Благодаря своей истории Рабочая партия Курдистана (РПК), которая была авангардом восстания, за последние сорок лет неустанной борьбы возвращает людей к победе. Она стала источником надежды для курдов и всего человечества.В течение двадцатого века курдский народ подвергался многочисленным массовым убийствам со стороны оккупационных сил, курдов изгоняли из своих домов, разрушали их культуру и язык. В разгар всех этих страданий и боли им не разрешалось выражать свои мысли на родном языке. Более того, курдский народ не имел места в законах и уставах. Их даже не рассматривали, как людей, описывая их, как «необеспеченные люди».
Страдания продолжались, пока не была основана РПК
В истории каждого народа есть поворотный момент. Он меняет судьбу народа, становится историческим и считается священным. Появление РПК, восставшей против «системы отрицания курдов», которая существовала со времен создания Турецкой Республики, считается важным в истории борьбы за свободу курдского народа.
В борьбе, проведенной РПК, политика отрицания, массовых убийств и несправедливости, которой подвергался курдский народ со стороны Турецкого государства, была разрушены.
Через сорок лет после триумфа трех букв
РПК стала благословенной надеждой для народа. Согласно заявлениям колониальных режимов, это — «терроризм». Для курдских людей – это имя борцов за свободу, оно означает, что эти три буквы больше не являются определением партии или организации.
РПК, как прогрессивное и популярное движение, разбудила людей на краю пропасти. Она стала народным движением и оставила свой след на страницах современной истории.
В этом направлении РПК совершила чудо, почти уничтожив «бетонное литье на Курдистане и курдском народе на горе Агры», воскресив народ, который, как считается, был похоронен и уничтожен, и направила его искать свободу.
Сегодня прошло тридцать девять лет с момента этого чуда. 27 ноября 1978 года горстка студентов собралась в поселке Вис Джем в Амаде и официально основали РПК.
Под руководством РПК возникло самое долгое курдское восстание.
Социолог Исмаил Бешикчи в семидесятых годах прошлого века определял курдский народ как массу, которая «лежит на земле, как туша». Он считал, что курдский народ потерял волю к восстанию.
РПК и ее основатель Абдулла Оджалан говорят, что они стыдятся ситуации, когда курдский народ видят в качестве трупа, и что отчаяние усугубляет чувство стыда в сотни раз.
Под влиянием революционного молодежного движения 1968-71 гг. РПК заявила, что эта позорная ситуация сыграла большую роль в ее историческом облике. Но «группа Апо» не сформировалась на сцене социального движения и эволюции революционной борьбы, напротив, она сформировалась на этапе ликвидации революционеров, распада революционных движений и отрицания курдской идентичности.
От группы молодых студентов до миллионов
В начале 1970-х годов начало формироваться кадровое ядро будущей РПК. Социальной базой партии стали крестьяне юго-востока, пролетарии, недавно вытолкнутые в город из курдских деревень, и курдская интеллигенция, получившая образование в турецких университетах. Главным ориентиром для РПК в организационном строительстве послужила модель партии-авангарда, — то есть, группы профессиональных революционеров, которые объединены в централизованную и четко структурированную организацию. Использование данной модели было обусловлено тяжелыми репрессиями и политикой ассимиляции, применявшимися турецким государством в отношении курдов.
Это движение, которое провело свою первую встречу в 1973 году, организовало себя и развилось идеологически в 1975 году под эгидой Демократического общества высшего образования Анкары. В 1976 году на встрече Дикман было принято решение покинуть университет и организоваться в Курдистане. Члены группы распространились в городах Курдистана и провели встречи с людьми, особенно в Дерсиме, Серхате, Марас-Пазардике, Дилоке, Риха, Антепе и Урфе. Так была создана сильная организация.
«Революционеры Курдистана» не хотели действовать в правовом поле, они считали, что учреждение ассоциации и журнала могут расшифровать группу. С убийством Хаки Кареры в Антепе в 1977 году они столкнулись с дилеммой: либо ликвидация, либо организованность группы.
Чтобы быть достойными борьбы Хаки Кареры, члены группы продолжали работать тайно. 26 и 27 ноября 1978 года во время встречи в деревне Вис, при участии делегации из 22 человек было принято Учредительное заявление. В ходе этой встречи, которую возглавил Мохаммед Хейри Дормуш, было принято решение о создании партии. Правила процедуры были ратифицированы, но партия не была названа. В апреле 1979 года Центральный комитет одобрил создание РПК.
«Путь революции проходит через силу, но до начала войны против государства первая пуля должна быть выпущена против измены», — сказал Абдулла Оджалан в книге «Манифест курдской революции». – В стране, где «агентские и разведывательные организации объединяются, как сеть», в первую очередь, требуется энергичная борьба с агентами и структурами разведки».
Члены РПК стали сопротивляться племенам Бухака и Сулеймана, которые были агентами. В скором времени РПК распространилась, и на нее начались атаки.
