Садр возглавляет крупнейший парламентский блок «Сайрун», Амири является главой второго по величине блока – «Фатха». Альянс между двумя блоками привел Абдула Махди к власти в прошлом году. Но теперь оба политика дистанцируются от него, чтобы защитить свои интересы и статус.
Садр, который находился в Иране с сентября прошлого года, прибыл в Ирак 29 октября и присоединился к протестующим в священном шиитском городе Наджаф. Но протестующие отвергли его, крича: «Муктада, убери свои руки, люди не хотят тебя!»
В тот же день Садр направил Абдуле Махди послание с просьбой уйти в отставку. Премьер-министр ответил в открытом письме: «Вы просили меня пойти в парламент и объявить о досрочных выборах под наблюдением ООН и создании новой избирательной комиссии». Он напомнил Садру, что такой план не является общепринятой юридической процедурой.
Согласно Конституции Ирака, парламент является единственной властью, которая может голосовать за отставку премьер-министра и его кабинета по просьбе президента или одной пятой части депутатов. Если абсолютное большинство выскажется за отставку, то крупнейший парламентский блок выдвинет кандидата на его место и сформирует новое правительство. Созыв досрочных выборов также невозможен, если парламент не распустится абсолютным большинством голосов, после чего у правительства будет только 60 дней для организации новых выборов.
Абдул Махди попросил Садра поработать с Амири над формированием нового правительства вместо того, чтобы призывать к досрочным выборам.
Письмо Абдула Махди к Садру является попыткой установить общую ответственность и донести до общественности, что он не является единственной стороной, ответственной за неудачи, в которых обвиняют его правительство. Как два основных блока, формирующих правительство, партии Садра и Амири также несут ответственность за эти неудачи.
Садр резко ударил по Абдуле Махди, сказав: «Попросив вас подготовиться к досрочным выборам, я хотел сохранить ваше достоинство. Теперь, если вы продолжите отказываться, я буду работать с братом Хади Амири, чтобы лишить вас доверия в парламенте, а затем работать над изменением избирательного законодательства и избирательной комиссии и другими фундаментальными изменениями, включая внесение поправок в Конституцию. Если парламент откажется, народ скажет свое слово. Убирайся!»
Садр, похоже, боится потерять свое влияние. В прошлом ему удавалось манипулировать протестами, но на этот раз протестующие злятся на все политические партии и деятелей, включая самого Садра, обвиняя их в причастности к коррупции в Ираке с 2003 года. Садра также критиковали за его недавнее появление рядом с верховным лидером Ирана Али Хаменеи.
Хади Амири ответил на приглашение Садра работать над увольнением Абдула Махди, сказав, что он будет работать с Садром над тем, что отвечает интересам иракского народа.
Между тем Хаменеи обвинил врагов Ирана, включая Саудовскую Аравию, в распространении беспорядков в Ираке и Ливане, призвав иракский и ливанский народы поставить безопасность своих стран на первое место.
«Я призываю всех, кто любит Ирак и Ливан, бороться с беспорядками и отсутствием безопасности, которые вызваны Соединенными Штатами, Израилем и некоторыми другими западными странами при финансировании некоторых отсталых стран», – сказал Хаменеи, имея в виду Саудовскую Аравию.
Абдул Махди, похоже, стал легкой жертвой, предназначенной для того, чтобы спасти политические интересы блоков Садра и Амири.
Пытаясь максимально дистанцироваться от Абдулы Махди, его правительства и всей иракской политической системы, Садр проводит революционную политику против остальной части политического истеблишмента, чтобы подготовить почву для получения большей политической власти в будущем. Амири же пытается сохранить интересы своей партии и не будет проводить реформы.
Блок Амири включает поддерживаемые Ираном Силы народной мобилизации (СНМ). И Амири, и Иран прекрасно знают, что новые выборы, проведенные под давлением протестов, которые несут в себе сильное антииранское послание, приведут к тому, что Иран и проиранские силы утратят свое влияние в иракском правительстве и скорее всего СНМ будут распущены или интегрированы в иракскую армию, что идет вразрез с иранской повесткой в Ираке.
В таких условиях представляется, что отставка или увольнение Абдулы Махди – лишь вопрос времени. Но после его ухода останутся конфликты между проиранскими силами и политиками в Ираке и протестующими. Иран не отпустит Ирак так легко.