«Эмансипация женщин начинается с того момента, когда каждая из нас осознает, что имеет право на собственную жизнь!» — утверждает одна из руководителей Центра борьбы за права женщин Нафия Брахими.
— « Я вышла замуж, когда мне было 14 лет, а когда исполнилось 20, у меня было уже четверо детей», — вспоминает Нафия Брахим, одна из 12 руководителей Центра борьбы за права женщин (Center for Training and Empowerment of Woman in Qamishli), который находится в 680 км северо-восточнее Дамаска.
Теперь ей 50, и сейчас она прилагает все свои усилия к тому, что бы ни одна женщина не чувствовала себя жертвой, а значит не потеряла контроль над собственной жизнью. Её главное кредо: «Необходимо действовать сообща!» стало девизом не только самого Центра, но и многих женщин, пришедших туда за помощью.
— «Мы создали швейные и компьютерные курсы, стали учить неграмотных читать и писать на курдском языке, открыли гимнастический центр для беременных и т.д. Также очень популярны курсы «Женщины и их права». Настоящая эмансипация женщины начинается с того момента, когда она поймёт, что имеет право на индивидуальность и в состоянии вести свою собственную жизнь!» — говорит Нафия Брахим с энтузиазмом человека, прошедшего через весь этот процесс. Она, как никто другой, знает, что это было далеко не просто: после восстания 2011 года против правительства Сирии, курды выбрали нейтралитет, который заставил их сражаться, как с правительством, так и с оппозицией; в июле 2012 года они захватили области на севере страны, где их было большинство, и сегодня, роль, которую играют женщины в курдских районах Сирии, очень ощутима: примером тому может послужить руководство Партии демократического единства (PYD) , влиятельной партии среди сирийских курдов.
Вот что рассказывает сопредседатель PYD Ася Абдулла : — «Все наши организации, будь то социальные, политические, военные и т.д., построены на принципе квот: женщины и мужчины составляют в них по 40 процентов, а остальные 20% — отбираются, не взирая, на пол». По её мнению, причиной этому является «двойная революция среди курдского населения Сирии.
— « Пожив под сапогом Дамаска, для нас на первом месте стоит не только национальная борьба, но и борьба за эмансипацию женщин, так что эти две формы сопротивления идут фактически одновременно. Мы не будем делать ошибку, дожидаясь окончания войны и только, после этого, начав работу над разрешением женских проблем — заявляет Абдулла. – В настоящий момент, для оказания помощи женщинам, у нас есть 16 Центров и три Академии, которые стремятся устранить патриархат, царящий в нашем обществе и в умах людей вот уже в течение нескольких тысяч лет! К сожалению, определяющая мысль общества направлена на подавление женского начала, а значит, моральная революция просто необходима – утверждает курдский лидер.
-«В настоящее время курдские женщины в Сирии, как и мужчины, носят зелёный комбинезон, служа в рядах вновь созданной курдской полиции; синий комбинезон — является формой для сервиса по сбору мусора, а камуфляжная форма принадлежит женщинам, которые состоят в Народной защите. Это бывшее ополчение, сегодня превратилось в достойную армию! Мы можем сравнить курдских женщин, в Сирии, с журналистами на войне, которые несут обществу запрещённую информацию».
А вот ещё одно не менее интересное мнение: — «Освобождение общества в целом, начнётся только после того как женщины обретут свободу! — говорит Ильхам Ахмед, пресс-секретарь Демократического движения общества (ТРВ DEM) , являющейся зонтичной организацией для политических партий, а также большого спектра слоев гражданского населения. — Мы не собираемся терять ни одной из возможностей, чтобы получить свои права» — утверждает она.
Сейчас уже можно констатировать факт, что существенный прогресс по женскому вопросу, достигнут, но все же, в женском центре Qamishli не тешат себя иллюзиями и понимают: препятствия, именно в этом направлении, пока неизбежны.
— « Наш Центр был построен два года назад и сегодня, через него, прошло около 150-и женщин. Одни, и их большинство, – жертвы браков по принуждению; другие, — у которых были или есть определённые сложности» — рассказывает член Ассамблеи Файза Махмуд — Вот только два таких примера: N.Z. вышла замуж в 15 лет за человека, которому — 37. Он систематически избивал её, отобрал сына; или, ещё одна личная трагедия: N.Z, которой 16 лет, была изнасилована своим 43-летнем мужем и покинута в Турции…таких печальных примеров сотни! Со своей стороны, мы предлагаем правовую и экономическую поддержку пострадавшим и являемся посредниками в их отношениях с семьями. Мы пытаемся заново интегрировать в общество потерпевших от семейного произвола женщин, — говорит Файза Махмуд , стоя на фоне огромной фрески с изображением лидера Курдской рабочей партии (КРП) Абдуллы Оджалана.
— Оджалан, был единственным лидером на Ближнем Востоке, кто действительно выступал за права женщин!» — утверждает Махмуд, не скрывая своей симпатии к партизанскому движению. Идеалы этого движения открыто разделяют и все остальные члены TEV DEM.
Волонтёр Центра — Нуха Махмуд отметила, что в него обращаются за помощью и поддержкой арабские и христианские женщины: — «Нам часто приходится посредничать с местной епархией, чтобы облегчить последствия развода, который для христиан гораздо более сложный, чем для мусульман» — считает Махмуд, проработавшая в Центре уже более полугода. Она говорит, что помогла большому количеству жертв сексуального насилия:- «Многие случаи ужасны, потому что изнасилованные женщины, на Ближнем Востоке, подвергаются поруганию и часто отвергаются своими семьями. Иногда их убивают свои же члены семьи, так что неудивительно, что многие из этих женщин никогда публично не признаются в совершённом над ними насилии!»
Показания Махмуд совпадают с данными доклада (май — 2013 года) Международной федерации по правам человека (FIDH), которая объединяет 178 организаций по защите прав человека в более чем 100 странах. В нём говорится о большом количестве нарушений прав женщин, в Сирии, как со стороны правительства, так и со стороны оппозиции. Доклад подчеркивает, что страх изнасилования является одной из главных причин, почему женщины бегут из страны. В докладе также делается вывод, что вместо моральной поддержки «общество клеймит женщин, которые оказались жертвами сексуального насилия».
В свои 16 лет, Айтан Хусейн хорошо это знает. В Центре, таких молодых женщин — волонтеров называют ключевыми игроками, так как они быстрее находят подростков, которые подверглись сексуальному насилию и которые им доверяют. — «Партнёрство между женщинами разных возрастов даёт понимание, через что прошли в Сирии женщины!» — считает Хусейн, которая успешно совмещает работу в реабилитационном Центре с посещением средней школы. Молодая активиста говорит, что чувствует, как ей повезло: её семья, не будет оказывать на неё дополнительного давления, или заставлять выйти замуж. — «Одного семейного комфорта, конечно же, не достаточно! Я просто не могу сидеть, сложа руки в то время, когда женщин притесняют — говорит Айтан Хусейн — мы должны продолжать борьбу, чтобы ничего подобного, никогда, не повторилось!»