Выставка-перфоманс журналиста Зехры Доган открылась в Tэйт Модерн в Лондоне. Она поднимает тему осады Нусайбина, Сура и Джазиры в 2015 и 2016 годах.
Доган рассказала: «Как журналист, освещавший разрушения и столкновения в курдских городах Турции между 2015 и 2016 годами, я покажу собранные мной объекты, которые были оставлены под обломками разрушенных зданий. Через эти предметы, представляющие израненную повседневную жизнь, я расскажу историю этих людей. Эта инсталляция продемонстрирует мою работу как художника и как журналиста. Один из самых ярких экспонатов — выжженный разноцветный ковер.
Этот ковер представляет всех жителей страны: турок, курдов, арабов. Люди прекрасны, когда они вместе, а не когда они разделены. Однако этот частично сожженный ковер показывает, что мы были разделены и сожжены. Также там будет одежда, которая является частью идентичности людей. Эти предметы были сожжены и подняты из-под обломков».
В Ли Дю Ман также имеется экспериментальный, совместный пресс-зал, где Зехра Доган и ее сотрудник, журналист Аге Дюндар, вместе с другими будут писать контент и совместно с посетителями делать газету для художников и активистов, заключенных в Турции.
Инсталляция приглашает посетителей прочитать истории, задокументированные Зехрой Доган и другими журналистами, свидетельствующими о перемещенных лицах и погибших. Перевод играет ключевую роль в этом действе, которое было заказано совместно с Taте Иксчендж в сотрудничестве с компанией «Индекс цензуры», английским PEN-клубом и PEN Интернешнел.
Видео и фотографии, сделанные Зехрой Доган во время комендантского часа, будут показаны на экране с инсталляцией. И там будут читать истории о тех, кто жил за баррикадами. Что случилось во время комендантского часа, что было до этого, чем все закончилось?
«Каждый из посетителей, — поясняет Доган, — будет проинформирован о событиях 2015-2016 годов и получит отпечатанный текст. И когда они уйдут, они возьмут с собой копию газеты «Ли Дю Ман», подготовленную журналистом Аге Дюндаром. В этой газете они узнают о курдском опыте, заключенных в тюрьмах, голодовках, писателях, поэтах, художниках и детях. После всего этого, возможно, каждый человек может пойти домой и действовать, написав письмо заключенным, например».
В недавнем интервью, отвечая на вопрос о том, почему ее искусство и произведения вызывают такой страх у турецкого правительства, Доган сказала: «Tурецкое правительство считает мое искусство угрожающим, потому что я изображаю то, что они сделали. Я рисую их позор. Следовательно, они ненавидят мое искусство. Но у меня нет выбора – турецкое правительство дало мне так много материала для работы».
Зехра Доган была осуждена и заключена в тюрьму за «пропаганду» из-за цифрового рисунка, показывающего разрушенный город Нусайбин.
Она была отправлена в тюрьму в июле 2016 года, освобождена в декабре 2016 года и отправлена обратно в тюрьму в июне 2017 года. В конце концов она была освобождена 24 февраля 2019 года.
Администрация тюрьмы отказалась предоставить ей какие-либо материалы, которые она могла бы использовать для рисования.