Его служба в вечности станет гимном света. ( К 100-летию пира Мхо)
— Рабе Оламе! Сколько же еще это будет продолжаться?
Мы уже не в состоянии выдержать!
— Не дай Бог, чтобы это продолжалось столько,
сколько мы в состоянии выдержать!
Прошло 100 лет со времени трагических событий в Турции, когда огромная масса людей была вынуждена бежать с исторической родины — в неизвестность. Среди них был и юный пир Мхо, испытавший во время вынужденного переселения невосполнимую потерю родных и близких. Со слезами на глазах он вспоминал о гибели родителей, дедушки и бабушки, родственников: защищая веру предков, они погибли от рук турецких палачей. Люди умирали во время пути прямо на дорогах, в горах, в мутных водах Араза раш — реки Аракс. Живые завидовали мёртвым. Голодные, истощённые родители бросали детей, чтобы не видеть их мучений, а через некоторое время сами сходили с ума от отчаяния или падали от бессилия. Часть курдов-езидов бежала в Армению, часть — в Грузию, где их приютил гостеприимный грузинский народ. Скитальцы нашли в Грузии кусок хлеба насущного, а главное – безопасную жизнь.
Пир Мхо с двумя несовершеннолетними сёстрами, братом Зада и с соседями — их было несколько тысяч, бежали сначала в Кахетию, а затем переселились в Тбилиси. Все они были из сельской местности Карсского района, неграмотные, не знающие никакого, кроме курдского, языка.
Жизнь раскололась надвое, и для тех, кто уцелел и выжил, настало новое время. В свои 15 лет пир Мхо был рассудительным и рано повзрослевшим. Он заменил сёстрам и брату родителей, взвалив на свои плечи всю заботу об их судьбе.
Пир Мхо уже тогда знал, что принадлежит к семье пиров Ал, семье пиров Аснаман, члены которой, езиды, именуются «пире чьл пиров» («пиры сорока пиров»), и в наставниках имеют шейхов Шехисни. Ещё в детстве пир Мхо говорил: «Мой выбор – моя религия, мой долг, моя жизнь!». Национальное начало было заложено уже в его генах: он вырос на традициях и обычаях родного народа. С раннего детства пир Мхо видел, как отец и дед исполняли столь глубокие по содержанию и сложные по форме ритуалы, как молились, воздавая хвалу Всевышнему, и прекрасно усвоил от отца и деда основы, традиции и обычаи езидской религии, что и определило дальнейший путь подростка — путь богослова и философа
Мы познакомились на похоронах моего родственника. Меня изумила даже не библейская внешность, а духовная красота, глубокое знание канонов нашей древней и мудрой религии. До глубины души тронуло меня чтение гимна «Стремление к трем коням».
Пир Мхо был одним из тех редких людей, при встрече с которыми сразу же возникают необъяснимое ощущение благодати, радостное чувство сопричастности и понимания: именно этого человека ты так давно ждал! У меня сразу же появилась идея пригласить пир Мхо на съёмки фильма «Мы – курды», где я была консультантом: по сценарию пир должен был читать с утреннюю молитву на восходе солнца. Выслушав режиссёра Г. Чубабрия, заслуженного деятеля искусств Грузии, лауреата Государственной премии, пир предложил свой вариант: посадить около источника на Тбилисском фуникулере гранатовое деревце и с восходом солнца прочесть утреннюю молитву. Гранатовое дерево на Древнем Востоке – символ познания добра и зла. Существует предание, что оно способно облегчать страдания людей, живым дарит бессмертие, а мёртвым возвращает жизнь. В дальнейшем родилась традиция: жених и невестка торжественно приезжали не к памятникам, как раньше, а именно к этому гранатовому дереву, веря, что оно принесет счастье и благополучие.
Как говорится, «у каждого своя Франция» — кому-то милы парижские кварталы, а мне — тбилисские убаны. Я часто посещала убан – «таха чохраша» (ул. Наношвили), где жил пир Мхо. В его доме — оджахе — всегда ощущалась магическая атмосфера, притягивавшая людей. Езидизм включает в себя не только религиозные элементы, но и философские, эпические, мессианские и общественно-политические. Пир Мхо, у которого не было не только высшего, но и начального образования, очень чётко разъяснял все это простым доступным языком. В его философских размышлениях о добре и зле, смысле жизни, назначении человека и выборе им жизненного пути раскрывалась высокая духовность. «Человек должен искать духовное спасение, а это — вера, мудрость, самопознание и постижение жизни. Без духовного роста человека любая деятельность теряет смысл», – учил он людей.