В 1979 году в Мараше произошла резня. 12 сентября 1980 года состоялся военный переворот. Чтобы защитить революционеров от государственного переворота, Абдулла Оджалан и группа членов РПК отправились в Ливан через Кобани. В 1982 году, когда Израиль оккупировал Напнан, РПК сражалась вместе с палестинскими революционерами. Двенадцать бойцов РПК пали во время столкновений. Вскоре лагерь «Халва» был передан РПК, и здесь началась подготовка командиров и кадров партии.
Во время второй конференции партии, состоявшейся в 1982 году, было принято решение о «возвращении домой» и «начале вооруженной борьбы». Подготовлены группы партизан в Восточном, Западном и Южном Курдистане. В 1984 году группы партизан проводили военные операции против форпостов противника в Дхи «Арох» и Шамзайнане, и в этих двух операциях было объявлено о создании Освободительных сил Курдистана (ОСК).
15 августа 1984 года РПК объявила вооруженную борьбу против Турецкого государства, поэтому все молодые люди из угнетенных народов были призваны присоединиться к вооруженной борьбе. В этих двух операциях началась 29-я интифада «Serhildan» («Восстание») — массовое восстание курдского населения против карательной политики Турецкого государства.
Турецкая армия стремилась лишить партизан народной поддержки — тысячи курдских сел были сожжены, гражданское население в принудительном порядке переселялось на запад страны. Однако политика репрессий не сломила дух курдского сопротивления. Тысячи юных новобранцев стремились влиться в ряды партии.
РПК удается достичь поставленных целей. Так, начиная с 1990-х годов, отметить национальный праздник Науроз на улицы городов выходят тысячи курдов. Представители сил безопасности Турции не раз открывали огонь по мирным процессиям. В 1991 году погиб 31 человек, в 1992 — 94 человека стали жертвами расстрела, среди них были старики и дети. Общее горе не испугало, а сплотило курдский народ. В 2002 году, чтобы отпраздновать Науроз, на улицы Диярбакыра вышло около миллиона человек. На территории Северного Курдистана силами активистов открываются культурные центры, организуются курсы по изучению курдского языка. Впервые за долгое время в жизнь курдов стали возвращаться курдские имена, национальная музыка и танцы.
Из малочисленной организации РПК смогла развиться в одно из ведущих курдских объединений. Пропаганда движения как террористической организации скрывает важный аспект истории конфликта с государством: до начала вооруженной самообороны следовали многочисленные попытки мирного урегулирования кризиса и долгие годы беспощадного геноцида курдов. Также следует отметить, что перемирие между Турцией и РПК всегда нарушали правительственные турецкие войска. Обращение Абдуллы Оджалана от 21 марта 2013 года было мирной инициативой. Лидер партии многократно призывал заменить вооружённую борьбу за свои права на политическую. Однако в ответ на такие призывы следовали военные операции против курдов и курдского движения. Последние объявления РПК о прекращении огня были в 1999-2004 годах, 2013-2015 годах, но все эти призывы и попытки решить курдскую проблему мирным путем находили ответ со стороны турецкого государства только в силовых действиях.
Профессор Исмаил Бешикчи говорил, что «совершенная и решительная» вооруженная борьба РПК имеет большое значение для преодоления ужасной стены, созданной турецким государством в курдском народе.
На этапе распада социалистического лагеря РПК освободилась от концепции и власти государства и начала строительство второго режима.
Тем временем начался «этап перехода от модели власти и государства к модели демократии, свободы и равноправия, а также окружающей среды». На VII съезде РПК объявила о прекращении вооруженной борьбы.
Революционный процесс позволяет Абдулле Оджалану усовершенствовать свои идеи от «государственной и силовой парадигмы до демократической, экологической и гендерно-либеральной парадигмы». Остановив вооруженную борьбу на внеочередном VII съезде, РПК выводит свои военные силы из Северного Курдистана. В 2004 году становится ясно относительно планов по ликвидации РПК при поддержке Турецкого государства и других стран. РПК, которая больше не является «военной силой», начинает активную борьбу 1 июня 2004 года.
В период правления ПСР не было достигнуто никакого решения. Турецкое государство не отступило от желания уничтожить курдский народ. Из его заявлений видно, что оно хочет уничтожить корни курдского народа, ликвидировав РПК. И еще раз Турецкое государство проявило особую жестокость во многих курдских городах.
В результате борьбы за тридцать девять лет со дня своего основания РПК стала самой базовой военно-политической силой в каждой части Курдистана, Турции, Ирана, Ирака, и с учетом недавних событий, особенно в Сирии. РПК стала признанной политической силой. Все угнетенные народы поддерживают эту партию и ее политические, военные, женские и молодежные организации за пределами страны. РПК стала политическим движением, затрагивающим миллионы людей.
Зана Сиди, аналитик
Продолжение следует