Возвращение в Кобани – часть 2

Возвращение в Кобани – часть 2

Слепящее солнце сопровождает нас все эти дни, окутывая своими лучами зеленые поля. По ту сторону реки Тигр уже Рожава. Эта легендарная река – символическая граница с Южным Курдистаном – Башуром.

Сегодня отправляется микроавтобус из Кобани. Небо ясное, воздух сухой. И мы заворожены перед необъятностью Евфрата.

Подарок от Озлема Танрикули, главы Информационного бюро Курдистана в Италии, заключался в посещении крепости, своего рода замка. Он возвышается над одной из двух рек, которые когда-то были колыбелью человечества.

Величественное строение меняет цвет от жёлтого до кирпично-красного в зависимости от того, как падает солнечный свет. Древние стены хранят загадки прошлых веков, надписи из Корана, а также и следы современности – боевиков ИГИЛ, которые оказались заблокированы там и напрасно искали тайный ход, ведущий из крепости на берег реки.

Сейчас Кобани выступает тылом для Африна. Кобани постепенно восстанавливается и реконструируется после разрушительных боёв. Развивается не только инфраструктура и логистика, но прежде всего – воссоздаются социальные и человеческие связи и структура общества.

Главная героиня реконструкции – женщина 15 — 18 июня 2018 года

На закате Озлем отвез меня в общественную больницу Кобани. Я спускаюсь по лестнице, где внизу меня уже ждет доктор Абдулла Ахмед. И меня снова охватывают воспоминания.

В конце февраля 2015 года клиника была больше похожа на гараж: настолько там было грязно и пыльно. Ситуация была тяжелой: клиника была без какой-либо международной помощи.

За три года система здравоохранения Кобани кропотливо и старательно восстанавливалась людьми. Необходимо было оказывать медицинскую помощь тем, кто вернулся в освобожденный город, а теперь и новоприбывшим – тем, кто бежал из Африна.

Я встретилась с доктором Ахмедом. Он одет в красную футболку и бежевые брюки, и пришел специально, чтобы увидеться со мной. Я приехала туда, чтобы передать хирургические инструменты и два аспиратора, купленных на средства фонда «Wandadi Ferdinando», в рамках сотрудничества Ассоциации «Reciproca» и кооператива «Labirinto» в Пезаро, кооператива «Noncello» в Порденоне, «Uiki Onlus» и Совета по реконструкции Кобани.

В своем кабинете доктор Ахмед умоляет меня подождать еще несколько минут. Я согласилась. Неожиданно в кабинет вошла женщина в униформе — темно-зеленых брюках и длинной рубашке.

-«Я представляю вам доктора Мерве Махмуд Али, это она запросила это медицинское оборудование для педиатрического отделения», — сказал доктор Ахмед.

Мы поприветствовали друг друга. В руках она держала тяжелую стальную коробку с хирургическими инструментами. Она сняла крышку и сказала со всей серьезностью: «Нам это очень нужно. Спасибо людям, которые предоставили нам эту помощь».

Я понимаю, что она немногословна и спешит вернуться в палату, поэтому я уверяю ее, что передам её слова благодарности.

Я спрашиваю ее, нужно ли больнице что-нибудь еще. «Прибор для электрокардиограммы», — решительно отвечает она. Слова излишни. Мы быстро обнялись и попрощались. Затем она торопливо пошла к одному из своих пациентов, сжимая в руках стальной ящик с медицинскими инструментами.

Женщины в Кобани представлены повсюду. Это те, кто выдвигают конкретные требования, те, кто объясняют вам, что было сделано, но прежде всего это те, кто указывают на недостатки, которые необходимо исправить. Они прагматичны в постоянном поиске решений и не теряют времени.

Их не интересуют комплименты о том, что как много работы было сделано и какие они молодцы. У них есть реальные потребности, на которые мы должны дать реальные ответы. Если это невозможно, они ищут решение проблемы дальше.

Другими словами, на всех встречах они объясняли, как вся повседневная жизнь пронизана жизненной женской силой. «Свободная женщина означает свободное общество», — таковы слова сопредседательницы Кобани Рошаны Абди. Именно потому во всех областях представлены женщины, чтобы повернуть время вспять и избавиться от угнетения, длительностью в пять тысяч лет.

