Товарищ Ибрагим : турецкое поколение 1968 года

Товарищ Ибрагим : турецкое поколение 1968 года

История мирового социалистического движения насчитывает тысячи борцов, отдавших свою жизнь борьбе за социальную революцию. Турецкая земля также богата такими людьми. Однако, в силу определенных причин, о турецком левом движении на постсоветском пространстве известно относительно немного. После сталинский СССР, взявший курс на мирное сосуществование с капиталистическими странами, стремился подвинуть Турцию к нейтралитету, вынудив к ее выходу из состава НАТО. Речи о серьезной поддержке турецких левых со стороны СССР не было. После полного разгрома ТКП в 1951 г., под влиянием советского руководства, партия перенесла свою деятельность заграницу, создав в Лейпциге зарубежное бюро ТКП. Оттуда же на Турцию вещала радиостанция турецкой компартии – Bizim Radyo (Наше радио). Этим, по сути, и ограничивалась деятельность турецких коммунистов, которые не оказывали какого-либо существенного политического влияния на своих соотечественников в Турции в 60-е г.

Советское же руководство всегда рассматривало ТКП как единственную подлинную марксистскую организацию в Турции, не пытаясь установить серьезный контакт с другими турецкими левыми. На первый взгляд это было удивительно, т.к. Советский Союз всегда помогал зарубежным коммунистам, видя в них своих естественных союзников. Особенно актуально это было для Турции, которая занимала стратегически важное положение на Ближнем Востоке.

Такая пассивная позиция СССР обуславливалась несколькими причинами. Во-первых, общим значением Турции в расстановке сил НАТО на Ближнем Востоке. Роль Турции в сохранении блока СЕНТО для США была очень велика. Любое внешнее давление на турецкое правительство Вашингтон воспринимал крайне негативно. Социальная революция в Турции совершенно бы поменяла расстановку сил в данном регионе, что влекло за собой очень серьезное обострение отношений между СССР и США. Стоит только вспомнить Карибский кризис, который был вызван размещением в Турции в 1961 г. ракет средней дальности «Юпитер». Победа турецкой революции грозила бы взрывом всей проамериканской коалиции ближневосточных стран, мощность которого была бы посильнее Карибского кризиса в десятки раз. Советское руководство осознавало это, и пыталось предотвратить резкое обострение своих отношений с США.

Второй немаловажной причиной, обуславливающей пассивную позицию Советского Союза в отношении левого движения Турции, была та многолетняя травля, которой подвергались турецкие социалисты. Турецкий социализм всегда рассматривался правящими классами Турции как «импортный товар» –как движение, инспирированное сугубо внешними силами для ослабления турецкого государства. Стоит признать, что данная точка зрения действительно находила немало сторонников в Турции. В определенной степени советское руководство опасалось своей помощью серьезно навредить местным левым, подбросив повод для репрессий против них.

Третьей – по очередности, но не по важности, – причиной была общая деградация и обуржуазивание верхушки КПСС. Уже с 60-х г. советское руководство крайне подозрительно относилось к любому революционному движению, пытавшемуся с помощью вооруженной борьбы взять власть. Советский Союз тратил огромные деньги на финансирование европейских компартий, которые после «Пражской весны» взяли открытый курс на еврокоммунизм, но при этом не дал ни одной копейки турецким революционерам. Почему ? В действительно же корни еврокоммунизма, как идеологии признания исторического компромисса (по сути – капитуляции) между социализмом и капитализмом, находились в Москве, в Политбюро ЦК КПСС. Зарубежные компартии, верные просоветскому курсу, были вторыми посольствами СССР в зарубежных странах, находясь на службе внешнеполитических интересов советской бюрократии. При этом причина недовольства советского руководства европейскими компартиями лежала в сфере отношений между вассалом и сеньором. Европейская буржуазия требовала от компартий открыто отказаться от марксизма, революционной борьбы и вживаться в буржуазное общество. Советский Союз рассматривал компартии как рычаг давления на западные страны в деле продвижения собственной внешней политики.

По вышеуказанным причинам, КПСС в целом отрицательно отнеслась к всплеску левого движения в Турции в 60-е г., рассматривая его через призму европейского 1968 г. Вот почему когда в конце 60-х г. студенческие ассоциации эволюционировали в боевые организации, начавшие партизанскую войну,в советской печати их заклеймили как «левых экстремистов». В то время, когда турецкое правительство казнило и бросало революционеров за решетку, Советский Союз помогал турецкой экономике, строя металлургический завод в Искандеруне, алюминиевый завод в Сейдишехире, нефтеперерабатывающий завод в Измире и ряд других предприятий[1]. Казалось бы, если Турция являлась членом НАТО и СЕНТО, йфа внутри страны проводились постоянные репрессии протии левых сил, зачем туда вкладывать собственные ресурсы и что-то строить ? Ответ прост : советское руководство стремилось максимально приблизить к себе Турцию в ситуации временного охлаждения американо-турецких отношений в связи с конфликтом на Кипре. Стоит ли говорить, что советские планы были просто прожектерством и помощь СССР буржуазному руководству Турции ни сподвигла ее к выходу из НАТО.

Левое движение бывшего СССР больно хронической немощью и слабостью с момента своего рождения. Отсутствие массового рабочего движения и живой, активно развивающейся марксистской мысли крайне негативно влияет на кругозор российских левых, сужая его до уровня разборок в своих малочисленных организациях. В такой плачевной ситуации, нам не остается другого пути, как долго и упорно учиться – учиться у тех людей, чей опыт и знания были приобретены многолетней непрерывной борьбой против власти буржуазии, оплачены кровью и страданиями тысяч погибших борцов. Причем за таким опытом не обязательно нужно ехать в Латинскую Америку, его можно приобрести в близлежащей Турции, в которой традиции революционного сопротивления непрерывно развиваются с 60-х г. Прискорбно это признать, но на сегодняшний день, на русский язык не переведено ни одной статьи Махира Чаяна, Ибрагима Кайпаккая или других известных турецких революционеров, не говоря уже о специальных исследованиях на эту тему. В 2014 г. на английском языке был издан сборник статей Ибрагима Кайпаккая[2]. Эта книга содержит очень ценные работы, написанные Кайпаккая в ходе острой теоретической дискуссии с разными ревизионистскими течениями. Ниже будет представлен перевод письма Ибрагима, направленного своим товарищам – и этим переводом мы хотим положить начало знакомству русскоязычных читателей с творчеством виднейшего турецкого революционера.

Краткая биография Ибрагима Кайпаккая

В 1948 г. в семье крестьян-бедняков из села Каракая ила (области) Чорум родился мальчик, получивший имя Ибрахим (в русском языке это имя чаще произносится как Ибрагим). Турецкие крестьяне, как и во многих других странах не спешили регистрировать своих детей, именно поэтому официально годом рождения Ибрагима был записан 1949 г. Точная дата рождения неизвестна до сих пор. В течение шести лет он учился в школе-интернате для будущих учителей (в прошлом сельский институт Хасанойлан).

Сельские институты начали формироваться турецким правительством в начале 40-х г. Они представляли собой средние школы, в которых сельским детям давали очень разностороннее и хорошее образование. В эти школы постоянно приезжали известные музыканты, поэты и писатели Турции, проводя с детьми уроки музыки и литературы. Многие турецкие педагоги с энтузиазмом восприняли идею просвещения села. Среди своих учеников они пытались культивировать идеалы свободомыслия и прогресса. Совместное обучение мальчиков и девочек, политизация школ в сторону симпатий к социализму – все это стало объектом острой критики со стороны традиционалистов. По замыслу отцов-основателей  И. Тонгуча и X. Юджеля, сельские институты должны были выпустить значительное число педагогов, способных преобразовать лицо турецкой деревни. Это подрывало традиционную власть духовенства и местных помещиков. Их интересы выражала Демократическая партия, закрывшая все сельские институты как «рассадники коммунизма» после победы на выборах в 1950 г. Несмотря на короткий срок существования, из стен сельских институтов вышла целая плеяда турецкой интеллигенции, составив в будущем цвет турецкой культуры.

Несмотря на формальное закрытие сельских институтов в 1950 г., Ибрагим видимо смог усвоить тот дух свободомыслия, витавший когда-то в стенах школы. За успехи в учебе Ибрагима отправили в высшую школу учителей. После года обучения в подготовительном классе он поступает в Высшую техническую школу Стамбула и в то же время на факультет физики Стамбульского университета, где он активно включается в революционное движение.

В марте 1968 г. Ибрагим основывает отделение Федерации клубов идей, председателем которого и становится. Эта организация была студенческой ассоциацией, объединяющей молодых социалистов из разных университетов страны. Через несколько месяцев после организации филиала ФКИ в Стамбульском Университете, руководство университета отчисляет Кайпаккая за распространение листовок, выражающих протест против прибытия в Стамбул шестого флота США. Деятельность Кайпаккая не ограничивалась стенами университета, он вел активную работу среди турецких крестьян во Фракии, помогая им отвоевывать часть помещичьих земель. Исмаила (один из псевдонимов И. Кайпаккая) можно было увидеть на многих предприятиях Стамбула, на которых он просвещал и организовывал рабочих. В историю рабочего движения Турции навсегда вошли июньские дни 1970 г., когда рабочие Стамбула парализовали весь город, протестуя против принятия нового антирабочего закона. Турецкие левые назвали эту забастовку – «великим сопротивлением». Именно пассивное поведение TİİKP (Революционная рабоче-крестьянская партия Турции (TİİKP) – маоистская партия, возникшая в 1969 г. на базе журнала «Пролетарское революционное просвещение») в дни июньской забастовки подтолкнули Ибрагима на критическое переосмысление позиций партии и своего места в ней.

В 60-е г. самой крупной и известной левой организацией в стране была Рабочая партия Турции. После выборов 1965 г. РПТ получила 15 мест в ВНС. В своих программных заявлениях лидер РПТ Айбар отстаивал необходимость осуществления социалистической революции, исключительно мирным, парламентским путем. Федерация клубов идей была молодежным крылом РПТ, и первоначально находилась под большим влиянием этой партии. Но со временем, к концу 60-х г. часть наиболее активной молодежи уходит из РПТ, создав на базе ФДИ – Федерацию революционной молодежи (Dev-Genç).Основной причиной, приведшей к расколу в левом движении Турции, стало выделение двух политических концепций: реформистской (социал-демократической) в лице РПТ и концепции Национально-демократической революции (Millî Demokratik Devrim) в лице Dev-Genç и Михри Белли. Сторонников НДР также можно упрощенно разделить на три ветви (их было больше): 1) Путчисты, надеявшиеся на военный переворот (М.Белли); 2)Просоветские, вдохновленные опытом СССР и латиноамериканской герильей (М. Чаян, Д. Гезмиш); 3) Маоисты (Д. Перинчек, И. Кайпаккая).

В нашей статье речь пойдет о последнем направлении, которое первоначально было представлено журналом Пролетарское революционное просвещение. Основными теоретическими постулатами «просветителей» стала резкая критика СССР за социал-империализм и призывы к началу народной партизанской войны по учебникам великого кормчего. Со временем в лагере маоистов возникли серьезные разногласия, группа Перинчека на словах признавала вооруженную борьбу, но на деле больше занималась теорией и выпуском пропагандистской литературы, в то время как сторонники Кайпаккая настаивали на необходимости ведения активной подготовки к началу партизанской войны в сельской местности.

В ходе полемики с руководством TİİKP, Кайпаккая написал пять основных текстов: «Национальный вопрос в Турции» (декабрь 1971 г.), «Давайте правильно понимать доктрину председателя Мао о Красной власти» (январь 1972 г.), «Критика проекта программы TİİKP» (январь 1972 г.), «Ревизионистские тезисы «Зари» (Şafak) относительно кемалистского движения, периода правления кемалистов в военные годы, послевоенное время и 27 мая (военный переворот 1960 г.)» (январь 1972 г.), «Возникновение и развитие наших разногласий с ревизионизмом «Зари» («Şafak»): Общая критика ревизионизма TİİKP» (июнь 1972 г.).

Согласно точке зрения Кайпаккая, вооруженную борьбу необходимо начать на юго-востоке страны, где для герильи существуют очень благоприятные социальные и природные условия. В связи с этим Кайпаккая выдвинул на первый план два вопроса: аграрный и национальный. Он полагал, что революционеры должны бороться за радикальные аграрные преобразования, которые на корню уничтожат остатки феодализма в турецкой деревне. Также, по мнению Кайпаккая, важнейшей составной частью революционной стратегии должно стать решение национального вопроса. Курды имеют право на национальное самоопределение в виде создания отдельного государства. Только признав это, считал Кайпаккая, можно создать братский союз между курдским и турецким народами.

Особое место стоит уделить позиции Кайпаккая в отношении кемализма. Сложно переоценить влияние, которое оказал кемализм на левое движение Турции. Во многом это объяснялось той огромной ролью, которую сыграл Ататюрк в истории создания современного турецкого государства. Многие левые в 60-е г. воспринимали современную борьбу за социализм как «Вторую войну за независимость». Основными носителями такой точки зрения стали журналы «Yön» и «Devrim». Кемализм был крайне противоречивым и эклектичным явлением, который выражал интересы очень разных социальных сил – от офицеров-националистов до зарождающейся турецкой буржуазии.

Турецкие левые стремились подчеркивать только позитивные моменты в деятельности Ататюрка, закрывая глаза на жестокие репрессии против курдов и коммунистов. Социалисты стремились возродить «подлинный кемализм», в отличие от «формального кемализма», который был на вооружении у НРП[3]. Даже самые выдающиеся турецкие революционеры не смогли до конца избавиться от влияния кемалистской идеологии. Махир Чаян писал : «Кемализм – это самая радикальная, самая левая часть мелкой буржуазии, стоящая на антиимпериалистической позиции на базе национализма. Вот почему кемализм это левая (идеология – прим. переводчика), (выступающая – прим. переводчика) за национальное освобождение. На этапе авангардной войны, вместе с мелкобуржуазной интеллигенцией, другим союзником THKP-C могут быть только кемалисты»[4].

Кайпаккая в своих теоретических трудах уделил большое внимание классовой сущности кемализма, проследив основные этапы его развития[5]. Товарищ Ибрагим рассматривал кемализм в годы Войны за независимость (1919-1923 гг.) как политическое движение, возглавляемое блоком, состоящим из компрадорской торговой буржуазии, крупных чиновников, помещиков, военных высшего и среднего звена. В отличие от большинства турецких левых, Кайпаккая указывал на «момент перерождения» национальной революции   еще в годы «освободительной войны», а не в период, последующий после смерти Ататюрка. Еще до заключения Лозанского мирного договора, Турция вела переговоры с Антантой за спиной Советского Союза, пытаясь использовать в свою пользу антисоветскую риторику.

Турецкая торговая буржуазия была теснейшими узами связана с империалистическим капиталом, но уничтожение национальной государственности подрывало ее экономические позиции, что и подталкивало к участию в национально-освободительное войне. Классовые интересы буржуазии ограничивали это участие рамками борьбы за независимость от внешнего врага, но никак не касались вопросов политических свобод, социальной справедливости внутри самой Турции. Согласно точке зрения Кайпаккая, после завершения войны кемалисты установили жесткую военную диктатуру, которая, прежде всего, была направлена против рабочих и крестьян. Со временем кемализм трансформировался в фашистский режим[6]. Можно оспаривать тезис о наличие турецкого фашизма в 20-е г., ведь фашистские системы в Германии и Италии стали результатом развития западного монополитического капитализма. Справедливо ли в таком плане говорить о существовании фашистской системы в «полуколониальной», «полуфеодальной» (данные формулировки даны самим Ибрагимом) Турции ? В любое случае важно понимать, что данную оценку наследия Ататюрка, Кайпаккая резко противопоставил той политической идеологии, которая господствовала в Турции на протяжении последних 50-лет. Именно поэтому, теоретические работы Кайпаккая на тему кемализма, несмотря на свои крайние выводы, стали событием в истории социалистической мысли Турции.

8 января 1972 г. в ходе конференции регионального комитета восточной Анатолии TİİKP,  сторонниками Кайпаккая было принято решение о начале в ближайшем будущем партизанской борьбы. Это не на шутку напугало высшее партийное начальство в лице Догу Перинчека и стало причиной для окончательно разрыва группы Кайпаккая с «просветителями». В апреле 1972 г. сторонниками Кайпаккая была сформирована Коммунистическая партия Турции (марксистско-ленинская) (TKP/ML) и ее военное крыло – Турецкая Рабоче-крестьянская Освободительная Армия (TIKKO). Безусловной заслугой Капаккая стало создание одной из первых боевых организаций коммунистов, готовящейся в будущем взять власть. Многие турецкие левые в 60-е г. продолжали верить в революционный потенциал армии, полагая, что именно она станет боевым тараном будущей революции. Такая ошибочная позиция предопределила пассивность многих левых в сфере организаторской работы, они полагали, что их главная задача – убедить армию начать радикальные социальные преобразования. Работа по созданию собственных вооруженных сил, проведенная Кайпаккая, означала радикальный разрыв с иллюзорными надеждами на авангардную роль «военной интеллигенции».

Стратегия TKP/ML выразилась в следующих одиннадцати тезисах:

  • Деятельность в сельской местности [крестьянские регионы] имеет основное значение, в городах – вспомогательное.
  • Вооруженная борьба является основой, другие методы борьбы – вторичны.
  • Подпольная деятельность является основой, легальная деятельность – вторична.
  • Пока противник остается сильнее нас по всей стране, основой является стратегическая оборона.
  • В рамках стратегической обороны, тактические атаки – первостепенны, тактическая оборона – второстепенна.
  • На этом этапе, с точки зрения вооруженной борьбы, партизанская война является основной формой борьбы, другие – второстепенны.
  • В городах (крупные города), в период стратегической обороны, накопление сил и ожидание благоприятной возможности является основой, организация восстаний – второстепенны.
  • В перспективе организации, партийная организация является основой, другие формы организации – вторичны.
  • С точки зрения других форм организации, организации вооруженной борьбы являются основными.
  • Опора на собственные силы – основа, опора на союзников – второстепенна.
  • В настоящее время в нашей стране существуют условия для вооруженной борьбы[7].

В своих планах организации партизанской борьбы, Кайпаккая, в первую очередь, опирался на военно-политическую стратегию «народной войны» Мао Цзэдуна. В конце 20-х г. Мао писал, что для существования и успешного развития партизанских районов необходимы пять условий: 1) Красная власть может существовать только в полуколониальных странах, находящихся под косвенным господством империалистов. Важным дополнением к этому является раскол среди правящих классов, выливающийся в открытую вооруженную борьбу (После Второй Мировой войны Мао считал, что успешные революции возможны и в полностью колониальных странах); 2) Существование районов, в которых ранее развивалось массовое народное движение; 3) Развитие революции в национальном масштабе; 4) Наличие достаточно сильной регулярной Красной Армии; 5) Сильная коммунистическая партия с правильной политикой[8]. Кайпаккая соглашался в целом с вышеуказанным планом, но применительно к Турции, оспаривал ряд тезисов Мао Цзэдуна. Одним из ключевых лозунгов Кайпаккая следует считать слова: «Можно научиться сражаться лишь в ходе самого сражения». Это означает : да, у нас нет ни крепкой партии, ни Красной армии, но все это должно возникнуть уже в ходе самой партизанской борьбы[9]. Кайпаккая писал, что не нужно путать необходимые условия для создания партизанских районов и условия для начала партизанской борьбы. Для герильи в Турции сформировалась очень благоприятная ситуация, и нужно как можно скорее ее начинать[10].

В связи с тем, что Турция полуколониальная страна, ее социально-экономическое развитие носит крайне неравномерный характер: современные крупные города на западе соседствует с полуфеодальной деревней на юго-востоке страны. Поэтому на повестке дня у турецких революционеров стоит национально-демократическая революция, которая, прежде всего, включает в себя два вопроса: аграрный и национальный. Курдский юго-восток является самым слабым звеном общей цепи, именно с него, по мысли Кайпаккая, нужно начинать революцию. Он пишет: «Существует две причины, почему революция в полуфеодальных и полуколониальных странах как наша развивается из сельской местности в направлении городов. Во-первых, факт, что демократическая революция в своей сущности революция аграрная, и, во-вторых, факт, что империализм, реакционеры и их лакеи полностью контролируют города и развитые регионы. Так как мы являемся полуколонией империализма, империалистический гнет делает необходимым развитие революции путем создания баз в сельской местности и их развитие в направлении городов (Демократическая и национальная революции слиты в одно целое)»[11].

Кайпаккая полагал, что без наличия острой революционной ситуации в масштабах всей Турции, партизанский очаг, сформированный на юго-востоке, сможет выстоять и успешно развиваться. Он писал о Дерсимском восстании 1937 г.: «Крестьяне под руководством феодалов исключительно своими собственными силами контролировали регион в течение трех лет. Если бы кланы не противостояли друг другу, если бы там было правильное руководство в лице коммунистической партии, Дерсимское восстание никогда бы не было подавлено»[12]. Турецкий революционер неслучайно упомянул область Дерсим, которая после жестокого подавления восстания в 1938 г., была разделена на несколько илов, одним из которых стал Тунджели. Тунджели заселен курдами-алевитами, которые составляют здесь большинство местного населения. Дерсимские алевиты имеют лишь номинальную связь с исламом, по сути, это уникальная этно-конфессиональная община, сформировавшаяся на стыке разных религий – ислама, христианства, зороастризма. В системе ценностей алевитов центральное место занимает труд и знание. Поэтому неслучайно ил Тунджели всегда лидировал по количеству школ и студентов среди всей Турции. Местное население, привыкшее к постоянным репрессиям, традиционно симпатизировало социалистическим идеям.

Именно здесь в начале 1973 г. Ибрагим Кайпаккая с товарищами попытался создать партизанскую базу. 24 января того же года Кайпаккая попал в засаду возле села Вартиник и был тяжело ранен, его товарищ Али Хейдар Йылдыз погиб. В дальнейшем судьба Ибрагима сложилась крайне трагично, после ранения он скрылся в ближайшей деревне, где его приютил местный учитель. Он же оказался и доносчиком, закрыв Кайпаккая в доме, он тут же побежал в полицию. После ареста начались последние четыре героических месяца жизни Ибрагима. В течение этого времени турецкого революционера изуверски пытали, требуя выдать его товарищей. Чтобы хорошо представлять, что из себя представляют застенки печально известной тюрьмы Диярбакыра, нужно описать те пытки, которым подвергался Ибрагим. Под дулом винтовки босиком его выгоняли зимой на улицу, чтобы он совершал многокилометровые «прогулки». В ходе них Кайпаккая отморозил пальцы обеих ног, почти все их пришлось ампутировать. Мучения Ибрагима закончились 18 мая, когда тюремщики, не добившись от него никакой информации, решили убить его. После многомесячных поисков своего сына, родители Кайпаккая получили его искромсанное и обезглавленное тело[13]. Официальной причиной смерти было названо самоубийство.

Статья осталась бы незавершенной, если бы мы не попытались проанализировать те немногие ошибки, которые привели Ибрагима Кайпаккая и его соратников к гибели. Важно понимать, что мы говорим об этих ошибках в силу объективной необходимости, сохраняя глубокое уважение к подвигу турецкого революционера. Как выше уже говорилось, к концу 60-х г. от РПТ откололась значительная часть молодых активистов, недовольных реформистским курсом этой партии. В течение ряда лет они создавали подпольные организации, начавшие уже в начале 70-х г. вооруженную борьбу против турецких властей. Кайпаккая создавал свою партию в течение около двух лет. Очевидно, что это слишком короткий срок для создания сильной боевой организации, готовой к вооруженной борьбе с государством. Важно понимать, что буржуазная армия – это машина, в которой тысячи исполнителей-обывателей, движимые обычным конформизмом, тянут лямку. Победить такую организацию может только другая машина, превзойдя первую по уровню структуры и принципам своей деятельности. Кайпаккая ошибался, когда полагал, что крепкая партия и ее боевое крыло сформируется уже в ходе самой борьбы. Силы борющихся сторон были слишком неравны для этого. Эта ошибка, свойственная не только Кайпаккая, но и другим турецким революционерам. Они сильно переоценивали субъективный фактор в деле создания и развития революционной ситуации. Это стало ответной реакцией на реформизм РПТ, против которого резко выступали лидеры революционного движения Турции.

Также стоит отметить чисто тактическую ошибку Ибрагима. Центром своей деятельности он выбрал ил Тунджели, который, несмотря на благоприятный рельеф и поддержку населения, не подходил для роли партизанской базы. Этот ил находился в центральной части юго-восточного региона страны и был окружен сетью дорог и коммуникаций. В случае начала вооруженного сопротивления этот район достаточно легко полностью блокировался турецкой армией. Когда в 90-х г. РПК попыталась открыть партизанский фронт в Тунджели, ил был полностью блокирован и турецкая армия провела в нем настоящую зачистку.

Следует ли из вышеприведенной критики вывод, что вся борьба Кайпаккая и других турецких революционеров была бесполезной и напрасной ? Конечно же нет. Как без народников не было бы большевиков, так без турецкого поколения 1968 г. не было бы РПК. Абдулла Оджалан не раз подчеркивал, что он сделал для себя очень важные выводы из поражения в Кызылдыри. Для курдского лидера стало ясно прежде всего то, что партизанская организация не создается в течение пары лет. Группа Оджалана готовилась к вооруженной борьбе в течение 11 лет, в ходе которых закладывались основы будущей партизанской армии. В этом деле курдские революционеры опирались на опыт Кайпаккая, который справедливо полагал, что ахиллесовой пятой турецкого государства является курдский юго-восток. Именно там нужно начинать партизанскую борьбу. Оджалан учел тактическую ошибку Капаккаи, создав надежную партизанскую базу за пределами Турции, в Сирии, а потом и в северном Ираке. При начале вооруженной борьбы в 1984 г. РПК нанесла удар, прежде всего по приграничным илам – Хаккяри, Сирт. С этой территории легко можно было уходить в Ирак или Сирию, что исключало возможность окружение турецкой армией.

