Свет высокой духовности

Свет высокой духовности

 

Его служба в вечности станет гимном света.  ( К 100-летию пира  Мхо)

— Рабе  Оламе! Сколько же еще это будет продолжаться?
Мы уже не в состоянии выдержать!
— Не дай Бог, чтобы это продолжалось столько,
сколько мы в состоянии выдержать!

Прошло 100 лет со времени  трагических событий в Турции, когда огромная масса людей была вынуждена  бежать  с   исторической родины  — в неизвестность. Среди них был и  юный  пир Мхо, испытавший во время  вынужденного  переселения    невосполнимую  потерю родных и близких.  Со слезами на глазах он вспоминал о гибели  родителей, дедушки и бабушки,  родственников:  защищая веру предков, они погибли  от рук турецких палачей.  Люди умирали  во время  пути  прямо на дорогах, в горах, в мутных водах Араза раш — реки  Аракс. Живые  завидовали мёртвым. Голодные, истощённые родители  бросали  детей, чтобы не видеть их мучений, а через  некоторое время  сами сходили  с ума от отчаяния или падали  от  бессилия.  Часть курдов-езидов  бежала в Армению, часть — в Грузию, где  их приютил гостеприимный грузинский народ.  Скитальцы  нашли в Грузии  кусок хлеба  насущного, а  главное – безопасную жизнь.

 Пир Мхо  с  двумя несовершеннолетними сёстрами,  братом Зада и  с соседями — их было несколько тысяч, бежали сначала в  Кахетию, а затем переселились в Тбилиси. Все они  были  из сельской местности Карсского района, неграмотные, не знающие никакого, кроме курдского, языка.
Жизнь  раскололась надвое,  и для тех, кто уцелел и выжил, настало  новое   время.  В  свои 15 лет пир Мхо  был  рассудительным и  рано повзрослевшим.  Он  заменил  сёстрам и брату родителей, взвалив  на   свои плечи всю заботу  об их судьбе.  

Пир Мхо   уже тогда  знал, что  принадлежит  к  семье пиров  Ал, семье пиров Аснаман, члены которой, езиды, именуются «пире чьл пиров»   («пиры  сорока пиров»), и  в наставниках имеют  шейхов  Шехисни.  Ещё в детстве пир Мхо  говорил: «Мой выбор – моя религия, мой долг, моя жизнь!».   Национальное начало  было заложено  уже в его генах: он   вырос на традициях  и обычаях  родного  народа.  С  раннего  детства  пир Мхо  видел,  как  отец и дед  исполняли  столь глубокие по содержанию и сложные по форме   ритуалы,  как  молились, воздавая хвалу Всевышнему,  и  прекрасно усвоил от  отца и деда  основы,  традиции и обычаи  езидской религии, что и определило  дальнейший путь подростка — путь  богослова и философа
   Мы познакомились на похоронах моего родственника. Меня изумила  даже не  библейская внешность, а  духовная красота, глубокое знание  канонов   нашей древней и мудрой  религии. До глубины души тронуло меня чтение гимна «Стремление к трем коням».  

Пир Мхо  был одним из тех редких людей, при встрече с которыми  сразу же  возникают  необъяснимое ощущение  благодати,   радостное  чувство сопричастности  и понимания: именно этого человека ты так  давно ждал!  У меня сразу же  появилась  идея пригласить  пир Мхо  на съёмки фильма «Мы – курды», где я была консультантом: по сценарию пир должен был читать с утреннюю молитву  на восходе солнца. Выслушав режиссёра   Г. Чубабрия,  заслуженного деятеля  искусств  Грузии, лауреата Государственной премии,  пир предложил свой вариант: посадить около источника на Тбилисском фуникулере  гранатовое деревце и с восходом солнца прочесть  утреннюю молитву.   Гранатовое дерево  на Древнем Востоке – символ  познания добра и зла. Существует предание, что оно  способно облегчать  страдания людей,  живым  дарит бессмертие, а мёртвым  возвращает жизнь.  В дальнейшем родилась  традиция:  жених и невестка торжественно  приезжали не к памятникам, как раньше, а именно  к этому  гранатовому дереву, веря, что оно принесет  счастье и благополучие.

Как говорится, «у каждого своя Франция» —  кому-то милы парижские кварталы, а мне — тбилисские убаны. Я часто посещала убан – «таха  чохраша» (ул. Наношвили), где жил пир Мхо. В  его доме — оджахе — всегда  ощущалась  магическая атмосфера,  притягивавшая   людей.  Езидизм включает в себя  не только  религиозные элементы, но и философские, эпические, мессианские и общественно-политические.  Пир Мхо, у которого не было  не только высшего, но и начального  образования, очень чётко разъяснял  все это простым  доступным языком. В  его философских  размышлениях о добре и зле,  смысле жизни,  назначении человека и выборе  им  жизненного пути   раскрывалась  высокая  духовность.   «Человек должен искать духовное спасение, а это — вера, мудрость, самопознание и постижение жизни. Без духовного роста человека  любая деятельность теряет смысл»,  – учил он людей.
  Такие этические категории,  как совесть, справедливость, честность, стремление  к  истине, значение,  смысл  и цели  бытия –  всегда доминировались в сознании пиров и шейхов.  