Такие этические категории, как совесть, справедливость, честность, стремление к истине, значение, смысл и цели бытия – всегда доминировались в сознании пиров и шейхов.
Именно совесть может уберечь людей от злобы и насилия. Милосердие, гостеприимство, миролюбие, терпимость – это важнейшие принципы курдской религии. Понимая значимость полиэтнической Грузии, он учил свой народ жить в мире и согласии: «Сосуществование народов требует больших усилий! «Доверие друг к другу – это традиция древних народов, в том числе и курдов», — говорил пир Мхо.
Великий востоковед И. А. Орбели писал о курдах: «Курдский народ… трагически растерял своих сынов под обличием иранцев, турок, арабов, армян, растерял сынов, имена которых в качестве имен славных поэтов, музыкантов, полководцев украшают историю других народов». На слова Орбели пир Мхо отвечал, что древняя езидская религия и традиции – вселенские, а поэтому будем терпимы: всё никто не унесёт, не смогут…
Какой мудрый и благожелательный человек! Всё, что он делал, делал удивительно просто. Он, как никто другой, воплотил в себе целую нацию: поколения предков, столетиями погружённые в безмолвие, благодаря ему ожили и заговорили. Пир Мхо считал, что в езидской религии высоко ценится свобода человека, которая должна быть предоставлена любому.
Человек рождается свободным! Его основная задача – выбор того или иного пути. На протяжении всей истории своего существования курды не были рабами даже в эпоху рабства! Дух народа – сильное оружие; история показала — трудно покорить вольнолюбивую нацию. Таким был и пир Мхо. Выросшему и воспитанному в этических законах и нормах, ему всегда были свойственны бескорыстие и жертвенность. Около усопшего он, несмотря на свой преклонный возраст, всегда неотлучно находился сутками и ежедневно читал молитвы.
Пир Мхо никогда не навязывал человеку свою точку зрения, а помогал самостоятельно проанализировать и сознательно оценить нравственно значимые понятия. Сам он старался заглянуть в душу каждого нуждающегося в этом, как можно глубже. Пир Мхо считал, что за все страдания, выпавшие на долю народа, « Бог утешил наш народ и поднял его на высшую ступень жизни духовной». «Милость к падшим» — бесспорно является проявлением толерантности! Но пир Мхо считал, что мало призывать людей к милости «к падшим и слабым». Необходимо призывать к совершенствованию самих падших и слабых! В этом — смысл гуманизма езидской религии, её мудрость.
Гостеприимство — одна из важнейших черт нашего народа. В «оджах» пира Мхо толпами шли люди: кто-то за помощью, кто — то за советом, и все уходили духовно обогащёнными. Он был наиболее уважаемым среди священнослужителей и, тем не менее, считал, что религия должна быть всенародной, служение Всевышнему не может быть монополией пиров и шейхов. «Нет высших и низших, все равны перед Богом», — повторял он.
Пир Мхо призывал молодежь к овладению знаниями и к учёбе. Он понимал, что время изменилось, что в новом обществе выросло новое поколение — поколение, которое не знает страха, не может и не хочет ощущать себя жертвой; поколение, усвоившее смелые прогрессивные идеи человечества, великие культурные богатства своего народа и всего человечества.
Он верил, что именно молодежь окажется в числе первых, кто пронесет в веках историю и религию курдского народа.
Оскудело наше время — все меньше хороших людей! Да останутся с нами воспоминания о них, о красоте этих светлых душ, беззаветно любящих людей и мир, о сильных духом, отдавших сердца народу. Ясная звезда погасла, прекрасный, редкий цветок достойно прожил и отцвёл.
Хоронили пира Мхо всем народом…
Царствие небесное и вечная память тебе, пир Мхо!
Рама таба пире Ал!
Трба та, мазале та ново
Чкле джнатеба!
Паранзе ЗУРБАЕВА, общественный деятель, кавалер ордена Чести
Газета «Свободный Курдистан» №11