Жизнь Ибрагима Кайпаккая является примером удивительной преданности идеалам революционной борьбы. За свои 24 года он успел сделать столько, сколько многие не успевают сделать за свою жизнь. Лучшим завершением этой статьи может быть стихотворению самого Ибрагима, которое он посвятил поколению 1968 года.

«Студенчество»

Вы, идущие на смерть ради товарищей,
Вы, кто отдал жизни во благо народа,
Вы, кто всем пожертвовал в этой борьбе,
Те, с кем в едином порыве вздымается наша грудь,
Вы, кто окропил и так красное знамя своей алой кровью,
Павшие наземь за непобедимый народ,
Вы, кто сами обрели бессмертие,
Эй, (послушайте), лучшие сыны нашего народа,
Гордо и терпеливо внимающие нам сейчас,
Вашу войну продолжают ваши товарищи![14]

(Перевод с турецкого Е. Лазарь)

 

М. Лебский

 

 

И.Кайпаккая

Письмо к руководящим товарищам в сельской местности.

7 декабря 1971 г.

Товарищи! Многие наши кадры желают работать в деревне. Все они обладают одной общей чертой: они отсталые и неопытные, но в то же время сильно воодушевлены. Мы должны смело мобилизовать этих товарищей в сельской местности. В то же время мы должны предложить им правильное руководство и обучать их. Число наших товарищей, хорошо политически подкованных и относительно опытных строго ограниченно. Это одна из тех проблем, которые возникли, когда мы отправили отсталых и неопытных товарищей в деревню. Таким образом, как небольшое число подкованных и хотя бы частично опытных товарищей будут руководить и обучать большое количество отсталых и неопытных товарищей?

С одной стороны, форма и содержание нашей деятельности в сельской местности быстро изменились в связи с нашим разрывом с ревизионизмом «Зари». Формы вооруженной борьбы, вооруженной пропаганды и агитации заняли место «мирной» пропаганды и агитации. Отношение правящих классов к революционной деятельности повсюду, и в сельской местности в частности, также значительно изменилось. Правящие классы начали жестокие атаки для того, чтобы предотвратить революционную деятельность в сельской местности и уничтожить существующую активность. Получив мельчайшие отрывки информации, они мобилизуют большие силы из сотен и тысяч солдат, отправляя их вслед за одним человеком или горсткой людей. По этой причине больше невозможно, особенно в деревне, вести «мирную» пропаганду и агитацию. Поэтому мы должны вооружить наши кадры для отправки их в сельскую местность, приведя их в состояние, в котором они смогут с оружием в руках ответить на вооруженные нападения правящих классов. Более того сложные условия местности также делают необходимым вооружение наших активистов, даже несмотря на то что число нашего оружия и материальных сил крайне ограниченно. Это вторая проблема с которой мы столкнулись, отправив новых товарищей в сельскую местность. Вопрос в том, как мы вооружим большое число товарищей (их число возрастает день ото дня) с нашими ограниченными возможностями?

Товарищи! Я предполагаю, что вас должны также волновать как прибытие новых товарищей, так и те две проблемы. Но они не являются неразрешимыми или трудновыполнимыми. Я верю, что если мы подойдем к этим проблемам сознательно, то мы легко их преодолеем.

Я рассматриваю нижеследующие пункты для решения первой проблемы:

  • Как минимум несколько политически подкованных и опытных товарищей должны получить задачи на каждом партизанском участке, как это ныне было сделано.
  • Внутри групп действующих в партизанских областях второго уровня (тыловые участки – М.Л.) должен быть хотя бы один развитый и опытный товарищ. Если это невозможно, то подкованные и опытные товарищи в партизанских областях (первого уровня – М.Л.) должны контролировать группы второго уровня строгим и систематическим образом   Они должны распределять задачи , показывать их выполнение, а также проверять их в какой степени был достигнут успех. В этой ситуации огромная ответственность ложится на развитых и опытных товарищей. В тех обстоятельствах, в которых мы находимся, они, в особенности, должны работать в десятки раз, а то и в сотни раз сильнее. В тоже время отсталые и неопытные товарищи должны развивать собственную инициативу.
  • Неопытные товарищи будут приобретать опыт через практическую борьбу. Но этого недостаточно. Наши кадры должны иметь глубокое теоретическое понимание вдобавок к огромному опыту. Они должны быть политически развитыми и проницательными в плане понимания личности. Они должны учиться претворять в практику идеи M-Л-M (Маркса, Ленина, Мао – М.Л.), обладать правильным и достаточным видением относительно всех вопросов нашей революции, умело защищать и распространять эту линию, политику и программу нашего движения. Помогая росту политически и идеологически отсталых и неопытных товарищей, более развитые должны прикладывать особые усилия.

Это нужно им и для собственного развития. После разрыва с ревизионизмом «Зари», у нас возникла ответная ошибка как реакция на их правый уклон, зацикливании на чтении. В определенной степени мы пренебрегли политическим и идеологическим образованием, не придав ему должной важности. Мы должны немедленно приступить к политическому и идеологическому образованию, тесно связанному с практической деятельностью. По моему мнению, для этого должно быть выполнено следующее: как можно скорее должны быть сделаны основные публикации, пропагандирующие нашу программу и политическую линию, проливающие свет на различные вопросы нашей революции. В связи с этим уже было принято решение.

В ближайшее время должны быть сделаны немедленные приготовления для печатания, копирования, распространения этих публикаций на нашей территории.

Во вторых, должны быть организованны дискуссии среди наших активистов, обобщающие имеющийся опыт. В наших рядах должны быть создана обстановка живой дискуссии, обмена мнениями, ошибки должны постоянно устраняться, должны приниматься правильные решение.

В-третьих, марксистко-ленинские работы, обобщающие революционный опыт других стран должны быть прочитаны и обсуждены в рамках соответствующей программы. Это должно пролить свет на нашу практическую деятельность.

Реализовав все перечисленное, мы поднимем наш общий уровень. В особенности, отсталые и неопытные товарищи начнут быстро развиваться и станут опытными кадрами.

Для решения второй проблемы (вооружения – М.Л.) я рассматриваю нижеследующие пункты: 1)Имеющееся вооружение и материалы должны быть распределены среди кадров наиболее подходящим путем

2) Наше оружие и снаряжение не должно использоваться неправильно. Нельзя использовать его впустую, ломать или обращаться с ним в лихой манере. Нельзя допустить, чтобы оно попало в руки врага или было потеряно.

3) Для того чтобы вооружиться в больших масштабах, мы должны использовать два источника: во-первых, народную поддержку, во-вторых, захваченное у врага.   Народная поддержка должна быть в двух формах: безвозмездные пожертвования и помощь, предоставляемая на временной основе. Мы должны выяснить, кто мог бы жертвовать оружием, амуницией, взрывчаткой, запалами, детонаторами т.д., и по максимуму использовать это. Во-вторых, мы должны установить тех, кто мог бы дать нам оружие на временной основе и максимально использовать и это. Я предполагаю, что таким образом мы будем способны воспользоваться крестьянскими винтовками, заряжающимися с казенной части. Переход к вооружению за счет захваченного у врага может происходить двумя путями: во-первых, кадры и симпатизанты, в подходящей ситуации могут тайно брать оружие, снаряжение, амуницию, взрывчатку и т.п. и отдавать их нам. Например, рабочие, занятые в дорожном строительстве и на определенных строительных площадках могут снабжать нас обильным количеством взрывчатого материала. Кадры и симпатизанты, находящиеся внутри армии, могут добывать различного рода военное снаряжение таким же путем. Работающие в лабораториях и аптеках, могут доставать различные яды и материалы для взрывчатки.

Все это, конечно, решит проблему вооружения лишь в определенной степени. Фундаментальное решение проблемы с оружием – захват его у противника.

Для таких действий необходим минимальный уровень вооружения. Мы можем достичь этого уровня, методами указанными выше. В частности, мы можем широко пользоваться оружием, одолженным у крестьян. Если к этому мы добавим хотя бы небольшое количество нашего оружия, то мы достигнем минимального уровня вооружения. Следуя вышеизложенному, мы можем основательнее вооружиться, установив цели соразмерные нашим силам, атакуя эти цели и забирая деньги и оружие. Обеспечив соответствующую разведку, мы сможем получать деньги и оружие, применяя даже наиболее примитивное вооружение. Также, некоторые крестьяне вольются в наши ряды со своим оружием.

Если мы сможем сделать все вышеперечисленное, я верю мы решим проблему вооружения наших кадров и новых товарищей, вливающихся в наши ряды каждый день.

Другая проблема – как нашим кадрам стать специалистами в военной деятельности. В настоящем мы должны сделать следующее :

  1. В каждой области есть товарищи, которые достаточно опытны в отношении подготовки и использования взрывчатки для саботажа и мин-ловушек, а также в разборке, повторной сборке, использовании и обслуживании нашего оружия. Эти товарищи должны лично, упорядоченным и систематическим образом обучать новых и неопытных товарищей, демонстрируя как это делается.
  2. По поводу оружия и взрывчатки должны быть подготовлены тексты, содержащие практическую информацию, то есть информацию которую мы можем осуществить на практике и передать всем товарищам. Первый вариант такого текста уже был подготовлен. Товарищи должны улучшить этот текст, добавляя различную информацию и факты из собственного опыта (ранее распространенные тексты полны ошибок, что следует принимать во внимание).
  3. По сути, мы все будем учиться воевать, воюя
    Таким образом, опытные товарищи и другие бойцы должны пересмотреть все методы и опыт в военной сфере, устранить ошибки и усвоить правильную практику. Результаты должны быть распространены между товарищами.
  4. Опыт революционных войн народов СССР, Китая, Вьетнама и других стран должен быть изучен и сделаны необходимые выводы. В частности, должны быть проанализированы военные сочинения товарища Мао Цзэдуна, представляющие собой фундаментальную работу к которой мы можем обратиться в этих исследованиях
  5. Военная политика и тактика правящих классов в Турции также должны быть рассмотрены и поняты, насколько это возможно.
  6. Вся прошлая   борьба нашего народа – ее успехи, недостатки, слабости и т.д., должны быть изучены с военной точки зрения – эти уроки должны быть выучены в соответствии с сегодняшним днем

Поскольку наша борьба продолжается – параллельно с достигнутыми успехами, мы найдем возможность предоставить нашим кадрам, как теоретическую, так и практическую военную подготовку (эффективную подготовку).
Сегодня нам в значительной степени не хватает этих возможностей. Но в случае если мы правильно оценим те возможности которыми уже обладаем, то будет много причин для наших военных побед.