Именно совесть может уберечь людей от злобы и насилия. Милосердие, гостеприимство, миролюбие, терпимость –  это важнейшие принципы    курдской религии.   Понимая значимость полиэтнической Грузии, он учил свой народ жить в мире и согласии:  «Сосуществование народов требует больших усилий!  «Доверие друг к  другу –   это традиция   древних народов, в том числе и курдов», — говорил пир  Мхо.  
     Великий востоковед И. А. Орбели  писал о курдах:  «Курдский народ… трагически растерял своих сынов под обличием иранцев, турок, арабов, армян, растерял сынов, имена которых в качестве имен славных поэтов, музыкантов, полководцев украшают историю других народов».  На слова Орбели пир Мхо отвечал, что древняя езидская религия и традиции –   вселенские,  а поэтому будем терпимы:  всё  никто не унесёт, не смогут…   
Какой  мудрый и благожелательный   человек!  Всё, что он делал, делал удивительно просто.  Он, как никто другой,  воплотил в себе целую нацию: поколения предков, столетиями погружённые  в  безмолвие, благодаря   ему  ожили  и заговорили. Пир Мхо считал, что в езидской  религии высоко ценится  свобода человека, которая  должна быть предоставлена любому.

Человек рождается свободным!  Его основная задача – выбор того или иного пути.  На протяжении всей истории своего существования курды  не были рабами  даже в эпоху рабства!  Дух народа –  сильное оружие; история показала — трудно покорить  вольнолюбивую нацию.  Таким был и  пир Мхо. Выросшему и воспитанному в этических законах и нормах, ему  всегда были свойственны бескорыстие и жертвенность. Около усопшего он,  несмотря на  свой  преклонный  возраст,  всегда  неотлучно находился сутками  и ежедневно читал молитвы.  

 Пир Мхо  никогда не навязывал  человеку свою точку зрения,  а  помогал    самостоятельно  проанализировать и сознательно  оценить  нравственно значимые   понятия. Сам он старался заглянуть в  душу каждого  нуждающегося в этом, как можно глубже. Пир Мхо считал, что  за все страдания,  выпавшие на долю народа,  « Бог утешил наш народ и поднял его на высшую ступень жизни духовной».  «Милость  к падшим» —  бесспорно  является проявлением  толерантности!   Но пир Мхо считал,  что  мало призывать людей  к милости  «к падшим   и слабым».  Необходимо  призывать к совершенствованию самих падших и слабых!  В   этом — смысл гуманизма  езидской   религии,  её мудрость.  

 Гостеприимство — одна из важнейших черт нашего народа.  В  «оджах» пира  Мхо  толпами шли люди: кто-то  за помощью, кто — то  за советом, и все  уходили  духовно обогащёнными. Он был наиболее уважаемым среди священнослужителей  и, тем не менее, считал, что религия должна быть всенародной, служение Всевышнему  не   может быть монополией пиров и шейхов. «Нет высших  и низших, все равны перед Богом», —  повторял  он.
  Пир Мхо  призывал молодежь к овладению  знаниями  и  к учёбе. Он понимал, что время изменилось, что  в новом обществе  выросло  новое поколение — поколение,  которое не знает страха, не может и не хочет ощущать себя жертвой; поколение,  усвоившее смелые  прогрессивные идеи человечества, великие культурные богатства  своего народа и  всего  человечества.

 Он  верил, что именно  молодежь  окажется  в числе первых, кто пронесет в  веках  историю  и  религию курдского народа.   
   Оскудело наше время — все меньше  хороших  людей! Да останутся с нами  воспоминания  о них,   о красоте этих светлых душ,  беззаветно любящих людей и мир, о сильных  духом,  отдавших  сердца  народу.   Ясная звезда погасла, прекрасный,  редкий цветок достойно прожил и отцвёл.
Хоронили пира Мхо  всем народом…

Царствие  небесное  и вечная память тебе, пир Мхо!
Рама таба пире Ал!
Трба та, мазале та ново
Чкле джнатеба!

Паранзе  ЗУРБАЕВА,  общественный  деятель, кавалер ордена Чести
Газета «Свободный  Курдистан» №11

 

 

 

 

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/QsHe1

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях