В своей лекции Халид Иса рассказал о вкладе курдского народа в построении современной Сирии после ухода турецких сил и их немецких союзников из Сирии после окончания первой мировой войны в 1918 году и при нахождении страны под французским мандатным управлением, вступившим в силу с 1920 года. Он указал на то, что уже в те времена курдский народ был организован, так как каждый регион Рожавы выдвигал из своей среды политических и военных лидеров. Например, в Кобане военное руководство осуществлял Осман Сабри, а политическое и гражданское – Мустафа Шахид-бек. В Сарекание военным лидером был Ибрагим-паша. В Дарбесие общее руководство осуществлял Мухаммад-бек. Военное руководство в Тирбеспи принадлежало Хаджо-аге, а гражданскими делами ведал Джалядат Бадрухан.
Халид Иса отметил, что все национальные лидеры того времени поддержали восстание шейха Саида Бейрани против турецкой оккупации Северного Курдистана в 1925 году. Их не останавливало то, что агенты турецких оккупационных сил преследовали их с целью ареста и на территории под французским мандатом и высылали некоторых из них в Дейр эз-Зор, Дамаск и Алеппо.
Халед Иса указал на выдающуюся роль, которую сыграли курдский народ и курдские лидеры, такие, как Юсуф аль-Азма [военный министр Арабского королевства Сирия в 1920 году], в противостоянии установлению французского мандата, а также в исторической битве при Баяндоре недалеко от территории современного Тирбеспи.
«После ухода французов из Сирии, политические режимы, руководившие Сирией, пытались подавить курдские движения, особенно после прихода к власти Партии арабского социалистического возрождения (Баас), — сказал Халед Иса, – однако все эти попытки потерпели крах».
В заключение он ещё раз подчеркнул роль борьбы курдов и других народов северо-востока Сирии после революции 19 июля в едином порыве за организацию гражданского и военного самоуправления, социальных служб и службы безопасности, и ежедневный рост этой организованности.