Товарищи! После всего этого я предлагаю следующее для вашего района:

1)      Принимая во внимание присутствие нового товарища, мы разослали группу кадров соответствующим путем.

Новый товарищ имеет значительный опыт работы среди молодежи (скорее всего имеются в виду студенты — М.Л.). Его идейно-политический уровень высок, но он не имеет опыта работы среди масс. Мы скоро пошлем товарища Ф. к вам. Позвольте Ф. работать с H. Кроме того, мы в состоянии отправить новые кадры к вам. Прикиньте сейчас, как вы будете мобилизовать их.

2)      Поделитесь своим опытом с новыми кадрами. Сообщите им о том, как и что они будут делать. Составьте программу работы для каждой группы.

3)      Дайте новым кадрам необходимую информацию, касающуюся оружия и взрывчатки. Научите их, как приготовить и использовать взрывчатку.

4)      Для того, чтобы вооружить все кадры в районе нужно использовать все существующие возможности. Цель для всех кадров – иметь длинноствольное оружие.

5)      Нужно немедленно изготовить большое количество бомб и распространять их среди масс. Крестьяне могут быть мобилизованы в значительной степени для создания и использования бомб и в саботаже и для установки мин-ловушек

6)      Подготовьте, по крайней мере, одно подпольное укрытие для каждого партизанского отряда (каждый отряд должен иметь от 2 до 7 человек.). Было бы намного лучше иметь больше одного.

7)      Подготовьте место, которое вы считаете подходящим в вашем районе для установки копировального аппарата и выделите человека управлять им. Научите человека, как управлять им. Храните большое количество трафаретной и копировальной бумаги, чернил и т.п. на или вблизи от машины. Пусть только оператор и ответственный партийный кадр знают эти места. Короче говоря, нужно подготовить все необходимое для печати. Один из товарищей, которого мы посылаем, знает более практичный способ печати. Вы также можете использовать этот метод.

8)      Подготовьте нелегальную библиотеку. Она должна быть как убежище и быть достаточно большой для работы. Все книги, публикации и корреспонденция должны храниться здесь упорядоченным способом. При необходимости они могут быть взяты, но после использования должны быть возвращены. Когда в будущем количество книг вырастет, мы должны создавать такие библиотеки в каждой области.

9)      Опять же, в каждой области, по крайней мере, один подпольный склад должен быть подготовлен и обильные запасы продовольствия, одежды, постельного белья, военных материалов и сырья, используемого в подготовке снаряжения, хранящегося там.

Насколько это возможно наименьшее число товарищей должно знать, где находятся эти склады и библиотека. Новые кадры, непроверенные, и в отношении которых пока не ясно, будут ли они оставаться с нами, никогда не должны знать о местонахождении таких мест. Каждая группа должна знать только свое собственное убежище, но не убежища других групп.

10)     Для межгрупповых совещаний и других видов собраний отдельные места должны быть подготовлены вдали от убежищ.

Товарищи! Мы должны завершить все приготовления в максимально короткие сроки. Для того чтобы иметь возможность приступить к длительной партизанской деятельности, быть в состоянии достигнуть успехов и сделать   определенные шаги на пути вооруженной борьбы, это в значительной степени зависит от завершения нами этих приготовлений.

Салют, успехов. Целую вас заочно.

Исмаил

N.B: Когда товарищ M. вызовет вас дайте ему знать, как вас найти потому, что скоро мы также отправим товарища Ф.

Перевод М. Лебского и Е. Назаровой

[1] Поцхверия Б.М. Внешняя политика Турции. М. 1976 г. С.53

[2] Книгу можно скачать здесь :

A PDF of the "Selected Works of Ibrahim Kaypakkaya," founder of the TKP/ML, popularizer of Maoism in Turkey, and "the most dangerous revolutionary in Turkey" in his time
byu/jiminykrix insocialism

[3] Özgür Mutlu Ulus The Army and the Radical Left in Turkey: Military Coups, Socialist Revolution and Kemalism. Front Cover. I.B. Tauris, 2011 .P. 235

[4] His Name is our Pride, his Party is our Honor, his Doctrine is our Guide

http://www.nouvelleturquie.com/en/his-name-is-our-pride-his-party-is-our-honor-his-doctrine-is-our-guide/

 

[5] The Selected Works of Ibrahim Kaypakkaya Nisan Publishing, 2014. P.91-94

[6] The Selected Works of Ibrahim Kaypakkaya Nisan Publishing, 2014. P.92

[7] His Name is our Pride, his Party is our Honor, his Doctrine is our Guide

http://www.nouvelleturquie.com/en/his-name-is-our-pride-his-party-is-our-honor-his-doctrine-is-our-guide/

[8]Мао Цзэдун Почему в Китае может существовать Красная власть ?

http://library.maoism.ru/why_red.htm

[9] The Selected Works of Ibrahim Kaypakkaya Nisan Publishing, 2014. P.55

[10] The Selected Works of Ibrahim Kaypakkaya Nisan Publishing, 2014. P. 56-57

[11] The Selected Works of Ibrahim Kaypakkaya Nisan Publishing, 2014. P. 64-65

[12] The Selected Works of Ibrahim Kaypakkaya Nisan Publishing, 2014. P. 61-62

[13] Who is Ibrahim Kaypakkaya ?

http://kaypakkaya.de/?page_id=34

[14] http://wikisosyalizm.org/%C4%B0brahim_Kaypakkaya

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/W2UsC

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях