Город Кобани освобожден от боевиков «Исламского государства» (ИГ). Возможно, вскоре будет освобожден и иракский город Тикрит — соседний от него Аль-Алам уже очищен от террористов ИГ: такие сообщения внушают надежду, что в ближайшем будущем ИГ может потерять власть в регионе и потерпеть военное поражение. Но есть и другие признаки.
Во-первых, ИГ объявила охоту на дезертиров. Похоже, группировка уже казнила около 30 собственных боевиков, потому что они бежали «от врага» — эксперты говорят, что это типичное явление для боевых подразделений, которые чувствуют, что оказались в тупике.
Во-вторых, наступление курдских подразделений на захваченные ИГ нефтяные объекты вблизи иракского города Киркука грозит лишить боевиков важного источника дохода. И, наконец, в-третьих, варварское уничтожение джихадистами античных скульптур в музее древностей в Мосуле можно трактовать как акт отчаяния. Именно потому, что битва кажется уже проигранной, они хотят оставить после себя как можно больше выжженной земли.
Однако все эти сигналы и намеки можно интерпретировать и в ином ключе: вполне может быть, что в некоторых районах Сирии и Ирака ИГ отступает — но как же быть с его растущим влиянием в Ливии, где всего несколько недель назад боевики казнили более двух десятков египетских христиан-коптов, а затем распространили видеозапись этой казни? Или с ситуацией на Синайском полуострове, где египетские власти никак не могут взять под контроль местных последователей движения ИГ?
Что делать с новым идеологическим альянсом между ИГ и африканской террористической группировкой «Боко Харам», который их пропаганда преподносит в качестве успеха? И самое главное: можно ли на самом деле победить ИГ, в то время, когда сирийский диктатор Башар Асад продолжает бомбить жилые кварталы, а в отношениях между шиитами, суннитами и курдами в Ираке по-прежнему царит взаимная ненависть?
До финальных аккордов в истории с террористами ИГ пока еще, к сожалению, довольно далеко. Комплекс политических проблем, который в свое время привел к появлению «Исламского государства», существует и сегодня. Причем это касается не только сирийского конфликта и недостаточного вовлечения суннитов в политическую жизнь Ирака — речь идет о совершенно безнадежном экономическом и политическом положении во многих арабских странах, в особенности затрагивающем молодое поколение.
На этом фоне кажется крепкой и все более непобедимой мощь идеологии ИГ, ее отталкивающее «очарование», которое, с точки зрения его последователей, возникает благодаря жестоким инсценировкам и безжалостным методам ведения войны боевиками «Исламского государства».
Ведь это совершенно ясно: джихадизм дарит молодым, дезориентированным мусульманам во всем мире ощущение собственной правоты в этом историческом сражении между «истинными» последователями ислама и всеми другими «неверными».
Хладнокровные, жестокие убийства, совершаемые ИГ, а также распространение этих записей в социальных сетях могут создать иллюзию всемогущества. То, что так сложно понять взрослым, образованным людям: кровавый джихадизм и связанный с ним крах цивилизации — среди многих молодых людей считается «крутым». Глубоко заблуждаясь, они полагают, что радикальный ислам дает то ощущение «кайфа», которое они нигде больше не получат.
Ни в исламском мире, ни в Европе до сих пор не было найдено против этого никакого оружия. Арабские общества в культурно-цивилизационном плане крайне негибки и к тому же находятся под таким экономическим давлением, что это делает их практически недееспособными. Политические или общественные реформы здесь — после провала так называемой «арабской весны» — в обозримом будущем вряд ли возможны. В свою очередь в Европе в растерянности отмечают рост числа «джихад-туристов» и бросают свои силы на социальную работу в проблемных районах на окраинах городов — раздаются призывы о большей интеграции мусульман, а также расширения преподавания ислама в школах.
Такой подход вовсе нельзя назвать неверным, но этого явно недостаточно. Сигнал к старту крайне необходимых реформ должен исходить от самого ислама — от религиозных лидеров на Ближнем и Среднем Востоке, а также мусульман, живущих в Европе. Необходимо не только новое понимание ислама, который, наконец, сможет найти свое место в современности, но и такой ислам, который сможет воодушевить молодых людей, придать смысл их жизни. Дать им то наслаждение, к которому они стремятся, но без террора и насилия.
Райнер Золлих, главный редактор арабской редакции DW