.
- Переписка Троцкого с Пазами. Архив Троцкого. Закрытая секция. Цит. по : Исаак Дойчер Троцкий. Изгнанный пророк. 1929–1940 гг.
http://www.leviy.ru/books/trockiy/124.php