И если муниципалитет выделяет 10% бюджета на конкретные проекты, направленные в первую очередь на экономическую эмансипацию женщин, то образование практически полностью в руках женщин.

«Регион Евфрата насчитывает в общей сложности 108 000 студентов, из которых 37 000 курдов и 71 000 арабов»,-объясняет Интизар Осман, сопредседательница Комитета по образованию.

Ее сопровождают две учительницы – Дозгин Али и Амира Мехдин – из школьного совета Кобани.

«В кантоне Кобани насчитывается 537 школ, а в Гре Спи – 427. В Кобани – 2616 учителей, в Гре Спи – 2073. Среди курдских учителей 90% составляют женщины, а среди арабских учителей этот показатель снижается».

Посещение школы обязательно до девятого класса. После этого можно выбрать, продолжать обучение или нет, но одна из задач учителей – пойти и поговорить с семьями и убедить их продолжить образование детей.

5% и девушек и юношей – те,кто отказывается продолжать образование. Ко всем ученикам особый подход.

«До четвертого класса курдские дети учатся на родном языке так же, как и арабские дети», — говорит Интизар Осман.

В Кобани ученики организованы в отдельные классы, но учатся все вместе – в одних и тех же зданиях.

В деревнях количество учеников выше, а классы находятся в разных местах. С пятого класса арабский язык вводится для курдских школьников и курдский для арабских школьников. Они также начинают изучать английский язык.

«Курдские и арабские учителя постоянно проводят совещания, чтобы обсудить систему преподавания. Наше обучение является обязательным и постоянным. Только летом есть три месяца, чтобы освоить инновационные методики обучения, например, в таких предметах, как женеология и обществознание, включенных в программу средней школы».

Проблема не только в разрушенных зданиях. Есть также здания, которые никогда и не строились. «Режим Асада никогда не хотел открывать средние школы в деревнях Рожавы, поэтому строить их должны мы. Немного напоминает ситуацию с университетом: здесь его не существовало, и сегодня, после войны, появились некоторые действующие факультеты, такие, как физика, математика, химия, язык и искусство».

И книги. «За исключением математических и научных текстов, все учебники были переработаны. Потому что во всех учебниках, особенно в учебниках по истории, не был представлен курдский опыт».

Фактически, мы их переиздали, пересмотрели и исправили. Для построения демократического общества необходимо сформировать открытый и аналитический менталитет.

«Образование остается важнейшим моментом во всех проектах. Как и проект, реализованный на средства Автономной провинции Тренто и продвигаемый «Профессорами без границ», Фондом Исторического музея Тренто и Ассоциацией Курдистана в Алессандрии. Этот проект –образовательный центр «Радуга» в память о маленьком курдском мальчике Алане, безжизненное тело которого было найдено на турецком пляже. Он утонул, когда семья пыталась пересечь море».

Мы посещаем комплекс вместе с представительницами этого проекта. Здание поражает нас своим величием. Директор центра – Дилар, молодая женщина, которая всегда улыбается. Она член женского Фонда Рожавы. Она сопровождает нас вместе с двумя другими женщинами, которые поддерживают проект на этапе подготовки. Чуть позже они станут частью административного персонала этого центра.

«Работа идёт полным ходом, но мы остановились из-за плохой погоды. Пару недель назад погода мешала завершить работу на улице», — объясняет она нам, когда мы проходим на первый этаж здания. Первый этаж будет жилым.

«Идея заключается в том, что двери центра будут открыты для людей. То есть, те, кто здесь живет, будь то сироты или дети из очень бедных семей, будут включены в систему общественных школ. Мы откроем ясли и детские сады для семей, проживающих в этом районе, тем самым, гарантируем обслуживание населения».

Все доступно для общества. Любой проект, любая инициатива не имели бы смысла, если бы не были направлены на то, чтобы внедриться в идеи общества, которые пронизывают опыт восстановления Кобани и Рожавы.

Это постоянная практика, которая осуществляется непрерывно и находит отражение на уровне политического представительства.

Умение решать проблемы общества – ключевой момент жизни кантона. Так как, в конце концов, все возвращается к обществу, как успехи, так и поиск решений для возникающих проблем.

 

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/p0nJx

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях